Программа внеурочной деятельности «Азбука психологии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад» города Сафоново Смоленской области
Принято на педагогическом совете МБОУ "Начальная школа - детский сад" Протокол №__от __________ Заместитель директора по УВР Афанасьева В.А.___________ | Утверждено Директор МБОУ "Начальная школа - детский сад" Прудникова Е.В._________ Приказ №____от_____________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному развитию и воспитанию
для обучающихся 1 класса
«Азбука психологии»
на 2020-2021 учебный год
составил:
Афанасьева Вера Анатольевна
г.Сафоново
2020г.
Пояснительная записка
Для учащихся «Азбука психологии» - один из курсов. Но это не совсем обычный урок: на занятиях дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении. Размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По задачам и используемым методам «Азбука психологии» представляет собой систему развивающих групповых занятий. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.
Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея программы.
Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания: в зависимости от конкретных ситуаций, возникающих вопросов, уровня развития класса, других условий стоится логика обучения. Ученик должен проявит себя как «соавтор» учителя в создании этого курса, опираясь на богатейший материал личного опыта. Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими.
Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он должен самостоятельно, но при участии и помощи психолога (педагога) и одноклассников.
В первом классе программа призвана решить следующие основные задачи:
Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
Учить методам и приемам познания себя;
Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
Научить детей осознавать и называть собственные переживания;
Помочь осознавать свои задатки и способности;
Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Курс рассчитан на один год обучения.
Важно правильно организовать проведение развивающих занятий: желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10-14 человек .
Одна из важных особенностей занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьезных психологических проблем. Есть еще кое-что: в процессе работы по программе развивается сам ведущий, поскольку лишь это дает ему возможность быть успешным. Проведение уроков «Психологической азбуки» требует от психолога (педагога), помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и помогающим по отношению к детям.
Подобная работа по сопровождению психического развития и обучения младших школьников подразумевает постоянный и содержательный контакт с учителями и родителями детей. Предметом для налаживания контакта может быть заинтересованное обсуждение полученных в ходе занятий сведений о психологических особенностях детей, которые, безусловно, будут востребованы учителями и родителями. Обсуждение можно провести на родительском собрании.
Программа «Азбука психологии», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию.
Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, которое можно использовать и как традиционный учебный класс, и как игровую. В случае работы с подгруппой (половиной класса) хорошим вариантом можно считать кабинет (не менее 18кв.м.) с ковровым покрытием и столами, которые можно передвигать. В зависимости от задач занятия и характера взаимодействия учащихся (индивидуальная работа, диадное взаимодействие, работа в тройках- четверках, взаимодействие между командами) учебные столы могут быть расставлены П-образно, в форме подковы, круга, составлены попарно или «квартетом» и др.
Такая пространственная организация позволяет гибко менять формы работы и дает возможность каждому ученику чувствовать себя включенным в групповой процесс и вместе с тем сохранять необходимую приватность. Если занятие проводится с целым классом, то в качестве игрового пространства (учитывая реальные возможности стандартных школьных помещений) используются проходы между рядами или место у школьной доски.
Для проведения занятий потребуются: доска, стенд для вывешивания плакатов (специальный мольберт или фланелеграф), цветные карандаши (фломастеры), краски, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формате А4 и А3). Желательно также, чтобы в помещении имелись телевизор, компьютер, зеркала на стенах, скрываемые шторками; маты, набор разнообразных игрушек. Продолжительность каждого занятия 35-45 минут. На каждый учебный год запланировано по 30 занятий (одно занятие в неделю).
В программу на один год обучения включено пять разделов: «Я теперь школьник», «Введение в мир психологии», «Психика и познание мира», «Темперамент и характер», «Я и эмоции».
Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:
введение в тему занятие и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные занятия;
основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала - повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);
домашнее задание.
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
В комплект методических материалов к программе входят:
методические пособия для психолога, включающее теоритическое обоснование содержания программы, примерные конспекты занятий 1класса;
книга для чтения – «Сказки о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.);
Рабочие тетради, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.
Занятие может включать следующие типы работы: рассказ психолога (педагога), игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, написание сочинение, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда психолог (педагог) читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.
Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:
а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;
г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;
д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами – ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры;
е) событийны: методы программы должны давать возможность событию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:
традиционные обучающие приемы;
ритуалы знакомства, представления, прощания;
«ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;
приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
техники релаксации;
психотехники самооценки и взаимооценки;
упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
экспрессивные техники (приемы самовыражения);
развивающе-тренировочные упражнения;
сказкотерапевтические упражнения;
иллюстрационно-демонстрационные задачи;
подвижные игры.
ПРОГРАММА «Азбука психологии» В СВЕТЕ ФГОС НОО
В настоящем издании мы предлагаем вам усовершенствованный вариант программы, обновленный с учетом изменений, произошедших в российской системе образования и введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
За последнее десятилетие в российском обществе в представлениях о целях образования и путях их достижения произошел кардинальный сдвиг: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования мы подвинулись к пониманию первоочередной важности подготовки учащихся к взрослой жизни, воспитания самостоятельной, ответственной и социально-активной личности, готовой к успехам решать реальные жизненные задачи, умеющей сотрудничать и мобильной в условиях изменения рынка труда.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от 06.10.2009 №373 (в редакции приказа от 26.11.2010 №1241) и введенный с 1 сентября 2011 года для всех поступающих в первый класс, провозглашает новую цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. ФГОС НОО устанавливает определенный требования к образовательным результатам, достижение которых должно быть обеспеченол при освоении учениками программы начальной школы: кроме предметных к ним были отнесены метапредметные и личностные результаты.
В процессе прохождения программы у учащихся 1 класса будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
способность к оценке своей учебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценкой учителей, товарищей, родителей и других людей;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях.
Виды личностных УУД:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
В этой связи научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Виды регулятивных УУД:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи учащиеся 1 класса научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового , более совершенного результата, использовать запись(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.
Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД
1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
2. Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
3. Выбор основной и критериев для сравнения, сериации, классификация объектов.
4. Подведение под понятие, выведение следствий.
5. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
6. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
7. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
8. Формулирование проблемы.
9. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В этой связи ученик 1 класса научится:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
В связи с переходом начальной школы на обучение поновому образовательному стандарту перед педагогом-психологом школы встают новые профессиональные задачи, решать которые успешно можно только в тесном сотрудничестве с учителями начальной школы. С помощью программы «Азбука психологии» педагогу-психологу под силу решать следующие задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:
- содействие благополучной адаптации учащихся 1-х классов к условиям школьного обучения;
- психологический мониторинг оценка достижения планируемых школой в основной образовательной программе начального общего образования образовательных результатов, прежде всего личностных и метапредметных;
- совместное с учителем проектирование типовых задач формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
- участие в формировании УУД (в первую очередь – коммуникативных и личностных) у обучающихся во внеурочной деятельности в соответствии с Программой формирования универсальных учебных действий;
- психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга оценки достижения планируемых образовательных результатов (личностных и метапредметных).
Программа может быть составной частью Программы формирования УУД конкретного образовательного учреждения и реализовываться в рамках внеурочной деятельности
В помощь школьному педагогу-психологу, использующему программу «Азбука психологии» для формирования коммуникативных и личностных УУД, в таблице представлены ожидаемые в этом контексте результаты первого года реализации программы. Из таблицы понятно, на формирование каких именно соответствующих требованиям ФГОС НОО УУД направлена работа по программе «Азбука психологии 1класс».
| Название | Ключевые задачи, решаемые на занятии | Планируемые образовательные результаты |
Я теперь школьник | Знакомство | Познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу | - эмоциональное положительное отношение к школе; - адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания |
Знакомство продолжается | Создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание | ||
Я теперь школьник | Познакомить с правилами школьной жизни и занятий | ||
Что значит быть школьником? | Помочь в сознании социальной позиции школьника | ||
Знакомство с ПсиМагом | Создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности | ||
Введение в мир психологии | Королевство Внутреннего мира | Поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности | - способность к самопознанию и самооценке; - зачатка личностной рефлексии |
Сказка о волшебных зеркалах - 1 | Укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию | ||
Сказка о волшебных зеркалах - 2 | Укрепи интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию | ||
Что я знаю о себе? | Актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии | ||
Что я знаю о себе и о других? | Помочь посмотреть на себя глазами других людей | ||
Я – это кто? | Помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии | ||
Психика и познание мира | Мои ощущения | Показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений | - осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причину спешности неуспешности учебной деятельности; - стремление к самоизменению |
Мое восприятие мира | Содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира | ||
Мое внимание | Содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность | ||
Как быть внимательным? | Развивать умение замечать вои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания | ||
Развиваем свое внимание | Помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха. Активизировать и развивать произвольное внимание | ||
Я умею быть внимательным | Мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность | ||
Темперамент и характер | Что такое темперамент? | Содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента | |
Типы темперамента | Способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы | ||
Разные люди – разные типы темперамента | Закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности | ||
Разные люди – разные характеры | Обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения | ||
Какой у меня характер? | Мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношениепри обогащении представлений о себе | ||
Какой характер у других? | Мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе | ||
Мой характер: оценим недостатки | Содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей | ||
Я и мои эмоции | Что такое эмоции? | Мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций | - осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия; - использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций; - зачатки эмпатии как понимания чувств других людей |
Какие бывают эмоции? | Показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций | ||
Конкурс чувствоведов | |||
Что я знаю о своих эмоциях? | Способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок | ||
Королевство внутреннего мира | Стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию |
Тематический план программы «Азбука психологии .1класс».
№ | Название занятия | Форма проведения | Количество часов | Дата | |
План. | Факт. | ||||
Раздел 1. Я теперь школьник | | | |||
1 | Знакомство | Тренинговое занятие «Давайте знакомимся» | 1 | | |
2 | Знакомство продолжается | Упражнение «Расскажи о себе», игра«Паровозик и вагончики» | 1 | | |
3 | Я теперь школьник | Игра «Ты кто?», «Кто ты?», «Кто есть кто?» | 1 | | |
4 | Что значит быть школьником? | Беседа «Что значит быть школьником?», Игра «Путанница» | 1 | | |
5 | Знакомство с Пси-Магом | Игра «Угадай визитку», Беседа «Знакомство с Пси-Магом» | 1 | | |
Радел 2. Введение в психологии | | | |||
6 | Королевство внутреннего мира | Упражнение «Необычное приветствие», «Помоги угадать визитку» | 1 | | |
7 | Сказка о волшебных зеркалах-1 | Упражнение «Необычное приветствие», «Отражение Кари в волшебных зеркалах» | 1 | | |
8 | Сказка о волшебных зеркалах-2 | Игра «Пусть пересядут те, кто…», Игра «Паровозик и вагончики» | 1 | | |
9 | Что я знаю о себе? | Игра «Соревнование знатоков», «Мои плюсы и минусы» | 1 | | |
10 | Что я знаю о себе и о других? | Упражнение «Постройся в ряд по признаку», «Самый-самый» | 1 | | |
11 | Я – это кто? | Игра «Это я», «Это мое», «Рассказ о своем Я» | 1 | | |
Раздел 3. Психика и познание мира | | | |||
12 | Мои ощущения | Беседа по теме «Мои ощущения», игра «Четыре стихии» | 1 | | |
13 | Мое восприятие мира | Беседа по теме «Мое восприятие мира», игра «Чудесный мешочек» | 1 | | |
14 | Мое внимание | Упражнение «Проверь себя», «Внимателен ли я?» | 1 | | |
15 | Как быть внимательным? | Беседа по теме «Что значит быть внимательным», конкурс «Самый внимательный» | 1 | | |
16 | Развиваем внимание | Беседа «Для чего мне нужна внимательность?», «Лучик внимания» | 1 | | |
17 | Я умею быть внимательным | Упражнение «Кто больше слов запомнит?», игра «Буквы алфавита» | 1 | | |
Раздел 4. Темперамент и характер | | | |||
18 | Что такое темперамент? | Игра «Построить всех в ряд», «Художник» | 1 | | |
19 | Типы темперамента | Беседа «Типы темперамента», сценка «О типах темперамента» | 1 | | |
20 | Разные люди - разные типы темперамента | Упражнение «Лучик внимания:все люди разные». Беседа «Разные люди-разные типы темперамента» | 1 | | |
21 | Разные люди – разные характеры | Игра «Назови противоположную черту характера». Беседа «О характере» | 1 | | |
22 | Какой у меня характер? | Упражнение «Хорошие и плохие черты характера», «Что такое хорошо и что такое плохо?» | 1 | | |
23 | Какой характер у других? | Игра «Зеркало», «У кого какой характер?» | 1 | | |
24 | Мой характер: оценим недостатки | Задание «Круг моих качеств», игра «Мороженное» | 1 | | |
Раздел 5. Я и мои эмоции | | | |||
25 | Что такое эмоции? | Упражнение «От улыбки станет всем теплей», «Передача предмета по кругу», беседа «Что такое эмоции?». | 1 | | |
26 | Какие бывают эмоции? | Игра «Покажи и угадай эмоцию», «Какие бывают эмоции?» | 1 | | |
27 | Конкурс чувствоведов | Игра «Передай эмоцию», задание «Список эмоций» | 1 | | |
28 | Что я знаю о своих эмоциях? | Задание «Наши эмоции», «Что я чувствую, слушая музыку?» | 1 | | |
29-30 | Королевство внутреннего мира | Беседа «Что есть в королевстве Внутреннего Мира?». Подведение итогов. | 1 | | |
Материально-техническое обеспечение:
- рабочие тетради и альбомы;
- цветные картинки;
- фломастеры, цветные карандаши;
- мячи и игрушки;
- ноутбук;
- записи релаксационной музыки;
- карточки с названиями сказочных героев, с названиями эмоций и др.;
Литература:
1.АржакаеваТ.А.,Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1классе -М.:Генезис, 2012.
2.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия - школьник.-М.Генезис:2005.
3.Бранина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками.-Уляновск,1995.
4.Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке.-Генезис, 2012.
5.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.-М.:Ось-89,2001.
6.Вачков И.В., Лыкова И.А. Фантазируем с Фантузией (развитие воображения).-М.:Ансел-М,1995.
7.Вачков И.В., АржакаеваТ.А.,ПоповаА.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь.2класс.-М.:Генезис,2012.
8.КолмогороваЛ.С.,ГригорьевскаяН.Н.,МодинаИ.А. Человекознание. Курс психологии с элементами этики и валеологии.-М.:генезис,1998.
9.КолмогороваЛ.С.,ГрязноваН.С. Альбом моих успехов. -М.:Генезис, 1998.
10.ЛокаловаН.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику?-М.:Ось-89,1997.
11.ЛыковаИ.А.,Вачков И.В. Фантузя-сыщик.-М.:Ансел-М,1995.
12.Никольская И.,Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. -СПб.:Речь,1998.
13.Овчаровар.Р.В. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996.
14.Подгоовка к школе. Развитие мышления.-волгоград6учитель,1998.
15.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.-М.:Просвещение, 2012.
16.Федеральный государственный стандарт начального общего образования.- М.:Просвещение,2009.
17.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. -М.:Генезис, 2010.