Совмещенный индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребёнка с ОВЗ

6
0
Материал опубликован 12 April 2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 «Лесная сказка»

Эйдемана ул., д. 8/1, г. Канск, 663613.

Тел. (39161) 2-73-28. E-mail: 11071978@inbox.ru

ОГРН 1022401361322 ИНН/КПП 2450013123/245001001`


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ№8

_______ М.В. Прокопивнюк

Приказ от «____»___________20___ №____





ПРИНЯТO

ПМПк МБДОУ №8

Протокол № «____»__________20___











Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)




Срок реализации: с 15.09.2020 г. по 25.05.2021 г.




СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

____________(__________________)

«_____»________________20___ г.



Разработана:


Канск, 2020 г.



Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:

компенсирующей группы;

Целевой раздел АОП

I. Общие сведения

Дата поступления в образовательную организацию:

Дошкольная группа:

средняя группа;

Режим пребывания:

группа полного дня;

Сопровождение тьютора:

нет;


Заключение и рекомендации ПМПК

Рекомендации для реализации права на образование:

нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

Образовательная программа:

адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;

Конкретизация категории ОВЗ:

ПрАООП для детей с ТНР

Психолого-педагогическая характеристика

Внешний вид ребёнка: опрятный, ухоженный.

Исследование движений и действий: в пределах возрастной нормы.

Состояние эмоционально-волевой сферы: эмоциональный фон стабильный, легко вступает в контакт со взрослыми и детьми, владеет самоконтролем, адекватно реагирует на ситуацию.

Состояние психических процессов и познавательной деятельности: познавательные процессы развиты ниже возрастной нормы.

Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: представления о ближнем окружении, об окружающем мире ограничены непосредственно окружающим.

Особенности речевой деятельности: на уровне бытового общения, понимает обращенную речь, разговорная речь отсутствует.

Состояние игровой деятельности: охотно играет с детьми и взрослыми, ведущие роли на себя не принимает.

Состояние продуктивной деятельности: в пределах возрастной нормы.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП для детей с ТНР

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, познавательной деятельности, двигательной деятельности, речемыслительной деятельности и компенсации нарушений в развитии.

Организационный раздел АОП

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой) Материально-технические условия:

В групповых и других помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В группе должно быть оборудование, инвентарь и материалы для развития общей моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития тонкой моторики.

Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.

Архитектурная среда и учебное пространство

музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;

телевизор и набор видеоматериалов;

реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;

Специальное оборудование

Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.

Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (с электронной подпиской на портале Мерсибо)

Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ

Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние

Вторая группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля

врач-невролог: наблюдение

Противопоказания

Отсутствуют

Взаимодействие специалистов ОУ

Рекомендованы занятия с учителем-логопедом

Рекомендованы занятия с учителем-дефектологом

Рекомендованы занятия с педагогом-психологом

Содержательный раздел АОП

III. Индивидуальная образовательная программа Модуль 3.1 Комплексирование программ 3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):

Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой

3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:

ПрАООП для детей с ТНР

3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:

Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной

Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева

Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ: 3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей

Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо

3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Ребенок адаптируется в условиях группы.

А ты так можешь?

Волшебник

4



Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека.

Отважный Фридрих

Слоновья западня

4



Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми.

Пять китайских братьев

Близкие родственники

4



Сам вступает в общение, использует вербальные средства.

Бабушкины запасы

3



2 этап организации образовательной деятельности

Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого.

Кто прав?

4



Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Такси вызывали?

Угадай профессию

3



Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.

Рюкзак туриста

3



3 этап организации образовательной деятельности

Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы.

Сладкоежка

5 хороших дел

4



Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности.

5 хороших дел

Жадные пылесосы

4



Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого.

Рабочий инструмент

3



3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.

Дикие животные

Домашние животные

3



Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

Маша ест кашу

Рабочий инструмент

4



Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Артикуляционная гимнастика

Болтушки-хохотушки

Вернисаж

2



Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

Крутись, колесо!

Сочиняю на ходу

2



Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

Приключения Колобка - 1

Ну, заяц, убеги! - 1

1



2 этап организации образовательной деятельности

Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев.

На рынке

Новогодние прятки

3



Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей.

Бабушкины запасы

2



Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности.

Бабушкины запасы

2



Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого).

Машки-Матрёшки

Мечта поэта

2



3 этап организации образовательной деятельности

Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.

Несчастный случай

2



Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры.

Бабушкины запасы

2



Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы.

Бюро находок

2



Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам).

Правильный банан

Пожужжим!

Сладкий дом

2



Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.

Волк и овцы

Паровозики

Две Принцессы

Будильник для бабочки

2







3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.

Переменка

3



Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя».

Железный Дровосек

Ловкая Л

Умный трактор

3



Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.

Пингвины-невидимки

Фокус-покус

2



Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд.

Машки-Матрёшки

2



2 этап организации образовательной деятельности

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры.

Жадные пылесосы

Стройка-перестройка

3



Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет.

Тир-выбивалка

Хот-дог

Бабушкины запасы

Цифры с дракончиком

2



Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств.

Ромбик

Отпадный пряник

3



3 этап организации образовательной деятельности

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

Гномик и часы

Поезд-неделька

2



Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Что сначала?

Не будить до весны

2



Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

Дикие животные

Домашние животные

5 хороших дел

2



Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

Кто за кем?

В гостях у жучков

2



3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.

В гостях у сказки

3



Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

Машки-Матрёшки

3



Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками.

Новосёл

3



Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует.

Загадки лесовичка

Болтушки-хохотушки

2



2 этап организации образовательной деятельности

Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов.

Загадки звуков

Привет планетам

2



Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.

Морские сердца

2



Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности.

Потерянный хвост

Лалабама

3



3 этап организации образовательной деятельности

Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

Сладкий дом

Модный удав

3



С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Перед концертом

Музыкальная школа

Слогодэнс

3



Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д.

Машки-Матрёшки

Вернисаж

2



3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).

А ты так можешь?

Дорожные работы

3



Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.

Бежит-лежит

Новосёл

3



2 этап организации образовательной деятельности

Практически ориентируется и перемещается в пространстве.

В гостях у жучков

Бегом за жуком

4



Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта.

Ручные привидения

4



Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения.

Бежит-лежит

Настольные пальчики

4



3 этап организации образовательной деятельности

Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений.

Омар в иллюминаторе

Болтушки-хохотушки

3



Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Азбука для мальчиков

2



3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях средней дошкольной группы.

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук.

Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения.

Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.

Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.

Быстрая истощаемость

Все образовательные области

Формирование охранительного режима в режимных моментах и процессах группы.

Охранительный режим.

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?».

Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.

Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания.

Физкультурные минутки, направленные на формирование произвольного внимания в группе сверстников.

Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога.

Нарушения памяти

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.

Расширение объема зрительной памяти.

Игры по типу «Меморин» с психологом.

Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо.

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления

ОО «Познавательное развитие»

Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности.

Формирование поисковой активности и системы ориентировочных действий.

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец.

Совместное рисование в паре со взрослым, родителями.

Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями.

Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы

Кол-во занятий в неделю

Количество занятий (часов) в год

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

7 занятий в неделю

252 занятия (учебных часов) в год

Групповые занятия

Подгрупповые занятия

Игровые досуги

Индивидуальные занятия

Воспитатели:

Ашурок Анастасия Владимировна

Шушкович Юлия Владимировна

Психологическая помощь

1 занятие в неделю

36 занятий (учебных часов) в год

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Игровые сеансы

Психолог:

Павлюченко Татьяна Сергеевна

Логопедическая помощь

3 занятия в неделю

108 занятий (учебных часов) в год

Индивидуальные занятия

Групповые занятия

Игровые сеансы

Подгрупповые занятия

Логопед:

Середина Тамара Борисовна

Музыкальные занятия

2 занятия в неделю

72 занятия (учебных часов) в год

Групповые занятия

Музыкальные досуги

Игровые сеансы

Подгрупповые занятия

Музыкальный руководитель:

Казакова Светлана Станиславовна

Физкультурные занятия

3 занятия в неделю

108 занятий (учебных часов) в год

Групповые занятия

Подгрупповые занятия

Физкультурные досуги

Игровые сеансы

Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК:

Ашурок Анастасия Владимировна

Шушкович Юлия Владимировна

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

Родительские собрания

Индивидуальные беседы

Корректировка ИОМ и ИОП

Сентябрь, февраль, май

Воспитатели, специалисты

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

Тематические встречи

Родительские собрания

Индивидуальные консультации

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель

Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников

Организация совместных праздников и досугов

Введение гостевого режима в группе

Совместная проектная деятельность

В течение года

Педагог-психолог, старший воспитатель

Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

Тематические встречи

Родительские собрания

Индивидуальные консультации

Вечер вопросов и ответов

В течение года

Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, старший воспитатель, специалисты медицинского профиля

V. Мониторинг индивидуального развития 5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»


3.3


ОО «Познавательное развитие»



2.4

ОО «Речевое развитие»



2.2

ОО «Социально-коммуникативное развитие»


3.6


ОО «Художественно-эстетическое развитие»


2.6


Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования













t1618202753aa.png


5.2. Итоговый контроль

«Согласовано»


Старший воспитатель:

___________________


Воспитатели:

___________________

___________________


Педагог-психолог:

___________________


Специалист коррекционного профиля (логопед):

___________________


С результатами работы за год ознакомлен.

Родитель:

___________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации