Программа внеурочной деятельности «Весёлая математика»
Львова С.А. учитель начальных классов
первой категории
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Весёлая математика» разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Цели программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы :
способствовать расширению кругозора
развивать мотивацию к познанию и творчеству
формировать и развивать логическое мышление
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Общая характеристика курса
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 занятия по 35 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математической газеты « Кенгурёнок»;
участие в Всероссийской математической олимпиаде « Талантливые дети»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Предполагаемые результаты :
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Формы проверки результативности занятий :
выпуск математических газет «Кенгурёнок» с логическими заданиями, ребусами, задачами, головоломками и т.д.
подготовка и проведение детьми « Математического КВНа»
участие в интеллектуальных играх
Форма подведения итогов реализации программы : участие в конкурсе «Талантливые дети», «Кенгуру», олимпиадах разного уровня.
Тематическое планирование.
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание занятия |
1 |
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? |
Значение математики для людей. Зачем изучать математику? Из истории математики. |
2 |
Старинные системы записи чисел. Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. |
Познакомить с старинными системами записи чисел. Знакомство с римскими цифрами. Решение примеров и задач. |
3 |
Логические цепочки. |
Знакомство с логическими цепочками, поиск закономерностей их составления |
4-5 |
Логические задачи. Подготовка к олимпиаде. |
Графическое решение логических задач. Решение задач на логическое мышление путём составления таблицы. |
6 |
Выпуск газеты « Кенгурёнок». Ребусы, загадки, задачи. |
Подбор материала и выпуск газеты. |
7 |
Математическая игра «Домики» |
Познакомить с математической игрой «Домики», организовать работу в группах. |
8 |
Математическая игра «Горки» |
Познакомить с математической игрой «Горки», работа в парах |
9 |
Головоломки. |
Знакомство с математическими головоломками и способами их решения |
10 |
Арифметические действия. Подготовка к олимпиаде. |
Решение олимпиадных заданий. |
11 |
Выпуск газеты « Кенгурёнок». Игры, головоломки. |
Подбор материала и выпуск газеты. |
12 |
Нестандартные задачи на переливание жидкости |
Познакомить с различием между стандартными и нестандартными задачами. Решение задач на переливание жидкостей, используя различные сосуды |
13 |
Решение нестандартных задач на взвешивание предметов |
Знакомство с решением нестандартных задач на взвешивание предметов |
14 |
Задачи повышенной сложности |
Знакомство с задачами повышенной сложности |
15 |
Геометрические задачи. Подготовка к олимпиаде. |
Решение олимпиадных заданий. |
16 |
Выпуск газеты « Кенгурёнок». Занимательные задачи. |
Подбор материала и выпуск газеты. |
17 |
Умножение. Упражнения, игры, задачи. |
Решение задач и упражнений на умножение. |
18 |
Деление. Упражнения, игры, задачи. |
Решение задач и упражнений на деление. |
19 |
Математическая игра «Крестики и кружочки» |
Познакомить с математической игрой «Крестики и кружочки», работа в парах |
20 |
Величины. Подготовка к олимпиаде. |
Решение олимпиадных заданий. |
21 |
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. |
Решение задач на нахождение времени. |
22 |
Математическая игра «Три кошки» |
Знакомство с правилами математической игры «Три кошки», работа в парах |
23 |
Математические фокусы. |
Показ математических фокусов. |
24 |
Составление нестандартных задач-головоломок из спичек |
Познакомить с принципом, закономерностями нестандартных задач |
25 |
1 тур школьной олимпиады. |
Выполнение олимпиадных заданий. |
26 |
Математическая игра «Улюлю и Игого» |
Знакомство с математической игрой «Игого» и «Улюлю», работа в парах |
27 |
Выпуск газеты « Кенгурёнок». Игры с числами. |
Подбор материала и выпуск газеты. |
28 |
Блиц – турнир по решению задач |
Отработка умений решать нестандартные и логические задачи |
29 |
2 тур школьной олимпиады. |
Подведение итогов. Награждение победителей. |
30-31 |
Экскурсия в компьютерный класс. Работа с программой « Знайка», « Отличник». |
Решение заданий. |
32 |
Выпуск газеты « Кенгурёнок». Знаменитые математики. |
Подбор материала и выпуск газеты. |
33 |
Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. |
Решение задач, сочинение своих задач. Отгадывание ребусов. Составление своего ребуса. |
34 |
Математический КВН |
Закрепление полученных знаний |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Приложение №1 Математические игры
Математическая игра «Домики».
За один ход нужно нарисовать в квадрате по клеточкам один домик – такой же, как заштрихованный, но повёрнутый в любую сторону. Домики не должны касаться друг друга.
Математическая игра «Горки».
Начало игры в выделенной точке. Из этой точки начинают рисовать ломаную. За один ход обводят какую-нибудь сторону маленького треугольника. Ломаная может пересекать и касаться себя, но дважды обводить один отрезок нельзя.
Математическая игра «Крестики-кружочки».
Перед началом игры договариваются, у кого какой знак (крестик или кружочек). За один ход нужно обвести одну сторону клеточки. Игрок, который обводит последнюю (оставшуюся необведённой) сторону какой-нибудь клеточки, рисует в ней свой знак и делает дополнительный ход. Таким образом, за один ход игроку может посчастливится нарисовать сразу несколько своих знаков.
Математическая игра «Три кошки»
Эта игра похожа на «Морской бой». У каждого игрока – по два квадрата с пронумерованными клеточками. В левом квадрате каждый втайне от другого рисует трёх кошек. Чтобы обнаружить, где находятся кошки соперника, игрок задаёт один вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет», например: «В седьмой клеточке есть кошка?» или: «На первом этаже есть кошка?». Узнав, что в клеточке есть кошка, игрок рисует её в соответствующем месте правого квадрата, в противном случае, ставит в нём точку.
Приложение №2 Нестандартные задачи
1.Как тремя взвешиваниями определить одну фальшивую монету (более легкую) из 8? 10? 16? 17? 26? 27?
2. Из 80 одинаковых по виду монет одна – фальшивая (более легкая). Как ее определить четырьмя взвешиваниями на чашечных весах?
3. Как на чашечных весах уравновесить кусок металла массой в 47 г с помощью набора из пяти гирь: 1 г, 3 г, 9 г, 27 г, 81 г? Гири можно класть на обе чашки весов.
4. Петя сказал однажды друзьям: "Позавчера мне было 9 лет, а в будущем году мне исполнится 12 лет". Какого числа родился Петя?
5. Имеем 3 сосуда вместимостью 8, 5 и 3 л. Наибольший сосуд полон молока. Как разделить это молоко на 2 равные части, используя остальные сосуды?
Приложение №3 Логические задачи
Избранные задачи из книги И.Г. Сухина "800 новых логических и математических головоломок".
1.Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?
2. Какую отметку впервые в жизни получил по математике Фома, если известно, что она является числом не простым, а составным?
3. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.
4. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?
5. Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее простое и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова "Волшебник Изумрудного города".
6. Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3.
7. Преврати в числе 123 одну цифру в пятёрку так, чтобы получившееся число делилось на 9. Каково оно?
Ивлиева Наталия Алексеевна