12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вера Анатольевна Афанасьева54


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад» города Сафоново Смоленской области


Принято на педагогическом совете

МБОУ "Начальная школа - детский сад"

Протокол №__от __________

Заместитель директора по УВР

Афанасьева В.А.___________


Утверждено

Директор МБОУ "Начальная школа - детский сад"

Прудникова Е.В._________

Приказ №____от_____________






Рабочая программа внеурочной деятельности

по социальному развитию и воспитанию

для обучающихся 1 класса

«Азбука психологии»

на 2020-2021 учебный год







составил:

Афанасьева Вера Анатольевна








г.Сафоново

2020г.




Пояснительная записка


Для учащихся «Азбука психологии» - один из курсов. Но это не совсем обычный урок: на занятиях дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении. Размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По задачам и используемым методам «Азбука психологии» представляет собой систему развивающих групповых занятий. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.

Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея программы.

Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания: в зависимости от конкретных ситуаций, возникающих вопросов, уровня развития класса, других условий стоится логика обучения. Ученик должен проявит себя как «соавтор» учителя в создании этого курса, опираясь на богатейший материал личного опыта. Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.

Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими.

Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он должен самостоятельно, но при участии и помощи психолога (педагога) и одноклассников.

В первом классе программа призвана решить следующие основные задачи:

Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;

Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;

Учить методам и приемам познания себя;

Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;

Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;

Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;

Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;

Научить детей осознавать и называть собственные переживания;

Помочь осознавать свои задатки и способности;

Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Курс рассчитан на один год обучения.

Важно правильно организовать проведение развивающих занятий: желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10-14 человек .

Одна из важных особенностей занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьезных психологических проблем. Есть еще кое-что: в процессе работы по программе развивается сам ведущий, поскольку лишь это дает ему возможность быть успешным. Проведение уроков «Психологической азбуки» требует от психолога (педагога), помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и помогающим по отношению к детям.

Подобная работа по сопровождению психического развития и обучения младших школьников подразумевает постоянный и содержательный контакт с учителями и родителями детей. Предметом для налаживания контакта может быть заинтересованное обсуждение полученных в ходе занятий сведений о психологических особенностях детей, которые, безусловно, будут востребованы учителями и родителями. Обсуждение можно провести на родительском собрании.

Программа «Азбука психологии», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию.

Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, которое можно использовать и как традиционный учебный класс, и как игровую. В случае работы с подгруппой (половиной класса) хорошим вариантом можно считать кабинет (не менее 18кв.м.) с ковровым покрытием и столами, которые можно передвигать. В зависимости от задач занятия и характера взаимодействия учащихся (индивидуальная работа, диадное взаимодействие, работа в тройках- четверках, взаимодействие между командами) учебные столы могут быть расставлены П-образно, в форме подковы, круга, составлены попарно или «квартетом» и др.

Такая пространственная организация позволяет гибко менять формы работы и дает возможность каждому ученику чувствовать себя включенным в групповой процесс и вместе с тем сохранять необходимую приватность. Если занятие проводится с целым классом, то в качестве игрового пространства (учитывая реальные возможности стандартных школьных помещений) используются проходы между рядами или место у школьной доски.

Для проведения занятий потребуются: доска, стенд для вывешивания плакатов (специальный мольберт или фланелеграф), цветные карандаши (фломастеры), краски, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формате А4 и А3). Желательно также, чтобы в помещении имелись телевизор, компьютер, зеркала на стенах, скрываемые шторками; маты, набор разнообразных игрушек. Продолжительность каждого занятия 35-45 минут. На каждый учебный год запланировано по 30 занятий (одно занятие в неделю).

В программу на один год обучения включено пять разделов: «Я теперь школьник», «Введение в мир психологии», «Психика и познание мира», «Темперамент и характер», «Я и эмоции».

Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:

введение в тему занятие и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные занятия;

основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала - повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;

подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);

домашнее задание.

Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.





В комплект методических материалов к программе входят:

методические пособия для психолога, включающее теоритическое обоснование содержания программы, примерные конспекты занятий 1класса;

книга для чтения – «Сказки о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.);

Рабочие тетради, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.

Занятие может включать следующие типы работы: рассказ психолога (педагога), игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, написание сочинение, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда психолог (педагог) читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.

Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:

а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;

в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;

г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;

д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами – ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры;

е) событийны: методы программы должны давать возможность событию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:

традиционные обучающие приемы;

ритуалы знакомства, представления, прощания;

«ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;

приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

техники релаксации;

психотехники самооценки и взаимооценки;

упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;

экспрессивные техники (приемы самовыражения);

развивающе-тренировочные упражнения;

сказкотерапевтические упражнения;

иллюстрационно-демонстрационные задачи;

подвижные игры.

ПРОГРАММА «Азбука психологии» В СВЕТЕ ФГОС НОО

В настоящем издании мы предлагаем вам усовершенствованный вариант программы, обновленный с учетом изменений, произошедших в российской системе образования и введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

За последнее десятилетие в российском обществе в представлениях о целях образования и путях их достижения произошел кардинальный сдвиг: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования мы подвинулись к пониманию первоочередной важности подготовки учащихся к взрослой жизни, воспитания самостоятельной, ответственной и социально-активной личности, готовой к успехам решать реальные жизненные задачи, умеющей сотрудничать и мобильной в условиях изменения рынка труда.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от 06.10.2009 №373 (в редакции приказа от 26.11.2010 №1241) и введенный с 1 сентября 2011 года для всех поступающих в первый класс, провозглашает новую цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. ФГОС НОО устанавливает определенный требования к образовательным результатам, достижение которых должно быть обеспеченол при освоении учениками программы начальной школы: кроме предметных к ним были отнесены метапредметные и личностные результаты.

В процессе прохождения программы у учащихся 1 класса будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;

способность к оценке своей учебной деятельности;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценкой учителей, товарищей, родителей и других людей;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях.

Виды личностных УУД:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные УУД

Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

В этой связи научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Виды регулятивных УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

В этой связи учащиеся 1 класса научатся:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового , более совершенного результата, использовать запись(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.

Познавательные УУД

Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.

Виды познавательных УУД

1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

2. Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

3. Выбор основной и критериев для сравнения, сериации, классификация объектов.

4. Подведение под понятие, выведение следствий.

5. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

6. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

7. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

8. Формулирование проблемы.

9. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В этой связи ученик 1 класса научится:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.

В связи с переходом начальной школы на обучение поновому образовательному стандарту перед педагогом-психологом школы встают новые профессиональные задачи, решать которые успешно можно только в тесном сотрудничестве с учителями начальной школы. С помощью программы «Азбука психологии» педагогу-психологу под силу решать следующие задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:

- содействие благополучной адаптации учащихся 1-х классов к условиям школьного обучения;

- психологический мониторинг оценка достижения планируемых школой в основной образовательной программе начального общего образования образовательных результатов, прежде всего личностных и метапредметных;

- совместное с учителем проектирование типовых задач формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

- участие в формировании УУД (в первую очередь – коммуникативных и личностных) у обучающихся во внеурочной деятельности в соответствии с Программой формирования универсальных учебных действий;

- психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга оценки достижения планируемых образовательных результатов (личностных и метапредметных).

Программа может быть составной частью Программы формирования УУД конкретного образовательного учреждения и реализовываться в рамках внеурочной деятельности

В помощь школьному педагогу-психологу, использующему программу «Азбука психологии» для формирования коммуникативных и личностных УУД, в таблице представлены ожидаемые в этом контексте результаты первого года реализации программы. Из таблицы понятно, на формирование каких именно соответствующих требованиям ФГОС НОО УУД направлена работа по программе «Азбука психологии 1класс».


Название

Ключевые задачи, решаемые на занятии

Планируемые образовательные результаты

Я теперь школьник

Знакомство

Познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу

- эмоциональное положительное отношение к школе;

- адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

- принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания

Знакомство продолжается

Создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание

Я теперь

школьник

Познакомить с правилами школьной жизни и занятий

Что значит быть школьником?

Помочь в сознании социальной позиции школьника

Знакомство с ПсиМагом

Создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности

Введение

в мир психологии

Королевство Внутреннего

мира

Поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности

- способность к самопознанию и самооценке;

- зачатка личностной рефлексии

Сказка о волшебных зеркалах - 1

Укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию

Сказка о волшебных зеркалах - 2

Укрепи интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию

Что я знаю

о себе?

Актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии




Что я знаю

о себе и

о других?

Помочь посмотреть на себя глазами других людей

Я – это кто?

Помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии

Психика и познание мира

Мои

ощущения

Показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений

- осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причину спешности неуспешности учебной деятельности;

- стремление к самоизменению

Мое

восприятие

мира

Содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира

Мое внимание

Содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность

Как быть внимательным?

Развивать умение замечать вои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания

Развиваем

свое

внимание

Помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха. Активизировать и развивать произвольное внимание

Я умею

быть внимательным

Мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность

Темперамент и характер

Что

такое темперамент?

Содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента


Типы темперамента

Способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы

Разные люди – разные типы темперамента

Закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности

Разные люди – разные

характеры

Обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения

Какой у меня характер?

Мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношениепри обогащении представлений о себе

Какой характер

у других?

Мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе

Мой характер:

оценим недостатки

Содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей

Я и мои эмоции

Что такое эмоции?

Мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций

- осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия;

- использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций;

- зачатки эмпатии как понимания чувств других людей

Какие бывают эмоции?

Показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций

Конкурс чувствоведов

Что я знаю

о своих эмоциях?

Способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок

Королевство внутреннего мира

Стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию



Тематический план программы «Азбука психологии .1класс».

Название занятия

Форма

проведения

Количество часов

Дата

План.

Факт.

Раздел 1. Я теперь школьник



1

Знакомство

Тренинговое занятие «Давайте знакомимся»

1



2

Знакомство продолжается

Упражнение «Расскажи о себе», игра«Паровозик и вагончики»

1



3

Я теперь школьник

Игра «Ты кто?», «Кто ты?», «Кто есть кто?»

1



4

Что значит быть школьником?

Беседа «Что значит быть школьником?», Игра «Путанница»

1



5

Знакомство с Пси-Магом

Игра «Угадай визитку», Беседа «Знакомство с Пси-Магом»

1



Радел 2. Введение в психологии



6

Королевство внутреннего мира

Упражнение «Необычное приветствие», «Помоги угадать визитку»

1



7

Сказка о волшебных зеркалах-1

Упражнение «Необычное приветствие», «Отражение Кари в волшебных зеркалах»

1



8

Сказка о волшебных зеркалах-2

Игра «Пусть пересядут те, кто…», Игра «Паровозик и вагончики»

1



9

Что я знаю о себе?

Игра «Соревнование знатоков», «Мои плюсы и минусы»

1



10

Что я знаю о себе и о других?

Упражнение «Постройся в ряд по признаку», «Самый-самый»

1



11

Я – это кто?

Игра «Это я», «Это мое», «Рассказ о своем Я»

1



Раздел 3. Психика и познание мира



12

Мои ощущения

Беседа по теме «Мои ощущения», игра «Четыре стихии»

1



13

Мое восприятие мира

Беседа по теме «Мое восприятие мира», игра «Чудесный мешочек»

1



14

Мое внимание

Упражнение «Проверь себя», «Внимателен ли я?»

1



15

Как быть внимательным?

Беседа по теме «Что значит быть внимательным», конкурс «Самый внимательный»

1



16

Развиваем внимание

Беседа «Для чего мне нужна внимательность?», «Лучик внимания»

1



17

Я умею быть внимательным

Упражнение «Кто больше слов запомнит?», игра «Буквы алфавита»

1



Раздел 4. Темперамент и характер



18

Что такое темперамент?

Игра «Построить всех в ряд», «Художник»

1



19

Типы темперамента

Беседа «Типы темперамента», сценка «О типах темперамента»

1



20

Разные люди - разные типы темперамента

Упражнение «Лучик внимания:все люди разные». Беседа «Разные люди-разные типы темперамента»

1



21

Разные люди – разные характеры

Игра «Назови противоположную черту характера». Беседа «О характере»

1



22

Какой у меня характер?

Упражнение «Хорошие и плохие черты характера», «Что такое хорошо и что такое плохо?»

1



23

Какой характер у других?

Игра «Зеркало», «У кого какой характер?»

1



24

Мой характер: оценим недостатки

Задание «Круг моих качеств», игра «Мороженное»

1



Раздел 5. Я и мои эмоции



25

Что такое эмоции?

Упражнение «От улыбки станет всем теплей», «Передача предмета по кругу», беседа «Что такое эмоции?».

1



26

Какие бывают эмоции?

Игра «Покажи и угадай эмоцию», «Какие бывают эмоции?»

1



27

Конкурс чувствоведов

Игра «Передай эмоцию», задание «Список эмоций»

1



28

Что я знаю о своих эмоциях?

Задание «Наши эмоции», «Что я чувствую, слушая музыку?»

1



29-30

Королевство внутреннего мира

Беседа «Что есть в королевстве Внутреннего Мира?». Подведение итогов.

1









Материально-техническое обеспечение:

- рабочие тетради и альбомы;

- цветные картинки;

- фломастеры, цветные карандаши;

- мячи и игрушки;

- ноутбук;

- записи релаксационной музыки;

- карточки с названиями сказочных героев, с названиями эмоций и др.;

Литература:

1.АржакаеваТ.А.,Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1классе -М.:Генезис, 2012.

2.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия - школьник.-М.Генезис:2005.

3.Бранина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками.-Уляновск,1995.

4.Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке.-Генезис, 2012.

5.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.-М.:Ось-89,2001.

6.Вачков И.В., Лыкова И.А. Фантазируем с Фантузией (развитие воображения).-М.:Ансел-М,1995.

7.Вачков И.В., АржакаеваТ.А.,ПоповаА.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь.2класс.-М.:Генезис,2012.

8.КолмогороваЛ.С.,ГригорьевскаяН.Н.,МодинаИ.А. Человекознание. Курс психологии с элементами этики и валеологии.-М.:генезис,1998.

9.КолмогороваЛ.С.,ГрязноваН.С. Альбом моих успехов. -М.:Генезис, 1998.

10.ЛокаловаН.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику?-М.:Ось-89,1997.

11.ЛыковаИ.А.,Вачков И.В. Фантузя-сыщик.-М.:Ансел-М,1995.

12.Никольская И.,Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. -СПб.:Речь,1998.

13.Овчаровар.Р.В. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996.

14.Подгоовка к школе. Развитие мышления.-волгоград6учитель,1998.

15.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.-М.:Просвещение, 2012.

16.Федеральный государственный стандарт начального общего образования.- М.:Просвещение,2009.

17.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. -М.:Генезис, 2010.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.