Программа учебного предмета "Народно-сценический танец" дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Эстетические основы народного искусства"

0
0
Материал опубликован 14 November

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств Белокалитвинского раойна












«Народно-сценический танец»


Программа учебного предмета дополнительной

общеразвивающей общеобразовательной программы

в области музыкального искусства

«Эстетические основы народного искусства»


Срок реализации - 3 года


Разработана преподавателем Фалкенберг Н.Н.

Рецензент: заместитель директора по методической работе Ломоносова Е.С.













2024 г

1. Пояснительная записка.


Настоящая программа учебного предмета «Народно-сценический танец» дополнительной общеразвивающей программы в области искусства «Эстетические основы народного искусства» предназначена для детей младшего школьного возраста.

Программа призвана обеспечивать развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.

Программа создана с учётом рекомендаций Приложения к письму Минкультуры России от 21 ноября 2013 г. №191-01- 39/06-ги.


Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена:

- на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в младшем школьном возрасте;

- на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографии;

- на приобретение детьми знаний, умений и навыков грамотного исполнения фольклорного произведения;

- на воспитание активной личности, уважающей и сохраняющей традиции народного творчества;

- на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.



Программа ориентирована:

-на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

-на формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

-на формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

-на воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.


Цель программы

Приобщение обучающихся к основам народной музыкальной культуры, развитие их творческих способностей, музыкально-эстетических вкусов и приобретение навыков грамотного поведения на сцене и в концертном зале в качестве зрителя.


Задачи программы


Формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как способа самовыражения личности;

формирование у обучающихся потребности в изучении и сохранении фольклорных произведений.

Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие в творческих мероприятиях.


2. Срок реализации предмета.

График образовательного процесса и

промежуточной аттестации.


Обучение рассчитано на 3 года. Длительность учебного года 35 недель. Количество часов в неделю и продолжительность занятия в соответствии с учебным планом. Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповой урок.

Учет успеваемости

В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации используются концерты и участие в массовых фольклорных мероприятиях.

Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Итоговая аттестация – в виде отчетного концерта.


Занятия проводятся в соответствии с учебным планом –в групповой форме 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Самостоятельная работа учащегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ.



Результатом освоения программы «Основы народно-сценического танца» является:

- знакомство обучающихся с характерными особенностями народного танца, фольклорных жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;

- знакомство с элементами народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

- развитие навыков фольклорной импровизации;

- умение грамотно исполнять народный танец в составе фольклорного коллектива;

- приобретение знания основных музыкально-хореографических терминов;

- приобретение навыков публичных выступлений.


Критерии оценок:

Оценка «5» (отлично)

-артистичное поведение на сцене;

-использование средств выразительности в соответствии с содержанием фольклорного музыкального произведения;

-корректировка исполнения при необходимой ситуации;

-ощущение формы музыкального произведения;

-единство темпа;

-стабильность исполнения;

-динамическое разнообразие.


Оценка «4» (хорошо)

-незначительная психологическая нестабильность;

- грамотное понимание формы, средств выразительности;

- достаточно выразительное исполнение;

-попытка передачи динамического разнообразия;

- относительно постоянное единство темпа.


Оценка «3» (удовлетворительно)

- неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- отсутствие образного осмысления музыки;

- темпо-ритмическая неорганизованность.



Оценка «2» (неудовлетворительно)

- частые срывы и остановки при исполнении;

- метро-ритмическая неустойчивость;

- отсутствие координации движений.



3.Методические рекомендации

Хореография как вид искусства аккумулирует в себе физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на ребенка, формируя правильную осанку, координацию, выносливость, воспитывает эстетический вкус. «Народно-сценический танец» - учебный предмет ДООП «Эстетические основы народного искусства». В процессе его изучения дети обучаются исполнению необходимых танцевальных элементов, которые дают возможность сценического воплощения фольклорного произведения, где песня безотрывно связана с танцем.

Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения. Данная программа учебного предмета определяет объем и последовательность материала в процессе обучения.

Занятия состоят из упражнения у станка и на середине зала. Учитывая возраст ребенка и его неспособность длительное время концентрировать свое внимание на одном предмете, занятия в первом классе рекомендуется проводить на середине зала, в форме игры, апеллируя к творческому сознанию ребенка через образы природных явлений. Преподавателю важно учитывать равновесие между дисциплиной на уроке и раскрепощенностью детей, добиваясь точности исполнения танцевальных pas и свободой выразительности.

Перед знакомством с каждым новым элементом педагог делает небольшой экскурс в историю народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме.

Занятия призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, дружелюбие, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.




4. Содержание программы «Народно-сценический танец»



Типовая схема урока:

I раздел

Упражнения на развитие и укрепление мышц, развитие пластики.

II раздел .

Упражнения на развитие чувства ритма, чувства непрерывности с помощью таких вспомогательных предметов как скакалка, мяч.

III раздел

Творческие задания - комплекс упражнений, посредством которых вырабатываются навыки ритмической и двигательной импровизации. Задания строятся от простых к сложным.

IV раздел

Разучивание и исполнение основных элементов народного танца, фольклорной хореографии. Соединение пения и движения. В программе нет сложных элементов танца, так как она рассчитана на массовое обучение детей в образовательной школе.

V раздел

Музыкальные подвижные игры, где происходит развитие пластики, моторики, контактности детей, скоординированности движений и действий, скорость реакции.




Календарно – тематические планы.



Первый год обучения

Предполагает:

Постановка корпуса. Виды поклонов.

Изучение позиций ног в русском танце.

Изучение основных положений рук.

Рисунок танца, знакомство с ним. Построение и перестроение в

линии, круг, полукруг, в 2, 3 линии и Т.д.


Примерный музыкальный репертуар

I четверть - 8 часов

- «Гусачок» (элемент) - работа над корпусом.

- Хоровод «Березка» - рисунок танца, пластичность рук.

- Игры на внимание.


2 четверть - 8 час

- «Калинка» (танец) - смена ритма в музыке.

- «Как по травкам» - проходка к песне, навыки импровизации, умение

ориентироваться на сцене.

- «Юрин конь» - тройной шаг на «пружинке».

- Игры на внимание.


3 четверть – 9 часов

- «Плетень» (элемент) - выстукивающие движения; руки.

- «Сени» (кадриль) - корпус, руки, рисунок. Умение танцевать в паре.

- Ритмическое упражнение в кругу - смена ритма, хлопки в ладоши, по коленям, хлопушки и т.д.

- Физические упражнения на полу - укрепление мышц корпус, ног, рук, растяжка.

- Игры на ловкость и быстроту.


4 четверть - 7 часов

- «А что в этом у дому» - проходка к песне.

- «Зимняя дорога» (хоровод) - работа над корпусом, шаг с носка,

рисунок, который заводит первый учащийся.

- Музыкальные игры.


Второй год обучения

Предполагает:


Освоение проходок.

Проходка и дробь - самостоятельная импровизация учащихся в танце;

Игровое творчество.

Физические и ритмические упражнения.



- Прыжки и припадания.

- Знакомство с основными отличиями исполнения движений в танцах разных регионов России (видеоурок)

- Знакомство и освоение основных танцевальных движений донской земли.

- Импровизация - как основа фольклорного танца.

- Игровое творчество.


Примерный музыкальный репертуар

1 четверть - 8 часов


«Барыня» (танец) - притопы одинарные и двойные


- Народные игры.


2 четверть - 8 час

«Утушка» (упражнение) - «ковырялочка», тройной притоп.


- «Черная смородина» (хоровод) - проходка.

- Народные игры.


3 четверть - 10 часов

- «Девка по саду ходила» (положение рук, основной шаг, «пересек» ­

дробь на пересекание друг друга).

-

- Хороводы из репертуара Татьяны Устиновой: «Восьмиугольный хоровод», «Хороводная игровая», «Хороводная свадебная пляска».

- «Семеновна» (танец) - экспедиционная запись.

- Народные игры.


4 четверть - 7 часов

- «Танец с венками»: танцевальные движения и рисунок танца.

- «Страдания», «Русского» (видеоурок)



Третий год обучения

Предполагает закрепление полученных навыков:

- Основные хороводные проходки.

- Основные плясовые проходки.

- Основные кадрильные проходки.

- Хороводные рисунки. Круг как основа хоровода.



Дробь - неотъемлемая часть русского танца: ключ; притопы: одинарный, двойной, тройной.

Дробные и выстукивающие движения.

Освоение игры на деревянных ложках.




Подготовка концертных выступлений фольклорного ансамбля.



Рекомендуемая литература


Научно-методическая литература:

Актуальные проблемы художественного воспитания детей: Сборник­М., 1983.

Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М., Советский композитор, 1988.

Аникеева З.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

Аникин В.П. Детский фольклор. - Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 1983.

Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И.Земцовский. - Л.: Музыка,1987.

Богатырев п.г. Вопросы теории народного искусства. _о. М.: Искусство, 1971.

Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. - М., 1981.

Василенко В.А. Детский фольклор. Русское поэтическое творчество. ­М.: Педагогика, 1969.

Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1988.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение,1988. . '

Виноградов Г. Русский детский фольклор. Кн.1.- Иркутск, 1930.

Виноградов Г. Народная педагогика. - Иркутск, 1926 - Вып.2.

Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. - М.: Искусство, 1989.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- - М.: Госиздат РСФСР, 1930.

Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. 1966.-№6

Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе №1 - М.: Просвещение, 1990.

Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. - М.: ВНМЦ, 1987.

Детские фольклорные школы. Проблемы, опыт, перспективы". - М., 1999.

Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. - М.: Музыка, 1978.

Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.

Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. Вып.2. - Новосибирск, 1971.

Наука и эстетическое воспитание: Сборник. - М., 1972.­

Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки/ Сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, 1980.

Эстетическое развитие и воспитание молодежи. - М.: Изд. Моек. Ин­та, 1978

Попова Т.В. Основы русской народной музыки. - М.: Музыка, 1974.


Репертуарные сборники


1. Архивные записи Московской консерватории им. Чайковского.

2. Архивные записи ТОДНТ.

3. Веретёнце: русские народные песни Вологодской обл. Всероссийское хоровое общество. - М., 1985.

4. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Кн.l. - Иркутск, 1930.

5. Гори, гори ясно. Для детских и юношеских ансамблей / Составитель Т.Новикова; Всероссийское музыкальное общество. - М., 1989.

6. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Составитель Науменко Г. - М.: Советский композитор,1977.

7. Жаворонушки: - Вып.2. - 1981.

8. Жаворонушки. - Вып.3 - 1984.

9. Жаворонушки. - Вып.4 - 1986.

10. Заплетися, плетень: Русские народные песни и хороводы / Сост. В.А.Агафонников. - М.: Музыка, 1987.

11. Золотые ворота: Игры. Новосибирск - 2002.

12. Заинька во садочке. Сост. Л.В.Суровян. Новосибирск пижица - 2002. 13. Зимние святки. / Сост. Л.К.Королева, И.Н.Некрасова. Тверь, 1997.

14. Как на нашей сторонке. В.М.О. №1, 2000. .

15. Круглый год: Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1991.

16. Материалы фольклорных экспедиций ТМУ им. М.П.Мусоргского.

17. Материалы фольклорных экспедиций МГУК курс Антиповой, Сорокина П.А.

18. Медведева. Духовные стихи русского народа. - М., 1998.

19. Музыкальный фольклор и дети / Сост. Щербакова. - М., 1997.

20. Науменко Г.М. Народные праздники. - М., 2001. .

21. Не Тёсан терем. Муз.-просветительский альманах № 1, 2001.

22. Песенные узоры. Вып. 4. - М.: Музыка, 1990. .

23. Плыла лебедь. Для детских народно-хоровых коллективов / Сост. П.А.Сорокин; Всероссийское музыкальное общество. - М., 1987.

24. Росынька: Песни и игры для фольклорных ансамблей / Сост. Т.Белоконева; Всероссийское хоровое общество. - М., 1982.

25. Руднева А.В. Курские танки и карогоды. - М.: Советский композитор,1975.

26. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /Сост. М.Забылин. - М.: Книга Принтшоп, 1990.

27. Русские народные песни для детей. - Санкт-Петербург, 1999. 28. Устинова Т. Танцы Тверской земли. - Тверь, 2002.



10



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации