ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ»

4
0
Материал опубликован 22 April в группе

Муниципальное (бюджетное) образовательное учреждение

«Школа № 154 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»








ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МИР ПРОФЕССИЙ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (2 ВАРИАНТ)

6 класса




Составила педагог

А.Г. Косенко


















г. Пермь


20**-20** учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я в мире профессий» в 6 классе обеспечивает знакомство с разнообразием профессий, а также в силу возрастных и психологических возможностей школьников с ОВЗ обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.

Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Задачи программы:

формировать положительное отношение к труду и людям труда  

развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.

содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования   и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям. 

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного  из  основополагающих элементов культуры.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

В процессе изучения предмета у учащихся расширяется кругозор, развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать. Предмет «Я в мире профессий» дает знания о труде, профессиях и ремеслах, подготавливает учащихся к тому, что они должны достойно занять свое место в общей системе труда, получить профессию, быть социально адаптированы в социуме.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа соответствует требованиям ФГОС УО и предназначена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучение курса «Я в мире профессий» проводится в течение одного учебного года в 6 классе согласно действующему учебному плану школы.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часов в неделю, 68 часов в год.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.        

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

   3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение в мир профессий - 10 часов

Зачем человек трудится? Какие профессии ты знаешь? Мир интересных профессий. «Чем пахнут ремёсла» Джанни Родари. Кем я хочу стать.

Профессии в школе – 4 часа

Профессия учитель, профессия библиотекарь.

Знакомство с различными профессиями – 38 часов

Продавец. Парикмахер. Повар. Почтальон. Врач. Художник. Водитель. Автомеханик. Строитель. Полицейский. Швея. Спасатель. Цветовод. Актёр. Пилот. Лётчик. Ветеринар.

Развивающие игры о профессиях и труде – 8 часов

Игра лото «Профессии». Представление мини-проектов на разные буквы. Загадки, пословицы и поговорки о труде.

Профессии моих родителей – 4 часа

Где работают родители. Беседы.

Итоговые занятия – 4 часа

Беседы, словесные игры.

КАЛЕНДАРНО -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Ресурсы, оборудование

Введение в мир профессий 10 ч


1

Зачем человек трудится?

2

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия».

Презентация, видеоматериалы



2

Какие профессии ты знаешь?

2

Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

Игра «Угадай профессию!»

Плакаты


3

Мир интересных профессий

2

Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дрессировщик, спасатель, дизайнер и др.

Картинки, видеоматериалы


4

Чем пахнут ремесла?

2

Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Презентация


5

Кем я хочу стать?

2

Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Иллюстрации с изображением людей различных профессий

Профессии в школе 4 ч


6

Профессия - учитель

2

Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?

Сценка «На уроке»

Презентация — клип «Учитель».

Раскраски


7

Профессия -библиотекарь

2

Беседа о книгах и бережном отношении к ним

Картинки. Раскраски

Знакомство с различными профессиями 38 ч


8

Профессия - продавец

3

Разминка.  Заочное путешествие в магазин.

Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Презентация. Раскраски



9

Профессия - парикмахер

2

Разминка. Знакомство с профессией  парикмахера.

Раскраски. Картинки


10

Профессия - повар

3

Разминка. Знакомство с профессией повара.

Раскраски. Картинки. Плакат


11

Профессия - почтальон

2

Разминка. Знакомство с профессией почтальона.

Раскраски. Картинки


12

Профессия - врач

3

Разминка. Знакомство с профессией врача. Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

Презентация

Халат врача, аптечка, медицинское оборудование


13

Профессия - художник

2

Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник»

Раскраски


14

Профессия - водитель

2

Разминка. Знакомство с профессией водителя. Пополнение словаря. Повторение ПДД

Раскраски. Видеоматериалы


15

Профессия -автомеханик

2

Разминка. Знакомство с профессией автомеханика

Раскраски. Видеоматериалы


16

Профессия - строитель

2

Разминка. Знакомство с профессией строителя.

Раскраски. Видеоматериалы


17

Профессия - полицейский

2

Разминка. Знакомство с профессией полицейского

Раскраски. Видеоматериалы


18

Профессия - швея

2

Знакомство с профессией швеи

Раскраски. Картинки


19

Профессия - спасатель

2

Знакомство с профессией спасателя

Раскраски. Картинки


20

Профессии – садовод, цветовод

3

Знакомство с профессией садовода

Раскраски. Картинки. Видеоматериалы


21

Профессия - актёр

2

Знакомство с профессией актёра

Раскраски. Видеоматериалы


22

Профессии - пилот, летчик

3

Знакомство с профессиями пилота

Раскраски. Картинки


23

Профессия - ветеринар

3

Знакомство с профессией ветеринар. Беседа о животных

Раскраски. Картинки. Видеоматериалы

Развивающие игры о профессиях и труде 8 ч


24

Игра лото «Профессии»

2

Разминка.

Объяснение правил. Игра.

Лото


25

Представление мини-проектов на разные буквы

4

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Я

Книжки, картинки


26

Загадки, пословицы и поговорки о труде

2

Разминка. Загадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками о труде

Иллюстрации

Профессия моих родителей 4 ч


27

Кем работают мои родители?

4

Беседа о работе и профессиях родителей


Итоговые занятия 4 ч


28

Повторение. Итоговое занятие

4

Беседа. Словесные игры

Презентация

Плакаты


Средства обучения

Компьютер, ноутбук, принтер, копировальный аппарат, мультимедийный проектор, плакаты по всем профессиям, иллюстрации, фотографии, фильмы, презентации по профессиям, о людях труда, раскраски, картины по различным профессиям, настольные игры, карточки, картинный словарь, цветные карандаши, краски, рабочие тетради, альбомы.

Литература:

1.Энциклопедия для детей «Что такое. Кто такой»: В 3 томах. – М.: «Педагогика-Пресс», 1992.

2.Джанни Родари «Чем пахнут ремесла» - М.: «Детская литература», 1989г.-16стр.

3.В. Маяковский «Кем быть» -М.: «Стрекоза» (серия «Библитечка детского сада») -2016.

4. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Природоведение. 5 класс. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н., Москва, изд. «Просвещение», 2013г.

5. Окружающий мир: учеб. для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./С.В. Кудрина -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 111с.: ил.

6. Тетрадь для учащихся «Окружающий мир» Учебное пособие для 3 класса четырехлетней начальной школы -М. «Просвещение»1995г.

7. Худейко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 4 класс. -М: АРКТИ, 2004 – 152 с.

8. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Под редакцией В.В.Воронковой сборник 1 «Владос», Москва, 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

9.АООП http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/10/09.pdf

10.ФГОС ОУ http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wpcontent/uploads/2014/04/08_27.09.2014.pdf

11.ФГОС ОВЗ http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/


Контрольно-измерительный материал

Знать и называть, что делает заданный вид профессии

Знать и называть лексический словарь по профессии: инструменты, предметы, приспособления, которые используются для выполнения данного вида деятельности.

Уметь назвать профессию по заданной лексике.

Уметь подобрать словарь по названной профессии.

Знать пословицы, поговорки и загадки о труде (не менее 5).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.