Программа внеурочной деятельности «Обществознание: Традиции и культура многонационального народа края»

0
0
Материал опубликован 15 February 2023
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №48»

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Обществознание: Традиции и культура многонационального народа края»

 

 

Направления развития личности: общеинтеллектуальное

Срок реализации: 1 год

Составитель: Мухаметзянова Р.М.(учитель истории и обществознания)

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР _____________

 

«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО

 

Руководитель МО Ф.И.О. _____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Набережные Челны

2023г.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Направление

Раздел, тема.

Количество

часов

Духовно- нравственная направление.

1. Народы, населяющие Поволжье.

7 часа

2. Традиционный национальный костюм. Национальный орнамент. Национальная вышивка.

 

7

3. Праздники народов Поволжья

 

9 часов

4.Фольклор. Пословицы и поговорки. Предания и сказки.

 

11 часа

 

Итого.

34 ч.

 

 

Целевые приоритеты:

- становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций;

- утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру;

- развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,

ценностных отношений:

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего 6 настроения и оптимистичного взгляда на мир;

к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

1.1 Личностные результаты

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная

значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация

ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

 

1.2 Метапредметные результаты (коммуникативные, регулятивные, познавательные):

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;

- идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;

- выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;

- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

- различать результаты и способы действий при достижении результатов;

- определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;

- устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;

- соотносить свои действия с целью обучения.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность

других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;

- принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;

- определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на негоисточником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; - резюмировать главную идею текста;

- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст

(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

- критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности; - играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание внеурочной деятельности.

 

 

Название направления

Разделы, темы занятий

Количество

часов

Основные формы организации

Виды деятельности обучающихся

1

Ощеинтеллектуальное

направление

1. Народы, населяющие Поволжье. Рисуем карту края.

1

Диалог.

Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о родном крае?» Составление карты «Памятники культуры Татарстана»

2

Обычаи и традиции казанских или поволжских татар.

1

Беседа.

Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных наций проживающих в Татарстане.

3

Обычаи и традиции мордва.

1

Практикум- игра.

Читают и обсуждают текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры».

4

Обычаи и традиции марийцев.

1

Работа в парах по изготовлению буклетов

опорой на текст, иллюстрации, интернет ресурсы по темам: «Жизнь и быт марийцев», «Мифы, традиции»

 

Фронтальная работа по проведению сравнительного анализа обычаев и традиций марийского народа.

5

Обычаи и традиции удмурт.

1

Практическое занятие с использованием занимательного материала.

Объяснение значения пословиц и поговорок удмуртского народа. Чтение текста, составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем.

6

Обычаи и традиции чуваш.

1

Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Обычаи чувашского народа», «Народные традиции»,

Фронтальная работа по решению проблемных ситуаций по теме .

7

Обычаи и традиции башкир.

1

Практическое занятие с использованием занимательного материала.

Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств.

8

Обычаи и традиции русских.

1

Диалог.

Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание обычаев, традиций .

9

2. Традиционный национальный костюм. Национальный орнамент. Национальная вышивка.

Народный костюм казанских или поволжских татар.

1

Практическая работа в группах

«Народный костюм поволжских татар» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)

10

Традиционная одежда мордовского народа.

1

Практическая работа в группах «

Народный костюм мордовского народа» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)

11

Традиционная одежда марийского народа.

1

Практическая работа в группах «

Народный костюм марийского народа.» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)

12

Традиционная одежда удмуртского народа

1

Практическая работа в группах

«Народный костюм удмуртского народа» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)

13

Традиционная одежда чувашского народа

1

Практическая работа в группах

«Народный костюм чувашского народа» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)

14

Традиционная одежда башкирского народа.

1

Практическая работа в группах

«Народный костюм башкирского народа» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)

15

 

Традиционная одежда русского народа

1

Практическая работа в группах

«Народный костюм русского народа» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)

16

3. Праздники народов Поволжья

Национальные праздники казанских или поволжских татар.

1

Практическое занятие с использованием занимательного материала.

Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

17

Национальные праздники мордовского народа.

1

Диалог на основе иллюстративного материала.

Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции мордовского народа). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре национальных праздников».

18

Национальные праздники марийского народа.

1

Практическое занятие с использованием занимательного материала.

Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

19

Национальные праздники удмуртского народа

1

Практическое занятие с использованием занимательного материала.

Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

20

Национальные праздники чувашского народа

1

Командное соревнование по выполнению

заданий:

 

решение кроссвордов, «Найди

лишнее», «Установи соответствия». «Собери аппликацию» и т. д

21

Национальные праздники башкирского народа.

1

Практическое занятие.

Сравнение культурных и религиозных традиций башкир, анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами, выводы на основе сравнения; сообщения учащихся.

22

Национальные праздники русского народа.

1

Практическое занятие с использованием занимательного материала.

Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».

23

Религиозные праздники ислама.

1

Практическое занятие с использованием занимательного материала.

Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

24

Религиозные праздники христианства.

1

Фронтальная работа по проведению сравнительного анализа празников.

Работа в парах по изготовлению буклетов

опорой на текст, иллюстрации, интернет ресурсы по темам: «Зимние религиозные праздники», «Весенние религиозные праздники», «Летние религиозные праздники», «Осенние религиозные праздники»

 

25

4.Фольклор. Пословицы и поговорки. Предания и сказки.

Устное народное творчество татарского народа.

1

Беседа

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй пословицу», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.

26

Устное народное творчество народов мордва.

1

Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок мордовского народа..

Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок мордовского народа..

27

Устное народное творчество марийского народа.

1

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

 

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй пословицу», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.

28

Устное народное творчество удмурдского народа.

1

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

 

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй пословицу», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.

29

Устное народное творчество чувашского народа.

1

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

 

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй пословицу», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.

30

Устное народное творчество башкирского народа.

1

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

 

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй пословицу», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.

31

Устное народное творчество русского народа.

1

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

 

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй пословицу», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.

32

Народные промыслы народов Поволжья.

1

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации интернет-ресурсы «Один день ремесленника»

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации интернет-ресурсы «Один день ремесленника»

33

Календарные народные обряды и обычаи.

1

Составление и решение задач на установление особенностей народных обычаев, обрядов.

 

Составление и решение задач на установление особенностей народных обычаев, обрядов.

 

34

Урок-проект - «Моя родословная»

1

Выполнение заданий по индивидуальных

темам «Народы, праздники, культура народов моего края»

Выполнение заданий по индивидуальных

темам «Народы, праздники, культура народов моего края»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование

 

 

Название направления

Разделы, темы занятий

Количество

часов

Дата проведения

Корректировка

план

факт

1

Ощеинтеллектуальное

направление

1. Народы, населяющие Поволжье. Рисуем карту края.

1

 

 

 

2

Обычаи и традиции казанских или поволжских татар.

1

 

 

 

3

Обычаи и традиции мордва.

1

 

 

 

4

Обычаи и традиции марийцев.

1

 

 

 

5

Обычаи и традиции удмурт.

1

 

 

 

6

Обычаи и традиции чуваш.

1

 

 

 

7

Обычаи и традиции башкир.

1

 

 

 

8

Обычаи и традиции русских.

1

 

 

 

9

2. Традиционный национальный костюм. Национальный орнамент. Национальная вышивка.

Народный костюм казанских или поволжских татар.

1

 

 

 

10

Традиционная одежда мордовского народа.

1

 

 

 

11

Традиционная одежда марийского народа.

1

 

 

 

12

Традиционная одежда удмуртского народа

1

 

 

 

13

Традиционная одежда чувашского народа

1

 

 

 

14

Традиционная одежда башкирского народа.

1

 

 

 

15

 

Традиционная одежда русского народа

1

 

 

 

16

3. Праздники народов Поволжья

Национальные праздники казанских или поволжских татар.

1

 

 

 

17

Национальные праздники мордовского народа.

1

 

 

 

18

Национальные праздники марийского народа.

1

 

 

 

19

Национальные праздники удмуртского народа

1

 

 

 

20

Национальные праздники чувашского народа

1

 

 

 

21

Национальные праздники башкирского народа.

1

 

 

 

22

Национальные праздники русского народа.

1

 

 

 

23

Религиозные праздники ислама.

1

 

 

 

24

Религиозные праздники христианства.

1

 

 

 

25

4.Фольклор. Пословицы и поговорки. Предания и сказки.

Устное народное творчество татарского народа.

1

 

 

 

26

Устное народное творчество народов мордва.

1

 

 

 

27

Устное народное творчество марийского народа.

1

 

 

 

28

Устное народное творчество удмурдского народа.

1

 

 

 

29

Устное народное творчество чувашского народа.

1

 

 

 

30

Устное народное творчество башкирского народа.

1

 

 

 

31

Устное народное творчество русского народа.

1

 

 

 

32

Народные промыслы народов Поволжья.

1

 

 

 

33

Календарные народные обряды и обычаи.

1

 

 

 

34

Урок-проект - «Моя родословная»

1

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.