Программа внеурочной деятельности "Искусство говорить"
Пояснительная записка:
Внеурочная деятельность представляет собой неотъемлемый элемент учебно-воспитательного процесса. Она служит одной из форм организации досуга учащихся во внеучебное время, направленной на удовлетворение их потребностей в осмысленном отдыхе, участии в самоуправлении и социально полезной деятельности.
Образовательная программа школы ставит своей целью создание благоприятной среды для раскрытия способностей каждого ученика, обеспечения доступного и высококачественного образования, отвечающего индивидуальным образовательным потребностям и возможностям учащихся, что позволит им быть конкурентоспособными.
Внеурочная деятельность играет важную роль в реализации принципа сознательно-коммуникативного обучения родному языку. Она способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся, углубляет содержание базового курса русского языка, изучение которого на обязательном уровне носит поверхностный характер.
Кроме того, внеурочные занятия позволяют удовлетворить познавательный интерес школьников, желающих получить дополнительную подготовку, в том числе для успешной сдачи государственной итоговой аттестации.
Некоторые разделы внеурочной деятельности направлены на расширение федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку на профильном уровне, ставя перед собой задачу формирования языковой и духовной культуры учащихся, а также стимулирования интенсивного речевого и интеллектуального развития. Осуществляемая внеурочная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, - создает условия для профессиональной подготовки и социально-психологической адаптации. Внеурочная деятельность способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора, так как вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.
На этой ступени российского образования происходит:
Формирование личности как гражданина государства;
Приобщение школьников к участию в социальных процессах;
Усвоение более глубоких знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и трудовой деятельности;
Самореализация и самоопределение школьника.
Актуальность.
Программа внеурочной деятельности «Искусство говорить» направлена на совершенствование культуры речи учащихся.
Культура речи подразумевает не только точное, но и выразительное изложение мыслей с помощью языковых средств, а также умение выбирать наиболее доступные и стилистически обоснованные решения. Данная программа тесно связана с современным русским языком, который служит основой для изучения норм литературного языка на всех его уровнях.
Особое внимание уделяется формированию правильных грамматических форм слов и развитию качеств идеальной речи.
Содержание курса охватывает нормы литературного языка, знание которых будет полезно учащимся при подготовке к итоговому собеседованию и государственной итоговой аттестации в 9 классе. В ходе курса учащиеся получат базовые знания о культуре речи, освоят ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические) и расширят свои представления о характеристиках идеальной речи.
Общая характеристика курса:
Цель курса:
познакомить учащихся с коммуникативными качествами речи и тенденциями развития языка;
пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию;
помочь учащимся овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме; совершенствовать речевую практику;
развитие творческих способностей учащихся;
способствовать овладению учащимися исследовательско-экспериментальными способами в познавательном процессе.
Задачи курса:
составить целостное представление о проблемах культуры речи русского языка;
расширить знания по основным вопросам культуры речи;
помочь учащимся осознанно овладеть нормами русского литературного языка;
выработать навыки правильного употребления литературных норм русского языка;
дополнить и расширить стандартные знания по культуре речи;
подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охрана литературного языка.
Предлагаемая программой самостоятельная, творческая деятельность учащихся, которая носит поисковый характер, способствует развитию самообразовательных умений и навыков. Показателями успешного освоения программы можно считать заинтересованность школьников, их увлеченность работой, проявлению инициативы в выполнении предложенных заданий.
Материал предложенного курса выходит за пределы базового уровня знаний учащихся по предмету.
Место курса «Искусство говорить» в базисном учебном плане:
Программа курса «Искусство говорить» реализуется в рамках предпрофильной подготовки.
Сроки реализации программы: одно полугодие
Программа рассчитана: на возраст 14-15 лет (учащиеся 8 класса), количество детей в группе - 15 человек, к занятиям допускаются обучающиеся независимо от их уровня подготовленности.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 минут.
Программа рассчитана на 17 часов. Занятия проводятся в течение одного полугодия
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Словесный;
Наглядный;
Практический;
Метод контроля;
Объяснительно-иллюстративный;
Исследовательский;
Творческий
Организацию самостоятельной деятельности учащихся:
приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
закрепление и уточнение знаний;
выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
формирование умений и навыков практического характера;
формирование творческого характера, умения применять знания в различных ситуациях.
Планируемые результаты изучения курса:
В результате изучения курса «Искусство говорить» получают развитие предметные, личностные, метапредметные универсальные учебные действия, составляющие основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, решению личностно и социально значимых проблем, способности к сотрудничеству и коммуникации.
Личностные результаты:
1) формирование готовности и способности к выбору направления профильного образования;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) критичность мышления, инициатива, улучшение качества устной речи;
Метапредметные результаты:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
2) формирование умений воспринимать, перерабатывать и передавать информацию, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание текста;
3) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
4) формирование умений работать в группе, вести дискуссию.
Предметные результаты:
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
Нормы языка, умение правильной точной, логической, уместной и выразительной речи;
Языковые нормы;
Орфоэпические нормы;
Акцентологические нормы;
Лексические нормы;
Морфологические нормы;
Словообразовательные нормы;
Стилистические нормы.
уметь:
Создавать тексты, по опорным словам, для чтения вслух;
Поиск печатного материала для чтения в газетах, журналах;
Составлять деформированные тексты для поиска ошибок;
Составлять развернутый план сообщения, выделять тезисы, конспектировать, готовить рефераты.
использовать на практике: выступление учащихся с докладами, умение редактировать тексты, написание рецензий, умение вести деловые игры, дискуссии, работа по проектной деятельности.
Содержание учебного курса:
Вводное занятие (1ч).
Ясность — главное достоинство речи. Что такое риторика? Зачачи риторики. Функции риторики. Знаменитые ораторы.
Общение (1ч)
Что такое коммуникация? Коммуникативная задача. Причины ошибок в коммуникации. Речевая ситуация.
Публичная речь (5 ч)
Сила голоса в выступлении. Голос, его окраска, интонация, громкость, темп устной речи. Поза и «маневризмы». Невербальные средства общения Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Качества речи. Выразительная речь. Богатство языка и речи. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Что такое интервью? Особенности спонтанной речи. Приёмы подготовки.
Биографическое повествование (2 ч)
Биография и ее значение. Учимся составлять автобиографию. Самопрезентация. Виды самопрезентации. Правила создания рассказа о себе.
Учимся спорить (3ч)
Доказательство и его виды. Способы доказательств. Как строится аргументированный текст. Выражение согласия. Культура выражения несогласия. Диспут. Правила диспута.
Письменная речь – залог грамотного человека (4ч )
Понятие «речевой жанр». Виды речевых жанров и их особенности. Информационные жанры. Заметка в блоге. Правила составления. Словесное описание. Рецензия. Как грамотно составить? Структура рецензии. Пишем рецензию на литературное произведение.
Повторение и обобщение курса. Итоговый урок.
Календарно-тематический план
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Вводное занятие. Ясность — главное достоинство речи. | 1 | |
ОБЩЕНИЕ (1ч) | |||
2. | Что такое коммуникация? Причины ошибок в коммуникации. | 1 | |
ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ (5 ч) | |||
3. | Сила голоса в выступлении | 1 | |
4. | Поза и «маневризмы» | 1 | |
5. | Невербальные средства общения | 1 | |
6. | Выразительность – особое качество речи | 1 | |
7. | Что такое интервью? Особенности спонтанной речи | 1 | |
БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ (2 ч) | |||
8. | Биография и ее значение | 1 | |
9. | Учимся составлять автобиографию. Самопрезентация | 1 | |
УЧИМСЯ СПОРИТЬ (3ч) | |||
10. | Искусство рассуждать | 1 | |
11. | Выражение согласия. Культура выражения несогласия | 1 | |
12. | Диспут на тему: «Поговорим о силе любви» | 1 | |
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – ЗАЛОГ ГРАМОТНОГО ЧЕЛОВЕКА (4ч ) | |||
13. | Виды речевых жанров. | 1 | |
14. | Информационные жанры. Заметка в блоге. | 1 | |
15. | Словесное описание. | 1 | |
16. | Рецензия. Как грамотно составить? Пишем рецензию на литературное произведение | 1 | |
17. | Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 17 часов | |
Литература:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 марта 2021г., №287 / Министерства просвещения Российской Федерации. – Москва: 2021г.
2. Волков А.А. «Курс русской риторики»/ А.А. Волков — М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001.- 480с.
3. Кохтев Н.Н. «Риторика»/ Н.Н.Кохтев – М.: Издательство «Просвещение», 1994. – 207 с.
4. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. «Уроки риторики в школе. Книга для учителя»./Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская – М.: Издательство «Ювента», 2004. – 84с.
5. Савкова З.В. «Искусство оратора»./ З.В. Савкова — СПб.: Общество «Знание», 2003. – 242с.