Программа внеурочной деятельности «Мы и наша музыкальная культура» (3 класс)
Программа внеурочной деятельности
«Мы и наша музыкальная культура»
(общекультурное направление)
(3 класс)
Составитель: Еськова Ирина Васильевна,
учитель музыки, высшая категория
2017-2018 учебный год
Планируемые результаты освоения
обучающимися программы внеурочной деятельности
«Мы и наша музыкальная культура» (3 класс)
Личностными результатами изучения курса в 3 классе являются следующие умения:
– осознавать единство и целостность окружающего мира в его единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
– уважительно относиться к культуре других народов;
–овладеть навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формировать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развивать музыкально-эстетического чувства, проявляя себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные УУД:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-выбирать способы решения исполнительской задачи;
-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.
Коммуникативные УУД:
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
— формировать представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– проявлять устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
— формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;- развивать элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
— уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участвовать в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Содержание внеурочной деятельности
3 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Звуки, живущие в единстве (5ч).
На первых занятиях руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охраной голоса, проходят инструктаж по технике безопасности и безопасному поведению во время занятий. В конце занятия проводится музыкальная игра. Школьники учатся проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности. Совершают путешествие в страну музыки (знакомство с музами искусства, Терпсихора – муза музыки). Введение детей в разнообразный мир звуков (шумовые и музыкальные), музыкальных образов и представлений.
Формы – творческие игры, конкурсы.
Раздел 2. Развитие и охрана голоса (3ч).
Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса. Обучающиеся учатся распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Учатся передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
Раздел 3.Я красиво петь могу (6ч).
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.Разучивание тематических песен «Осень разноцветная», «Зимушка- зима», «Новогодний карнавал», «Мамин праздник», Солнечная капель», «В гостях у лета красного» и других, определять на слух и чувствовать музыкальную фразу (конец-начало); прослушать и определять хлопком окончание музыкального произведения; воспринимать куплетную форму, реагировать на понятия «запев» и «припев», «вступление» и «заключение», «мелодия» и «аккомпанемент». Выявление музыкальных способностей обучающихся. Прослушивание обучающихся по голосам. Понятие «Звук». Разновидности звуков (музыкальные и шумовые). Составление графических схем на различные по долготе звучания звуки. Работа с графическими схемами. Посадка певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
Раздел 4.Мир музыки (8ч).
Откуда произошли ноты? ( В гости к фее Сольмине). История музыкальной культуры о происхождении нотной записи. Нотный алфавит, нотная читалочка в играх, рисунках, загадках, ребусах, кроссвордах. Как музыкальные ключи открывают тайну нотной записи? Музыкальные регистры. Регистровые игры. «Кто пищит высоко, а кто рычит низко?» Звуковысотная лесенка нотного стана (Музыкальный букварь Н.Ветлугиной) – Роджерс «Звуки музыки». Усвоение простейших музыкальных понятий: «медленно» и «быстро» (темпы музыкального произведения), лад (мажор – минор), «регистры звучания» (высокий, средний, низкий), «forte» - «piano» (динамические нюансы), длительности (четверти и восьмые). Ритм в музыке. Ритм речи, поэтический ритм. Ритм имен. Детское музыкальное творчество – ритмизация шуток, прибауток, считалок…ритм в изобразительном искусстве, Знакомство с интервалами в игровой форме на основе образного содержания (секунда - «ежик», терция - «кошечка», септима - «змея», октава - «жирафа»)
Формы - инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера.
Раздел 5.Тайны инструментов (5ч).
Познакомить с видами музыкальных оркестров. Самостоятельно рассуждать о роли дирижера и композитора в оркестре. Понимать смысл терминов. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Сформировать первоначальные знания о музыкальном искусстве, познакомить с русскими народными инструментами и историей их появления; познакомить детей со словом скоморох. Развивать внимание, слуховую память, воображение; способствовать расширению кругозора; развивать патриотические чувства, слушая оркестровую музыку. Формировать слушательскую и исполнительскую культуру детей; музыкальный вкус; пробуждать интерес к слушанию музыки.
Формы – ансамблевое музицирование.
Раздел 6.Творчество (3ч).
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Учатся передавать настроение музыки и его изменение в пении и других видах творческой деятельности.
Формы – творческие игры, конкурсы.
Раздел 7.Радуга талантов (4ч).
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария обучающими, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок. Развивать уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. Руководитель формирует интерес к музыке и музыкальной деятельности.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Формы – творческий отчёт, концертная деятельность.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Мы и наша музыкальная культура» в 3 классе
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
1 |
Вводное занятие. Музыкальная игра. Презентация: «Проще простого». |
1 |
Музыкально - творческая деятельность. |
2 |
Звукоряд. Групповая и индивидуальная игра. |
1 |
Музыкально-образовательная деятельность (понятие о звукоряде, о нотах). Пение учебно-тренировочного материала. |
3 |
Волшебные нотки. Групповая игра. |
1 |
Пение учебно-тренировочного материала. Музыкальная грамота. |
4 |
Хоровое сольфеджио. |
1 |
Хоровое сольфеджирование. |
5 |
Хоровое сольфеджио. |
1 |
Занятие по музыкальной грамоте. |
6 |
Развитие и охрана голоса. |
1 |
Дыхательная гимнастика. |
7 |
Вокальная гимнастика. Вокально-хоровые и дыхательные упражнения. |
1 |
Пение учебно-тренировочного материала. |
8 |
Упражнение на развитие дыхания. |
1 |
Исполнение вокальных упражнений на развитие дыхания. |
9 |
Вокально-хоровая работа. Сольная и хоровая деятельность. |
1 |
Хоровое и ансамблевое пение. |
10 |
Разучивание детских песен. |
1 |
Вокально-хоровая работа. |
11 |
Работа над музыкальной сказкой. Выбор главных героев. |
1 |
Инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера. |
12 |
Работа над сказкой Групповое и индивидуальное занятие. |
1 |
Музыкально-ритмические движения. |
13 |
Мой голос - мой инструмент. Сольная деятельность. |
1 |
Сольное пение. Сольфеджио. |
14 |
Мой голос - мой инструмент. Сольная деятельность. |
1 |
Исполнение вокальных упражнений на развитие дыхания. Сольное пение. |
15 |
Мир музыки. |
1 |
Дирижирование в музыкальном размере 2/4. Беседа – размышление о музыке. |
16 |
Игра «Музыкальное лото». Групповая игра. |
1 |
Игра. Вокально – хоровая работа (петь чистым звуком, легко, мягко). |
17 |
«Музыкальный букварь». Групповое и индивидуальное занятие. |
1 |
Музыкальная грамота. Творческие этюды. |
18 |
«Музыкальный букварь». Индивидуальное занятие. |
1 |
Музыкальная грамота. Восприятие музыки. |
19 |
Я хочу услышать музыку. Работа в ансамбле. |
1 |
Восприятие образных интонаций в музыке. Ансамблевое исполнение песен. |
20 |
Я - композитор, исполнитель, слушатель. Музыкальная игра. |
1 |
Разучивание, исполнение музыкального произведения. Игра. |
21 |
Мир музыки. Групповая игра |
1 |
Музыкальная грамота (нотная запись). Музыкальные понятия: лад, темп, ритм. |
22 |
Концерт для родителей. Актовый зал. |
1 |
Инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образов музыкального искусства. |
23 |
Тайны инструментов. Сольная и ансамблевая деятельность. |
1 |
Восприятие инструментальной музыки. Пение соло и в ансамбле. |
24 |
Инструменты симфонического оркестра. Исполнительская деятельность. |
1 |
Слушание симфонической музыки. Исполнение песен. |
25 |
«Три оркестра». Групповая игра. |
1 |
Дирижирование. Просмотр видео о музыке. |
26 |
«Три оркестра». Групповая игра. |
1 |
Анализ музыкального произведения. Исполнение песен. |
27 |
Презентация: «Тайны симфонического оркестра». |
1 |
Слушание симфонической музыки. Презентация. |
28 |
Игра на музыкальных инструментах. Работа в парах. |
1 |
Инструментальное музицирование. Техника игры. |
29 |
Кроссворд «Знаете ли вы музыку»? Групповая и парная игра. |
1 |
Пение учебно-тренировочного материала (использовать спокойный вдох и экономный выдох). |
30 |
Кроссворд «Знаете ли вы музыку»? Групповая и парная игра. |
1 |
Песенное творчество. Игра. |
31 |
Репетиция концерта. |
1 |
Импровизация и драматизация детских песен. |
32 |
Концертная деятельность. |
1 |
Музыкально – творческая деятельность. |
33 |
Концертная деятельность. |
1 |
Исполнительская деятельность: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения. |
34 |
Резервный урок. |
1 |
Музыкально – творческая деятельность.8 |