Программа внеурочной деятельности «Обществознание: Традиции и культура многонационального народа края»
«Средняя общеобразовательная школа №48»
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Обществознание: Традиции и культура многонационального народа края»
Направления развития личности: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год
Составитель: Мухаметзянова Р.М.(учитель истории и обществознания)
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР _____________
«РАССМОТРЕНО»
На заседании МО
Руководитель МО Ф.И.О. _____________
г. Набережные Челны
2023г.
Тематическое планирование
Направление |
Раздел, тема. |
Количество часов |
Духовно- нравственная направление. |
1. Народы, населяющие Поволжье. |
7 часа |
2. Традиционный национальный костюм. Национальный орнамент. Национальная вышивка.
|
7 |
|
3. Праздники народов Поволжья
|
9 часов |
|
4.Фольклор. Пословицы и поговорки. Предания и сказки.
|
11 часа |
|
|
Итого. |
34 ч. |
Целевые приоритеты:
- становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций;
- утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру;
- развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:
• к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
• к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
• к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
• к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
• к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
• к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
• к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
• к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего 6 настроения и оптимистичного взгляда на мир;
• к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
• к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
1.1 Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
1.2 Метапредметные результаты (коммуникативные, регулятивные, познавательные):
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
- идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
- выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- различать результаты и способы действий при достижении результатов;
- определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
- соотносить свои действия с целью обучения.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность
других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
- принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
- определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на негоисточником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; - резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности; - играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Содержание внеурочной деятельности.
№ |
Название направления |
Разделы, темы занятий |
Количество часов |
Основные формы организации |
Виды деятельности обучающихся |
1 |
Ощеинтеллектуальное направление |
1. Народы, населяющие Поволжье. Рисуем карту края. |
1 |
Диалог. |
Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о родном крае?» Составление карты «Памятники культуры Татарстана» |
2 |
Обычаи и традиции казанских или поволжских татар. |
1 |
Беседа. |
Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных наций проживающих в Татарстане. |
|
3 |
Обычаи и традиции мордва. |
1 |
Практикум- игра. |
Читают и обсуждают текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры». |
|
4 |
Обычаи и традиции марийцев. |
1 |
Работа в парах по изготовлению буклетов опорой на текст, иллюстрации, интернет ресурсы по темам: «Жизнь и быт марийцев», «Мифы, традиции»
|
Фронтальная работа по проведению сравнительного анализа обычаев и традиций марийского народа. |
|
5 |
Обычаи и традиции удмурт. |
1 |
Практическое занятие с использованием занимательного материала. |
Объяснение значения пословиц и поговорок удмуртского народа. Чтение текста, составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. |
|
6 |
Обычаи и традиции чуваш. |
1 |
Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Обычаи чувашского народа», «Народные традиции», |
Фронтальная работа по решению проблемных ситуаций по теме . |
|
7 |
Обычаи и традиции башкир. |
1 |
Практическое занятие с использованием занимательного материала. |
Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. |
|
8 |
Обычаи и традиции русских. |
1 |
Диалог. |
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание обычаев, традиций . |
|
9 |
2. Традиционный национальный костюм. Национальный орнамент. Национальная вышивка. Народный костюм казанских или поволжских татар. |
1 |
Практическая работа в группах |
«Народный костюм поволжских татар» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) |
|
10 |
Традиционная одежда мордовского народа. |
1 |
Практическая работа в группах « |
Народный костюм мордовского народа» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) |
|
11 |
Традиционная одежда марийского народа. |
1 |
Практическая работа в группах « |
Народный костюм марийского народа.» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) |
|
12 |
Традиционная одежда удмуртского народа |
1 |
Практическая работа в группах |
«Народный костюм удмуртского народа» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) |
|
13 |
Традиционная одежда чувашского народа |
1 |
Практическая работа в группах |
«Народный костюм чувашского народа» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) |
|
14 |
Традиционная одежда башкирского народа. |
1 |
Практическая работа в группах |
«Народный костюм башкирского народа» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) |
|
15 |
|
Традиционная одежда русского народа |
1 |
Практическая работа в группах |
«Народный костюм русского народа» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) |
16 |
3. Праздники народов Поволжья Национальные праздники казанских или поволжских татар. |
1 |
Практическое занятие с использованием занимательного материала. |
Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. |
|
17 |
Национальные праздники мордовского народа. |
1 |
Диалог на основе иллюстративного материала. |
Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции мордовского народа). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре национальных праздников». |
|
18 |
Национальные праздники марийского народа. |
1 |
Практическое занятие с использованием занимательного материала. |
Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. |
|
19 |
Национальные праздники удмуртского народа |
1 |
Практическое занятие с использованием занимательного материала. |
Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. |
|
20 |
Национальные праздники чувашского народа |
1 |
Командное соревнование по выполнению заданий:
|
решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия». «Собери аппликацию» и т. д |
|
21 |
Национальные праздники башкирского народа. |
1 |
Практическое занятие. |
Сравнение культурных и религиозных традиций башкир, анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами, выводы на основе сравнения; сообщения учащихся. |
|
22 |
Национальные праздники русского народа. |
1 |
Практическое занятие с использованием занимательного материала. |
Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки». |
|
23 |
Религиозные праздники ислама. |
1 |
Практическое занятие с использованием занимательного материала. |
Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. |
|
24 |
Религиозные праздники христианства. |
1 |
Фронтальная работа по проведению сравнительного анализа празников. |
Работа в парах по изготовлению буклетов опорой на текст, иллюстрации, интернет ресурсы по темам: «Зимние религиозные праздники», «Весенние религиозные праздники», «Летние религиозные праздники», «Осенние религиозные праздники»
|
|
25 |
4.Фольклор. Пословицы и поговорки. Предания и сказки. Устное народное творчество татарского народа. |
1 |
Беседа |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй пословицу», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. |
|
26 |
Устное народное творчество народов мордва. |
1 |
Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок мордовского народа.. |
Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок мордовского народа.. |
|
27 |
Устное народное творчество марийского народа. |
1 |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).
|
Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй пословицу», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. |
|
28 |
Устное народное творчество удмурдского народа. |
1 |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).
|
Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй пословицу», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. |
|
29 |
Устное народное творчество чувашского народа. |
1 |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).
|
Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй пословицу», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. |
|
30 |
Устное народное творчество башкирского народа. |
1 |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).
|
Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй пословицу», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. |
|
31 |
Устное народное творчество русского народа. |
1 |
Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).
|
Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй пословицу», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. |
|
32 |
Народные промыслы народов Поволжья. |
1 |
Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации интернет-ресурсы «Один день ремесленника» |
Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации интернет-ресурсы «Один день ремесленника» |
|
33 |
Календарные народные обряды и обычаи. |
1 |
Составление и решение задач на установление особенностей народных обычаев, обрядов.
|
Составление и решение задач на установление особенностей народных обычаев, обрядов.
|
|
34 |
Урок-проект - «Моя родословная» |
1 |
Выполнение заданий по индивидуальных темам «Народы, праздники, культура народов моего края» |
Выполнение заданий по индивидуальных темам «Народы, праздники, культура народов моего края» |
Календарно- тематическое планирование
№ |
Название направления |
Разделы, темы занятий |
Количество часов |
Дата проведения |
Корректировка |
|
план |
факт |
|||||
1 |
Ощеинтеллектуальное направление |
1. Народы, населяющие Поволжье. Рисуем карту края. |
1 |
|
|
|
2 |
Обычаи и традиции казанских или поволжских татар. |
1 |
|
|
|
|
3 |
Обычаи и традиции мордва. |
1 |
|
|
|
|
4 |
Обычаи и традиции марийцев. |
1 |
|
|
|
|
5 |
Обычаи и традиции удмурт. |
1 |
|
|
|
|
6 |
Обычаи и традиции чуваш. |
1 |
|
|
|
|
7 |
Обычаи и традиции башкир. |
1 |
|
|
|
|
8 |
Обычаи и традиции русских. |
1 |
|
|
|
|
9 |
2. Традиционный национальный костюм. Национальный орнамент. Национальная вышивка. Народный костюм казанских или поволжских татар. |
1 |
|
|
|
|
10 |
Традиционная одежда мордовского народа. |
1 |
|
|
|
|
11 |
Традиционная одежда марийского народа. |
1 |
|
|
|
|
12 |
Традиционная одежда удмуртского народа |
1 |
|
|
|
|
13 |
Традиционная одежда чувашского народа |
1 |
|
|
|
|
14 |
Традиционная одежда башкирского народа. |
1 |
|
|
|
|
15 |
|
Традиционная одежда русского народа |
1 |
|
|
|
16 |
3. Праздники народов Поволжья Национальные праздники казанских или поволжских татар. |
1 |
|
|
|
|
17 |
Национальные праздники мордовского народа. |
1 |
|
|
|
|
18 |
Национальные праздники марийского народа. |
1 |
|
|
|
|
19 |
Национальные праздники удмуртского народа |
1 |
|
|
|
|
20 |
Национальные праздники чувашского народа |
1 |
|
|
|
|
21 |
Национальные праздники башкирского народа. |
1 |
|
|
|
|
22 |
Национальные праздники русского народа. |
1 |
|
|
|
|
23 |
Религиозные праздники ислама. |
1 |
|
|
|
|
24 |
Религиозные праздники христианства. |
1 |
|
|
|
|
25 |
4.Фольклор. Пословицы и поговорки. Предания и сказки. Устное народное творчество татарского народа. |
1 |
|
|
|
|
26 |
Устное народное творчество народов мордва. |
1 |
|
|
|
|
27 |
Устное народное творчество марийского народа. |
1 |
|
|
|
|
28 |
Устное народное творчество удмурдского народа. |
1 |
|
|
|
|
29 |
Устное народное творчество чувашского народа. |
1 |
|
|
|
|
30 |
Устное народное творчество башкирского народа. |
1 |
|
|
|
|
31 |
Устное народное творчество русского народа. |
1 |
|
|
|
|
32 |
Народные промыслы народов Поволжья. |
1 |
|
|
|
|
33 |
Календарные народные обряды и обычаи. |
1 |
|
|
|
|
34 |
Урок-проект - «Моя родословная» |
1 |
|
|
|