Программа учебного предмета "Народно-сценический танец" дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Эстетические основы народного искусства"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств Белокалитвинского раойна
«Народно-сценический танец»
Программа учебного предмета дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы
в области музыкального искусства
«Эстетические основы народного искусства»
Срок реализации - 3 года
Разработана преподавателем Фалкенберг Н.Н.
Рецензент: заместитель директора по методической работе Ломоносова Е.С.
2024 г
1. Пояснительная записка.
Настоящая программа учебного предмета «Народно-сценический танец» дополнительной общеразвивающей программы в области искусства «Эстетические основы народного искусства» предназначена для детей младшего школьного возраста.
Программа призвана обеспечивать развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Программа создана с учётом рекомендаций Приложения к письму Минкультуры России от 21 ноября 2013 г. №191-01- 39/06-ги.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена:
- на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в младшем школьном возрасте;
- на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографии;
- на приобретение детьми знаний, умений и навыков грамотного исполнения фольклорного произведения;
- на воспитание активной личности, уважающей и сохраняющей традиции народного творчества;
- на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
Программа ориентирована:
-на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
-на формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
-на формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
-на воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Цель программы
Приобщение обучающихся к основам народной музыкальной культуры, развитие их творческих способностей, музыкально-эстетических вкусов и приобретение навыков грамотного поведения на сцене и в концертном зале в качестве зрителя.
Задачи программы
Формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как способа самовыражения личности;
формирование у обучающихся потребности в изучении и сохранении фольклорных произведений.
Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие в творческих мероприятиях.
2. Срок реализации предмета.
График образовательного процесса и
промежуточной аттестации.
Обучение рассчитано на 3 года. Длительность учебного года 35 недель. Количество часов в неделю и продолжительность занятия в соответствии с учебным планом. Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповой урок.
Учет успеваемости
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации используются концерты и участие в массовых фольклорных мероприятиях.
Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация – в виде отчетного концерта.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом –в групповой форме 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Самостоятельная работа учащегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ.
Результатом освоения программы «Основы народно-сценического танца» является:
- знакомство обучающихся с характерными особенностями народного танца, фольклорных жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;
- знакомство с элементами народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;
- развитие навыков фольклорной импровизации;
- умение грамотно исполнять народный танец в составе фольклорного коллектива;
- приобретение знания основных музыкально-хореографических терминов;
- приобретение навыков публичных выступлений.
Критерии оценок:
Оценка «5» (отлично)
-артистичное поведение на сцене;
-использование средств выразительности в соответствии с содержанием фольклорного музыкального произведения;
-корректировка исполнения при необходимой ситуации;
-ощущение формы музыкального произведения;
-единство темпа;
-стабильность исполнения;
-динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо)
-незначительная психологическая нестабильность;
- грамотное понимание формы, средств выразительности;
- достаточно выразительное исполнение;
-попытка передачи динамического разнообразия;
- относительно постоянное единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно)
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- отсутствие образного осмысления музыки;
- темпо-ритмическая неорганизованность.
Оценка «2» (неудовлетворительно)
- частые срывы и остановки при исполнении;
- метро-ритмическая неустойчивость;
- отсутствие координации движений.
3.Методические рекомендации
Хореография как вид искусства аккумулирует в себе физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на ребенка, формируя правильную осанку, координацию, выносливость, воспитывает эстетический вкус. «Народно-сценический танец» - учебный предмет ДООП «Эстетические основы народного искусства». В процессе его изучения дети обучаются исполнению необходимых танцевальных элементов, которые дают возможность сценического воплощения фольклорного произведения, где песня безотрывно связана с танцем.
Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения. Данная программа учебного предмета определяет объем и последовательность материала в процессе обучения.
Занятия состоят из упражнения у станка и на середине зала. Учитывая возраст ребенка и его неспособность длительное время концентрировать свое внимание на одном предмете, занятия в первом классе рекомендуется проводить на середине зала, в форме игры, апеллируя к творческому сознанию ребенка через образы природных явлений. Преподавателю важно учитывать равновесие между дисциплиной на уроке и раскрепощенностью детей, добиваясь точности исполнения танцевальных pas и свободой выразительности.
Перед знакомством с каждым новым элементом педагог делает небольшой экскурс в историю народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме.
Занятия призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, дружелюбие, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.
4. Содержание программы «Народно-сценический танец»
Типовая схема урока:
I раздел
Упражнения на развитие и укрепление мышц, развитие пластики.
II раздел .
Упражнения на развитие чувства ритма, чувства непрерывности с помощью таких вспомогательных предметов как скакалка, мяч.
III раздел
Творческие задания - комплекс упражнений, посредством которых вырабатываются навыки ритмической и двигательной импровизации. Задания строятся от простых к сложным.
IV раздел
Разучивание и исполнение основных элементов народного танца, фольклорной хореографии. Соединение пения и движения. В программе нет сложных элементов танца, так как она рассчитана на массовое обучение детей в образовательной школе.
V раздел
Музыкальные подвижные игры, где происходит развитие пластики, моторики, контактности детей, скоординированности движений и действий, скорость реакции.
Календарно – тематические планы.
Первый год обучения
Предполагает:
Постановка корпуса. Виды поклонов.
Изучение позиций ног в русском танце.
Изучение основных положений рук.
Рисунок танца, знакомство с ним. Построение и перестроение в
линии, круг, полукруг, в 2, 3 линии и Т.д.
Примерный музыкальный репертуар
I четверть - 8 часов
- «Гусачок» (элемент) - работа над корпусом.
- Хоровод «Березка» - рисунок танца, пластичность рук.
- Игры на внимание.
2 четверть - 8 час
- «Калинка» (танец) - смена ритма в музыке.
- «Как по травкам» - проходка к песне, навыки импровизации, умение
ориентироваться на сцене.
- «Юрин конь» - тройной шаг на «пружинке».
- Игры на внимание.
3 четверть – 9 часов
- «Плетень» (элемент) - выстукивающие движения; руки.
- «Сени» (кадриль) - корпус, руки, рисунок. Умение танцевать в паре.
- Ритмическое упражнение в кругу - смена ритма, хлопки в ладоши, по коленям, хлопушки и т.д.
- Физические упражнения на полу - укрепление мышц корпус, ног, рук, растяжка.
- Игры на ловкость и быстроту.
4 четверть - 7 часов
- «А что в этом у дому» - проходка к песне.
- «Зимняя дорога» (хоровод) - работа над корпусом, шаг с носка,
рисунок, который заводит первый учащийся.
- Музыкальные игры.
Второй год обучения
Предполагает:
Освоение проходок.
Проходка и дробь - самостоятельная импровизация учащихся в танце;
Игровое творчество.
Физические и ритмические упражнения.
- Прыжки и припадания.
- Знакомство с основными отличиями исполнения движений в танцах разных регионов России (видеоурок)
- Знакомство и освоение основных танцевальных движений донской земли.
- Импровизация - как основа фольклорного танца.
- Игровое творчество.
Примерный музыкальный репертуар
1 четверть - 8 часов
«Барыня» (танец) - притопы одинарные и двойные
- Народные игры.
2 четверть - 8 час
«Утушка» (упражнение) - «ковырялочка», тройной притоп.
- «Черная смородина» (хоровод) - проходка.
- Народные игры.
3 четверть - 10 часов
- «Девка по саду ходила» (положение рук, основной шаг, «пересек»
дробь на пересекание друг друга).
-
- Хороводы из репертуара Татьяны Устиновой: «Восьмиугольный хоровод», «Хороводная игровая», «Хороводная свадебная пляска».
- «Семеновна» (танец) - экспедиционная запись.
- Народные игры.
4 четверть - 7 часов
- «Танец с венками»: танцевальные движения и рисунок танца.
- «Страдания», «Русского» (видеоурок)
Третий год обучения
Предполагает закрепление полученных навыков:
- Основные хороводные проходки.
- Основные плясовые проходки.
- Основные кадрильные проходки.
- Хороводные рисунки. Круг как основа хоровода.
Дробь - неотъемлемая часть русского танца: ключ; притопы: одинарный, двойной, тройной.
Дробные и выстукивающие движения.
Освоение игры на деревянных ложках.
Подготовка концертных выступлений фольклорного ансамбля.
Рекомендуемая литература
Научно-методическая литература:
Актуальные проблемы художественного воспитания детей: СборникМ., 1983.
Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М., Советский композитор, 1988.
Аникеева З.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
Аникин В.П. Детский фольклор. - Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 1983.
Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И.Земцовский. - Л.: Музыка,1987.
Богатырев п.г. Вопросы теории народного искусства. _о. М.: Искусство, 1971.
Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. - М., 1981.
Василенко В.А. Детский фольклор. Русское поэтическое творчество. М.: Педагогика, 1969.
Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1988.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение,1988. . '
Виноградов Г. Русский детский фольклор. Кн.1.- Иркутск, 1930.
Виноградов Г. Народная педагогика. - Иркутск, 1926 - Вып.2.
Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. - М.: Искусство, 1989.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- - М.: Госиздат РСФСР, 1930.
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. 1966.-№6
Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе №1 - М.: Просвещение, 1990.
Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. - М.: ВНМЦ, 1987.
Детские фольклорные школы. Проблемы, опыт, перспективы". - М., 1999.
Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. - М.: Музыка, 1978.
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.
Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. Вып.2. - Новосибирск, 1971.
Наука и эстетическое воспитание: Сборник. - М., 1972.
Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки/ Сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, 1980.
Эстетическое развитие и воспитание молодежи. - М.: Изд. Моек. Инта, 1978
Попова Т.В. Основы русской народной музыки. - М.: Музыка, 1974.
Репертуарные сборники
1. Архивные записи Московской консерватории им. Чайковского.
2. Архивные записи ТОДНТ.
3. Веретёнце: русские народные песни Вологодской обл. Всероссийское хоровое общество. - М., 1985.
4. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Кн.l. - Иркутск, 1930.
5. Гори, гори ясно. Для детских и юношеских ансамблей / Составитель Т.Новикова; Всероссийское музыкальное общество. - М., 1989.
6. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Составитель Науменко Г. - М.: Советский композитор,1977.
7. Жаворонушки: - Вып.2. - 1981.
8. Жаворонушки. - Вып.3 - 1984.
9. Жаворонушки. - Вып.4 - 1986.
10. Заплетися, плетень: Русские народные песни и хороводы / Сост. В.А.Агафонников. - М.: Музыка, 1987.
11. Золотые ворота: Игры. Новосибирск - 2002.
12. Заинька во садочке. Сост. Л.В.Суровян. Новосибирск пижица - 2002. 13. Зимние святки. / Сост. Л.К.Королева, И.Н.Некрасова. Тверь, 1997.
14. Как на нашей сторонке. В.М.О. №1, 2000. .
15. Круглый год: Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1991.
16. Материалы фольклорных экспедиций ТМУ им. М.П.Мусоргского.
17. Материалы фольклорных экспедиций МГУК курс Антиповой, Сорокина П.А.
18. Медведева. Духовные стихи русского народа. - М., 1998.
19. Музыкальный фольклор и дети / Сост. Щербакова. - М., 1997.
20. Науменко Г.М. Народные праздники. - М., 2001. .
21. Не Тёсан терем. Муз.-просветительский альманах № 1, 2001.
22. Песенные узоры. Вып. 4. - М.: Музыка, 1990. .
23. Плыла лебедь. Для детских народно-хоровых коллективов / Сост. П.А.Сорокин; Всероссийское музыкальное общество. - М., 1987.
24. Росынька: Песни и игры для фольклорных ансамблей / Сост. Т.Белоконева; Всероссийское хоровое общество. - М., 1982.
25. Руднева А.В. Курские танки и карогоды. - М.: Советский композитор,1975.
26. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /Сост. М.Забылин. - М.: Книга Принтшоп, 1990.
27. Русские народные песни для детей. - Санкт-Петербург, 1999. 28. Устинова Т. Танцы Тверской земли. - Тверь, 2002.
10