Программа внеурочной деятельности по английскому языку "Прожектор"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Сафоново
Принято методическим советом Протокол № от СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ВР ____________И.А.Ковалева | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 1» города Сафоново ___________И.В.Сидоренкова пр.№.______________________ |
Программа
внеурочной деятельности
«Прожектор»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст обучающихся – с 16 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель: А.В.Архипова,
учитель английского языка
Сафоново
2024 г.
Пояснительная записка
Согласно ФГОС, основная цель внеурочной деятельности — это помощь школьникам в достижении успехов в освоении школьной программы. Такие занятия позволяют легко адаптироваться ребятам к школьной среде, формируют интерес к тем или иным школьным предметам, повышают мотивацию, позволяют справиться с учебной нагрузкой и развить свои способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Исходя из этого внеурочная деятельность может реализовываться в нескольких направлениях — духовно-нравственном, физкультурно-спортивном, социальном, общеинтеллектульном и культурном.
Программа «Прожектор» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности старших школьников. Программа начала реализовываться в МБОУ «СОШ №1» р. Города Сафоново в качестве программы организации внеурочной деятельности обучающихся 10 классов в 2024-2025 учебном году.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у старших школьников различных навыков, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям старшего школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель
Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи
I. Познавательный аспект.
познакомить детей культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению старших школьников к требованиям ЕГЭ и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Участники программы
Учащиеся 10 класса.
Этапы реализации программы
1 год 2024-2025 (68 уроков, 2 раза в неделю).
Сроки действия программы
1 год.
Содержание программы
Содержание программы полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «СОШ №1». Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Базисный учебный план ФГОС НОО предусматривает обязательное изучение иностранного языка в школе при 3-х часах в неделю. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, пьесы и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.)
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Программа реализуется за счёт часов Базисного учебного плана, выделенных на внеучебную деятельность (научно-познавательное направление).
Ожидаемые результаты и критерии оценки результатов
Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа МБОУ «СОШ №1».
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
- различные английские идиомы;
- различные фразовые глаголы;
- различные грамматические явления (страдательный залог, прямая и косвенная речь, времена, предлоги, модальные глаголы, прилагательные. Наречия, союзы и союзные слова, причастия, послелоги, глаголы “to do” и “to make”, относительные придаточные предложения).
- словообразование (суффиксы, префиксы, конверсия).
- как написать эссе и электронное письмо на английском (вводные слова, деление на абзацы, связующие слова);
- как поддержать диалог и выразить свои эмоции на английском;
- как готовиться к аудированию и говорению на ЕГЭ.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- читать и выполнять различные задания к текстам;
- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
- понимать на слух различные тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Форма подведения итогов:
Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.
После каждого года обучения педагогу стоит провести показательные мини-спектакли, используя творчество и фантазию детей.
Список литературы
Учебник
Рабочая тетрадь
Книга для учителя
Языковой портфель
Книга для чтения с CD («Венецианский купец», по У.Шекспиру)
Аудиокурс для занятий в классе
Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома (ABBYY Lingvo)
Контрольные задания
Авторская программа
Ю.Б.Голицынский «Грамматика. Сборник упражнений» («Каро»).
Интернет-сайты
https://prosv.ru/product/angliiskii-v-fokuse-audiokurs-k-rabochei-tetradi-10-klass-1-cd03/
https://prosv.ru/audio/spotlight/
Номер п/п | Количество часов | Тема занятия |
1 | Симпатии и антипатии | |
1 | Идиомы «Части тела» | |
1 | Фразовый глагол “To look” | |
1 | Словообразование: суффиксы | |
1 | Написание электронного письма | |
1 | Группа простых времён | |
1 | Карманные деньги | |
1 | Мои предпочтения | |
1 | Фразовый глагол “To take” | |
1 | Короткое сообщение | |
1 | Написание эссе | |
1 | Желания и намерения | |
1 | Характер и темперамент | |
1 | Словообразование: префиксы | |
1 | Эмоции и чувства | |
1 | Группа продолженных времён | |
1 | Резюме | |
1 | Предлоги | |
1 | Идиомы «Природные явления» | |
1 | Фразовый глагол “To run” | |
1 | Модальные глаголы | |
1 | Прилагательные на –ed и на -ing | |
1 | Вводные слова | |
1 | Связующие слова | |
1 | Деление на абзацы | |
1 | Группа совершённых времён | |
1 | Выражение (не)согласия | |
1 | Отрицание в английском | |
1 | Выражение симпатии и сочувствия | |
1 | Союзы и союзные слова | |
1 | Интонация | |
1 | Словообразование: сложные слова | |
1 | Фразовый глагол “To get” | |
1 | Наречия и прилагательные | |
1 | Начало/конец рассказа | |
1 | Группа совершённых продолженных времён | |
1 | Причастия | |
1 | Выражения про погоду | |
1 | Предлоги и послелоги | |
1 | Высказывание своего мнения | |
1 | Предложение решения проблемы | |
1 | Восклицания | |
1 | Правила вежливости | |
1 | Фразовый глагол “To give” | |
1 | Приставки повторяющегося значения | |
1 | Идиомы про еду | |
1 | Глаголы со значением «смотреть» | |
1 | Как сделать вывод | |
1 | Как сделать, принять и отклонить предложение | |
1 | Фразовый глагол “To turn” | |
1 | Прилагательные для описания | |
1 | Рекомендации | |
1 | Глаголы “to do” и “to make” | |
1 | Письмо другу | |
1 | Характер | |
1 | Страдательный залог | |
1 | Слова, которые часто путают | |
1 | Как написать заключение | |
1 | Разговор о проблемах, ответы | |
1 | Прямая и косвенная речь | |
1 | Относительные придаточные предложения | |
1 | Как написать статью | |
1 | Фразовый глагол “to bring” | |
1 | Метафоры | |
1 | Подготовка к аудированию | |
1 | Подготовка к говорению | |
1 | Подготовка к чтению текста | |
1 | Как сделать доклад | |
Итого: | 68 | |