Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» (2–4 классы)
ГОУ ЯО «Рязанцевская школа-интернат»
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Составила: Соц. педагог
Глазнёва К.А.
Сентябрь 2021г.
Наименование программы | Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» |
Нормативно-правовые основы разработки программы | Федеральный уровень: -Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»; -Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"; -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10); -Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ; -Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 « О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде". |
Цель и задачи программы | Цель программы: -формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации; -повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы -совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности); -формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ; - формирование у учащихся навыков безопасного поведения в интернет-пространстве; -развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; -стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений; -выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. |
Основные принципы | -принцип единства сознания и деятельности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к безопасности; -принцип наглядности предполагает максимальное использование мультимедиа продуктов при проведении занятий; -принцип личностной ориентации. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог планирует и прогнозирует развитие каждого ребёнка; -принцип системности заключается в концентрической последовательности занятий по классам от простого к сложному; -принцип практической направленности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. |
Модули программы | 1.«Школа Светофоркина». 2.Безопасность в быту. 3.«Твое здоровье». 4.Безопасность в природе. 5.Безопасный Интернет. 6.Социальная безопасность (профилактика ПАВ, курения, алкоголизма). |
Порядок управления реализацией Программы | Управление программой осуществляет Педагогический совет школы, МО учителей начальных классов.
|
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы | Внутренний мониторинг осуществляет администрация школы. Результаты обсуждаются два раза в год на заседании методического объединения, на совещаниях при заместителе директора. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.
|
| |
Пояснительная записка.
Программа «Азбука безопасности» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.
В настоящее время возрастает роль и ответственность учреждений образования в подготовке учащихся в области безопасности жизнедеятельности.
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, развитие беспроводных коммуникаций, употребление несовершеннолетними психоактивных веществ – все это создает предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого ученика стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Азбука безопасности».
Аудитория: программа рассчитана для работы с учащимися 7-10 лет
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.
Формы и режим занятий: форма проведения – занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических социальных роликов и презентаций.
На изучение курса «Азбука безопасности» отводится 1 час в неделю, длительность занятия 35-40 минут.
Итоги занятий могут быть подведены в форме защиты творческих проектов, соревнований, викторин, конкурсов между учащимися с приглашением родителей (законных представителей), социального педагога, медицинского работника, администрации школы, инспектора по делам несовершеннолетних, инспекторов пожарной службы и МЧС.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Результаты | Планируемые результаты (характеристики) ООП |
Личностные | Самоопределение: -самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый и безопасный образ жизни; -социальная культура: ценностное отношение к значимым нормам и правилам поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность; -осознание ответственности человека за общее благополучие, -гуманистическое сознание, -социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
Смыслообразование: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | |
Нравственно-этическая ориентация: -навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | |
Познавательные УУД | Общеучебные: -использовать общие приёмы решения задач; -выбирать наиболее эффективные способы решения задач; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; -ставить и формулировать проблемы; -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; -узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. |
Знаково-символические: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. | |
Информационные: -поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); обработка информации; анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). | |
Логические: -подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; синтез, сравнение, классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение. | |
Оценка: -выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; -устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | |
| |
Коммуникативные УУД | Инициативное сотрудничество: -проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, -ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество. |
Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |
Взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания; строить монологичное высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника. | |
Управление коммуникацией: - определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» обучающийся должен:
Знать:
основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
правила поведения в Интернете, социальных сетях;
основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
Уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
пользования бытовыми приборами;
пользования Интернетом;
использования по назначению лекарственных препаратов;
пользования бытовыми приборами;
соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Структура программы учебного курса «Азбука безопасности»
Модуль 1. | Школа Светофоркина |
Модуль 2. | Безопасность в быту |
Модуль 3. | Твое здоровье |
Модуль 4. | Безопасность в природе |
Модуль 5. | Безопасный Интернет |
Модуль 6. | Социальная безопасность |
| Итого: |
Модуль «Школа Светофоркина»
№п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Оснащенность при проведении занятия | Дата по плану | |
| |||||||
1 | Введение Что такое безопасность? | 1 | а) Опасностями принято называть: вещи, предметы и явления, которые при определённых условиях способны вызвать, причинить человеку, какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний. - природные опасности, - техногенного происхождения, - социальные опасности. | Уяснить, что всякая деятельность (труд, учёба, игра и т.д.) потенциально опасна. Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации. Усвоить общие правила безопасности жизни. Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире. | Презентация | 03.09.21 | |
2 | Для чего нужны правила дорожного движения. | 1 | Познакомить с историей появления ПДД. Формировать у школьников положительное эмоциональное отношение и познавательный интерес к изучению ПДД. | Знать краткую историю появления ПДД. Понимать, что ПДД- это реальная необходимость. Понять причины дорожно-транспортных происшествий. | Презентация, социальный ролик | 10.09.21 | |
3,4 | Выйду я на улицу. | 2 | Диагностика уровня осведомлённости учащихся по ПДД и уровня сформированности практических умений ПДД Объяснить опасность игр на дороге через фиксацию внимания на дороге, как особом объекте | Уметь выбирать безопасный маршрут. Ориентироваться в дорожной обстановке. | Презентация Экскурсия | 17.09.21 24.09.21 | |
5 | Дорога в школу. | 1 | Формировать у школьников представления об особенностях дорожного движения осенью в связи с повышением опасности ДДТП | Понимать что с наступлением холодного периода ухудшается ситуация на дороге ( туман, гололед, мокрый асфальт, темнота) | Презентация | 01.10.21 |
Модуль «Безопасность в быту»
№\п | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Оснащенность при проведении занятия | Дата по плану |
| ||||||
1 | Как человек огонь приручил. | 1 | Введение в курс по ПБ. Знакомство с эволюцией человека и необходимости использования огня. Знакомство с произведениями худ. литры об огне. | Наличие интереса к предмету изучения. Понимание важности изучения ППБ. | Презентация | 08.10.21 |
2 | Огонь друг или враг. | 1 | Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. | | Презентация Беседа | 15.10.21 |
3 | Опасные места дома. | 1 | Усвоить несколько известных правил безопасного обращения с электрической энергией, поведением на балконе, подоконнике, в лифте. | Знать какие опасности подстерегают человека в жилище и как их избежать, | Презентация | 22.10.21 |
4 | Если вы остались дома одни. | 1 | Усвоить правила, чтобы телевизор не причинил вред здоровью и не стал причиной огорчений, как действовать при возгорании телевизора, и другой бытовой техники. Система обеспечения безопасности жителей города. Правила личной безопасности. | Запомнить номера телефонов экстренных служб: а) Пожарная охрана. в) Скорая медицинская помощь. г) Милицейская служба. | Презентация | 29.10.21 |
5 | С другом мы идем гулять. | 1 | Какие опасные зоны имеет каждый населённый пункт. В каких местах нашего города надо быть особенно внимательным. Какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления. Преступность, современная криминогенная обстановка. | Иметь представление как функционируют органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью Запомнить номера телефонов экстренных служб: а) Пожарная охрана. в) Скорая медицинская помощь. г) Милицейская служба. | Практическое занятие. | 12.11.21 |
6 | Запомните детки-таблетки не конфетки. | 1 | Каждый должен с юных лет заботиьтся о своём здоровье, обладать знаниями в области гигиены и первой медицинской помощи, не вредить своему организму. Лекарственные средства могут причинить человеку, не только пользу но и вред, стать причиной травм и заболеваний Как оказывать само- и взаимопомощь при химических ожогах и отравлении. | Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации. Уметь оказать самопомощь и первую медицинскую помощь.. | Презентация | 19.11.21 |
Модуль «Твоё здоровье»
№\п | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Оснащенность при проведении занятия | Дата по плану |
| ||||||
1 | Забота о глазах | 1 | Познакомить детей с внешними органами человека, воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья, ответственности, формировать и способствовать становлению мотивационной сферы гигиенического поведения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Вырабатывать навыки гигиены зрения, заботы о сохранении зрения. | Презентация Практическое занятие. | 26.11.21 |
2 | Уход за ушами | 1 | Дать общее представление о строении органа слуха, познакомить с правилами ухода за ушами; развивать слуховое восприятие. | Презентация | 03.12.21 | |
3 | Уход за зубами | 1 | Познакомить с видами зубов. Сформировать у детей представление о причинах болезни зубов и важности правильного питания в сохранении здоровья зубов и всего организма. Научить детей правильно ухаживать за полостью рта. | Презентация Экскурсия | 10.12.21 | |
4 | Уход за руками и ногами. Забота о коже | 1 | Знать, как правильно надо мыть руки и лицо. Гигиена рук и ног.Знать правила ухода за кожей. | Презентация Практическое занятие. | 17.12.21 | |
5 | Как следует питаться | 1 | Формирование устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасного и качественного питания. | Презентация | 24.12.21 |
Модуль «Безопасность в природе»
№\п | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Оснащенность при проведении занятия | Дата по плану |
| ||||||
1 | Опасные погодные условия. Влияние погоды на человека | 1 | Провести наблюдения за элементами и явлениями погоды. Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений. | Уметь правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада, гололёда. | Презентация | 14.01.22 |
2 | Правила поведения на водоёмах.
| 1 | Узнать причины несчастных случаев на воде; повторить правильность действий при случившемся несчастье на льду. Осознать значимость соблюдения правил безопасного поведения на льду. | Научиться соблюдать правила безопасного поведения на водоёмах в разные времена года. Средства спасения.. Осознавать влияние человека на природу. | Презентация | 21.01.22 |
3 | Правила поведения в лесу. | 1 | Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения в лесу. Познакомить учащихся с растениями, ягодами и грибами родного края. Учить различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Учить бережному отношению к природе; беречь лес, растения, животных, птиц. | Научиться соблюдать правила безопасного поведения в природе. Осознавать влияние человека на природу. | Презентация | 28.01.22 |
4 | Отдыхаем на природе. Подготовка к выходу на природу. | 1 | Как люди относятся к природе? Как должно вести себя разумное существо в природе? | Научиться соблюдать правила безопасного поведения в природе. Необходимые средства защиты на природе. | Презентация | 04.02.22 |
5 | Обобщающее занятие. Викторина. | 1 | Обобщение полученных знаний. | Знать и соблюдать правила безопасности в природе. | Практическое занятие. | 11.02.22 |
1 | Опасные растения | 1 | Познакомить в каких случаях человеку приходится защищаться от природы. Научить распознавать ядовитые растения | Познакомятся с ядовитыми растениями, которые можно встретить в нашем лесу. Познакомятся с правилами безопасного обращения с ядовитыми растениями леса. Научатся видеть в окружающем мире растения, которые могут быть опасными для жизни человека. | Презентация | 18.02.22 |
Модуль «Безопасность в интернете»
№\п | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Оснащенность при проведении занятия | Дата по плану |
| ||||||
1 | Правила безопасного поведения в интернете | 1 | Научиться безопасному пользованию Интернет-ресурсами. | Уметь правильно вести себя в Интернет пространстве. | Презентация | 25.02.22 |
2 | Мошенничество в сети интернет | 1 | Узнать причины мошенничества в сети Интернет. Осознать значимость соблюдения правил безопасного поведения в сети Интернет. | Научиться соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет. Осознавать влияние Интернета на человека. | Презентация | 04.03.22 |
3 | Какие опасности ждут школьника в сети Интернет | 1 | Сообщить учащимся о том, что ест опасные сайты (суицид-сайты, сайты-форумы потенциальных самоубийц; наркосайты; сайты, разжигающие национальную рознь). Формировать навыки информационной безопасности. | Научиться соблюдать правила безопасного использования сети Интернет. Осознавать влияние Интернет-ресурсов на человека. | Просмотр социальных роликов | 11.03.22 |
4 | Опасности в Интернете | 1 | Обобщение полученных знаний. | Знать и соблюдать правила пользования Интернетом. | Практическое занятие. | 18.03.22 |
5 | Компьютер-враг, друг, помощник? | 1 | Познакомить с положительными и негативными сторонами в работе с компьютером. | Научатся культуре общения в сети Интернет. | Презентация | 25.03.22 |
6 | Компьютер и здоровье | 1 | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при работе за компьютером. Познакомить с понятиями «полезные и вредные игры» | Расширят представления о способах безопасного поведения в Интерне т, о возможных опасностях для здоровья при работе в сети Интернет, способах сохранения здоровья при работе с компьютером. Узнают, что сидячее положение в течение длительного времени вредит здоровью, что компьютер дает электромагнитное излучение, перегружает суставов кистей рук, повышает нагрузка на зрение. | Презентация Практическое занятие. | 08.04.22 |
Модуль «Социальная безопасность»
№\п | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Оснащенность при проведении занятия | Дата по плану |
| | | ||||
1 | Что такое психоактивное вещество | 1 | Развивать становление активной отрицающей позиции по отношению к ПАВ. | Научить устойчивому отрицательному отношению к «первой пробе» ПАВ. | Презентация | 15.04.22 |
2 | О вреде наркотиков | 1 | Узнать причины употребления наркотиков. Формировать потребности вести здоровый образ жизни | Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно. Осознавать влияние наркотиков на здоровье человека. | Просмотр социальных роликов | 22.04.22 |
3 | Профилактика табакокурения | 1 | Познакомить учащихся с фактами, свидетельствующими о вреде курения; способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни | Обучающиеся должны знать о вредном влиянии табакокурения на организм и безопасных и интересных способах проведения досуга | Просмотр социальных роликов | 29.04.22 |
4 | Ты и алкоголь | 1 | Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма | У учащихся выработается негативное отношение к алкоголю.
| Презентация | 06.05.22 |
5 | Профилактика табакокурения | 1 | Информирование учащихся о вреде курения для здоровья. Показать последствия табакокурения на здоровье, развитие болезней, продолжительность жизни человека и его трудовую деятельность. | Расширят представления о вредном воздействии табакокурения на организм человека | Презентация | 13.05.22 |
6 | Наркотики - пожизненная ломка | 2 | Формирование объективной, соответствующей возрасту информации о наркотиках, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркотиками. | Расширят представления о наркотиках, СПАЙСе. Сформируется негативное отношение к употреблению наркотиков, СПАЙСу. | Презентация Практическое занятие. | 20.05.22 27.05.22 |
9