Программа внеурочной деятельности «Мы и наша музыкальная культура» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 21 February 2019 в группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»


 

Программа внеурочной деятельности

«Мы и наша музыкальная культура»

(общекультурное направление)


 

(3 класс)
 

Составитель: Еськова Ирина Васильевна,

учитель музыки, высшая категория


 

 

2017-2018 учебный год

Планируемые результаты освоения

обучающимися программы внеурочной деятельности

«Мы и наша музыкальная культура» (3 класс)

Личностными результатами изучения курса в 3 классе являются следующие умения:

осознавать единство и целостность окружающего мира в его единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

уважительно относиться к культуре других народов;

овладеть навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

формировать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развивать музыкально-эстетического чувства, проявляя себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-выбирать способы решения исполнительской задачи;

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.

Коммуникативные УУД:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

-выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

формировать представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

проявлять устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;- развивать элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;

уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участвовать в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Содержание внеурочной деятельности

3 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Раздел 1. Звуки, живущие в единстве (5ч).

На первых занятиях руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охраной голоса, проходят инструктаж по технике безопасности и безопасному поведению во время занятий. В конце занятия проводится музыкальная игра. Школьники учатся проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности. Совершают путешествие в страну музыки (знакомство с музами искусства, Терпсихора – муза музыки). Введение детей в разнообразный мир звуков (шумовые и музыкальные), музыкальных образов и представлений.

Формы – творческие игры, конкурсы.

Раздел 2. Развитие и охрана голоса (3ч).

Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса. Обучающиеся учатся распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Учатся передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.

Раздел 3.Я красиво петь могу (6ч).

Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.Разучивание тематических песен «Осень разноцветная», «Зимушка- зима», «Новогодний карнавал», «Мамин праздник», Солнечная капель», «В гостях у лета красного» и других, определять на слух и чувствовать музыкальную фразу (конец-начало); прослушать и определять хлопком окончание музыкального произведения; воспринимать куплетную форму, реагировать на понятия «запев» и «припев», «вступление» и «заключение», «мелодия» и «аккомпанемент». Выявление музыкальных способностей обучающихся. Прослушивание обучающихся по голосам. Понятие «Звук». Разновидности звуков (музыкальные и шумовые). Составление графических схем на различные по долготе звучания звуки. Работа с графическими схемами. Посадка певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.

Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.

Раздел 4.Мир музыки (8ч).

Откуда произошли ноты? ( В гости к фее Сольмине). История музыкальной культуры о происхождении нотной записи. Нотный алфавит, нотная читалочка в играх, рисунках, загадках, ребусах, кроссвордах. Как музыкальные ключи открывают тайну нотной записи? Музыкальные регистры. Регистровые игры. «Кто пищит высоко, а кто рычит низко?» Звуковысотная лесенка нотного стана (Музыкальный букварь Н.Ветлугиной) – Роджерс «Звуки музыки». Усвоение простейших музыкальных понятий: «медленно» и «быстро» (темпы музыкального произведения), лад (мажор – минор), «регистры звучания» (высокий, средний, низкий), «forte» - «piano» (динамические нюансы), длительности (четверти и восьмые). Ритм в музыке. Ритм речи, поэтический ритм. Ритм имен. Детское музыкальное творчество – ритмизация шуток, прибауток, считалок…ритм в изобразительном искусстве, Знакомство с интервалами в игровой форме на основе образного содержания (секунда - «ежик», терция - «кошечка», септима - «змея», октава - «жирафа»)

Формы - инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера.

Раздел 5.Тайны инструментов (5ч).

Познакомить с видами музыкальных оркестров. Самостоятельно рассуждать о роли дирижера и композитора в оркестре. Понимать смысл терминов. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Сформировать первоначальные знания о музыкальном искусстве, познакомить с русскими народными инструментами и историей их появления; познакомить детей со словом скоморох. Развивать внимание, слуховую память, воображение; способствовать расширению кругозора; развивать патриотические чувства, слушая оркестровую музыку. Формировать слушательскую и исполнительскую культуру детей; музыкальный вкус; пробуждать интерес к слушанию музыки.

Формы – ансамблевое музицирование.

Раздел 6.Творчество (3ч).

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Учатся передавать настроение музыки и его изменение в пении и других видах творческой деятельности.

Формы – творческие игры, конкурсы.

Раздел 7.Радуга талантов (4ч).

«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария обучающими, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок. Развивать уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. Руководитель формирует интерес к музыке и музыкальной деятельности.

По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.

Формы – творческий отчёт, концертная деятельность.


 

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Мы и наша музыкальная культура» в 3 классе

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

1

Вводное занятие. Музыкальная игра.

Презентация: «Проще простого».

1

Музыкально - творческая деятельность.

2

Звукоряд.

Групповая и индивидуальная игра.

1

Музыкально-образовательная деятельность (понятие о звукоряде, о нотах). Пение учебно-тренировочного материала.

3

Волшебные нотки. Групповая игра.

1

Пение учебно-тренировочного материала. Музыкальная грамота.

4

Хоровое сольфеджио.

1

Хоровое сольфеджирование.

5

Хоровое сольфеджио.

1

Занятие по музыкальной грамоте.

6

Развитие и охрана голоса.

1

Дыхательная гимнастика.

7

Вокальная гимнастика.

Вокально-хоровые и дыхательные упражнения.

1

Пение учебно-тренировочного материала.

8

Упражнение на развитие дыхания.

1

Исполнение вокальных упражнений на развитие дыхания.

9

Вокально-хоровая работа. Сольная и хоровая деятельность.

1

Хоровое и ансамблевое пение.

10

Разучивание детских песен.

1

Вокально-хоровая работа.

11

Работа над музыкальной  сказкой. Выбор главных героев.

1

Инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес

программного характера.

12

Работа над  сказкой Групповое и индивидуальное занятие.

1

Музыкально-ритмические движения.

13

Мой голос - мой инструмент. Сольная деятельность.

1

Сольное пение. Сольфеджио.

14

Мой голос - мой инструмент. Сольная деятельность.

1

Исполнение вокальных упражнений на развитие дыхания.

Сольное пение.

15

Мир музыки.

1

Дирижирование в музыкальном размере 2/4. Беседа – размышление о музыке.

16

Игра «Музыкальное лото». Групповая игра.

1

Игра. Вокально – хоровая работа (петь чистым звуком, легко, мягко).

17

«Музыкальный букварь». Групповое и индивидуальное занятие.

1

Музыкальная грамота. Творческие этюды.

18

«Музыкальный букварь». Индивидуальное занятие.

1

Музыкальная грамота. Восприятие музыки.

19

Я хочу услышать музыку. Работа в ансамбле.

1

Восприятие образных интонаций в музыке. Ансамблевое исполнение песен.

20

Я - композитор,

исполнитель, слушатель. Музыкальная игра.

1

Разучивание, исполнение музыкального произведения. Игра.

21

Мир музыки. Групповая игра

1

Музыкальная грамота (нотная запись). Музыкальные понятия: лад, темп, ритм.

22

Концерт для родителей. Актовый зал.

1

Инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образов музыкального искусства.

23

Тайны инструментов. Сольная и ансамблевая деятельность.

1

Восприятие инструментальной музыки. Пение соло и в ансамбле.

24

Инструменты симфонического оркестра. Исполнительская деятельность.

1

Слушание симфонической музыки. Исполнение песен.

25

«Три оркестра». Групповая игра.

1

Дирижирование.

Просмотр видео о музыке.

26

«Три оркестра». Групповая игра.

1

Анализ музыкального произведения. Исполнение песен.

27

Презентация: «Тайны симфонического оркестра».

1

Слушание симфонической музыки. Презентация.

28

Игра на музыкальных инструментах. Работа в парах.

1

Инструментальное музицирование.

Техника игры.

29

Кроссворд «Знаете ли вы музыку»? Групповая и парная игра.

1

Пение учебно-тренировочного материала (использовать спокойный вдох и экономный выдох).

30

Кроссворд «Знаете ли вы музыку»? Групповая и парная игра.

1

Песенное творчество.

Игра.

31

Репетиция концерта.

1

Импровизация и драматизация детских песен.

32

Концертная деятельность.

1

Музыкально – творческая деятельность.

33

Концертная деятельность.

1

Исполнительская деятельность: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения.

34

Резервный урок.

1

Музыкально – творческая деятельность.8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.