ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ФИЗИКЕ «Талантливый ученик»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза
А. М. Селютина с. Михайловское»
МО - Пригородный район Республики Северная Осетия – Алания
Решением ШМО учителей _______физика___________ предмет Протокол №1 от 31. 08.2023 г. | Зам. директора по УВР ____________________ /Л.Д.Тогоева/Е.Л.Багаева/ Протокол №1 от 31. 08.2023г. |
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
ПО ФИЗИКЕ
«Талантливый ученик»
Образовательная область ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ
Уровень БАЗОВЫЙ
Количество часов в неделю по плану – 2 часа
Количество часов по плану на 2023 -2024 учебный год – 68 часа
Учитель физики высшей категории Баликоева А. М.
2023 – 2024 уч. год
Введение.
Одаренность – качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети резко выделяются из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания.
Неординарность, умение выходить за пределы привычного способа деятельности, находить новые способы решения проблемы.
Постоянная потребность в возобновлении и усложнении умственной нагрузки, что влечет за собой постоянное повышение уровня достижений.
Одаренный ребенок способен на полную мобилизацию сил для достижения цели, а неудачи только заставляют его с упорством стремиться их преодолеть.
Повышенная работоспособность. Длительные нагрузки не утомляют этого ребенка, наоборот, он чувствует себя хорошо именно в ситуации наличия проблемы, требующей решения.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
Разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; Индивидуализации и дифференциации обучения;создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; Свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
создание условий для всестороннего развития личности в современном мире;
создание соответствующей материально - технической и учебной -методической базы для работы с одаренными детьми;
развитие познавательных интересов, творческих и мыслительных способностей учащихся.
ПЛАН РАБОТЫ
Направление | Мероприятия | Срок |
Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов | 1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми. | Сентябрь |
Создание банка данных одаренных детей | 2. Диагностика одаренности : - учебные характеристики - мотивационные характеристики - творческие характеристики - лидерские характеристики | Сентябрь |
Создание методической копилки | 3.Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по математике и информатике, разработки интеллектуальных марафонов, игр). | В течение учебного года. |
Систематизация работы в урочной деятельности | 4. Развитие и стимуляция познавательного интереса учащихся: умения учиться постановка и решение учебных проблем творческие работы исследования дидактические игры | В течение учебного года. |
5. Развитие общеучебных умений самостоятельной работы: творческие умения: уметь видеть проблему; уметь сформулировать проблему; уметь выдвинуть гипотезу; уметь составить план решения проблемы, задачи; уметь делать обобщения и выводы; уметь систематизировать материал; уметь составить доклад по теме (на основании разных источников); уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы); уметь решить задачу; уметь делать прогноз; организационно-рефлексивные умения: уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план); уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями); уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность | В течение учебного года.
| |
6. Формирование исследовательской культуры учащихся 7-11 классах: формирование мыслительных умений и навыков формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи развитие исследовательских умений и навыков | В течение учебного года.
| |
7. Работа с учащимися по углубленному изучению предмета на занятиях элективного курса: «Решение нестандартных задач по физике»11 класс | В течение учебного года. | |
Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время | 8. Подготовка и проведение школьной олимпиады по физике. | Октябрь-ноябрь |
9. Участие в районной олимпиаде по физике. | декабрь | |
10. Участие в предметных неделях, творческих конкурсах. | Сентябрь-май | |
11. Работа с учащимися в консультационные дни. | год. | |
12.Участие в районном и областном этапах олимпиады «Созвездие» | Ноябрь-декабрь- | |
13.Участие в заочной международной олимпиаде «Зубренок» | март | |
14. Использование нестандартных способов решения заданий на уроке и послеурочное время. | год | |
15.Выступление с исследовательскими проектами на школьной и районной научно-практической конференции. | Апрель-май | |
Проведение мероприятий с родителями одаренных детей | 16. Анкетирование и беседы с родителями с целью определения их основных подходов к данной проблеме. | Сентябрь |
17. Совместное участие родителей и детей в творческих конкурсах. | По графику |
Критерии эффективности программы:
развивает интерес к предмету;
развивает самостоятельность учащихся;
дает возможность одаренным детям самореализоваться;
способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;
развивает креативное мышление;
формирует практические навыки;
развивает навыки исследовательской деятельности;
ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии;
помогает успешно подготовиться и сдать ОГЭ и ЕГЭ по физике;