Программа внеурочной деятельности по английскому языку «Дневник путешественника»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Дневник путешественника»
Предмет: английский язык.
6 класс.
Пояснительная записка
Воспитание патриотизма невозможно без обращения к краеведению. Именно краеведение (как глубокое знакомство с историей, культурой и природой родного края) выступает инструментом воздействия на формирование личности ребенка, воспитание его гражданских качеств, любви к своему краю.
Необходимость организации патриотического воспитания подтверждается следующими документами в сфере политики и образования РФ:
Закон «Об образовании в РФ» (ст. 3.3): «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»; - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.: «Развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан; совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественногосударственного партнерства»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой определен современный национальный идеал: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа». Воспитание гражданина страны обозначено как одно из главных условий национального возрождения.
Цель программы:
формирование предметных компетенций в области краеведения и воспитание качеств личности человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности.
Задачи программы:
обеспечить условия для усвоения школьниками краеведческих знаний об истории, культуре, природе Курганской области;
содействовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению истории, культуры, природы родного края и осознанию сопричастности к истории своего края;
создать условия для формирования социальной активности, толерантности и коммуникабельности;
способствовать развитию навыков исследовательской, проектной, творческой деятельности (в том числе с использованием информационных технологий) при работе с различными видами информационных источников.
Общая характеристика курса
Программа реализует следующие содержательные линии:
Исторические страницы Зауралья.
Достопримечательности Зауралья.
Города Зауралья.
Знаменитые люди Зауралья.
Фольклор и литература Зауралья.
В реализации программы курса внимание уделяется таким формам деятельности, как:
Виртуальная экскурсия, она является одной из форм активного усвоения исторического материала;
проекты и исследования, так как они являются мощным стимулом к активному познанию родного края;
Образовательный продукт по окончанию курса – «Дневник путешественника».
Место курса в плане внеурочной деятельностиУМК включает программу, электронное приложение «Мое любимое Зауралье», включающее необходимые для проведения занятий аудио- и видеоматериалы, текстовую информацию.
На изучение программного материала отводится 34 часа в год по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Дневник путешественника»
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Дневник путешественника» у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, а также предметные умения, навыки и способы действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к познанию своего края;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к изучению истории и культуры родного края;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой познавательной мотивации к изучению истории, культуры родного края;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Планируемые результаты.
Предметные результаты
Ученик научится:
узнавать государственную символику Курганской области;
находить на карте мира свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами;
знать, называть и описывать достопримечательности родного края;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков.
Ученик получит возможность научиться:
описывать герб и флаг, герб родного края;
ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
рассказывать (устно или письменно) о некоторых исторических событиях Курганской области;
рассказывать о наиболее важных событиях в истории родного края;
называть наиболее значительные памятники культуры родного края, имена их создателей;
показывать на карте исторические объекты;
воспринимать сказки, легенды, мифы в качестве источников изучения истории
(видение в них описания прошлого, исторические версии);
анализировать, использовать литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
Приобретение школьником социальных знаний:
элементарные представления о Зауралье как части страны;
представление о наиболее значимых страницах истории, традициях и культурном достоянии, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
понимание необходимости изучения своих истоков;
понимание сущности и особенностей патриотизма;
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом:
устойчивый интерес к историческому прошлому своего края:
ценностное отношение к родному Отечеству, к его культурно-историческому наследию, к государственной символике, к своему народу;
наличие патриотических идеалов, духовных, нравственных и культурных образцов;
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия:
потребность в познании исторического прошлого и современного этапа развития своего края;
опыт публичного представления перед аудиторией сверстников результатов исследовательской работы, сообщений, рассказов;
Содержание курса внеурочной деятельности «Дневник путешественника»
Тема 1. Зауралье - край родной
Понятия: Родина, малая Родина, родной край, Зауралье, столица Зауралья, Курганская область, краеведение, герб, флаг, гимн.
День рождения Курганской области. Курганская область на физической карте России. Территория и географическое положение Курганской области. Курган - столица Зауралья. Наши соседи (территории, с которыми граничит Курганская область). Города и районные центры Курганской области. Символика Курганской области. Герб, флаг и гимн Курганской области. Значение геральдических символов. Из истории происхождения герба.
Практическая часть: Работа в группах с книгой, словарем. Знакомство с планом работы на учебный год. Практическая работа с картой и контурными картами области. Нахождение географических объектов. Работа с дневником путешественника.
Тема 2. Курган - столица Зауралья. Исторические страницыПонятия: легенды, предания, слобода. Курган- столица Зауралья. Почему у города такое название? Легенда о Царевом Городище. Заселение зауральской земли. Слобода Царево городище. Численность населения. Основные занятия переселенцев. Указ императрицы Екатерины I о переименовании слободы в город Курган. Тимофей Невежин - основатель слободы. Памятник Т. Невежину на привокзальной площади Кургана. Официальная символика города.
Практическая часть: Работа с толковым словарем. Работа в группах: фиксирование информации в таблице. Составление на основе таблицы рассказа об истории основания города Кургана. Работа с дневником путешественника.
Тема 3. Достопримечательности КурганаПонятия: достопримечательность, декабристы, памятник. Достопримечательности Кургана: храмы (Александро-Невский собор, Богоявленский собор, Никольская часовня), музеи (Курганский краеведческий музей, Музей истории города, Дом-музей декабристов, Курганский авиационный музей, Музей истории развития Центра имени академика Г.А. Илизарова, Культурно-исторический комплекс «Парк Царево городище» и др.), памятники (памятник российскому паровозу «Феликс Дзержинский», памятник «Нулевой километр», памятник родителям в Кургане, памятник Детству, памятник-танк, памятник - БМП; памятник сотрудникам МВД, погибшим при исполнении своих служебных обязанностей; памятник погибшим в локальных войнах в Кургане), парки (Центральный парк культуры и отдыха Парк Победы), памятники архитектуры (старинные купеческие дома, пожарная каланча), культурные объекты (театр кукол «Гулливер, областная филармония, Курганский областной театр драмы).
Практическая часть: Работа с дневником путешественника.
Тема 4. Большие и малые города Зауралья
Понятия: какие города входят в состав Курганской области ( их названия, история основания, достопримечательности).
Практическая часть: Работа с дневником путешественника.
Тема 5. Фольклор Зауралья
Понятия: устное народное творчество, фольклор. Загадки Макушинского. Каргапольского районов. Структура загадок. Частушки, колыбельные, потешки, небылицы, песни и др. Сказки Зауралья. Собиратели Зауральского фольклора: Федорова Валентина Павловна, семья В.В. Адрианова, Бирюков Владимир Павлович, Зырянов Александр Никифорович. Чтение отрывка из сказки А.Н. Зырянова. Город Шадринск как родина сказки «Царевна-лягушка». Отличие сказки А.Н. Зырянова от других вариантов сюжета
Практическая часть: Выразительное чтение детьми колыбельных, небылиц. Работа с толковым словарем. Анализ языка сказки: особенности речи жителей Зауралья, отразившиеся в сказке. Работа с дневником путешественника.
Тема 6. Литературное Зауралье. Сказки Зауральских писателей
Стихи Т. Лепихиной. Сказки Л. Куликова: «Белочка-умелочка», «Торопей» (прослушивание аудиозаписи сказок), «Как ежик стал колючим» (чтение сказки детьми). Сказки Т. Лепихиной: «Старый башмак», «Клубок-путешественник». Основные факты биографии писателей. Памятные места, связанные с писателем
Л. Куликовым: дом Леонида Куликова в Кургане по ул. Гоголя, Музей имени Л. Куликова в МБОУ г. Кургана «СОШ №26», городская библиотека имени
Л. Куликова, скульптура Белочки-умелочки.
Практическая часть: Работа над смыслом русской пословицы и поиск аналогии в стихах Т. Лепихиной. Анализ содержания сказок. Рисование по впечатлениям от сказок. Работа с дневником путешественника.
Тема 7. Люди, прославившие Курганскую областьКниги А. Жаровой «Доктор с орденом улыбки», «Великий хлебороб». Г.А. Илизаров - талантливый ученый, выдающийся хирург-ортопед. Т.С. Мальцев - знаменитый хлебороб из Курганской области. Их вклад в развитие своего края. Достопримечательности Курганской области: Музей им. Т.С. Мальцева в Шадринском районе, Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова, памятник Т.С. Мальцеву в п. Заозерном г. Кургана, памятник Г.А. Илизарову. Просмотр фрагментов видеофильма о Т.С. Мальцеве, Г.А. Илизарове.
Практическая часть: Работа с дневником путешественника.
Тема 8. Квест «Люби и знай свой край»Закрепление полученных знаний об истории, географии, культуре, природе родного края. Геральдические символы Курганской области.
Достопримечательности Курганской области. Люди, прославившие Курганскую область.
Практическая часть: Работа в группах по формированию команд, выбору капитанов команд, подбору названия, девиза и эмблемы команд. Выполнение заданий квеста. Составление «портрета» человека — патриота своей Родины.
Тема 9. Защита проекта «Дневник путешественника» Представление и показ свих проектов-работ, выполненных в течение курса обучения.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Дневник путешественника»№ п/п | Название темы | Количество часов, отводимых на освоение темы |
1 | Зауралье - край родной | 4 |
2 | Курган - столица Зауралья. Исторические страницы | 4 |
3 | Достопримечательности Кургана | 3 |
4 | Большие и малые города Зауралья. | 8 |
5 | Фольклор Зауралья | 4 |
6 | Литературное Зауралье. Сказки Зауральских писателей | 4 |
7 | Люди, прославившие Курганскую область | 4 |
8 | Квест «Люби и знай свой край» | 1 |
9 | Защита проекта «Дневник путешественника» | 2 |
| Итого | 34 |