Совмещенный индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребёнка с ОВЗ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №8 «Лесная сказка»
Эйдемана ул., д. 8/1, г. Канск, 663613.
Тел. (39161) 2-73-28. E-mail: 11071978@inbox.ru
ОГРН 1022401361322 ИНН/КПП 2450013123/245001001`
| ПРИНЯТO ПМПк МБДОУ №8 Протокол № «____»__________20___ | |
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Срок реализации: с 15.09.2020 г. по 25.05.2021 г.
СОГЛАСОВАНО
Родители (законные представители)
____________(__________________)
«_____»________________20___ г.
Разработана:
Канск, 2020 г.
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
компенсирующей группы;
Целевой раздел АОП
I. Общие сведенияДата поступления в образовательную организацию:
Дошкольная группа:средняя группа;
Режим пребывания:группа полного дня;
Сопровождение тьютора:нет;
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; Образовательная программа:адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста; Конкретизация категории ОВЗ:ПрАООП для детей с ТНР |
Психолого-педагогическая характеристика | Внешний вид ребёнка: опрятный, ухоженный. Исследование движений и действий: в пределах возрастной нормы. Состояние эмоционально-волевой сферы: эмоциональный фон стабильный, легко вступает в контакт со взрослыми и детьми, владеет самоконтролем, адекватно реагирует на ситуацию. Состояние психических процессов и познавательной деятельности: познавательные процессы развиты ниже возрастной нормы. Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: представления о ближнем окружении, об окружающем мире ограничены непосредственно окружающим. Особенности речевой деятельности: на уровне бытового общения, понимает обращенную речь, разговорная речь отсутствует. Состояние игровой деятельности: охотно играет с детьми и взрослыми, ведущие роли на себя не принимает. Состояние продуктивной деятельности: в пределах возрастной нормы. |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП для детей с ТНР |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, познавательной деятельности, двигательной деятельности, речемыслительной деятельности и компенсации нарушений в развитии. |
Организационный раздел АОП
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой) Материально-технические условия:В групповых и других помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В группе должно быть оборудование, инвентарь и материалы для развития общей моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития тонкой моторики.
Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
Архитектурная среда и учебное пространствомузыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
телевизор и набор видеоматериалов;
реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
Специальное оборудованиеДля ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.
Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (с электронной подпиской на портале Мерсибо)
Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.Режим пребывания ребенка в ОУ | Пять дней в неделю, полный день |
Соматическое состояние | Вторая группа здоровья |
Рекомендации специалистов медицинского профиля | врач-невролог: наблюдение |
Противопоказания | Отсутствуют |
Взаимодействие специалистов ОУ | Рекомендованы занятия с учителем-логопедом Рекомендованы занятия с учителем-дефектологом Рекомендованы занятия с педагогом-психологом |
Содержательный раздел АОП
III. Индивидуальная образовательная программа Модуль 3.1 Комплексирование программ 3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:ПрАООП для детей с ТНР
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной
Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ: 3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областейИнтерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеОбразовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Ребенок адаптируется в условиях группы. | А ты так можешь? Волшебник | 4 | | |
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. | Отважный Фридрих Слоновья западня | 4 | | |
Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. | Пять китайских братьев Близкие родственники | 4 | | |
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. | Бабушкины запасы | 3 | | |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. | Кто прав? | 4 | | |
Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки. | Такси вызывали? Угадай профессию | 3 | | |
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. | Рюкзак туриста | 3 | | |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы. | Сладкоежка 5 хороших дел | 4 | | |
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. | 5 хороших дел Жадные пылесосы | 4 | | |
Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. | Рабочий инструмент | 3 | | |
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | Дикие животные Домашние животные | 3 | | |
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | Маша ест кашу Рабочий инструмент | 4 | | |
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | Артикуляционная гимнастика Болтушки-хохотушки Вернисаж | 2 | | |
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. | Крутись, колесо! Сочиняю на ходу | 2 | | |
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. | Приключения Колобка - 1 Ну, заяц, убеги! - 1 | 1 | | |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. | На рынке Новогодние прятки | 3 | | |
Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей. | Бабушкины запасы | 2 | | |
Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. | Бабушкины запасы | 2 | | |
Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого). | Машки-Матрёшки Мечта поэта | 2 | | |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. | Несчастный случай | 2 | | |
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. | Бабушкины запасы | 2 | | |
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы. | Бюро находок | 2 | | |
Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам). | Правильный банан Пожужжим! Сладкий дом | 2 | | |
Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой. | Волк и овцы Паровозики Две Принцессы Будильник для бабочки | 2 | | |
3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. | Переменка | 3 | | |
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». | Железный Дровосек Ловкая Л Умный трактор | 3 | | |
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. | Пингвины-невидимки Фокус-покус | 2 | | |
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. | Машки-Матрёшки | 2 | | |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. | Жадные пылесосы Стройка-перестройка | 3 | | |
Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. | Тир-выбивалка Хот-дог Бабушкины запасы Цифры с дракончиком | 2 | | |
Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств. | Ромбик Отпадный пряник | 3 | | |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. | Гномик и часы Поезд-неделька | 2 | | |
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). | Что сначала? Не будить до весны | 2 | | |
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования. | Дикие животные Домашние животные 5 хороших дел | 2 | | |
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. | Кто за кем? В гостях у жучков | 2 | | |
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. | В гостях у сказки | 3 | | |
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. | Машки-Матрёшки | 3 | | |
Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. | Новосёл | 3 | | |
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. | Загадки лесовичка Болтушки-хохотушки | 2 | | |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. | Загадки звуков Привет планетам | 2 | | |
Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. | Морские сердца | 2 | | |
Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности. | Потерянный хвост Лалабама | 3 | | |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). | Сладкий дом Модный удав | 3 | | |
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. | Перед концертом Музыкальная школа Слогодэнс | 3 | | |
Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д. | Машки-Матрёшки Вернисаж | 2 | | |
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). | А ты так можешь? Дорожные работы | 3 | | |
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. | Бежит-лежит Новосёл | 3 | | |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. | В гостях у жучков Бегом за жуком | 4 | | |
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта. | Ручные привидения | 4 | | |
Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения. | Бежит-лежит Настольные пальчики | 4 | | |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений. | Омар в иллюминаторе Болтушки-хохотушки | 3 | | |
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | Азбука для мальчиков | 2 | | |
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях средней дошкольной группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» | Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук. | Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения. Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом. Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем. |
Быстрая истощаемость | Все образовательные области | Формирование охранительного режима в режимных моментах и процессах группы. | Охранительный режим. |
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» | Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?». Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания. | Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания. Физкультурные минутки, направленные на формирование произвольного внимания в группе сверстников. Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога. |
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти. Расширение объема зрительной памяти. | Игры по типу «Меморин» с психологом. Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо. |
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» | Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности. | Формирование поисковой активности и системы ориентировочных действий. |
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец. | Совместное рисование в паре со взрослым, родителями. Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями. Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями. |
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 7 занятий в неделю | 252 занятия (учебных часов) в год | Групповые занятия Подгрупповые занятия Игровые досуги Индивидуальные занятия | Воспитатели: Ашурок Анастасия Владимировна Шушкович Юлия Владимировна |
Психологическая помощь | 1 занятие в неделю | 36 занятий (учебных часов) в год | Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия Игровые сеансы | Психолог: Павлюченко Татьяна Сергеевна |
Логопедическая помощь | 3 занятия в неделю | 108 занятий (учебных часов) в год | Индивидуальные занятия Групповые занятия Игровые сеансы Подгрупповые занятия | Логопед: Середина Тамара Борисовна |
Музыкальные занятия | 2 занятия в неделю | 72 занятия (учебных часов) в год | Групповые занятия Музыкальные досуги Игровые сеансы Подгрупповые занятия | Музыкальный руководитель: Казакова Светлана Станиславовна |
Физкультурные занятия | 3 занятия в неделю | 108 занятий (учебных часов) в год | Групповые занятия Подгрупповые занятия Физкультурные досуги Игровые сеансы | Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК: Ашурок Анастасия Владимировна Шушкович Юлия Владимировна |
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики | Родительские собрания Индивидуальные беседы Корректировка ИОМ и ИОП | Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми | Тематические встречи Родительские собрания Индивидуальные консультации | В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников | Организация совместных праздников и досугов Введение гостевого режима в группе Совместная проектная деятельность | В течение года Педагог-психолог, старший воспитатель |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми | Тематические встречи Родительские собрания Индивидуальные консультации Вечер вопросов и ответов | В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, старший воспитатель, специалисты медицинского профиля |
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | | 3.3 | |
ОО «Познавательное развитие» | | | 2.4 |
ОО «Речевое развитие» | | | 2.2 |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | | 3.6 | |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | | 2.6 | |
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования | | | |
5.2. Итоговый контроль
«Согласовано»
Старший воспитатель:
___________________
Воспитатели:
___________________
___________________
Педагог-психолог:
___________________
Специалист коррекционного профиля (логопед):
___________________
С результатами работы за год ознакомлен.
Родитель:
___________________