Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Красота спасёт мир» (5–11 классы)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35»
Программа
по художественно-эстетическому воспитанию
«Красота спасёт мир»
(для учащихся с умственной отсталостью)
5 – 11 классы
Составитель: Пепеонкова Н.В.,
учитель математики
высшей квалификационной категории.
г. Череповец,
2015 – 2016 уч. год
«Чтобы воспитать человека чувствующим
и думающим, его следует, прежде всего,
воспитать эстетически».
(Ф. Шиллер)
Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Красота спасёт мир», разработана для реализации на классных часах (5 – 11 классы) в МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» г. Череповца Вологодской области. Она учитывает индивидуальные, возрастные особенности детей с проблемами интеллектуального развития и затрагивает формирование всех общечеловеческих ценностей.
Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса в становлении личности любого ребёнка.
Внутренний мир ребенка с проблемами в умственном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём?
Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира.
На важную роль искусства и творчества в воспитательно-образовательном процессе детей с отклонениями указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства и творчества детьми представляют собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.
Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами умственного развития. Важно отметить, что в работе с детьми данной категории главными являются те формы работы, которые способствуют формированию социально-адаптированной личности. Одними из таких форм являются формы художественно-эстетического освоения мира. Они используются не только как средство художественной культуры, но и оказывают на детей с умственной отсталостью лечебное воздействие, являясь способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.
Таким образом, каждый классный час по художественно-эстетическому воспитанию школьников с проблемами интеллектуального развития должен опираться, прежде всего, на следующие требования:
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- творческий подход к содержанию материала, используемого на классном часе;
- вариативность в выборе тем классного часа, форм его проведения, средств и методов работы с детьми;
- использование дифференцированного подхода в обучении детей, учитывая их психофизические особенности;
- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Вологодского края);
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- преемственность в работе с учреждениями культуры (посещение музеев, выставочных залов).
Целью программы является: формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное; воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.
Задачи:
Способствовать развитию художественно-эстетических качеств учащихся с умственной отсталостью через организацию классных часов с использованием музыки, живописи, поэзии, декоративно-прикладного творчества.
Создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей.
Создание высокого уровня эстетических потребностей.
Воспитывать сердечное отношение к людям, трудолюбие.
Дать характеристику стиля, рассмотреть цветовые решения в подборе гардероба, дать практические советы по приобретению и уходу за одеждой.
Данная программа состоит из нескольких блоков. Каждый блок решает ряд определённых задач. Для каждого блока подобраны наиболее эффективные формы работы с учащимися. Наиболее подробно эти данные приведены в таблице.
№ п/п |
Название блока |
Задачи блока |
Формы работы |
1 |
Красота и труд - вместе идут |
Показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека. Вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов труда. Развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда |
Экскурсия, беседа, игры-тренинги, ролевые игры. |
2 |
Красота родной природы |
Раскрыть величие и красоту природы как источника чувств и творческой деятельности. Привить любовь к природе родного края с использованием активных форм обучения, технических средств обучения, произведений поэзии, живописи, музыки. |
Беседа по картинам, экскурсия в природу (парк), посещение выставок, прослушивание стихотворений, чтение отрывков из произведений |
3 |
Я в мире… мир во мне… |
Познакомить с огромного миром и помочь почувствовать важность каждого человека в нём. Содействовать определению своего Я и места для себя в этом мире. Способствовать раскрытию внутреннего мира человека. |
Беседа, игры-тренинги, анализ ситуаций, совместный просмотр фильма. |
4 |
Сила красоты и доброты |
Воспитание эстетических и нравственных качеств у учащихся, развитие мышления, творческих способностей. Эстетика в одежде, поступках людей. |
Дискуссия, просмотр фильмов, игры-тренинги, анализ ситуаций. |
5 |
Наследники традиций |
Развить речевую, мыслительную деятельность, творческую деятельность учащихся. Активизировать воображение. |
Беседа, посещение памятных и исторических мест (музеи) |
Блок «Красота и труд – вместе идут» включает в себя изучение эстетически значимых мест родной Вологодчины и профессий, связанных с этими местами.
Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами знакомства с профессиями наших предков и профессий сегодняшнего дня.
Блок «Красота родной природы» включает в себя изучение прекрасного в природе России и малой Родины – Вологодчины с использованием литературных, музыкальных и художественных произведений по теме классного часа.
Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами поэзии, релаксационной музыки – «звуки природы», знакомства с картинами русских художников-пейзажистов, знакомство с творчеством Вологодских поэтов и художников.
Блок «Я в мире… мир во мне…» включает в себя изучение детьми общекультурных ценностей: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость, внимательность и предупредительность.
Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств к самому себе, средствами тренинговых занятий по теме классного часа, диспутов после просмотра или иллюстрирования различных жизненных ситуаций (отрывки фильмов, презентации).
Блок «Сила красоты и доброты» включает в себя изучение эстетических и нравственных качеств людей, способствующих развитию мышления, творческих способностей, формирующих эстетику в одежде, поступках детей.
Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств по отношению к внешнему виду и поступкам людей средствами.
Блок «Наследники традиций» включает в себя изучение традиционной народной культуры Вологодской области (праздники, обряды, особенности мужского и женского костюма, мужское ремесло и женское рукоделие, каноны мужского и женского поведения в семье (общине).
Цель блока: социально-личностное развитие детей с умственной отсталостью, через развитие эстетически-ценностных качеств, средствами народной традиционной культуры.
Тематика классных часов
по художественно-эстетическому воспитанию
5 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут |
Красота родной природы |
Я в мире… мир во мне… |
Сила красоты и доброты |
Наследники традиций |
«Шубка овечки – теплее любой печки». Знакомство с особенностью разведения овец. Что овечка нам приносит? |
Любимый парк родного города. Анализ стихотворений о парках КиО г. Череповца. Рисование иллюстраций. |
«Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».
|
«Какого человека можно назвать красивым? Можно ли стать красивым?».
|
«Все игрушки в сундучке на цветном половичке». Традиционные игрушки наших предков. |
6 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут |
Красота родной природы |
Я в мире… мир во мне… |
Сила красоты и доброты |
Наследники традиций |
«Скатерть бела весь свет одела» Знакомство с технологией изготовления Вологодского кружева. |
Природа и фантазия. «Фотоконкурс овощей необычной формы или размера». |
Тайны вокруг нас – вещь временная. Тайное всегда становиться явным.
|
Красота человеческих отношений. Чтобы иметь друга, надо быть им.
|
«Кузьминки» - 14 ноября. Традиция празднования Кузьминок в Вологодской области. |
7 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут |
Красота родной природы |
Я в мире… мир во мне… |
Сила красоты и доброты |
Наследники традиций |
«Зимой и летом» одним цветом». Лес родного края: ель, сосна. Что нам даёт лес? Профессии, связанные с лесом. |
Моя малая Родина – Вологодский край. Посещение музей (пейзажи Вологодчины) Фотоконкурс «Я и природа». |
Хорошие манеры.
|
Красота человеческих отношений. Сеющий неправду – пожнет беду. |
Традиция празднования Рождества на Руси. Что такое «Вертепный театр»? |
8 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут |
Красота родной природы |
Я в мире… мир во мне… |
Сила красоты и доброты |
Наследники традиций |
«Прянична доска с целого пенька». Традиционные ремёсла и трудовые занятия: изготовление пряника, его предназначение. Пряничник. |
«Люблю берёзку русскую…» Береза - это символ России, любимое дерево с древних времен, для православных людей это главное дерево жизни. |
«Суд» над пороками людей (ложь, наркомания, алкоголизм и т.д.).
|
«Подарок моим друзьям».
|
«Прилетела птица из-за морья, вывела весну из затворья». Представление наших предков о небесном светиле – солнце. Использование солнца, как оберега на прялках, в избе и на одежде наших предков |
9 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут |
Красота родной природы |
Я в мире… мир во мне… |
Сила красоты и доброты |
Наследники традиций |
«Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть». Красота водных ресурсов Вологодчины. Традиция рыболовства в Вологодской области. |
Творчество Фёдора Тютчева (в зависимости от времени года) «Осенний вечер» «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит» «Зима недаром злится» |
«Что значит владеть собой?»
Расскажи мне о себе. Расскажи мне обо мне.
|
Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них.
|
«Вода – всему господин». Вода (живая и мёртвая) родники, источники, ключи и традиции их почитания. |
10 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут |
Красота родной природы |
Я в мире… мир во мне… |
Сила красоты и доброты |
Наследники традиций |
«В пастухи наймёшься – вся деревня в долгу!» Красота лугов Вологодчины. Традиционный труд людей на лугах: пастушество, сенокос. |
Творчество Сергея Есенина (в зависимости от времени года). «Отговорила роща золотая…» «Еду. Тихо. Слышны звоны…» |
«Что такое характер? Можно ли изменить свой характер?» (диспут)
|
«Надо ли любить всех?» |
«Традиция празднования Пасхи». Пасхальные игры, традиционная кулинария на пасху |
11 класс
Разделы (блоки) программы |
||||
Красота и труд - вместе идут |
Красота родной природы |
Я в мире… мир во мне… |
Сила красоты и доброты |
Наследники традиций |
«Берёза, моя берёзонька!» Ремесло не коромысло – плеч не оттягивает! (плетение из бересты: туески, солонки, корзинки, лапти из бересты) |
Творчество Рубцова «Родная природа» |
«Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?» (диспут)
|
«Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».
|
«Традиционный костюм Вологодской области (мужской, женский) Вышивка, ткачество и пояса – обереги народа. Символика цвета в традиционной культуре. |
Калейдоскоп возможных форм работы с детьми
по художественно-эстетическому воспитанию
Праздники:
· «Мы за чаем не скучаем».
· «Праздник семейных династий»
· «Папа, мама и я – дружная семья».
Устные журналы:
· «Очевидное - невероятное».
· «Моя родословная».
· «Семейные традиции».
Диспуты:
· «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?».
· «Что такое духовность человека?».
· «Разумное и нравственное всегда совпадают».
Вечера:
· «Молодость наших бабушек».
· «Орден твоего деда».
Викторины:
· «Классики литературы о добре и зле».
· «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне».
· «Новогодняя. По странам и континентам».
· «Братья наши меньшие».
Беседы:
· «Как изучить самого себя».
· «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».
· «В дружбе - сила».
Выставки поделок:
· «Золотые бабушкины руки».
· «Природа и фантазия».
Конкурс сочинений:
· «Я и мой старший брат».
· «Я в ответе за младших в семье».
· «Мои соседи».
· «Что значит быть человеком?».
· «Береги честь смолоду».
· «Самый дорогой человек».
Заочные путешествия:
· «Здесь живут мои родственники».
· «Дорогами великих географических открытий».
· «По странам и континентам».
Игры-путешествия:
· «Праздничный сюрприз».
· «Снежная сказка» (для 5 – 6 классов).
Тридцать пестрых дел (по Н. Щурковой):
· «Волшебный стул».
· «Презентация мира».
· «Социодрама».
· «Разброс мнений».
· «Публичная лекция».
· «Открытая кафедра».
· «Пять минут с искусством».
· «Защита проекта».
· «Философский стол».
· «Приглашение к чаю».
· «Сократовская беседа».
· «Дерево, посаженное тобою».
· «Корзина грецких орехов».
· «Театр-экспромт».
· «Час тихого чтения».
· «Турнир знатоков этикета».
· «Дискуссионные качели».
· «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)».
· «Интеллектуальный аукцион».
· «Большой круг».
· «Диалог с веком».
· «День добрых сюрпризов».
· «Путешествие в свое прошлое».
· «Проблемы и аргументы».
· «Свободный разговор».
· «Смешинка».
· «Этический тренинг».
· «Конверт дружеских вопросов».
· «Выпускной ринг».
· «Когда говорят предметы».
· «Калейдоскоп».
· «Лукошко».
· «Маски».
· «В одной связке».
Творческие конкурсы:
· На лучшее сочинение на тему... («Как я провел лето»).
· На лучшее стихотворение о...
· Рисунков на асфальте.
· Рисунков на тему... («Первый день зимы»).
· На лучшее поздравление с... (Днем учителя).
· Агитпредставлений.
· Юных фотолюбителей.
· Юных модельеров.
· На лучшую праздничную стенгазету.
· Поделок из бумаги (оригами).
· Исполнителей народных песен.
· Рисунков на стекле (витражей).
· Юных джентльменов.
· На лучшую сервировку стола к 8 марта.
· Фигурок из желудей и шишек.
· Инсценированной сказки.
· Картин из цветов (флористика).
Список литературы:
1. Баранов Д. А., Баранова О. Г., Зимина Т. А. Русские дети. Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб., 2006.
2. Гуров В.Н. Социальная работа школы и семьи. – М., 2002.
3. Дитятко – что тесто, как замесишь, так и выходит. Сборник учебных программ и методических разработок по традиционной народной культуре. Часть I. – Череповец: КнигоГрад, 2013. – 260 с.
4. Кислицына Т. Г. Русская семья: От рождения к вечности. – М., 2008.
5. Кислицына Т. Г. Русская семья, праздники и традиции. – М., 2009.
6. Погодина Е. В. Взаимодействие семьи и школы как одно из условий создания единой воспитательной среды. – Череповец, 2001.