ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ»
Муниципальное (бюджетное) образовательное учреждение
«Школа № 154 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МИР ПРОФЕССИЙ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (2 ВАРИАНТ)
6 класса
Составила педагог
А.Г. Косенко
г. Пермь
20**-20** учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я в мире профессий» в 6 классе обеспечивает знакомство с разнообразием профессий, а также в силу возрастных и психологических возможностей школьников с ОВЗ обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи программы:
формировать положительное отношение к труду и людям труда
развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТАВ процессе изучения предмета у учащихся расширяется кругозор, развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать. Предмет «Я в мире профессий» дает знания о труде, профессиях и ремеслах, подготавливает учащихся к тому, что они должны достойно занять свое место в общей системе труда, получить профессию, быть социально адаптированы в социуме.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕДанная программа соответствует требованиям ФГОС УО и предназначена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучение курса «Я в мире профессий» проводится в течение одного учебного года в 6 классе согласно действующему учебному плану школы.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часов в неделю, 68 часов в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение в мир профессий - 10 часов
Зачем человек трудится? Какие профессии ты знаешь? Мир интересных профессий. «Чем пахнут ремёсла» Джанни Родари. Кем я хочу стать.
Профессии в школе – 4 часа
Профессия учитель, профессия библиотекарь.
Знакомство с различными профессиями – 38 часов
Продавец. Парикмахер. Повар. Почтальон. Врач. Художник. Водитель. Автомеханик. Строитель. Полицейский. Швея. Спасатель. Цветовод. Актёр. Пилот. Лётчик. Ветеринар.
Развивающие игры о профессиях и труде – 8 часов
Игра лото «Профессии». Представление мини-проектов на разные буквы. Загадки, пословицы и поговорки о труде.
Профессии моих родителей – 4 часа
Где работают родители. Беседы.
Итоговые занятия – 4 часа
Беседы, словесные игры.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Ресурсы, оборудование | ||||||
Введение в мир профессий 10 ч | ||||||||||
| 1 | Зачем человек трудится? | 2 | Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». | Презентация, видеоматериалы | |||||
| 2 | Какие профессии ты знаешь? | 2 | Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» | Плакаты | |||||
| 3 | Мир интересных профессий | 2 | Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дрессировщик, спасатель, дизайнер и др. | Картинки, видеоматериалы | |||||
| 4 | Чем пахнут ремесла? | 2 | Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? | Презентация | |||||
| 5 | Кем я хочу стать? | 2 | Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» | Иллюстрации с изображением людей различных профессий | |||||
Профессии в школе 4 ч | ||||||||||
| 6 | Профессия - учитель | 2 | Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» | Презентация — клип «Учитель». Раскраски | |||||
| 7 | Профессия -библиотекарь | 2 | Беседа о книгах и бережном отношении к ним | Картинки. Раскраски | |||||
Знакомство с различными профессиями 38 ч | ||||||||||
| 8 | Профессия - продавец | 3 | Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» | Презентация. Раскраски | |||||
| 9 | Профессия - парикмахер | 2 | Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. | Раскраски. Картинки | |||||
| 10 | Профессия - повар | 3 | Разминка. Знакомство с профессией повара. | Раскраски. Картинки. Плакат | |||||
| 11 | Профессия - почтальон | 2 | Разминка. Знакомство с профессией почтальона. | Раскраски. Картинки | |||||
| 12 | Профессия - врач | 3 | Разминка. Знакомство с профессией врача. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» | Презентация Халат врача, аптечка, медицинское оборудование | |||||
| 13 | Профессия - художник | 2 | Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» | Раскраски | |||||
| 14 | Профессия - водитель | 2 | Разминка. Знакомство с профессией водителя. Пополнение словаря. Повторение ПДД | Раскраски. Видеоматериалы | |||||
| 15 | Профессия -автомеханик | 2 | Разминка. Знакомство с профессией автомеханика | Раскраски. Видеоматериалы | |||||
| 16 | Профессия - строитель | 2 | Разминка. Знакомство с профессией строителя. | Раскраски. Видеоматериалы | |||||
| 17 | Профессия - полицейский | 2 | Разминка. Знакомство с профессией полицейского | Раскраски. Видеоматериалы | |||||
| 18 | Профессия - швея | 2 | Знакомство с профессией швеи | Раскраски. Картинки | |||||
| 19 | Профессия - спасатель | 2 | Знакомство с профессией спасателя | Раскраски. Картинки | |||||
| 20 | Профессии – садовод, цветовод | 3 | Знакомство с профессией садовода | Раскраски. Картинки. Видеоматериалы | |||||
| 21 | Профессия - актёр | 2 | Знакомство с профессией актёра | Раскраски. Видеоматериалы | |||||
| 22 | Профессии - пилот, летчик | 3 | Знакомство с профессиями пилота | Раскраски. Картинки | |||||
| 23 | Профессия - ветеринар | 3 | Знакомство с профессией ветеринар. Беседа о животных | Раскраски. Картинки. Видеоматериалы | |||||
Развивающие игры о профессиях и труде 8 ч | ||||||||||
| 24 | Игра лото «Профессии» | 2 | Разминка. Объяснение правил. Игра. | Лото | |||||
| 25 | Представление мини-проектов на разные буквы | 4 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Я | Книжки, картинки | |||||
| 26 | Загадки, пословицы и поговорки о труде | 2 | Разминка. Загадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками о труде | Иллюстрации | |||||
Профессия моих родителей 4 ч | ||||||||||
| 27 | Кем работают мои родители? | 4 | Беседа о работе и профессиях родителей | | |||||
Итоговые занятия 4 ч | ||||||||||
| 28 | Повторение. Итоговое занятие | 4 | Беседа. Словесные игры | Презентация Плакаты |
Средства обучения
Компьютер, ноутбук, принтер, копировальный аппарат, мультимедийный проектор, плакаты по всем профессиям, иллюстрации, фотографии, фильмы, презентации по профессиям, о людях труда, раскраски, картины по различным профессиям, настольные игры, карточки, картинный словарь, цветные карандаши, краски, рабочие тетради, альбомы.
Литература:
1.Энциклопедия для детей «Что такое. Кто такой»: В 3 томах. – М.: «Педагогика-Пресс», 1992.
2.Джанни Родари «Чем пахнут ремесла» - М.: «Детская литература», 1989г.-16стр.
3.В. Маяковский «Кем быть» -М.: «Стрекоза» (серия «Библитечка детского сада») -2016.
4. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Природоведение. 5 класс. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н., Москва, изд. «Просвещение», 2013г.
5. Окружающий мир: учеб. для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./С.В. Кудрина -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 111с.: ил.
6. Тетрадь для учащихся «Окружающий мир» Учебное пособие для 3 класса четырехлетней начальной школы -М. «Просвещение»1995г.
7. Худейко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 4 класс. -М: АРКТИ, 2004 – 152 с.
8. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Под редакцией В.В.Воронковой сборник 1 «Владос», Москва, 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
9.АООП http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/10/09.pdf
10.ФГОС ОУ http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wpcontent/uploads/2014/04/08_27.09.2014.pdf
11.ФГОС ОВЗ http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
Контрольно-измерительный материал
Знать и называть, что делает заданный вид профессии
Знать и называть лексический словарь по профессии: инструменты, предметы, приспособления, которые используются для выполнения данного вида деятельности.
Уметь назвать профессию по заданной лексике.
Уметь подобрать словарь по названной профессии.
Знать пословицы, поговорки и загадки о труде (не менее 5).