Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5–9 классов (в соответствии со специальной программой VIII вида)

0
0
Материал опубликован 15 November 2017 в группе

Отдел образования администрации Невельского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска

Невельского района Сахалинской области»

РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНО

на методическом объединении Директором МБОУ

учителей русского языка и литературы «СОШ с.Горнозаводска»

Протокол № 1 от 30.08.2017 г. ________________Ким Кен Сен

Приказ № 397а от 31.08.2017 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

По чтению и развитию речи VIII вида

________________________________________________

(наименование учебного предмета/курса)

Основное общее образование

___________________________________________________________

(уровень, ступень образования)

1 год

___________________________________________________________

(срок реализации программы)

С о с т а в л е н а н а о с н о в е п р и м е р н о й п р о г р а м м ы

Специальных (коррекционных) ОУ VIII вида

по чтению и развитию речи VIII вида В.В.Воронкова

_________________________________________________ ____________________________

(наименование программы) (автор программы)

Седых О.В.

___________________________________________________________

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

с. Горнозаводск

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9кл., под ред. В.В.Воронковой.

Цель обучения:

- развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи преподавания чтения состоят в том, чтобы:

- формировать навыки правильного, беглого и выразительного чтения;

- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

- научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- использовать процесс обучения чтению для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личных качеств;

- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения;

- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.


 

Срок реализации рабочей учебной программы – 2017-2022 г.

Содержание уроков чтения в 5 - 9 классах

На уроках чтения в 5 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильность, беглость, выразительность на основе понимания читаемого материала.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышления.

Процесс обучения чтению должен проходить по коррекционно-развивающим принципам. Это динамичность восприятия, продуктивная обработка информации, развитие и коррекция психических процессов и функций, а также мотивации к учению.

При планировании урока надо включать различные методы и приёмы. Задания должны быть по степени нарастающей трудности, предполагающие самостоятельную обработку информации, специальные упражнения коррекции высших психических функций, правильный и исчерпывающий репортаж.

Обучение чтению должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

Методы и приёмы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический.

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

- составление плана текста;

- пересказ текста по плану;

- пересказ текста по предполагаемым вопросам;

- выразительное чтение;

- чтение наизусть;

- чтение по ролям;

Типы урока:

- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Имеет целью выработку умений по применению знаний.

- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок.) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

- Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

- Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Контроль за знаниями, умениями и навыками

осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика с 5 по 9 класс.

Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля, – 5-15 минут.

Коррекционные технологии, используемые в 5- 9 классах;

- Задания по степени нарастающей трудности.

- Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации.

- Включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор.

- Перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

- Включение в урок специальных коррекционных упражнений для коррекции высших психических функций.

- Задания с опорой на несколько анализаторов.

- Правильный и исчерпывающий инструктаж.

- Включение в урок материалов сегодняшней жизни.

- Создание условий для зарабатывания, а не получения оценки.

- Проблемные задания, познавательные вопросы.

Навыки чтения.

Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

Выделение главной мысли произведения.

Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их по­ступков, подтверждение своего заключения словами текста.

Состав­ление характеристики героя с помощью учителя.

Деление прочитанного на части, составление плана.

Пересказ по плану.

Выделение в тексте метких выражений, художественных опре­делений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного.

Пересказ с изме­нением лица рассказчика.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение.

Знание основных сведений из жизни писателей.

Чтение книг из школьной и районной библиотек.

Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.

Обсуждение прочитанных книг, статей.

Составление отзывов.

Умение передать главную мысль произведения, оценивать поступ­ки действующих лиц.

Программа 5 класса для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида рассчитана на 4 часа в неделю.

Обоснование выбора учебно – методического комплекта.

В качестве основы для настоящей рабочей программы использована программа В.В.Воронковой «Русский (родной) язык» из сборника программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, М., «Владос», 2010г. Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении чтению в специальных (коррекционных) школах VIII вида; Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.

Тематическое планирование уроков

чтения и развития речи в 5 классе (136 ч)


 

п/п

Наименование разделов

Количество часов

I.

Устное народное творчество.

3 ч

II.

Сказки

17 ч

III.

Картины родной природы

17 ч

1.

Лето

9 ч

2.

Осень

8 ч

IV.

О друзьях товарищах

13 ч

V.

Басни И.А. Крылова

3 ч

VI.

Спешите делать добро.

15 ч

VII.

Картины родной природы

24 ч

1.

Зима

9 ч

2.

Весна

15 ч

VIII.

О животных

14ч

IХ.

Из прошлого нашего народа

13 ч

Х.

Из произведений зарубежных писателей

17 ч

 

Итого

136 ч

Содержание тем учебного курса 5 класс

Устное народное творчество.(3ч.)

Считалки. Заклички – приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки Загадки.

Сказки(17ч.)

«Никита Кожемяка». «Как наказали медведя» «Золотые руки». «Морозко». «Два мороза» «Три дочери» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Д. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка».

Картины родной природы(17ч.)

Г. Скребицкий «Июнь» И. Суриков «Ярко солнце светит». А. Платонов. «Июльская гроза». А Прокофьев «Березка». Ю. Гордиенко «Вот и клонится…» Г. Скребицкий «Сентябрь», «Добро пожаловать». К. Бальмонт «Осень» В. Астафьев «Осенние грусти». И. Бунин «Первый снег».

О друзьях -товарищах(3ч.)

Ю. Яковлев. «Колючка», «Рыцарь Вася» Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». В. Медведев «Фосфорический мальчик» Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Я. Аким «Твой друг».

Басни И.А. Крылова(3ч.)

«Ворона и лисица». «Щука и кот». «Квартет».

Спешите делать добро.(15ч.)

Н. Хмелик.«Будущий олимпиец». О. Бондарчук «Слепой домик». В. Осеева «Бабка». А. Платонов«Сухой хлеб». В. Распутин. «Люся». В. Брюсов «Труд». Р. Рождественский «Огромное небо»

Картины родной природы. Зима. Весна(25ч.)

Г. Скребицкий «Март», «От первых проталин до первой грозы», «Весна – красна», «Грачи прилетели»,«Заветный кораблик», «В весеннем лесу», А. Толстой «Вот уж снег…», «Весенние ручьи», А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»,А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Соколов – Микитов «Весна». И. Бунин «Крупный дождь…», С.Есенин «Черёмуха», Я. Аким «Весна, весною, о весне».

О животных(14ч.)

М. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка», А. Толстой «Желтухин», К. Паустовский «Кот Ворюга»,Б. Житков «Про обезьяну», Э. Асадов «Дачники», Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца…», Ф. Абрамов. «Из рассказов Олены Даниловны», С. Михалков «Будь человеком»

Из прошлого нашего народа.(13ч.)

О. Тихомиров «Москва собирает войско», «Куликовская битва», «Слава героям», С. Алексеев «Бородино».«Ключи». «Конец похода», Н. Некрасов «Мороз, Красный нос», А. Куприн «Белый Пудель», Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью», Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата».

Из произведений зарубежных писателей.(18ч.)

В. Гюго «Гаврош», М. Твен «Приключения Тома Сойера», С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Г.Х. Андерсен «Русалочка».


 


 

Планируемые предметные результаты освоения чтения и развития речи:

Обучающиеся должны уметь:

- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения;

- определять основные черты характера действующих лиц;

- пересказывать текст по плану и выборочно.

Обучающиеся должны знать:

- наизусть 8-10 стихотворений, 2 прозаических отрывка; основные сведения из жизни писателей.

Навыки чтения

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного. Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа. Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

Работа с текстом

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев. Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста. Выделение частей текста в соответствии с данным планом. Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после их коллективного выделения. Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ произведения необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов. Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки. Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.


 

Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Чтение и развитие речи

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): V - 45- 60 слов; VI - 70-80 слов; VII - IX - 90-100 слов.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

V-IX классы:

«5» ставится ученику, если он:

читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;

делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса - легкие тексты самостоятельно);

называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; »

твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

читает в основном правильно, бегло;

допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;

делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

«2» ставится ученику, если он;

читает по слогам;

допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

не делит текст на части;

не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;

не знает большей части текста, который должен знать наизусть.


РП 6 класс
DOCX / 34.39 Кб

РП 7 класс
DOCX / 48.08 Кб

РП 9 класс
DOCX / 36.26 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации