Программа внеурочной деятельности "Домовёнок"
Срок реализации 01.09.2024– 25.05.2025 г
Количество часов: всего 34 часа в год; в неделю 1 час
Пояснительная записка
Адаптированная программа по внеурочной деятельности для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями разработана в соответствии с :
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400);
- Федеральной адаптированной основной образовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1026;
-Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ;
- Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022г. №3/20))
- Рабочая программа по внеурочной деятельности «Домовёнок» для 3 класса разработана на основе курса «Самообслуживание» из Комплекта примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся 3 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).
Важным условием социализации у обучающихся с двигательными нарушениями является организация работы по формированию навыков самообслуживания, гигиены, социально-бытовой ориентации.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и познавательного развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей — все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми навыками.
При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентировки необходимо учитывать наличие у детей целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.
Самообслуживание затрудняют и определенные особенности деятельности и личности ребенка, характерные для детей с НОДА.
Темповые характеристики деятельности обучающихся с НОДА, в первую очередь с ДЦП, значительно снижены. Особенно это характерно для детей с интеллектуальными нарушениями. Выраженно замедлен и темп мышления, и темп речи, и скорость реагирования, и закрепления умений самообслуживания.
В младшем школьном возрасте у ребенка закрепляется волевой мотив достижения и становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста. В начале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива. Параллельно с волевой мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность. В качестве стимулов деятельности выступают те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции.
Педагоги и родители должны быть предельно внимательны к ребенку и целенаправленно формировать навыки самообслуживания. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения. Взрослый, пытаясь обучить ребенка, должен поддерживать его интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и поощрять его желание активно участвовать в процессе приема пищи, одевании, умывании и т.д.
При этом важно учитывать возможности ребенка, четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме, он должен всегда видеть результат своей деятельности.
Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП и умственной отсталостью могут быть обусловлены факторами:
биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов;
особенностями познавательного развития.
На развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения, интеллекта и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Именно поэтому необходимо помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, являются результатом тесного взаимодействия этих факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия (Левченко И.Ю., 2001).
В силу указанных выше причин формирование навыков самообслуживания требует дополнительных усилий как от самого ребенка, его семьи, так и от специалистов сопровождения.
Целью является формирование и развитие навыков самообслуживания у обучающихся.
Для обучающихся с умственной отсталостью целесообразно повторять темы и практические занятия по самообслуживанию для автоматизации навыков.
Задачи курса:
выработка практических навыков обращения с предметами, используемыми в быту;
совершенствование практических умений приготовления пищи и самообслуживания;
развитие бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены;
формирование навыков ведения здорового образа жизни через усвоение основ правильного питания;
развитие коммуникаций и расширение круга общения детей с ОВЗ;
формирование культуры поведения, на основе норм этикета.
Планируемые результаты освоения Программы:
Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных и предметных результатов.
Результаты освоения курса планируются максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных и интеллектуальных возможностей ребенка. При негрубых формах спастической диплегии, или гемипарезе когда ребенок, как правило, передвигается сам, он может освоить действия по самообслуживанию частично самостоятельно, освоить поведение адекватное ситуации. В случае более тяжелого проявления ДЦП дети испытывают серьезные трудности при самообслуживании.
В результате освоения курса обучающиеся получат возможность достижения
Личностные результаты:
овладеть навыками сотрудничества со взрослыми в ситуациях обслуживания,
научиться принимать помощь в разных видах бытовой деятельности,
положительно относиться к внеурочным занятиям,
сформировать умение адекватно оценивать свои поступки,
иметь представления о строении человеческого тела и необходимости соблюдения режима гигиенических процедур.
Предметные результаты:
-Планируемые результаты для обучающихся 1 группы (с легкой степенью выраженности двигательных нарушений и легкой умственной отсталостью, когда ребенок может без посторонней помощи двигаться) должны отражать формирование устойчивого стереотипа выполнения гигиенических процедур при максимально самостоятельном выполнении заданий. Дети могут научиться выполнять задания по дому по просьбе родителей. Занятия по курсу предоставят возможность приобрести навыки самообслуживания, приготовления простейших блюд, ведения домашнего хозяйства, умение пользоваться бытовыми приборами, вытирания пыли, мытья стола, уборки мусора.
-Планируемые результаты для обучающихся 2 группы (со средней степенью выраженности двигательных нарушений и легкой умственной отсталостью, когда ребенку в самообслуживании необходима помощь взрослых) должны отражать степень участия ребенка, его возможности и потребности в помощи. Занятия по курсу предоставят возможность приобрести навыки самообслуживания, приготовления простейших блюд, ведения домашнего хозяйства, умение пользоваться бытовыми приборами, вытирания пыли, мытья стола, уборки мусора частично самостоятельно и сопряжено с помогающим взрослым.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Данная программа направлена на развитие и активизацию уже имеющихся навыков самообслуживания.
Направления обучения самообслуживанию:
достижение максимально высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми с двигательными нарушениями различной степени тяжести.
Важное значение для формирования самообслуживания имеет развитие ручных навыков. Их необходимо тренировать как в учебной, игровой деятельности, так и в повседневной жизни. Развитие ручных навыков надо вести постепенно.
Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Все бытовые умения и навыки необходимо отрабатывать в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей).
Важно изучить возможности каждого ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соизмеряя свои двигательные усилия.
При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, бытовую технику.
При работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями и интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать инертность психических процессов, период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка. В связи с этим формирование навыков самообслуживания должно проводиться в медленном темпе, с большим количеством повторов одних и тех же действий.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Учитывая особенности детей (неустойчивое внимание, не умеют быстро реагировать на просьбы, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, быстро устают, отвлекаются), необходимо применять такие приемы, которые позволят сделать работу с обучающимися эмоциональной, интересной и результативной. Следует избегать длительных объяснений и уточнений. Ребенку более понятны краткие и четкие высказывания взрослого.
При формировании навыков самообслуживания необходимо продумывать и соблюдать строгую последовательность действий, это поможет детям быстрее и легче запомнить их. Большое внимание следует уделять показу и подробному неторопливому объяснению каждого элемента действия.
Наблюдение и изучение сформированности навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста с НОДА и умственной отсталостью позволили выделить три уровня сформированности навыков:
К достаточному уровню относятся ученики, которым свойственна самостоятельность в самообслуживании без учета времени и способа достижения цели: у них полностью сформированы навыки самообслуживания во время приема пищи; они самостоятельно могут одеваться, застегивать пуговицы, молнию, завязывать шнурки; у них полностью сформированы культурно-гигиенические навыки в умывании и пользовании водой, мылом, полотенцем.
К среднему уровню относятся ученики, которым свойственна некоторая самостоятельность в самообслуживании: у них частично сформированы навыки самообслуживания во время приема пищи, но иногда необходима помощь взрослого; они самостоятельно или с помощью взрослого могут одеваться, застегивать пуговицы, молнию, но не владеют навыком завязывать шнурки; у них частично сформирован режим гигиенических процедур.
К низкому уровню относятся ученики, которые не владеют навыками самообслуживания: прием пищи осуществляется пассивно при помощи взрослого; они без помощи взрослого не могут одеваться, застегивать пуговицы, молнию, не владеют навыком завязывать шнурки; у них не сформирован режим гигиенических процедур.
На занятиях могут быть использованы материалы Марии Монтессори из раздела «Практическая жизнь». Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. При работе с материалами из практической жизни у ребенка развивается самостоятельность, он постепенно, шаг за шагом формирует независимость от взрослых.
Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:
направляют стремление детей действовать в разумном русле;
координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;
способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самооценки;
развивают чувство ответственности перед окружающими.
Упражнения из практической жизни позволяют развить концентрацию внимания, память, подготовить руки к двигательным актам по самообслуживанию, развивают координацию, мелкую моторику, развивают координацию глаз – рука, ориентировку в пространстве, изучить алгоритм действий, развиваются сенсорные представления, помогают развить наблюдательность.
В упражнения из практической жизни, доступные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, входят следующие: складывание салфетки, плетение косы, перекладывание в одинаковые емкости, пересыпание зерна, переливание воды, рамка с пуговицами, рамка с кнопками, рамка с крючками и петлями, рамка с молнией, мытье рук.
Основными приемами по формированию самообслуживания являются подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог сопровождает свои практические действия комментариями. В дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных представлений о выполняемом способе действий, формируемом навыке и в целом о здоровом образе жизни.
В содержании курса выделены следующие разделы:
Определение уровня сформированных навыков. Задания на определение развития двигательного контроля и координации движений. Выполняются упражнения и игры, требующие различных хватов, удержания и манипулирования с бытовыми предметами.
Одевание и раздевание. Привлечение внимания детей к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике для верхней одежды, разложенную на стуле и т. д.), определить непорядок в одежде по словесной просьбе взрослого и самостоятельно.
Игры на определение порядка и непорядка в одежде, на соотнесение одежды по различным признакам (одежда для сна, для прогулки; обувь для дома, для улицы и т. п.).
Расстегивание и застегивание застежек на «липучках», пуговицах, молниях, расшнуровывание шнурков с частичной помощью взрослого и самостоятельно.
Жилище. Уточнить, расширить и закрепить представления детей о жилище человека, его назначении; о комнатах, имеющихся в доме; материалах, используемых при строительстве жилых домов, основных предметах быта, необходимых современному человеку для жизни.
Кулинария. Прием пищи. Поведение во время еды. Обучение удержания ложки и чашки; брать в ложку необходимое количество еды, жевать медленно с закрытым ртом, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи.
Хозяйственно-бытовой труд. Поддержание порядка на парте. Вытирание пыли. Уборка мусора.
Виды помощи при формировании навыков самообслуживания:
Помощь (или содействие) ребенку может быть разной:
Словесная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.
Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.
Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.
Физическая - физические действия, помогающие справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.
Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.
Календарно – тематическое планирование на 2024 – 2025 учебный год
№ | Изучаемый раздел, тема занятия | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ||
План | Факт | |||||
1 | Диагностика. | 1 | | | Выявление уровня сформированности трудовых навыков и умений, разработка планирования на учебный год. Сбор информации, опрос, анкетирование. | |
2-3 | Одевание и раздевание. Способы расстегивания и застёгивания одежды. | 2 | | | застёгивание и расстёгивание одежды с пуговицами, кнопками, крючками. Застёгивание и расстёгивание одежды с молнией и липкой лентой. | |
4 | Пришивание пуговицы. | 1 | | | Практическое занятие. | |
5-6 | Работа с рамками (пуговицы, петли, шнурки, кнопки, крючки, молнии). | 2 | | | Застёгивание и расстёгивание одежды с разными застёжками. | |
7 | Пользование утюгом. Техника безопасности. Глажение небольших вещей. | 1 | | | Знакомство с электроприбором – утюг. Практическое занятие – глажение небольших вещей. | |
8 | Жилище. Дом, в котором мы живем. | 1 | | | Игра «Закончи предложение». Беседа «Дом, его виды». Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Обстановка комнат дома». Продуктивная деятельность «Строительство домиков. | |
9 | Чтение рассказа «Когда начали готовить пищу?» Ознакомление с кухонной утварью. | 1 | | | Рассматривание кухонной утвари. Чтение рассказа «Когда начали готовить пищу?» .Чтение стиха «Электроприборы не шутка, ...». Беседа: «Кто, на кухне, всех важнее?». | |
10 | Правила поведения за столом. | 1 | | | Рассматривание книги «Правила этикета». Беседа «Что такое этикет?» Беседа с детьми: «Что значит, правильно вести себя за столом?». Игра «Запомни правила». Разбор игровых ситуаций «Мы в гостях». Игровое упражнение «Как правильно передавать столовые приборы, продукты во время приема пищи?» Проведение обеда с друзьями. | |
11 | Мытье посуды. | 1 | | | Игра «Волшебный сундучок». Беседа «Мытье посуды». Работа с карточками «Этапы мытья посуды». Практическая работа. | |
12 | Столовая посуда. Сервировка стола к обеду. | 1 | | | Отгадывание загадок. Беседа «Столовая посуда». Работа с наглядным материалом «Сервировка стола. Правила использования столовых приборов». Практическая работа – сервировка стола. | |
13-14 | «Помощники хозяйки» - электробытовые приборы. | 2 | | | Рассматривание электробытовых приборов. Д/и «Назови правильно». Приготовление разных нарезок овощей на комбайне. Придумывание своей истории «Происшествие на кухне». | |
15-16 | Заваривание чая. Знакомство с чайным сервизом. | 2 | | | Беседа и работа с наглядностью. «Чай. История чая. Полезные и вредные свойства чая». Показ педагогом последовательности заваривания чая. Практическая работа детей. | |
17-18 | Приготовление и оформление бутербродов. | 2 | | | Отгадывание загадок. Беседа, работа с наглядным материалом «Бутерброды. Виды бутербродов». Работа с карточками .«Требования к качеству бутербродов». Работа по инструкционным картам. Практическая работа. | |
19 | Приготовление бутерброда «Фруктовый». | 1 | | | ||
20-21 | Овощи. Варка. Нарезка. | 2 | | | Беседа и работа с наглядностью. Способы приготовления. Работа по инструкционным картам. Практическая работа. | |
22 | Коктейль «Снегурочка». | 1 | | | ||
23 | Яица. Варка яиц. | 1 | | | ||
24-25 | Приготовление салата. | 2 | | | Отгадывание загадок Беседа, работа с иллюстрациями. «Салат. Виды салатов. Способы нарезки продуктов для салата». Работа по инструкционным картам. Практическая работа. | |
26-27 | Приготовление гречневой каши. | 2 | | | Отгадывание загадок. Игра «Сорока-белобока». Работа с наглядным материалом «Виды каш». Работа по инструкционным картам «Приготовление гречневой каши». Практическая работа – приготовление каши. | |
28-29 | Хозяйственно-бытовой труд. Повседневная уборка жилого помещения. | 2 | | | Беседа «Уборка помещения» Работа с карточками «Сухая и влажная уборка». Подбор инвентаря для уборки. Решение проблемных ситуаций – работа по карточкам. Игра «Уборка». | |
30 | Порядок в доме. | 1 | | | ||
31-32 | Огород на окне. | 2 | | | Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Беседа «Овощи, фрукты». Дидактическая игра «Да – нет» Дидактическая игра «Четвертый – лишний». Дидактическая игра «Овощи – фрукты». Дидактическая игра «Что потом?». Практическая работа. Огород на окне. | |
33 | Уход за комнатными растениями. | 1 | | | Беседа «Комнатные растения и уход за ними». Подбор инвентаря для ухода за растениями. Практическая работа. | |
34 | Диагностика. | 1 | | | Определение уровня сформированности социально-бытовых навыков (работа с тестами, беседа, опрос, работа с наглядностью, практические задания). Заполнение карты обследования. |
Материально-техническое обеспечение
- все возможности кабинета СБО;
материалы М. Монтессори из раздела «Практическая жизнь».
- плакаты, предметные и сюжетные картинки по темам «Гигиена», «Части тела», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Правила поведения за столом»;
- ИКТ;
-обучающее видео.