12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лялина Екатерина Юрьевна932
Россия, Тульская обл., Тула

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Основы творческого письма»


 


 


 


 


 

Составитель: Лялина Екатерина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы


 


 


 


 

Тула - 2017


 


 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку « Основы творческого письма» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования» и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы основного образования по русскому языку Ладыженской, планируемых результатов основного общего образования.

Данный курс направлен на формирование коммуникативной компетенции, так как она является основой всего процесса обучения, средством развития интеллектуальных и творческих способностей, воображения, мышления, социализации личности.

Цель программы – формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников.

Задачи программы :

развитие художественно-творческих и познавательных способностей; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать собственный созданный текст;

обогащение нравственного опыта пятиклассников, формирование нравственных чувств и представление о дружбе, добре и зле; правде и ответственности;

развитие устной и письменной речи, диалогической и монологической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


 

Основные принципы реализации программы:

- доступность,

- добровольность,

- субъектность,

- деятельностный и личностный подходы,

- преемственность,

- результативность,

- партнерство,

- творчество и успех.


 

Участниками реализации программы являются учащиеся 5 класса.

Сроки реализации программы – 1 год.


 

Общая характеристика курса

Программа курса «Основы творческого письма» определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета «русский язык»:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

В программе учитываются виды речевой деятельности. Это обеспечивает ориентацию школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формой языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать как устную, так и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.

Таким образом, значимое место в курсе речевой деятельности занимает работа над разделом «Текст». Это обеспечивает формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников создания текста по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст — повествование, текст — описание, текст — рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитие умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Программа предусматривает формирование у пятиклассников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование навыков работы с информацией. Учащиеся должны будут работать с разными видами информации: текст, таблица, схема. Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию в виде новых информационных объектов: сообщений, отзывов, поздравительных открыток, классных газет, сборников (рассказы, сказки, очерки).

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая включает учащихся в активный творческий процесс.

Ожидаемые результаты.

Овладение техникой творчества (искусством слова, приёмами ремесла, умением создавать «законченную вещь», то есть произведение, умениями удивляться всему; видеть, слышать, ощущать; мечтать, фантазировать.).

Накопление лексики, разработка грамматических моделей и сцепление предложений в связный текст или устную речь в ситуации общения, путём включения разнообразных обратных связей и формирования критериев оценки конечного речевого продукта.

Самореализация в творческих самостоятельных работах, позволяющих учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивающие возможность повышения качества знаний в учебной деятельности.

Развитие креативных способностей как самостоятельного фактора, который является результатом обучения творческой деятельности школьников.


 


 


 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания данного курса:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Планируемые результаты

В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении и языковом общении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладение первоначальными представлениями об орфоэпических, лексических нормах русского языка и правилах речевого этикета;

формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


 


 

Содержание программы

1.Общение (10 часов)

Язык и речь – это чудо из чудес. Речь как средство воздействия на мысли, чувства. Разговор как искусство устной речи. Коммуникативные качества речи. Великая сила голоса. Интонация и ударение. Эмоциональная грамотность. Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. Составление орфоэпического словаря наиболее употребляемых слов. Подготовка проекта и проект на тему «Говори правильно!». Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.

2. Текст (6 часов)

Текст как смысловое и тематическое единство. Отличительные признаки текста. Тема и основная мысль текста. Заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. «В глубь текста». Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические средства связи. Комплексный анализ текста художественного произведения.

3. Типология текстов (7 часов)

Текст-описание. Анализ текстов-описаний. Структура описания. Текст – описание. Создание текста описания на основе опорных слов – прилагательных. Текст-повествование. Структура текста-повествования. Создание текста – повествования на предложенную тему. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Текст – рассуждение. Структура текста-рассуждения. Анализ высказываний русских писателей о русском языке. Создание текста – рассуждения по одному из высказываний.

4. Богатство русского языка (9 часов )

Изобразительно – выразительные средства русского языка: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Создание словаря средств художественной выразительности. Создание текста на тему с использованием изобразительно - выразительных средств. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. Синонимы. Использование синонимов в речи. Создание текста с использованием синонимов. Антонимы и омонимы. Использование антонимов и омонимов в речи. Использование Фразеологизмов в речи. История возникновения фразеологизмов. Работа со словарем фразеологизмов. Создание текста на основе фразеологизма. Работа с лингвистическими словарями: толковым, словарем антонимов, словарем синонимов, словарём омонимов, фразеологизмов. Создание своего словаря. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки. Их использование в речи

5.Речевые жанры (7 часов)

Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров. Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Отзыв. Сочинение-отзыв на книгу. Отзыв – синквейн. Рассказ на основе услышанного. Эссе. Написание эссе. Дневниковые записи. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Личное письмо Благодарственное письмо. Письмо-поздравление. Письмо-просьба.

6.Функциональные стили литературного языка (8 часов)

Функциональные стили литературного языка. Научный стиль. Художественный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Разговорный стиль. Старая сказка на новый лад. «Курочка Ряба» в разных стилях.

7.Модель создания речевого высказывания (6 часов)

Литературная речь. Риторика, риторические жанры (приветственное, поздравительное слово (послания). Модель создания речевого высказывания Конкурс юных ораторов. Подготовка и проведение конференции «Части речи в русском языке». Отбор содержания для выступления.

8.Творческое письмо (9 часов)

Творческое изложение. Виды творческих изложений. Обучение написанию сочинения-миниатюры. Исследование поэтического текста. Сочинение-анализ поэтического текста. Сочинение по сюжетному рисунку с включением диалога. Создание текста на основе репродукции картины. Отбор языковых средств в соответствии с темой и главной мыслью. Сочинение по сюжетному рисунку с включением диалога. Создание текста на основе репродукции картины. Отбор языковых средств в соответствии с темой и главной мыслью. Прогулки по Туле. Сочинение – описание памятника. Отбор содержания в соответствии с темой и главной мыслью. Круглый стол «Зачем писать сочинения». Обсуждение вопроса.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности


 

п/п

Дата

Раздел, тема учебного занятия

Форма организации внеурочной деятельности


 

УУД

Характеристика

деятельности обучающихся

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

 

Раздел 1. Общение.

1

 

Язык и речь – это чудо из чудес.

беседа

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении. Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.

Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета.

Вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества.

Работают с дополнительными источниками «Из истории правил этикетного обращения в России»;

Беседуют по вопросам.

Определяют основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации

2.

 

Речь как средство воздействия на мысли, чувства. Разговор как искусство устной речи

беседа

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении.

Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.


 

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения

Желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся

Рассматривают примеры важности общения в жизни людей, восстанавливают и описывают речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма, анализируют примеры примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

3.

 

Коммуникативные качества речи

беседа

Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.

Умело вести в разных ситуациях общение, быть талантливым собеседником

осознавать качество и уровень усвоения; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить свои действия

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе общения

Анализируют коммуникативные качества речи. Стремятся к ясности, точности и чистоте речи.

4.

 

Великая сила голоса.

практикум

самостоятельно делать выводы, перерабаты­вают информацию.

уметь уместно использовать сред­ства несловесного общения в раз­ных речевых ситуациях.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе общения

Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи.

Регулируют громкость голоса, выделяют главные по смыслу слова. Знать назначение данных жанров, применяют правила артикуляции, тренируют артикуляционный аппарат.

5.

 

Интонация и ударение. Эмоциональная грамотность


 


 


 


 


 


 


 


 


 

практикум

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

уметь уместно использовать сред­ства несловесного общения в раз­ных речевых ситуациях.

Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

Участвовать в творческом, созидательном процессе

Изображают персонажей сказки, стремятся передать их эмоции

6

 

Орфоэпические нормы

современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём.

Составление орфоэпического

словаря наиболее употребляемых

слов.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

практикум

Выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Вносить необходимые дополнений я коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами

Проявлять положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Работают с раздаточным материалом. Формируют понятие об орфоэпических нормах русского языка.

Знакомятся с основными орфоэпическими нормами русского литературного языка

7-8

 

Подготовка проекта и проект на тему «Говори правильно!».

проект

Владеть разными видами чтения;

точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме


 

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Быть способными к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Отбирают материал в соответствии с заданной темой

Определяют тему проекта, обсуждают её в паре, группе, намечают план работы по проекту, отбирают необходимый материал по теме проекта, классифицируют его, группируют, преобразовывают представлять, оценивают результат в соответствии с выработанными критериями.

9


 

Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении

практикум

Выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;


 

Использовать несловесные средства общения для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Осознавать качество и уровень усвоения; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить свои действия

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

Овладевают культурными нормами речевого поведения

Определяют вид общения Оценивают соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. Учатся правильно использовать разные виды мимики и жестов в зависимости от ситуации общения. Анализируют мимику и используемые жесты.;


 

10


 

Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты

практикум

Уметь определять средства несловесного общения — в частности, жесты, их характер, определять характер обстановки при неофициальном общении.

Использовать несловесные средства общения для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

Учатся уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения.

Овладевают культурными нормами речевого поведения

Определяют вид общения Оценивают соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. Учатся правильно использовать разные виды мимики и жестов в зависимости от ситуации общения. Анализируют мимику и используемые жес

Раздел 2. Текст

11


 

Текст как смысловое и тематическое единство.

Отличительные признаки текста


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

лекция

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 Владеть всеми видами речевой деятельности;

адекватно воспринимать  устную и письменную речь;

продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;


 

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий

Осознают эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию

Формируют общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся. Составляют текст

в соответствии с темой и главной мыслью, логикой содержания, корректировка в соответствии с темой и главной мыслью.


 

12-13


 

Тема и основная мысль текста. Заголовок текста.

практикум

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 Владеть всеми видами речевой деятельности;

адекватно воспринимать  устную и письменную речь;

продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;


 

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий

Осознают эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию

Формируют общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся. Определяют тему и основную мысль текстов, составляют тексты на заданные темы

14


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ключевые (опорные) слова.

практикум

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 Владеть всеми видами речевой деятельности;

адекватно воспринимать  устную и письменную речь;

продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;


 

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий

Осознают эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию

Формируют общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся. Находят ключевые слова в текстах. На основе предложенных ключевых слов составляют свои тексты

15


 

«В глубь текста». Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические средства связи

практикум

Анализировать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над текстом

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

эффективно сотрудничать в парах, группах с учётом конкретных задач

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному анализу текста

Знакомятся со способами и средствами связи в тексте, учатся находить их в тексте, анализируют тексты

16


 

Комплексный анализ текста художественного произведения

практикум

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


 

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


 

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному анализу текста

Анализируют текст, определяют в нем части, воспроизводят текст в соответствии с частями


 

Раздел 3. Типология текстов

17


 

Текст-описание. Анализ текстов-описаний. Структура описания

практикум

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


 

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Формируют представление о типе речи описании, признаках текста-описания, об изобразительно-выразительных средствах.

18


 

Текст – описание. Создание текста описания на основе опорных слов – прилагательных.


 

практикум

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


 

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Определяют тему, главную мысль, отбирают материал в соответствии с темой и главной мыслью, создают тексты, редактируют тексты.


 

19


 

Текст-повествование. Структура текста-повествования.

практикум

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


 

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Актуализируют знания о построении текста-повествования, теме и идее текста в практической деятельности

20


 

Создание текста – повествования на предложенную тему. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью


 

практикум

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


 

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Определяют тему, главную мысль, отбирают материал в соответствии с темой и главной мыслью, создают тексты, редактируют тексты.

21


 

Текст – рассуждение. Структура текста-рассуждения.

беседа

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


 

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Формируют понятие о тексте-рассуждении. Изучают составляющие текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Работают с текстом

22-23


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Анализ высказываний русских писателей о русском языке. Создание текста – рассуждения по одному из высказываний


 

практикум

уметь приводить аргументы

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.


 

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе общения

Анализируют высказывания писателей, определяют тему, главную мысль, отбирают материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавают тексты, редактируют тексты.

Самостоятельная работа учащихся. Составляют текст-рассуждение


 

Раздел 4. Богатство русского языка

24-25


 

Изобразительно – выразительные средства русского языка: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Создание словаря средств художественной выразительности

 


 

исследование

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы

Сотрудничать в поиске и сборе информации

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе общения

Работают с текстом

Формируют понятия об эпитетах, метафоре, сравнении как средствах художественной выразительности

26


 

Создание текста на тему с использованием изобразительно - выразительных средств. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью.


 

практикум

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


 

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Определяют тему, главную мысль, отбирают материал в соответствии с темой и главной мыслью, создают тексты с использованием изобразительно-выразительных средств, уместно их употребляют, редактируют тексты.

27-28


 

Синонимы. Использование синонимов в речи. Создание текста с использованием синонимов.


 

практикум

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


 

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе общения

Учатся Различать синонимы, создают тексты с включением синонимов, редактируют тексты в соответствии с темой и главной мыслью.


 

29


 

Антонимы и омонимы. Использование антонимов и омонимов в речи.

беседа

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


 

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе общения

Работают со словарями. Формируют понятия о синонимах, антонимах как средствах выразительности.

Работают с текстом

30-31


 

Использование фразеологизмов в речи. История возникновения фразеологизмов. Работа со словарем фразеологизмов. Создание текста на основе фразеологизма.


 

исследование

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


 

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Учатся различать фразеологизмы, объяснять, что они обозначают, создают тексты с включением фразеологизмов, редактируют тексты в соответствии с темой и главной мыслью.

Анализируют фразеологизмы, обсуждают смысл фразеологизмов


 

32-33


 

Работа с лингвистическими словарями: толковым, словарем антонимов, словарем синонимов, словарём омонимов, фразеологизмов. Создание своего словаря.

 


 

проект

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


 

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций


 

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Анализируют различные словари, отбирают слова для своего словаря, презентуют свой словарь.


 

34


 

Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки. Их использование в речи

исследование

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

Сотрудничать в поиске и сборе информации

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе общения

Учатся использовать пословицы и поговорки в речи.

Составляют тексты с употреблением крылатых слов

Раздел 5. Речевые жанры.

35


 

Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров

беседа

уметь определять речевые жанры.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе общения

Знакомятся с различными речевыми жанрами, учатся отличать их друг от друга, анализируют структуру текста

36


 

Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными

беседа

уметь создавать аннотации на детские книги.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 Различают подробный пересказ и текст аннотации. Составляют аннотацию к прочитанной книге.

37


 

Отзыв

практикум

Уметь создавать отзыв-отклик.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Называют основные признаки текста, приводят примеры.

Создают свой текст на основе исходного.

Распознают тексты-отзывы. Анализируют тексты-отзывы. Создают письменные и устные отзывы.


 

38-39


 

Сочинение-отзыв на книгу. Отзыв – синквейн.

практикум

Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


 

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций


 

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Знакомятся со структурой отзыва на книгу, анализируют тексты,пишут отзыв-сочинение и создают синквейн

40-41


 

Рассказ на основе услышанного


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

практикум

Уметь определять структурно- смысловые особенности рассказа

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Рассказывают (устно и письменно) о памятных событиях жизни.

Учитывают особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Находят отклонения от норм в устной и письменной речи; искореняют ошибки в своей собственной речи; определяют коэффициент лексического богатства речи; определяют нарушения в точности речи.


 

42-43


 

Эссе.

Написание эссе


 


 

практикум

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания эссе

осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность

с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе

Знакомятся с жанром эссе, его характерными особенностями.

Пишут эссе на выбранную тему

44


 

Дневниковые записи

практикум

Уметь определять структурно- смысловые особенности дневниковых записей

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Создают дневниковые записи

Развивают способность совершенствовать и редактировать собственный текст

45


 

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

практикум

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий


 

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

участвовать в творческом, созидательном процессе

Составляют памятку «Как написать письмо».

46-47


 

Личное письмо Благодарственное письмо. Письмо-поздравление. Письмо-просьба.

практикум

Уметь определять структурно-смысловые особенности личного письма.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Анализируют личное письмо. Различают личное письмо и официальное письмо. Выделяют структурные части личного письма. Строят текст личного письма по заданной схеме.

Пишут личное письмо.

Составляют благодарственное письмо и письмо-просьбу.

Раздел 6. Функциональные стили литературного языка

48


 

Функциональные стили литературного языка

лекция

Свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации

Сотрудничать в поиске и сборе информации

Выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; выполнять оценку результатов работы;

Положительно относиться е к учению, к познавательной деятельности;

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Формируют понятие о разнообразии стилей речи. Работа по распознаванию текстов.

49


 

Научный стиль


 

лекция

Свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации

Сотрудничать в поиске и сборе информации

Выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; выполнять оценку результатов работы;

Положительно относиться е к учению, к познавательной деятельности;

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Формируют понятие о ведущих стилевых чертах (точности, официальности) и языковых средствах (книжные слова, неэмоциональная лексика) стиля. Создают тексты

50


 

Художественный стиль.


 

лекция

Свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации

Сотрудничать в поиске и сборе информации

Выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; выполнять оценку результатов работы;

Положительно относиться е к учению, к познавательной деятельности;

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Актуализируют знания об особенностях художественного стиля. Проводят анализ текстов с выделением в них стилевых черт (эмоциональности, выразительности), языковых средств (сравнений, метафор). Составляют тексты. Составляют метафорические загадки.

51


 

Публицистический стиль

Урок-беседа

Свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации

Сотрудничать в поиске и сборе информации

Выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; выполнять оценку результатов работы;

Положительно относиться е к учению, к познавательной деятельности;

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Актуализируют знания об особенностях публицистического стиля. Проводят анализ текстов с выделением в них стилевых черт. Создают текст.

52


 

Официально-деловой стиль

беседа

Свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации

Сотрудничать в поиске и сборе информации

Выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; выполнять оценку результатов работы;

Положительно относиться е к учению, к познавательной деятельности;

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Актуализируют знания об особенностях официально-делового стиля. Проведение анализа текстов с выделением в них стилевых черт. Создают текст.

53


 

Разговорный стиль


 

беседа

Свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации

Сотрудничать в поиске и сборе информации

Выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; выполнять оценку результатов работы;

Положительно относиться е к учению, к познавательной деятельности;

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Формируют понятия о зависимости высказывания от речевой ситуации. Проводят анализ текстов, выделяют в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи. Составляют текст.

54-55


 


 


 


 


 

Старая сказка на новый лад. «Курочка Ряба» в разных стилях.

практикум

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Соблюдать  в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.


 

Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися

Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся

Создают творческие работы.


 

Раздел 7. Модель создания речевого высказывания

56-57


 

Литературная речь. Риторика, риторически е жанры (приветственное, поздравительное слово (послания)

лекции

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию

формировать навыки самостоятельной работы

Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения задания.

Знакомятся с риторическими жанрами, составляют послание, отбирают материал для создания речевого высказывания

58-59


 

Модель создания речевого высказывания Конкурс юных ораторов

практикум

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения задани

формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач

формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мир

Формирование навыков создания собственного текста

Составляют речевое высказывание на заданную тему, выступают перед публикой

60-61


 

Подготовка и проведение конференции «Части речи в русском языке». Отбор содержания для выступления.


 


 

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения задани

формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач

формировать навыки самостоятельной работы

Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения задания

Отбирают материал для сообщения на конференции, создают сообщение, презентуют сообщение.


 

Раздел 8.Творческое письмо

62


 

Творческое изложение. Виды творческих изложений.

беседа

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над разными видами изложений; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

проектировать траектории через включение в новые виды деятельности

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового

Составляют и редактируют текст творческой работы

63


 

Обучение написанию сочинения-миниатюры

практикум

в зависимости от конкретных условий Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач

Сотрудничать в поиске и сборе информации

Вносить необходимые дополнения и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами

Участвовать в творческом, созидательном процессе;

Работают над алгоритмом написания сочинения

64-65


 

Исследование поэтического текста. Сочинение-анализ поэтического текста.

исследование

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию

с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формирование навыков исследования поэтического текста.

Знакомятся с алгоритмом анализа поэтического текста, анализируют тексты, пишут сочинение

66


 

Сочинение по сюжетному рисунку с включением диалога

практикум

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Сотрудничать в поиске и сборе информации

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Участвовать в творческом, созидательном процессе;

Применяют стилевые черты (непринуждённости, эмоциональности) и языковые средства при создании сочинений.

67


 

Создание текста на основе репродукции картины. Отбор языковых средств в соответствии с темой и главной мыслью


 


 

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий


 

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию

с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Создают текст-описание картины, редактируют его

68-69


 

Прогулки по Туле. Сочинение – описание памятника. Отбор содержания в соответствии с темой и главной мыслью.


 


 

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий


 

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию

с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Определяют тему, главную мысль, отбирают материал в соответствии с темой и главной мыслью, создают тексты, редактируют тексты.


 

70


 

Круглый стол «Зачем писать сочинения». Обсуждение вопроса.


 

Круглый стол

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий


 

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию

с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Определяют тему, главную мысль, отбирают материал в соответствии с темой и главной мыслью, готовят выступления по теме


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Литература

Учебник «Школьная риторика» 5 класс под ред.Т.А.Ладыженской., часть 1,2: Учебное пособие. – М., 2009

Примерная программа курса «Речи и культура общения» для основного общего образования. V – IX классы. /Сост. Долинина Т.А., Архарова Д.И., Дзюба Е.В. – Екатеринбург, 2011.

Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практическая риторика). 5 класс: Методические рекомендации для учителей / Урал. Гос. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 116 с.

Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2-е издание М: ООО «Кейс», 2012 – 208 с.

Архарова Д.И., Долинина Т.А. Играем – учимся. Учимся играя: Сборник коммуникативных игр и речевых упражнений: Пособие для учителей / Урал. Гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1997. – 68 с.

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для вузов. Под ред. М. Т. Баранова. – М.: Академия, 2000. – 362 с.

Введенская Л. А., Червинский П. П. Теория и практика русской речи: (Новые темы в программах для школы и вуза). – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 478 с.

Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно: Пособие по русскому языку – М.: Высшая школа, 2003. – 239 с.

Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.

Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.

Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.

Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)

Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил.

Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред. ВерещагинаЕ.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.


 

Словари русского языка:

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.

Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с.

Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.

Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.

Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.

Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.

Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. :Русский язык - Медиа, 2006.

Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.

Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448с.

Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.

Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.

Колесников Н.Т. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.

Максимов С. Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС- ЛИТ», 2012. – 1376 с.

Розенталь Д.Э., Толенкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 680с.


 


 


 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (2)

Никитина Людмила Анатолиевна, 13.01.18 в 21:17 1Ответить Пожаловаться
С интересом прочла Ваш материал, Екатерина Юрьевна! На мой взгляд, программа составлена очень качественно. Думаю, что в процессе её реализации пятиклассники не только получат комплексные знания по орфоэпии, лексике, стилистике, но и сумеют творчески применить их на практике. Понравилась идея представления "Курочки Рябы" в разных стилях, работа со словарями, конкурс юных ораторов. Спасибо.
Лялина Екатерина Юрьевна, 29.04.18 в 17:09 0Ответить Пожаловаться
спасибо за чудесный отзыв
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.