Программа внеурочной деятельности классного руководителя «Мы вместе»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
«Мы вместе»
Направление: педагогическое.
Вид деятельности: познавательный.
Возраст школьников: 6 класс.
2019 – 2020 учебный год
1. Введение
Программа комплексной внеурочной деятельности классного руководителя для учащихся 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся. Предлагаемый курс занятий направлен на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Цель: создать условия для успешной социализации детей, самореализации и личностного роста.
Задачи:
расширение культурно-образовательного пространства;
совершенствование социально-психологических отношений;
формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой (ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить);
развитие лидерских качеств, воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности.
Сроки реализации программы: 1 учебный год
Объем учебного времени: 34 часа
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы работы:
Деловые и ролевые игры.
Упражнения на взаимодействия в группе.
Тренинги.
Творческие задания.
Проигрывание ситуаций.
Дискуссии.
Экспресс тесты и опросы.
КТД (коллективно- творческая деятельность).
Беседы.
2. Ожидаемые результаты.
Первый уровень результатов – приобретение учащимися знаний, первичного понимания реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий
– осознавать качества необходимые для учащегося средней школы:
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;
– учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
Результаты формирования личностных универсальных учебных действий
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
– слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, понимать точку зрения другого.
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.
3. Содержание курса
1. Школа самоуправления – 5 ч
Что такое самоуправление, зачем оно нужно. Основные функции ученического самоуправления. Выборы органов ученического самоуправления в классе. Личная ответственность, права и обязанности. Моделирование ситуаций. Организация и участие в мероприятиях ученического самоуправления.
2. Учусь создавать проект – 10 ч
Что такое проект. Виды проектов. Что такое проблема? Как мы познаём мир? Интересный вопрос.
Учимся выдвигать гипотезы. Источники информации. Выбор темы проекта. Постановка цели и задач. Подборка методов исследования. Обучение видам сбора материалов для проекта (опросы, интервьюирование, формирование источниковой базы). Планирование работы над проектом
Работа по созданию продуктов проектной деятельности (брошюра, буклет, мультимедийная презентация, объёмная модель, рисунок). Практикум по работе над проектом
3. Мы вместе (организация КТД) – 19 ч
Что такое КТД и как его организовать. Подготовка и проведение КТД
4. Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия |
Что такое ученическое самоуправление и зачем оно нужно? | |
Основные функции ученического самоуправления. | |
Выборы органов ученического самоуправления в классе. | |
Личная ответственность, права и обязанность | |
Моделирование ситуаций. Анкетирование по организации самоуправления в классе | |
Что такое проект. Виды проектов. | |
Что такое проблема? | |
Как мы познаём мир? Интересный вопрос. | |
Учимся выдвигать гипотезы. Источники информации | |
Выбор темы проекта. Постановка цели и задач. | |
Подборка методов исследования. | |
| Обучение видам сбора материалов для проекта (опросы, интервьюирование, формирование источниковой базы). |
| Планирование работы над проектом. |
| Работа по созданию продуктов проектной деятельности (брошюра, буклет, мультимедийная презентация, объёмная модель, рисунок и т. д.). |
Практикум по работе над проектом. | |
Что такое КТД | |
Как организовать КТД | |
Подготовка КТД «День осеннего именинника» | |
КТД «День осеннего именинника» | |
Подготовка сценария КТД к Дню матери | |
Репетиция КТД к Дню матери | |
КТД к Дню матери | |
Подготовка КТД «День зимнего именинника» | |
КТД «День зимнего именинника» | |
Подготовка КТД к 23 февраля | |
КТД к 23 февраля | |
Подготовка КТД к 8 Марта | |
КТД к 8 Марта | |
Подготовка КТД «День весеннего именинника» | |
КТД «День весеннего именинника» | |
Подготовка КТД к 9 Мая | |
КТД к 9 Мая | |
Подготовка КТД «День летнего именинника» | |
КТД «День летнего именинника» |
Приложение
Алгоритм разработки проекта:
проблема – цель – результат.
После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.
Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.
Основная часть – описание поэтапного решения задач.
Можно использовать фразы – клише:
Я начал свою работу с того, что …
Потом я приступил к …
Я завершил работу тем, что …
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …
План моей работы был нарушен, потому что …
Мне удалось достичь цели проекта, потому что …
Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Организация ученического самоуправления
Староста– координирует деятельность всех учащихся класса, помощник кл. руководителя
Отдел порядка
ответственный за составление графика дежурства.
ведут контроль за сохранностью мебели.
контроль за наличием учебных принадлежностей у обучающихся класса.
Отдел СМИ
выпускают классные и школьные газеты к праздникам и мероприятиям в школе.
Отдел культуры
занимаются подбором необходимого материала для подготовки сценариев, викторин, вечеров, праздников в классе,
Отдел флоры
уход за цветами в классе
Деятельность советов дел строится по управленческой логике:
планирование и подготовка конкретного дела;
организация и проведение;
анализ и оценка;
принятие решений о дальнейшей деятельности.
При подготовке дела могут быть распределены поручения:
командир совета дела;
сценаристы – подготовка плана и сценария дела;
оформители – реклама, объявления, билеты-приглашения, оформление помещения;
снабженцы – обеспечение всем тем, что необходимо для проведения дела;
исполнители – участники театрализованного представления, агитбригады и т.п.;
музыканты – обеспечение музыкальной части, музыкального оформления;
игротехники – проведение игровых пауз, игровых программ;
дежурные – организация дежурства в зале; прием гостей.