Программа внеурочной деятельности «Музейная педагогика»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА» общекультурной направленности
1 класс
| |
| |
| |
| |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Музейная педагогика» разработана учителем начальных классов Воскобойниковой И.В. МБОУЦО № 25 г. Тула в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений №3 в Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях», Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 года № 996-р, Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Письмом Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»), Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения «Центр образования №25 с углублённым изучением отдельных предметов», Положением о внеурочной деятельности МБОУЦО № 25, Программой внеурочной деятельности МБОУЦО № 25 «Семь цветов детства», Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУЦО № 25.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках реализации общекультурного направления.
Собственная программа дополнена необходимыми материалами и рассчитана на их творческое применение (внутришкольные научно-практические конференции «Сократ», городские научные чтения «Шаг в науку», всероссийский открытый фестиваль «Нескучная наука»).
Программа состоит из десяти разделов и приложения.
Пояснительная записка.
Общая характеристика курса.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Содержание курса.
Инструментарий оценивания метапредметных и личностных достижений учащихся.
Формы организации внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Приложение к программе.
Актуальность данного курса определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образовании учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме, как в научных исследованиях, так и в массовой практике. В эпоху массового снижения нравственных ценностей необходимо воспитывать духовность, гражданственность и патриотизм через приобщение школьников к нетленным ценностям, которые хранит музей.
Кроме того, основная образовательная программа МБОУЦО № 25 реализуется в том числе и через внеурочную деятельность, которая согласно Письму Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» проводится в отличных от классно-урочной системы формах и предполагает не менее 50% внеаудиторных занятий.
Отличительными особенностями программы являются:
использование музейной среды как важного образовательного ресурса, а использование музейной педагогики как важного педагогического ресурса внеурочной деятельности;
расширение возможности приобщения учащихся к музейно-краеведческой, поисковой, исследовательской, проектной, социально-активной деятельности;
способствует углублению знаний при изучении школьных курсов литературного чтения, окружающего мира;
в условиях партнерского общения обучающихся и педагога, увлеченных общим социально значимым делом, открываются реальные возможности для самоопределения, самоутверждения, самореализации учащихся;
формирование устойчивого интереса к истории страны, края, станицы, воспитание гражданственности, патриотизма, привитие бережного отношения к культурному и историческому наследию – важный воспитательный аспект программы.
Цель программы «Музейная педагогика» - создание условий постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, формирования у учащихся осознанной активной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому Родины, Тульского края , развитие исторического мышления на основе осуществления музейной деятельности, использования возможностей музейной среды, музейной педагогики.
Задачи:
формировать уважительное отношение к истории страны, малой родины, к памятникам прошлого, артефактам;
расширить представления учащихся об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей; формировать ценностное отношения к культурному наследию предков;
формировать музейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии;
обеспечить условия осуществления разносторонней музейной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов, социального опыта
развивать навыки поисковой, исследовательской, проектной, экспозиционной, экскурсоводческой, общественно-значимой деятельности учащихся;
формировать научные и профессиональные интересы.
Сроки реализации программы: на изучение курса «Музейная педагогика» в 1 классе начальной школы отводится 33 часа (1 час в неделю).
Принципы построения программы:
- доступность, познавательность, наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- усиление прикладной направленности;
- психологическая комфортность.
Реализация программы происходит в исследовательской и познавательной деятельности. Программа имеет интегрированный характер, предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Организовывается посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок производится с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий и является предметом совместной творческой работы руководителя курса внеурочной деятельности и детей.
Общая характеристика курса
В рамках реализации данной программы предполагается сотрудничество со следующими музеями:
Тульский областной краеведческий музей
Тульский государственный музей оружия
Музей «Тульские самовары»
Тульский музей изобразительных искусств
Музейный урок меняет привычную форму ведения традиционных мероприятий, делает изучение истории родного края, жизни выдающихся земляков более интересным и содержательным. В музее образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта человека, развитие способности к ценностному переживанию, визуальному восприятию и постижению «языка вещей».
Музей предоставляет школе возможность учить детей извлекать знания, опираясь на первоисточник, а не верить «на слово». Образование в музее происходит в особой среде, где человек ощущает свою сопричастность культуре. В отличие от классно-урочного типа поведения в школе, музей предлагает иной регламент, основанный на признании особого музейного этикета, пространственном перемещении, возможности включения в игровую или творческую деятельность непосредственно на экскурсии.
Посещение музея – это своего рода путешествие. Каждое путешествие включает подготовку – эту часть учитель проводит в школе. После чего следует экскурсия в музей. Заканчивается путешествие занятием закрепления, которое тоже проводит учитель в школе. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа – самый естественный для детей способ освоения информации.
Методическое обеспечение программы
Программа внеурочной деятельности «Музейная педагогика» разработана на основе методического пособия Багаутдиновой Ф.Г. «Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов» (В помощь учителю, руководителю кружка).
Кроме вышеназванного методического пособия для разработки и реализации программы использовались следующие литературные источники:
Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006;
Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007;
Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000;
Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006;
Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987;
Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2009;
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 2009;
Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003;
Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2012;
Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2009;
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006;
Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сей-ненский. — М., 2011;
Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2009;
Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 20013;
Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003;
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003;
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2010.
Для составления конспектов внеурочных занятий по данному курсу использованы следующие методические разработки:
Музейная педагогика / сост. Н.П. Иванова – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2009. – 31 с.
Музеология и основы музейного дела: библиогр. указ. (1929-2006 гг.)/ АлтГУ, Научная библиотека, АлтГУ, Кафедра археологии, этнографии и источниковедения; сост.: Т.Г. Горбунова, Е.В. Евглевская, А.А. Тишкин.- Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2006.- 39с.
Базы данных, Интернет-ресурсы,
информационно-справочные и поисковые системы:
Музейная педагогика за рубежом: Работа музеев с детской аудиторией // Серия электронных изданий MUSEUM PRO. Вып. 5.0. М., 1997 // URL: www.museum.ru/future/lmp/web/archive/m-pro_5.pdf
Пантюлина Н. Слово о смешных картинах и два слова о «зачем и как» // Музей. 2012. №6. С. 48–51. // URL: www.museum.ru/future/lmp/web/archive/m-pro_5.pdf
Музей и личность: Сборник статей. Лаборатория музейного проектирования Российского института культурологии. Отв. ред. А.В. Лебедев, сост. М.Ю. Юхневич. // // URL: http://bookfi.org/book/802335
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике // URL: http://bookfi.org/book/809949
Межпредметная и внутрипредметная интеграция
Представляется возможным выделить взаимосвязь курса «Музейная педагогика» с уроками окружающего мира, истории, литературного чтения, русского языка, технологии, математики. Интегрированный курс «Музейная педагогика» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
Межпредметные связи на занятиях курса «Музейная педагогика»
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
с уроками окружающего мира: исследование окружающей среды, природы родного края.
Планируемые результаты
Для музея:
оптимизация деятельности музея в русле реализации программы воспитания и социализации;
совершенствование содержания деятельности музеев.
Для учащихся:
Рабочая программа и основной ФГОС определяет следующие предполагаемые результаты: личностные, метапредметные и предметные.
В результате проведения музейных уроков учащиеся должны усвоить информацию об истории своего района, познакомиться с основными экспонатами историко – краеведческого музея.
Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций: исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль); регулятивные (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности); коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса); презентационные (навыки монологической речи; умение уверенно держаться во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы).
Для учителя:
апробация новых форм музейной коммуникации, нетрадиционных форм проведения уроков;
организация краеведческой работы на базе музея как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценностные ориентиры изучения данного курса в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся и расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Изучение курса «Музейная педагогика» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У учеников первых классов формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты.
- Сформировать положительное отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, России как основополагающим ценностям;
- Активизировать гражданскую позицию по изучению, сотрудничеству с городскими музеями.
- Сформировать потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- Развивать нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
- Укрепить любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- Проявлять более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- Укреплять уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
Регулятивные результаты.
Самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения поставленной проблемы.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.
- Расширять кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- Сформировать представление о музееведение как о науке;
- Усвоить элементарные музейные термины;
- Реализовать навыки элементарной проектной деятельности;
- Сформировать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- Развивать наблюдательность, зрительнау память, воображение, ассоциативное мышление;
- Сформировать отдельные навыки оформления выставок
- Работать с текстом: осознанное читать текст с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты энциклопедий, словарей и при этом отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметных УУД:
понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира;
осваивать основы музейной грамотности, элементарных правил нравственного поведения в музее;
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У первоклассников начнется формирование ИКТ - компетентности:
оценивать потребность в дополнительной информации для решения поставленной задачи, самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
создавать небольшие текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией
Содержание курса
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Народные промыслы. Вводный урок. | 1 |
2. | Тульская деревня. | 1 |
3. | Панорама тульской деревни. | 1 |
4. | Тульский пряник. Знаменитые Тульские пряничники. | 1 |
5. | Пряники из слоёного теста | 1 |
6. | История самовара. Знаменитые самоварные династии г. Тула. | 1 |
7. | ОтЧаянное путешествие. | 1 |
8. | Мой пузатый чаевар. | 1 |
9. | Русская глиняная игрушка | 1 |
10. | Русская деревянная игрушка | 1 |
11 | Изготовление игрушки из глины. | 1 |
12. | Земля – наш общий дом. Любители природы. | 1 |
13. | Моя малая родина. | 1 |
14. | Природа Тульского края | 1 |
15. | Мир глазами археолога | 1 |
16. | Наблюдение природы глазами художников. | 1 |
17. | Праздник праздников. Русские посиделки. | 1 |
18. | Светлый праздник Рождества. | 1 |
19. | Дорогая наша гостья Масленица. | 1 |
20. | Кукла – оберег «Солнышко Ярило» | 1 |
21. | Светлое Христово Воскресение. | 1 |
22. | Мой любимый народный праздник. | 1 |
23. | Учись смотреть и видеть. Виды изобразительного искусства. | 1 |
24. | Жанры живописи. | 1 |
25. | Морской пейзаж. | 1 |
26. | Легенды и мифы в изобразительном искусстве. | 1 |
27. | Любимый жанр искусства | 1 |
28. | Помните нас. Герои Великой Отечественной войны. | 1 |
29. | История стрелкового оружия. «Русский Максим» | 1 |
30. | Воинская слава Туляков. | 1 |
31. | Наша общая победа. | 1 |
32. | Проект «Подвиг народа». | 1 |
33. | Заключительное занятие. | 1 |
ВСЕГО: | | 33 часа |
Народные промыслы (11 часов)
Праздники Тульской губернии. Народный быт, сезонные ремёсла крестьян. Тульский пряник. Знаменитые кондитеры Сериков, Гречихин, Козлов. Обряды и традиции, связанные с употреблением пряников. Тульский самовар. История Тульского самовара. Известные самоварные династии Баташевы, Шемарины, Фомины. Русская глиняная игрушка. Русская деревянная игрушка. Практические, творческие работы: панорама Тульской деревни, изготовление пряника из слоеного теста, выставка рисунков «Мой пузатый чаевар», интерактивное занятие «ОтЧаянное путешествие», изготовление игрушки из глины.
Земля – наш общий дом (5 часов)
Знакомство с историей, культурой и природой Тульского края. Животные и растения Тульской области, звери, птицы и насекомые, обитающие в Тульских лесах, полях, водоёмах. Известные археологи. Археологическая коллекция Тульского края. Наблюдение природы в работах художников. Великие художники пейзажисты И.И.Шишкин, И.К.Айвазовский, И.И.Левитан, В.Д.Поленов, А.К.Кондратьев, Ф.Я.Алексеев. Практические, творческие работы: интерактивная игра «Любители природы», проект «Животные Тульской области, занесенные в Красную книгу», проект «Растения Тульской области, занесенные в Красную книгу».
Праздник праздников (6 часов)
Светлый праздник Рождества. История праздника. Традиции празднования Рождества на Руси. Дорогая наша гостья Масленица. История праздника. Масленичные обряды. Мастер – класс «Русские блины». Светлое Христово Воскресение. Пасха. История и традиции праздника. Практические и творческие работы: праздник «Русские посиделки», мастер-класс «Солнышко Ярило», выставка рисунков «Мой любимый народный праздник».
Учись смотреть и видеть (5 часов)
Виды изобразительного искусства. Живопись. Графика. Скульптура. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. Жанры живописи (определение). Натюрморт (бытовой и природный). Пейзаж (простой и сложный). Сказочный жанр. Анималистический жанр. Морской пейзаж. Его особенности. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Практическая и творческая работа: интерактивная игра «Что я знаю об изобразительном искусстве», творческая мастерская «Мой любимый жанр изобразительного искусства».
Подвиг народа (6 часов)
История стрелкового и холодного оружия с 14 века до современности. «Русский Максим» - пулемёт системы «Максим». История производства. Пулемёт Максим в России. Применение. Интересные факты. Воинская слава Туляков. Туляки, прославившиеся на полях сражений. Туляки – участники Куликовской битвы, обороны тульского Кремля. Туляки, участвующие в войне 1812 года и Крымской войне. Подвиг крейсера «Варяг». Практическая и творческая работа: интерактивное занятие «Герои Великой Отечественной войны», выставка рисунков «Наша общая Победа».
Инструментарий оценивания деятельности, используемый на занятиях
Символы – фиксация оценки производится следующим образом:
«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации
« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием;
Балловая оценка
Процент выполнения
95-100% -высокий уровень усвоения
75 -95% - среде – высокий уровень
50 -74% - средний уровень
меньше 50% -низкий уровень
Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.
При оценивании отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
«Волшебная лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:
нижняя ступенька - не понял,
вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,
верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
зеленый – я умею сам,
жёлтый – я умею, но не уверен,
красный - нужна помощь.
Оценивание младших школьников осуществляется по итогам проверки творческих и проектных работ в соответствии с критериями.
Критерии оценки проектных работ
Оценочный лист проекта
№ п/п | Параметры оценивания | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося |
1. | Актуальность выбранной темы |
|
|
|
2. | Глубина раскрытия темы |
|
|
|
3. | Практическая ценность проекта |
|
|
|
4. | Композиционная стройность |
|
|
|
5. | Логика изложения |
|
|
|
6. | Соответствие плану |
|
|
|
7. | Обоснованность выводов |
|
|
|
8. | Правильность и грамотность оформления |
|
|
|
9. | Аккуратность и дизайн оформления |
|
|
|
10. | Самостоятельность при выполнении работы |
|
|
|
11. | Использование собственных (авторских) материалов |
|
|
|
12. | Содержательность приложения |
|
|
|
13. | Источники и полнота их использования |
|
|
|
14. | Сценарий защиты (логика изложения) |
|
|
|
15. | Грамотное построение доклада |
|
|
|
16. | Умение изложить самое интересное и ценное |
|
|
|
17. | Владение материалом |
|
|
|
18. | Умение отвечать на вопросы |
|
|
|
19. | Умение защищать свою точку зрения |
|
|
|
20. | Владение аудиторией при защите |
|
|
|
21. | Итоговая оценка |
|
|
|
| | | | |
При предварительной экспертизе происходит оценка по критериям:
– 1.6, 2.1 – 2.3, 3.1 – 3.2
При очной защите проекта на конференции оценка производится по критериям: 2.4, 3.3, 3.4, 4.1 – 4.3 (в случае группового проекта).
Соответствие баллов и уровней:
начальная школа
0 баллов – низкий уровень;
1 балл – базовый уровень;
2-3 балла – повышенный уровень.
среднее звено
1 балл – низкий уровень;
2 балла – базовый уровень;
3 балла – повышенный уровень.
При необходимости выставления отметки по пятибалльной системе в рамках промежуточной или итоговой аттестации оценка по критериям и полученные баллы переводятся в отметку.
Базовый уровень | Отметка «удовлетворительно» | 34 - 36 баллов |
Повышенный уровень | Отметка «хорошо» | 37 - 46 баллов |
Отметка «отлично» | 47 - 51 балл |
Основными формами организации учебного процесса являются:
экскурсия
поход
встречи с представителями различных профессий
краеведческие игры
музейные уроки
урок-сказка
викторина
игра-путешествие
проект
выставка
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия
Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Технические средства обучения
- Классная доска с креплениями для таблиц. - Магнитная доска. – Персональный компьютер – Аудиомагнитофон. – CD/ DVD-проигрыватель. – Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы курса
Учебно – практическое оборудование
Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольники, ластик.
Материалы: бумага (писчая).
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Электронные средства обучения и контроля знаний учащихся
Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения:
«Уроки Кирилла и Мефодия».
Интерактивное учебное пособие «Окружающий мир. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»).
Интерактивное учебное пособие «ОБЖ. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»)
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел, тема учебного занятия | Форма организации внеурочной деятельности | УУД | Характеристика деятельности обучающихся | |||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | |||||
1 | 1 неделя | Народные промыслы. Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности | Урок - конференция | Поиск и сбор необходимой информации. Объяснять значения слов: «музей», «выставка», «экскурсия». Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. | Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. | Ставить учебную задачу. Рассуждать и делать выводы, анализировать свои действия в соответствии с поставлен- ной задаче | Строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия и оценивать достижения на занятии. задачи | Знакомиться с электронным словарём «Википедия». Находить в Интернете необходимые термины. Работать со взрослыми. Участвовать в викторине «Кто больше назовёт музейных терминов?» |
2 | 2 неделя | Тульская деревня. Выявление особенностей крестьянского быта. Знакомство с праздниками Тульской губернии и историей их возникновения. | Экскурсия в Краеведческий музей | Уметь ориентироваться в историческом времени. Определять главные отличительные признаки деревни. Выявлять особенности крестьянского быта. Знать праздники Тульской губернии, историю их возникновения. Уметь характеризовать сезонные ремёсла крестьян. | Задавать вопросы. Аргументировать свою позицию и координиро- вать ее с позициями партнеров при выработке общего решения. | Определять цель деятельности. Работать по плану. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Осмотреть экспозицию. Познакомиться с праздниками Тульской губернии. Увидеть народный быт. Узнать о сезонных ремёслах крестьян. |
3 | 3 неделя | Изготовление макета Тульской деревни. Правила работы над совместным групповым проектом. | Занятие-практикум | Уметь организовывать рабочее место. Осваивать приёмы работы с пластилином и картоном. Учиться планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы. | Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи. Понимать важность коллективной работы. | Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. | Формировать навык осознан- ного выбора наиболее эффективного способа решения, навыков самостоятельной работы и самоконтроля. | Вспомнить отличительные признаки деревни. Разбиться на группы. Продумать какие предметы будут присутствовать на макете. Размечать, сгибать, правильно резать картон. Повторить свойства пластилина. Вспомнить правила безопасности при работе с ножницами. |
4 | 4 неделя | Знаменитые пряничники Тулы и Тульской области. Знакомство с традициями изготовления пряников. Сравнение современных пряников и упаковок 19 века. | Экскурсия в музей Тульского пряника | Уметь ориентироваться в историческом пространстве. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Задавать вопросы. Аргументировать свою позицию и координиро- вать ее с позициями партнеров при выработке общего решения. | Определять цель деятельности. Работать по плану. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Осмотреть экспозицию. Сравнивать пряничные упаковки 19 века и современные. Увидеть пряничные доски, пряничные фотографии. Узнать о традициях изготовления пряников. Обсуждать роль известных кондитеров Серикова, Гречихина, Козлова в экономике страны. |
5 | | Урок – практикум. Изготовление пряников из соленого теста. Усвоение приемов лепки: скатывание, вытягивание. Выставка пряников. | Пряники из соленого теста | Умение организовывать рабочее место. Узнают как изготовить соленое тесто. Научатся новым приема лепки: из целого куска. | Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи. Уметь слушать речь учителя. Не перебивать, когда говорят другие. | Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу. Проговаривать последовательность действий на уроке. | Проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности. Положительно относится к занятиям предметно-практической деятельностью. | Создавать эскизы. Готовить солёное тесто. Усвоить приемы: скатывание, вытягивание. |
6 | 6 неделя | История самоваров. Знаменитые самоварные династии г. Тула. | Экскурсия в Тульский музей самоваров | Выполнять учебно-познавательные действия. Делать обобщения, выводы. | Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи. | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата | Формирование навыка самостоятельной работы и самоконтроля. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. | Познакомиться с историей Тульского самовара (этапы развития самоварного производства от конца 18 в. до наших времён). Узнать представителей известных самоварных династий-Баташевых, Шемариных, Фоминых. |
7 | 7 неделя | ОтЧаянное путешествие Беседа о русском чаепитии как традиции. Знакомство с устройством самовара. | Интерактивное занятие в Тульском музее самоваров | Понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Отвечать на вопросы. | Действовать по плану. Контролировать процесс и результаты деятельности. Вносить необходимые коррективы Адекватно оценивать свои достижения | Формирование навыков анализа, творческой активности и инициативности. | Разговаривать о русских традициях, о чаепитие. Объяснять устройство самовара. Разгадывать кроссворд и загадки. Инсценировка сценки. |
8 | 8 неделя | Выставка рисунков «Мой пузатый чаевар». Отработка умений определять степень успешности выполнения работы. | Выставка рисунков | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Выполнять анализ и синтез. | Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной, уметь устанавли-вать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решение и делать выбор | Составлять план выполнения творческой задачи. Работая по плану, сверять свои действия с целью. Учиться определять степень успешности выполнения работы. | Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе выполнения работы. | Выполнить рисунок. Украсить свой самовар, подобрать орнамент, выполнить работу в цвете. |
9 | 9 неделя | Русская глиняная игрушка. Выяснение истории её возникновения, применение в быту. Знакомство с известными глиняными игрушками: Дымковская, Филимоновская. | Экскурсия в музей изобразительных искусств | Развивать способность управлять своей деятельностью. Формировать умение анализировать, сравнивать. Выделять необходимую информацию. Делать выводы и обобщения. | Задавать вопросы. Аргументировать свою позицию и координиро- вать ее с позициями партнеров при выработке общего решения. | Определять цель деятельности. Работать по плану. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Обогащать нравственный опыт. Развивать нравственные чувства. | Познакомиться с особым видом народного творчества – глиняной игрушкой. Выяснить историю её возникновения, применение в быту. Узнать об известных глиняных игрушках (Дымковская, Филимоновская и др.). Сравнивать эти игрушки по внешнему виду. |
10 | 10 неделя | Русская деревянная игрушка. Выявление характерных особенностей росписи и формы русской деревянной игрушки. Беседа о народных промыслах и народных умельцах. | Интерактивное занятие в музее изобразительных искусств | Понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Отвечать на вопросы | Действовать по плану. Контролировать процесс и результаты деятельности. Вносить необходимые коррективы. Адекватно оценивать свои достижения | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения, навыков самостоя-тельной работы и самоконтроля. | Познакомиться с Богородской, Топорно-щепной, Федосееевской игрушками. Выявлять характерные особенности росписи и формы русской деревянной игрушки. Бедовать о народных промыслах и народных умельцах. |
11 | 11 неделя | Изготовление народной игрушки. Лепка. Сравнение различных видов народных игрушек. | Урок практикум | Уметь организовывать рабочее место. Учится новым приема лепки: из целого куска. Закреплять знания о народных промыслах. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Сличать свой способ действия с эталоном. Осуществлять действия по образцу и зад.образцоманному плану. | Формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. | Подготовить рабочее место и рабочие материалы Повторить понятие «ярмарка». Сравнивать различные виды народных игрушек. Находить отличительные черты. Лепить игрушку. Учиться лепке из целого куска глины. |
12 | 12 неделя | Земля- наш общий дом. Любители природы. Изучение названий детенышей животных. Участие в конкурсе пантомим. | Викторина | Осознавать познавательную задачу. Делать обобщения и выводы. Устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой. | Действовать по плану. Контролировать процесс и результаты деятельности. Вносить необходимые коррективы. | С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих , строить свои взаимоотношения с их учётом. | Разделиться на две команды. Отгадывать загадки. Собирать пазлы с животными. Называть детенышей животных. Разгадывать кроссворд. Участвовать в конкурсе пантомим. |
13 | 13 неделя | Моя малая родина Знакомство с историей, культурой и природой Тульского края | Обзорная экскурсия в Краеведческий музей | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. Развивать способность управлять своей деятельностью. Формировать умение сравнивать. Делать выводы и обобщения. | Задавать вопросы. Аргументировать свою позицию и координиро- вать ее с позициями партнеров при выработке общего решения. | Определять цель деятельности. Работать по плану. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Обогащать нравственный опыт. Развивать нравственные чувства. | Познакомиться с историей, культурой и природой Тульского края. |
14 | 14 неделя | Природа Тульского края. Знакомство с растениями и животными Тульского края, занесенными в Красную книгу. | Экскурсия в Краеведческий музей | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. Развивать способность управлять своей деятельностью. Формировать умение сравнивать. Делать выводы и обобщения. | Задавать вопросы. Аргументировать свою позицию и координиро- вать ее с позициями партнеров при выработке общего решения. | Определять цель деятельности. Работать по плану. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Проявлять интерес к новым знания. Проявлять интерес к культуре и истории нашего края. | Узнать какие звери, птицы, насекомые обитают в Тульских лесах, полях, водоёмах. Слушать рассказ о животных и растениях Тульской области. Выяснить какие животные и растения занесены в Красную книгу. |
15 | 15 неделя. | Мир глазами археолога. Знакомство с археологической коллекцией Тульского края | Экскурсия в Краеведческий музей | Осознавать познавательную задачу. Из услышанного извлекать нужную информацию. Устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой. | Действовать по плану. Контролировать процесс и результаты деятельности. Адекватно оценивать свои достижения. | С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества. | Узнать, что изучает археология и кто такие археологи. Познакомиться с археологической коллекцией Тульского края. Ознакомиться с полезными ископаемыми, которые добывают в нашем крае, их применением. Выяснить их свойства и способ добычи. |
16 | 16 неделя. | Наблюдение природы в работах художников. Знакомство с творчеством великих художников- пейзажистов: И.И.Шишкин И.К.Айвазовский, И.И.Левитан, В.Д.Поленов, А.К.Кондратьев Ф.Я.Алексеев | Экскурсия в музей изобразительных искусств | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. Развивать способность управлять своей деятельностью. Формировать умение сравнивать. Делать выводы и обобщения. | Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной, уметь устанавли-вать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решение и делать выбор | Определять цель деятельности. Работать по плану. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Обогащать нравственный опыт. Развивать нравственные чувства. | Наблюдать природу в работах великих русских художников. Великие художники пейзажисты И.И.Шишкин И.К.Айвазовский, И.И.Левитан, В.Д.Поленов, А.К.Кондратьев Ф.Я.АлексеевУзнать их биографию, название их произведений искусства. |
17 | 17 неделя | Праздник праздников. Русские посиделки. Знакомитво с традициями русского народа. Исполнение русских народных песен, чтение стихотворений. | Урок - праздник | Развивать способность управлять своей деятельностью. Формировать умение анализировать, сравнивать. Выделять необходимую информацию. Делать выводы и обобщения. | Действовать по плану. Контролировать процесс и результаты деятельности. Вносить необходимые коррективы | С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих , строить свои взаимоотношения с их учётом. | Знакомиться с традициями русского народа. Исполнять русские народные песни, читать стихотворения. Отгадывать загадки. |
18 | 18 неделя | Интерактивное занятие в музее «Светлый праздник Рождества». Знакомство с историей и традициями праздника. | Интерактивное занятие в музее | Уметь определять понятия, классифицировать. Строить рассуждения от общих закономерностей к частным. | Определять возможные роли в совместной деятельности. Принимать позицию собеседника. Отбирать и использовать речевые средства в процессе диалога с другими людьми. | Анализировать будущий результат. Определять действия в соответствии с поставленной задачей. | Проявлять интерес к новым знания. Проявлять интерес к культуре и истории нашего края. | Познакомитьсяс историей праздника, с традициями празднования Рождества на Руси. Узнать, какие блюда традиционно готовят на Рождество. Познакомиться с понятиями «колядки», «ряженые», «кутья». Чтение стихотворений. Участвуют в викторине «Что вы знаете о Рождестве?» |
19 | 19 неделя | Дорогая наша гостья Масленица. Знакомство с масленичными обрядами. Мастер-класс «Русские блины». | Интерактивное занятие в музее | Понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Отвечать на вопросы | Действовать по плану. Контролировать процесс и результаты деятельности. Вносить необходимые коррективы. Адекватно оценивать свои достижения | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Узнать историю праздника. Познакомиться с Масленичные обрядами. Отгадывать загадки, играть в игры. Принимать участие в мастер – классе «Русские блины». |
20 | 20 неделя | Солнышко Ярило. Знакомство с правилами групповой практической деятельности | Урок - практикум | Понимать учебную задачу. Расширять знания о моделировании и конструировании из ниток. Осваивать способы работы с нитками | Уметь вести диалог по теме занятия. Коллективно анализировать изделия. | Определять с помощью учителя тему и цель занятия. Выявлять проблемы занятия. | Уважительно относиться к результатам своего труда и труда своих одноклассников | Подготавливать рабочее место и необходимые материалы. Анализировать изделие. Выявлять способы сборки изделия. Планировать практическую деятельность. Вспомнить правила техники безопасности |
21 | 21 неделя | Светлое Христово Воскресение Знакомство с историей праздника и традициями празднования Пасхи на Руси. | Интерактивное игровое занятие в музее | Понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. | Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи. Уметь слушать речь учителя. Не перебивать, когда говорят другие. | Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу. Проговаривать последовательность действий на уроке. | Проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности. Положительно относится к занятиям предметно-практической деятельностью. | Познакомиться с историей праздника, с традициями празднования Пасхи на Руси. Узнать, какие блюда традиционно готовят на Пасху. Принимать участие в мастер-классе «Пасхальное яичко» |
22 | 22 неделя | Выставка рисунков «Мой любимый народный праздник». Отработка умений учиться определять степень успешности выполнения работы. | Выставка рисунков | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Выполнять анализ и синтез. | Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной, уметь устанавли-вать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решение и делать выбор | Составлять план выполнения творческой задачи. Работая по плану, сверять свои действия с целью. Учиться определять степень успешности выполнения работы. | Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе выполнения работы. | Определять по иллюстрации какой праздник изображен. Характеризовать свой любимый народный праздник. Выполнить рисунок в цвете |
23 | 23 неделя | Учись смотреть и видеть. Знакомство с видами изобразительного искусства. Живопись. Графика. Скульптура. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. | Экскурсия в музей изобразительного искусства | Осознавать познавательную задачу. Слушать и извлекать нужную информацию. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме. Анализировать, сравнивать и делать выводы. | Слушать и отвечать на вопросы. Формулировать собственные мысли. | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать необходимые действия, операции. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности. | Формировать положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания. Учиться самому оценивать свои действия и поступки. | Выяснять значение искусства в жизни человека и общества. Запоминать информацию о художниках. Узнавать виды изобразительного искусства. Живопись. Графика. Скульптура. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. |
24 | 24 неделя | Жанры живописи Знакомство с понятиями «пейзаж», «натюрморт», «сказочный жанр», «анималистический жанр». | Экскурсия в музей изобразительного искусства | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. Развивать способность управлять своей деятельностью. Формировать умение сравнивать. Делать выводы и обобщения | Слушать и отвечать на вопросы. Формулировать собственные мысли. Организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками и экскурсоводом. | Определять цель деятельности. Работать по плану. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Проявлять интерес к новым знания. Проявлять интерес к культуре и истории нашего края. | Познакомиться с различными жанрами живописи. Выявлять различия между ними. Усваивать новые понятия «пейзаж», «натюрморт», «сказочный жанр», «анималистический жанр». |
25 | 25 неделя | Морской пейзаж. Отработка умений отличать пейзажи от других жарнов изобразительного искусства. | Экскурсия в музей изобразительных искусств | Осознавать познавательную задачу. Слушать и извлекать нужную информацию. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме. Анализировать, сравнивать и делать выводы. | Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной, уметь устанавли-вать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решение и делать выбор | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать необходимые действия, операции. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности | Обогащать нравственный опыт. Развивать нравственные чувства. | Познакомиться с особым жанром изобразительного искусства – пейзажем. Уметь отличать его от других жанров. Узнать историю возникновения пейзажа, его элементы и виды. |
26 | 26 неделя | Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Исследование: выявление отличий легенд от мифов | Экскурсия в музей изобразительных искусств | Понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. | Слушать и отвечать на вопросы. Формулировать собственные мысли. Организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками и экскурсоводом. | Определять цель деятельности. Работать по плану. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Формировать положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания. Учиться самому оценивать свои действия и поступки | Познакомиться с понятиями «легенда», «миф». Узнать о некоторых героях мифов и увидеть как их изображали художники в своих произведениях. Выяснить в чем отличия легенд от мифов. |
27 | 27 неделя | Любимый жанр изобразительного искусства. Выполнение рисунок в одном из жанров. Выставка рисунков. | Урок практикум | Понимать учебную задачу. Расширять знания о моделировании и конструировании из ниток. Осваивать способы работы с красками, восковыми мелками, пастэлью | Действовать по плану. Контролировать процесс и результаты деятельности. Вносить необходимые коррективы | Определять с помощью учителя тему и цель занятия. Выявлять проблемы занятия. | Уважительно относиться к результатам своего труда и труда своих одноклассников. | Подготовить рабочее место и рабочие материалы. Планировать практическую деятельность. Определить какой жанр является любимым. Выполнять рисунок в этом жанре. |
28 | 28 неделя | Помните нас. Герои Великой Отечественной войны. Подготовка презентаций о родственниках – участниках ВОВ. | Интерактивное занятие | Понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. | Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи. Уметь слушать речь учителя. Не перебивать, когда говорят другие. | Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу. Проговаривать последовательность действий на уроке. | Проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности. Положительно относится к занятиям предметно-практической деятельностью. | Вспомнить даты начала и окончания ВОВ. Познакомиться с героями войны. Рассказать о родственниках - участниках ВОВ. Посмотреть презентацию. |
29 | 29 неделя | История стрелкового оружия. Знакомство с историей производства. пулемёта «Максим» в России. Воинская слава Туляков | Экскурсия в музей оружия | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. Развивать способность управлять своей деятельностью. Формировать умение сравнивать. Делать выводы и обобщения. | Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной, уметь устанавли-вать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решение и делать выбор | С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Формировать положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания. Учиться самому оценивать свои действия и поступки. | Узнать историю стрелкового и холодного оружия с 14 века до современности. Познакомиться с историей производства. пулемёта «Максим» в России. Узнать области его применения. Выяснить нтересные факты. Воинская слава Туляков.. |
30 | 30 неделя | Воинская слава Туляков. Великие сражения на земле Тульской. Знакомство с наградами военного времени | Экскурсия в Краеведческий музей | Осознавать познавательную задачу. Слушать и извлекать нужную информацию. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме. Анализировать, сравнивать и делать выводы | Слушать и отвечать на вопросы. Формулировать собственные мысли. Организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками и экскурсоводом | Определять цель деятельности. Работать по плану. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Проявлять интерес к новым знания. Проявлять интерес к культуре и истории нашего края. | Увидеть панораму боя, проходившего на территории нашего города. Познакомиться с наградами военного времени. Услышать имена туляков, прославившихся на полях сражений, принимавших участие в Куликовской битве, в обороне Тульского Кремля, участвовавших в войне 1812 г. Узнать о подвиге крейсера «Варяг» |
31 | 31 неделя. | Выставка рисунков «Наша общая победа». Отработка умений определять степень успешности выполнения работы | Выставка рисунков | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Выполнять анализ и синтез | Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной, уметь устанавли-вать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решение и делать выбор | Составлять план выполнения творческой задачи. Работая по плану, сверять свои действия с целью. Учиться определять степень успешности выполнения работы. | Умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе выполнения работы. | Выполнить рисунок в цвете |
32 | 32 неделя | Подвиг народа Интервьюированиестарших членов семьи, других взрослых. Подготовка иллюстрации и текстов сообщений для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). | Урок - проект | Понимать информацию, представленную в изобразительнойсхематичной форме. | Выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы. | Адекватно воспринимать критику. | Адекватно оценивать свои достижения. | Извлекать информацию из дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей |
33 | 33 неделя | Заключительное занятие Оценивание своих достижений по окончанию курса «Музейная педагогика» | Урок - общение | Понимать информацию, представленную в изобразительнойсхематичной форме. | Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Адекватно воспринимать критику. | Адекватно оценивать свои достижения. | Оценивать свои достижения по окончании курса «Музейная педагогика» |