Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Красота спасёт мир» (5–11 классы)

3
0
Материал опубликован 3 December 2016 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35»

 

Программа

по художественно-эстетическому воспитанию 

«Красота спасёт мир»

(для учащихся с умственной отсталостью)

5 – 11 классы

 

 

Составитель: Пепеонкова Н.В.,

учитель математики

высшей квалификационной категории.

 

 

 

г. Череповец,

2015 – 2016 уч. год

 

 

 «Чтобы воспитать человека чувствующим

и думающим,  его следует, прежде всего,

 воспитать эстетически».

(Ф. Шиллер)

Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Красота спасёт мир», разработана для реализации на классных часах (5 – 11 классы) в МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» г. Череповца Вологодской области. Она учитывает индивидуальные, возрастные особенности детей с проблемами интеллектуального развития и затрагивает формирование всех общечеловеческих ценностей.

Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа -  это общечеловеческие ценности, которые  являются основой воспитательного процесса в становлении личности любого ребёнка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в умственном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём?

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира.

На важную роль искусства и творчества в воспитательно-образовательном процессе детей с отклонениями указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства и творчества детьми представляют собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.

Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами умственного развития. Важно отметить, что в работе с детьми данной категории главными являются те формы работы, которые способствуют формированию социально-адаптированной личности. Одними из таких форм являются формы художественно-эстетического освоения мира. Они  используются не только как средство художественной культуры, но и оказывают на детей с умственной отсталостью лечебное воздействие, являясь способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.

Таким образом, каждый классный час по художественно-эстетическому воспитанию школьников с проблемами интеллектуального развития должен опираться, прежде всего, на следующие  требования:

создание обстановки эмоционального благополучия;

создание и обновление предметно-развивающей среды;

творческий подход к содержанию материала, используемого на классном часе;

вариативность в выборе тем классного часа, форм его проведения, средств и методов работы с детьми;

использование дифференцированного подхода в обучении детей, учитывая их психофизические особенности;

осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Вологодского края);

взаимодействие с семьями воспитанников;

преемственность в работе с учреждениями культуры (посещение музеев, выставочных залов).

Целью программы является: формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное; воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.

Задачи:

Способствовать  развитию художественно-эстетических качеств учащихся с умственной отсталостью через организацию классных часов с использованием музыки, живописи, поэзии, декоративно-прикладного творчества.

Создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей.

Создание высокого уровня эстетических потребностей.

Воспитывать сердечное отношение к людям, трудолюбие.

Дать характеристику стиля, рассмотреть цветовые решения в подборе гардероба, дать практические советы по приобретению и уходу за одеждой.

Данная программа состоит из нескольких блоков. Каждый блок решает ряд определённых задач. Для каждого блока подобраны наиболее эффективные формы работы с учащимися. Наиболее подробно эти данные приведены в таблице.

№ п/п

Название блока

Задачи блока

Формы работы

1

Красота и труд - вместе идут

Показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека.

Вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов труда.

Развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда

Экскурсия, беседа,

игры-тренинги, ролевые игры.

2

Красота родной природы

Раскрыть величие и красоту природы как источника  чувств и творческой деятельности.

Привить любовь к природе родного края с использованием активных форм обучения, технических средств обучения, произведений поэзии, живописи, музыки.

Беседа по картинам, экскурсия в природу (парк), посещение выставок, прослушивание стихотворений, чтение отрывков из произведений

3

Я в мире… мир во мне…

Познакомить с огромного миром и помочь почувствовать важность каждого человека в нём.

Содействовать определению своего  Я и места для себя в этом мире.

Способствовать раскрытию внутреннего мира человека.

Беседа, игры-тренинги, анализ ситуаций, совместный просмотр фильма.

4

Сила красоты и доброты

Воспитание эстетических и нравственных качеств у учащихся, развитие мышления, творческих способностей.

Эстетика в одежде, поступках людей.

Дискуссия, просмотр фильмов, игры-тренинги, анализ ситуаций.

5

Наследники традиций

Развить речевую, мыслительную деятельность, творческую деятельность учащихся.

Активизировать воображение.

Беседа, посещение памятных и исторических мест (музеи)


Блок «Красота и труд – вместе идут» включает в себя изучение эстетически значимых мест родной Вологодчины и профессий, связанных с этими местами.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами знакомства с профессиями наших предков и профессий сегодняшнего дня.

Блок «Красота родной природы» включает в себя изучение прекрасного в природе России и малой Родины – Вологодчины с использованием литературных, музыкальных и художественных произведений по теме классного часа.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами поэзии, релаксационной музыки – «звуки природы», знакомства с картинами русских  художников-пейзажистов, знакомство с творчеством Вологодских поэтов и художников.

Блок «Я в мире… мир во мне…» включает в себя изучение детьми общекультурных ценностей: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость, внимательность и предупредительность.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств к самому себе, средствами тренинговых занятий по теме классного часа, диспутов после просмотра или иллюстрирования различных жизненных ситуаций (отрывки фильмов, презентации).

Блок «Сила красоты и доброты» включает в себя изучение эстетических и нравственных качеств людей, способствующих развитию мышления, творческих способностей, формирующих эстетику в одежде, поступках детей.

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств по отношению к внешнему виду и поступкам людей средствами.

Блок «Наследники традиций» включает в себя изучение традиционной народной культуры Вологодской области (праздники, обряды, особенности мужского и женского костюма, мужское ремесло и женское рукоделие, каноны мужского и женского поведения в семье (общине).

Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами народной традиционной культуры.

 

Тематика классных часов

по художественно-эстетическому воспитанию

5 класс

Разделы   (блоки)   программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Шубка овечки – теплее любой печки». Знакомство с особенностью разведения овец. Что овечка нам приносит?

Любимый парк родного города.

Анализ стихотворений о парках КиО

г. Череповца. Рисование иллюстраций.

«Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».

 

«Какого человека можно назвать красивым? Можно ли стать красивым?».

 

«Все игрушки в сундучке на цветном половичке». Традиционные игрушки наших предков.

6 класс

Разделы   (блоки)   программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Скатерть бела весь свет одела» Знакомство с технологией изготовления Вологодского кружева.

Природа и фантазия. «Фотоконкурс овощей необычной формы или размера».

Тайны вокруг нас – вещь временная. Тайное всегда становиться явным.

 

Красота человеческих отношений. Чтобы иметь друга, надо быть им.

 

«Кузьминки» - 14 ноября. Традиция празднования Кузьминок в Вологодской области.

                                                               7 класс

Разделы   (блоки)   программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Зимой и летом» одним цветом». Лес родного края: ель, сосна. Что нам даёт лес? Профессии, связанные с лесом.

Моя малая Родина – Вологодский край. Посещение музей (пейзажи Вологодчины)

Фотоконкурс «Я и природа».

Хорошие манеры.

 

Красота человеческих отношений. Сеющий неправду –  пожнет беду.

Традиция празднования Рождества на Руси.  Что такое «Вертепный театр»? 

8 класс

Разделы   (блоки)   программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Прянична доска с целого пенька». Традиционные ремёсла и трудовые занятия: изготовление пряника, его предназначение. Пряничник.

«Люблю берёзку русскую…»

Береза - это символ России, любимое дерево с древних времен, для православных людей это главное дерево жизни.

«Суд» над пороками людей (ложь, наркомания, алкоголизм и т.д.).

 

«Подарок моим друзьям».

 

«Прилетела птица из-за морья, вывела весну из затворья». Представление наших предков о небесном светиле – солнце. Использование солнца, как оберега на прялках, в избе и на одежде наших предков 

9 класс

Разделы   (блоки)   программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть». Красота водных ресурсов Вологодчины. Традиция рыболовства в Вологодской области.

Творчество Фёдора Тютчева (в зависимости от времени года)

«Осенний вечер» «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит»

«Зима недаром злится»

«Что значит владеть собой?»

 

 

Расскажи мне о себе.

Расскажи мне обо мне.

 

Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них.

 

«Вода – всему господин». Вода (живая и мёртвая) родники, источники, ключи и традиции их почитания.

10  класс

Разделы   (блоки)   программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«В пастухи наймёшься – вся деревня в долгу!» Красота лугов Вологодчины. Традиционный труд людей на лугах: пастушество, сенокос.

Творчество Сергея Есенина (в зависимости от времени года).

«Отговорила роща золотая…»

«Еду. Тихо. Слышны звоны…»

«Что такое характер? Можно ли изменить свой характер?» (диспут)

 

«Надо ли любить всех?»

«Традиция празднования Пасхи». Пасхальные игры, традиционная кулинария на пасху 

11  класс

Разделы   (блоки)   программы

Красота и труд - вместе идут

Красота родной природы

Я в мире… мир во мне…

Сила красоты и доброты

Наследники традиций

«Берёза, моя берёзонька!»

Ремесло не коромысло – плеч не оттягивает! (плетение из бересты: туески, солонки, корзинки, лапти из бересты)

Творчество Рубцова «Родная природа»

«Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?» (диспут)

 

«Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».

 

«Традиционный костюм Вологодской области (мужской, женский) Вышивка, ткачество и пояса – обереги народа. Символика цвета в традиционной культуре. 


Калейдоскоп возможных форм работы с детьми

по художественно-эстетическому воспитанию

Праздники:

· «Мы за чаем не скучаем».

·  «Праздник семейных династий»

·  «Папа, мама и я – дружная семья».

Устные журналы:

·    «Очевидное - невероятное».

·    «Моя родословная».

·    «Семейные традиции».

Диспуты:

·  «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективи­стом?».

·  «Что такое духовность человека?».

·  «Разумное и нравственное всегда совпадают».

Вечера:

· «Молодость наших бабушек».

·  «Орден твоего деда».

Викторины:

· «Классики литературы о добре и зле».

·  «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне».

·  «Новогодняя. По странам и континентам».

·  «Братья наши меньшие».

Беседы:

·  «Как изучить самого себя».

·  «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».

·  «В дружбе - сила».

Выставки поделок:

·  «Золотые бабушкины руки».

·   «Природа и фантазия».

Конкурс сочинений:

·  «Я и мой старший брат».

·  «Я в ответе за младших в семье».

·  «Мои соседи».

·  «Что значит быть человеком?».

·  «Береги честь смолоду».

·  «Самый дорогой человек».

Заочные путешествия:

·  «Здесь живут мои родственники».

·  «Дорогами великих географических открытий».

·  «По странам и континентам».

Игры-путешествия:

·  «Праздничный сюрприз».

·  «Снежная сказка» (для 5 – 6 классов).

Тридцать пестрых дел (по Н. Щурковой):

·  «Волшебный стул».

·  «Презентация мира».

·  «Социодрама».

·  «Разброс мнений».

·  «Публичная лекция».

·  «Открытая кафедра».

·  «Пять минут с искусством».

·  «Защита проекта».

·  «Философский стол».

·  «Приглашение к чаю».

·  «Сократовская беседа».

·  «Дерево, посаженное тобою».

·  «Корзина грецких орехов».

·  «Театр-экспромт».

·  «Час тихого чтения».

·  «Турнир знатоков этикета».

·  «Дискуссионные качели».

·  «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)».

·  «Интеллектуальный аукцион».

·  «Большой круг».

·  «Диалог с веком».

·  «День добрых сюрпризов».

·  «Путешествие в свое прошлое».

·  «Проблемы и аргументы».

·  «Свободный разговор».

·  «Смешинка».

·  «Этический тренинг».

·  «Конверт дружеских вопросов».

·  «Выпускной ринг».

·  «Когда говорят предметы».

·  «Калейдоскоп».

·  «Лукошко».

·  «Маски».

·  «В одной связке».

Творческие конкурсы:

·  На лучшее сочинение на тему... («Как я провел лето»).

·  На лучшее стихотворение о...

·  Рисунков на асфальте.

·  Рисунков на тему... («Первый день зимы»).

·  На лучшее поздравление с... (Днем учителя).

·  Агитпредставлений.

·  Юных фотолюбителей.

·  Юных модельеров.

·  На лучшую праздничную стенгазету.

·  Поделок из бумаги (оригами).

·  Исполнителей народных песен.

·  Рисунков на стекле (витражей).

·  Юных джентльменов.

·  На лучшую сервировку стола к 8 марта. 

·  Фигурок из желудей и шишек.

·  Инсценированной сказки.

·  Картин из цветов (флористика).

 

Список литературы:

1.    Баранов  Д. А., Баранова О. Г., Зимина Т. А. Русские дети. Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб., 2006.

2.    Гуров В.Н. Социальная работа школы и семьи. – М., 2002.

3.    Дитятко – что тесто, как замесишь, так и выходит. Сборник учебных программ и методических разработок по традиционной народной культуре. Часть I. – Череповец: КнигоГрад, 2013. – 260 с.

4.    Кислицына Т. Г. Русская семья: От рождения к вечности. – М., 2008.

5.    Кислицына Т. Г. Русская семья, праздники и традиции. – М., 2009.

6.    Погодина Е. В. Взаимодействие семьи и школы как одно из условий создания единой воспитательной среды. – Череповец, 2001.

Комментарии
Комментариев пока нет.