12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глазнёва Кристина Александровна59
Россия, Ярославская обл.





ГОУ ЯО «Рязанцевская школа-интернат»



ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»































Составила: Соц. педагог

Глазнёва К.А.

Сентябрь 2021г.







Наименование программы

Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности»

Нормативно-правовые основы разработки программы

Федеральный уровень:

-Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах";

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10);

-Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ;

-Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13

« О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде".



Цель и задачи программы

Цель программы:

-формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации;

-повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы -совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности);

-формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ;

- формирование у учащихся навыков безопасного поведения в интернет-пространстве;
-обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Задачи:

-развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного

отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

-стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений;

-выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Основные принципы

-принцип единства сознания и деятельности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к безопасности;

-принцип наглядности предполагает максимальное использование мультимедиа продуктов при проведении занятий;

-принцип личностной ориентации. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог планирует и прогнозирует развитие каждого ребёнка;

-принцип системности заключается в концентрической последовательности занятий по классам от простого к сложному;

-принцип практической направленности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков.

Модули программы

1.«Школа Светофоркина».

2.Безопасность в быту.

3.«Твое здоровье».

4.Безопасность в природе.

5.Безопасный Интернет.

6.Социальная безопасность (профилактика ПАВ, курения, алкоголизма).

Порядок управления реализацией Программы

Управление программой осуществляет Педагогический совет школы, МО учителей начальных классов.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

Внутренний мониторинг осуществляет администрация школы. Результаты обсуждаются два раза в год на заседании методического объединения, на совещаниях при заместителе директора. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.









Пояснительная записка.

Программа «Азбука безопасности» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.

В настоящее время возрастает роль и ответственность учреждений образования в подготовке учащихся в области безопасности жизнедеятельности.

Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, развитие беспроводных коммуникаций, употребление несовершеннолетними психоактивных веществ – все это создает предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого ученика стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Азбука безопасности».

Аудитория: программа рассчитана для работы с учащимися 7-10 лет

Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.

Формы и режим занятий: форма проведения – занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических социальных роликов и презентаций.

На изучение курса «Азбука безопасности» отводится 1 час в неделю, длительность занятия 35-40 минут.

Итоги занятий могут быть подведены в форме защиты творческих проектов, соревнований, викторин, конкурсов между учащимися с приглашением родителей (законных представителей), социального педагога, медицинского работника, администрации школы, инспектора по делам несовершеннолетних, инспекторов пожарной службы и МЧС.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Результаты

Планируемые результаты (характеристики) ООП

Личностные

Самоопределение:

-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый и безопасный образ жизни;

-социальная культура: ценностное отношение к значимым нормам и правилам поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность;

-осознание ответственности человека за общее благополучие,

-гуманистическое сознание,

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные

УУД

Общеучебные:

-использовать общие приёмы решения задач;

-выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-ставить и формулировать проблемы;

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Информационные:

-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); обработка информации; анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; синтез, сравнение, классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение.

Оценка:

-выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

-устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.


Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество:

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество.

Планирование учебного сотрудничества:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

строить понятные для партнёра высказывания; строить монологичное высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» обучающийся должен:

Знать:

основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;

иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;

элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;

правила поведения в Интернете, социальных сетях;

основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

Уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни;

действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

пользования бытовыми приборами;

пользования Интернетом;

использования по назначению лекарственных препаратов;

пользования бытовыми приборами;

соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;

соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;

соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;

оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;

вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

Структура программы учебного курса «Азбука безопасности»



Модуль 1.

Школа Светофоркина

Модуль 2.

Безопасность в быту

Модуль 3.

Твое здоровье

Модуль 4.

Безопасность в природе

Модуль 5.

Безопасный Интернет

Модуль 6.

Социальная безопасность

 

Итого:

Модуль «Школа Светофоркина»

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Оснащенность при проведении занятия

Дата по плану


1

Введение

Что такое безопасность?





1

а) Опасностями принято называть: вещи, предметы и явления, которые при определённых условиях способны вызвать, причинить человеку, какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний.

- природные опасности,

- техногенного происхождения,

- социальные опасности.

Уяснить, что всякая деятельность (труд, учёба, игра и т.д.) потенциально опасна.

Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации.

Усвоить общие правила безопасности жизни.

Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире.

Презентация

03.09.21

2

Для чего нужны правила дорожного движения.

1

Познакомить с историей появления ПДД. Формировать у школьников положительное эмоциональное отношение и познавательный интерес к изучению ПДД.

Знать краткую историю появления ПДД.

Понимать, что ПДД- это реальная необходимость. Понять причины дорожно-транспортных происшествий.

Презентация, социальный ролик

10.09.21

3,4

Выйду я на улицу.

2

Диагностика уровня осведомлённости учащихся по ПДД и уровня сформированности практических умений ПДД Объяснить опасность игр на дороге через фиксацию внимания на дороге, как особом объекте

Уметь выбирать безопасный маршрут. Ориентироваться в дорожной обстановке.

Презентация

Экскурсия

17.09.21

24.09.21

5

Дорога в школу.

1

Формировать у школьников представления об особенностях дорожного движения осенью в связи с повышением опасности ДДТП

Понимать что с наступлением холодного периода ухудшается ситуация на дороге ( туман, гололед, мокрый асфальт, темнота)

Презентация

01.10.21



Модуль «Безопасность в быту»

\п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Оснащенность при проведении занятия

Дата по плану


1

Как человек огонь приручил.

1

Введение в курс по ПБ. Знакомство с эволюцией человека и необходимости использования огня. Знакомство с произведениями худ. литры об огне.

Наличие интереса к предмету изучения. Понимание важности изучения ППБ.

Презентация

08.10.21

2

Огонь друг или враг.

1

Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем.


Презентация

Беседа

15.10.21

3

Опасные места дома.

1

Усвоить несколько известных правил безопасного обращения с электрической энергией, поведением на балконе, подоконнике, в лифте.

Знать какие опасности подстерегают человека в жилище и как их избежать,

Презентация

22.10.21

4

Если вы остались дома одни.

1

Усвоить правила, чтобы телевизор не причинил вред здоровью и не стал причиной огорчений, как действовать при возгорании телевизора, и другой бытовой техники.

Система обеспечения безопасности жителей города.

Правила личной безопасности.

Запомнить номера телефонов экстренных служб:

а) Пожарная охрана.

в) Скорая медицинская помощь.

г) Милицейская служба.


Презентация

29.10.21

5

С другом мы идем гулять.

1

Какие опасные зоны имеет каждый населённый пункт.

В каких местах нашего города надо быть особенно внимательным.

Какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления.

Преступность, современная криминогенная обстановка.

Иметь представление как функционируют органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью

Запомнить номера телефонов экстренных служб:

а) Пожарная охрана.

в) Скорая медицинская помощь.

г) Милицейская служба.


Практическое занятие.

12.11.21

6

Запомните детки-таблетки не конфетки.

1

Каждый должен с юных лет заботиьтся о своём здоровье, обладать знаниями в области гигиены и первой медицинской помощи, не вредить своему организму.

Лекарственные средства могут причинить человеку, не только пользу но и вред, стать причиной травм и заболеваний

Как оказывать само- и взаимопомощь при химических ожогах и отравлении.

Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации.

Уметь оказать самопомощь и первую медицинскую помощь..

Презентация

19.11.21



Модуль «Твоё здоровье»

\п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Оснащенность при проведении занятия

Дата по плану


1

Забота о глазах

1

Познакомить детей с внешними органами человека, воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья, ответственности, формировать и способствовать становлению мотивационной сферы гигиенического поведения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Вырабатывать навыки гигиены зрения, заботы о сохранении зрения.

Презентация

Практическое занятие.

26.11.21

2

Уход за ушами

1

Дать общее представление о строении органа слуха, познакомить с правилами ухода за ушами; развивать слуховое восприятие.

Презентация

03.12.21

3

Уход за зубами

1

Познакомить с видами зубов.

Сформировать у детей представление о причинах болезни зубов и важности правильного питания в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Научить детей правильно ухаживать за полостью рта.


Презентация

Экскурсия

10.12.21

4

Уход за руками и ногами. Забота о коже

1

Знать, как правильно надо мыть руки и лицо. Гигиена рук и ног.Знать правила ухода за кожей.

Презентация

Практическое занятие.

17.12.21

5

Как следует питаться

1

Формирование устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасного и качественного питания.

Презентация

24.12.21



Модуль «Безопасность в природе»

\п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Оснащенность при проведении занятия

Дата по плану


1

Опасные погодные условия. Влияние погоды на человека

1

Провести наблюдения за элементами и явлениями погоды.

Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.

Уметь правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада, гололёда.

Презентация


14.01.22

2

Правила поведения на водоёмах.


1

Узнать причины несчастных случаев на воде; повторить правильность действий при случившемся несчастье на льду.

Осознать значимость соблюдения правил безопасного поведения на льду.

Научиться соблюдать правила безопасного поведения на водоёмах в разные времена года. Средства спасения.. Осознавать влияние человека на природу.

Презентация


21.01.22

3

Правила поведения в лесу.


1

Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения в лесу.

Познакомить учащихся с растениями, ягодами и грибами родного края.

Учить различать съедобные  и ядовитые грибы, ягоды.

Учить бережному отношению к природе; беречь лес, растения, животных, птиц.

Научиться соблюдать правила безопасного поведения в природе. Осознавать влияние человека на природу.

Презентация


28.01.22

4

Отдыхаем на природе. Подготовка к выходу на природу.

1

Как  люди  относятся  к природе?

Как  должно  вести  себя   разумное  существо  в  природе?


Научиться соблюдать правила безопасного поведения в природе. Необходимые средства защиты на природе.

Презентация


04.02.22

5

Обобщающее занятие. Викторина.

1

Обобщение полученных знаний.

Знать и соблюдать правила безопасности в природе.

Практическое занятие.

11.02.22

1

Опасные растения

1

Познакомить в каких случаях человеку приходится защищаться от природы.

Научить распознавать ядовитые растения

Познакомятся с ядовитыми растениями, которые можно встретить в нашем лесу.

Познакомятся с правилами безопасного обращения с ядовитыми растениями леса.

Научатся видеть в окружающем мире растения, которые могут быть опасными для жизни человека.

Презентация

18.02.22

Модуль «Безопасность в интернете»

\п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Оснащенность при проведении занятия

Дата по плану


1

Правила безопасного поведения в интернете

1

Научиться безопасному пользованию Интернет-ресурсами.

Уметь правильно вести себя в Интернет пространстве.

Презентация


25.02.22

2

Мошенничество в сети интернет


1

Узнать причины мошенничества в сети Интернет. Осознать значимость соблюдения правил безопасного поведения в сети Интернет.

Научиться соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет. Осознавать влияние Интернета на человека.

Презентация


04.03.22

3

Какие опасности ждут школьника в сети Интернет

1

Сообщить учащимся о том, что ест опасные сайты (суицид-сайты, сайты-форумы потенциальных самоубийц; наркосайты; сайты, разжигающие национальную рознь).

Формировать навыки информационной безопасности.

Научиться соблюдать правила безопасного использования сети Интернет. Осознавать влияние Интернет-ресурсов на человека.

Просмотр социальных роликов


11.03.22

4

Опасности в Интернете

1

Обобщение полученных знаний.

Знать и соблюдать правила пользования Интернетом.

Практическое занятие.

18.03.22

5

Компьютер-враг, друг, помощник?

1

Познакомить с положительными и негативными сторонами в работе с компьютером.

Научатся культуре общения в сети Интернет.

Презентация

25.03.22

6

Компьютер и здоровье

1

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при работе за компьютером.





Познакомить с понятиями «полезные и вредные игры»

Расширят представления о способах безопасного поведения в Интерне т, о возможных опасностях для здоровья при работе в сети Интернет, способах сохранения здоровья при работе с компьютером.

Узнают, что сидячее положение в течение длительного времени вредит здоровью, что компьютер дает электромагнитное излучение, перегружает суставов кистей рук, повышает нагрузка на зрение.

Презентация

Практическое занятие.


08.04.22



Модуль «Социальная безопасность»

\п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Оснащенность при проведении занятия

Дата по плану




1

Что такое психоактивное вещество

1

Развивать становле­ние активной отрицающей позиции по отношению к ПАВ.

Научить устойчивому отрицательному отношению к «первой пробе» ПАВ.

Презентация


15.04.22

2

О вреде наркотиков

1

Узнать причины употребления наркотиков. Формировать потребности вести здоровый образ жизни

Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно. Осознавать влияние наркотиков на здоровье человека.

Просмотр социальных роликов


22.04.22

3

Профилактика табакокурения

1

Познакомить учащихся с фактами, свидетельствующими о вреде курения; способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни

Обучающиеся должны знать о вредном влиянии табакокурения на организм и безопасных и интересных способах проведения досуга

Просмотр социальных роликов


29.04.22

4

Ты и алкоголь






1

Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма

У учащихся выработается негативное отношение к алкоголю.

 


Презентация

06.05.22

5

Профилактика табакокурения

1

Информирование учащихся о вреде курения для здоровья. Показать последствия табакокурения на здоровье, развитие болезней, продолжительность жизни человека и его трудовую деятельность.

Расширят представления о вредном воздействии табакокурения на организм человека


Презентация

13.05.22

6

Наркотики - пожизненная ломка

2

Формирование объективной, соответствующей возрасту информации о наркотиках, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркотиками.

Расширят представления о наркотиках, СПАЙСе.

Сформируется негативное отношение к употреблению наркотиков, СПАЙСу.

Презентация

Практическое занятие.


20.05.22

27.05.22







9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.