Программа внеурочной деятельности "Литературное наследие Сибири"

1
0
Материал опубликован 3 January в группе


Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Литературное наследие Сибири» для 5 класса (2023 г.)

Направление: внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы

Форма организации: учебный курс​​​​​​​

Пояснительная записка.

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

Перед современной школой стоит много трудных задач и одна из них – воспитание любви к малой родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре, литературе.

Литература Сибири имеет почти 400-летнюю историю, и уже это свидетельство ее жизненности. Для всех живущих на ее земле это историческая память и голоса предков, это мир культуры и биография ее творцов, это летопись сибирской души, выраженная в слове.

Необходимость создания данного курса вызвана тем, что в учебном плане нет предмета, в котором бы уделялось время на изучение литературы родного края. В системе школьного образования курс «Литературное наследие Сибири» является актуальным и направлен на формирование чувства любви к родному краю, «Малой родине», культуре Сибири, языку, а также на развитие литературно-творческих способностей. Данная программа знакомит не только с традициями народов, проживающих рядом, но и с культурой собственного этноса.

Мы живём в Сибири и должны знать её литературное наследие. Приобщение к лучшим ее страницам не только расширит кругозор учащихся, но и поможет, всмотревшись в прошлое, понять настоящее.

Общая характеристика предмета.

Данный курс предполагает интенсивное обучение учащихся различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию, что имеет большое образовательное значение. Учебный предмет «Литературное наследие Сибири» призван познакомить детей с фольклором народов Сибири, творчеством сибирских писателей, привить интерес к родному краю, расширить читательский кругозор. Содержание учебного материала способствует воспитанию интеллектуального, грамотного, культурного человека, а также духовно-нравственному совершенствованию личности. Курс способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. В процессе работы формируются компетентности: общекультурные,   ценностно-смысловые, учебно-познавательные,   информационные, компетенции личностного самосовершенствования. Развитие данных компетенций предполагает у детей формирование способности к собственной интерпретации изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях; планирование, анализ, рефлексию; понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях

Главная цель  - приобщение обучающихся к литературному наследию Сибири; знакомство с литературно-краеведческим материалом, авторами-сибиряками и авторами, пишущими о Сибири.

Задачи:

научить детей чувствовать и понимать образный язык художественных произведений малых народов и различать выразительные средства, создающие художественный образ;

вырабатывать у школьников творческий подход к процессу познания, самостоятельность суждений и познавательную активность;

развивать навык и потребность к самостоятельному получению знаний;

развивать чувство гражданской ответственности и достоинства, гордости за свою «малую родину».

Воспитать любовь к родному краю, обычаям, языку, культуре народов Сибири;

Место учебного курса в плане внеурочной деятельности -учебный курс предназначен для обучающихся 5-х классов; рассчитан на 1 час в неделю.


Формы организации занятий:

Урок-лекция

Беседы-рекомендации

Экскурсии (районная библиотека, музей)

Литературные гостиные

Викторины

Квест

Конкурс чтецов

Инсценировки

Встречи с писателями-земляками


Содержание учебного курса

Учебный курс построен в соответствии с реальными познавательными интересами обучающихся к  историческому прошлому и настоящему родного края и содержит полезную информацию, интересные факты, самобытность устного народного творчества Сибири.

При разработке содержания учебного курса учитывалась особая роль литературы родного края в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы обучающиеся осознали причастность к красоте и уникальности природы родного края.

Тематические разделы:

Народы Сибири и их сказки;

Герои фольклорных произведений;

Человек и природа в фольклорных и литературных произведениях о Сибири

Томские писатели и поэты – детям;

Поэты и писатели земли Каргасокской;


Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные

Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.

По основным направлениям воспитания:

гражданское: неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

патриотическое: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

духовно-нравственное: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетическое: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

трудовое: осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

ценность научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта ( проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Предметные

привлечение внимания к устному народному творчеству народов Сибири;

знакомство с особенностями мышления, образа жизни разных народов;

развитие эмоционального восприятия художественных произведений;

умение выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения;

умение самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос;

формулирование собственного отношения к прочитанному произведению;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с привлечением образных средств;

формирование навыков анализа произведений с привлечением литературоведческих понятий;

восприятие на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Программа курса по «Литературному наследию Сибири» рассчитана на 34 часа.

Особенности курса:

1. Содействует развитию познавательной деятельности учащихся;

2. Усиливает интерес к историческому прошлому и настоящему родного края;

3. Развивает устную и письменную речь учащихся, творческие способности детей (желания писать свои стихи, сказки, рассказы);

4. Расширяет кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

5. Знакомит с творчеством писателей Сибири и предполагает встречи с писателями - земляками;

6. Осуществляются межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, история.


Содержание программы

Центральные тематические разделы:

Народы Сибири и их сказки;

Герои фольклорных произведений;

Человек и природа в фольклорных и литературных произведениях о Сибири

Томские писатели и поэты – детям;

.Поэты ЗЕМЛИ КАРГАСОКСКОЙ;

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса:

Словесные методы: объяснение, беседа, комментированное чтение, рассказ;

Практические методы: работа с книгой, текстом, составление планов для пересказа, выполнение творческих заданий: сочинение сказок, загадок, стихотворений, рассказов;

Наглядные методы: показ видеоматериалов, проведение экскурсий, встречи с писателями-земляками

Знания, умения, навыки

1. Формирование навыков осознанного чтения художественных текстов.

2. Выразительное чтение текстов сибирской литературы и фольклора.

3. Умение видеть в изучаемых текстах эстетическую и художественную ценность.

4. Формирование первоначальных представлений о литературном произведении, его жанрах.

5. Умение оценивать пейзаж, интерьер, характер героя и окружающий мир.

6. Наблюдение над образностью и выразительностью языка художественного произведения, его стилевыми особенностями.

7. Формирование первоначальных умений и навыков написания сочинений на основе жизненных впечатлений и литературных произведений.

Развитие у обучающихся навыков литературно-творческой деятельности. Создание собственного литературного, поэтического текста.

Формирование навыков оценки художественного произведения (постижение проблематики текста, художественной образности, характеристика образов-персонажей, выражение собственной точки зрения).


Содержание учебного предмета

История Сибири ( 2 ч.)

1.Открытие Сибири. «Как прекрасна Сибирь». Широта и пространство края. Традиции сибирской литературы.

2.Знакомство с картой Сибири.

3. Родная Томская земля (Человек и природа: реки, озера, тайга, горы, животные, птицы, растения).

Томские сказания (3 ч.)

Страницы героических сказаний о Сибири.

Легенды об Эуште и красавице Томе.

Священное сказание о возникновении земли. Дятел и Тонкая Гранёная Иголка. Сказание о народе Пастэр. Как создали человека.

Волшебный мир сибирской сказки. Как Сибирь заселяли народы (8 ч.)

Сибирский фольклор (2 ч.)

Сибирские традиции и обряды.

Загадки разные – отгадка одна.

Заклички.

Мифы, легенды о сибирском крае (4ч.)

Кетские мифы «Как родилась земля», «Почему Чулым сбежал от Енисея». Страницы героических сказаний о Сибири.

Эвенкийский миф «Как земля появилась».

Нганасанский миф «Как Утка землю добывала».

Хантыйская легенда «Небо – Конь».

С.Заплавный «Жители Эушты», «Легенда о Тояне».

Томские писатели и поэты – детям (3 часа)

Сказки Веры Лавриной «Диковинки», А. Казанцев « Дед Пихто и другие», С.Заплавный «Секрет, которого нет», Г.М.Марков «Дед Фишка»

В сибирской тайге» (3 ч).

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» Бережное отношение к родной природе, к культуре разных народов.

Тема детства в произведениях Астафьева (рассказ «Васюткино озеро»). Чтение, пересказ, беседа по вопросам.

Поэты и писатели земли Каргасокской(3 ч.)

(Творчество поэтов и писателей Каргасокского района: П.Ф. Михайлов, С.И. Голещихин, Н.Сочихин, В. Макшеев, В.Решетько.

Героические личности Сибири (2 ч.)

Д. Лившиц «Полёт в бессмертие».

Р. Кошурникова «Подвиг Ивана Черных».

Р. Кошурникова «Космонавт Рукавишников».

Творческая мастерская (4ч.)

Создание и защита своих мини проектов.


Планируемые результаты

Учащийся научится:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

- понимать образность природы литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы;

- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения ; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- формулировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценку;

- понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;


Список литературы

1. Заплавный С. «Рассказы о Томске» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980 г.

2. Кожемякина А.С. «Сибирские сказки» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.

3. Кошурникова Р.В. «Стоит над Томью град старинный …» Омск: Томское книжное издательство, 1987 г.

4. Кошурникова Р.В. «Почему муха упала в обморок» - Новосибирск: Западно- 5. Кудрявцева В.И. «Секрет» - Томск: Томское книжное издательство, 1988 г.

6. Кудрявцева В.И. «Волшебный сундучок» - Томск: Томское книжное издательство, 1992

7. Сказки народов Сибири. / Составители: Э. Падерина, А. Плитченко – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984 г.

8. Три маралухи: Сказки народов Сибири о животных / Составители: Э.Падерина, А.Плитченко – Москва: «Современник», 1986 г.

9. Татьяна Мейко. «Сад судеб. Сказки» - Томск: издательство Томского университета, 1994 г.

10. Урманов К.Н. «Солнечный круг» - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984 г.

11. Интернет ресурсы: www.wikipedia.ru,

www.krugosvet.ru,

www.feb-web.ru,

www.myfhology.ru

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ

w w w .k ru g o s v e t.ru Универсальная энциклопедия

«Кругосвет».

w w w .ru b ri c o n .ru Энциклопедия «Рубрикон».

w w w .s lo v a ri .ru Электронные словари.

w w w .g r a m o ta .ru Справочно-информационный

интернет-портал «Русский язык».

w w w .fe b -w e b .ru Фундаментальная электронная

библиотека «Русская литература

и фольклор».

w w w .m y f h o lo g y .n a r o d .ru Мифологическая энциклопедия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.