Программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению «Волшебная палитра» 1-4 класс

2
0
Материал опубликован 22 June 2020



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ИРБЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»



Программа внеурочной деятельности

по художественно эстетическому направлению

« Волшебная палитра»

1-4 класс

Срок реализации на 1 год


Шелехова Яна

Учитель

изобразительного искусства

Принята к апробации

методическим советом

Протокол № От__________2020 г.

Утверждаю:

директор МОБУ

Ирбейская сош № 1

Ирбейского района

___________С.В. Демченко


с. Ирбейское, 202020

I. Пояснительная записка


Рабочая программа «Волшебная палитра» разработана для 1-4 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)).

Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы и др.

Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель программы «Волшебная палитра» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:

обучающие:

научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;

воспитательные:

привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

воспитать нравственные качества детей;

формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.

развивающие:

развивать образное мышление, творческие способности;

формировать эстетический и художественный вкус;

содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус­ства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и


помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.

Программа решает различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

воспита­тельные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;

творческие задачи: умение осознанно ис­пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой само­реализации средствами художественной деятельности.

Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень обучения – приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.

Второй уровень обучения - расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.

Третий уровень обучения - закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности.

Внесены следующие изменения в авторскую программу:

Программа «Волшебная палитра» рас­считана на учащихся начальной школы, увлекающихся изоб­разительным искусством и художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время 1 час в неделю в 1,2,3,4 кл.

Формы и методы

На занятиях используются методы:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).

Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).

Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).

Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).

Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).

Эвристические

Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).

В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

В связи с тем, что в 2017 году школа стала инновационной площадкой по реализации проекта «Шаг в село через профессию», в рабочей программе дополнительного образования в разделах указаны профессии, предполагаемые для знакомства и изучения.


1 класс

III. Учебно-тематический план (34часов)



№ п/п

Тема

Количество часов

1

Живопись

10ч

2

Графика

3

Скульптура

4

Аппликация

5

Бумажная пластика

6

Работа с природными материалами

7

Организация и обсуждение детских работ

2 ч

Итого 34 ч



Календарно - тематическое планирование (34 часов)


п/п

Дата

Тема

Всегочасов

Содержаниедеятельности

Воспитательнаяработа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Живопись (10 ч)

1



Введение. Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас».


Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма, размер, цвет, характер, детали).

Экскурсия на природу

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

2


Выполнение набросков с натуры.


Характеризовать предметы по этим признакам. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах.

Выполнение набросков бабочки с натуры

Воспитывать бережное отношение к животным, аккуратность.

3


Рисование листьев деревьев.


Изучить природное явление листопад

Экскурсия в природу

Содействовать воспитанию интереса к изучению природ-ныхявлений, чувства прекрасного.

4


Рисование листьев деревьев.


Изучить природное явление листопад

Рисование листьев клёна.

Воспитывать любовь к природе.

5


Рисование дерева.



Значение деревьев в жизни человека

(стихи, картины, песни)

Рисование дерева.

Воспитывать любовь к природе.

6


Рисование цветов.



Роль цветов в создании настроения человека.

Рисование цветов, осваивание приемов получения живописного пятна.

Воспитывать любовь к природе родного края, своей Родины.

7


Рисование цветов.



Роль цветов в создании настроения человека.

Составление сиреневого цвета

Воспитывать любовь к природе родного края, своей Родины.

8


Рисование птиц.


Знакомство с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства.

Рисование птиц.

Воспитывать бережное тношение к птицам.

9


Рисование птиц.


Знакомство с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства.

Рисование грача

Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности

10


Сюжетная работа.


В рисунке передавать содержание эпизода знакомой сказки.

Иллюстрирование русской народной сказки» Колобок»

Прививать любовь к русским народным сказкам

Графика (8ч)

1


Введение. Типы линий.



Использование

различных кривых линий в графике, декоративно прикладном искусстве

Рисование прямых, кривых (плоских, пространственных линий)

Воспитывать аккуратность

2


Введение. Типы линий.



Использование

различных кривых линий в графике, декоративно прикладном искусстве

Рисование плоской линии- окружность и пружины

Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности

3


Работа цветными карандашами


Использование обратного языка искусства: цвет, линию, ритм

Рисование полевого букета

Воспитывать любовь полевым к цветам и бережное отношение к ним

4


Работа цветными карандашами


Использование обратного языка искусства: цвет, линию, ритм

Выполнение компоновки и линейного рисунка букета

Воспитывать чувство прекрасного

5


Работа фломастером



Знакомство с народным промыслом - филимоновская свистулька

Рисование элемента филимоновской росписи-полоски, фломастерами

Воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа

6


Работа фломастером



Знакомство с народным промыслом - филимоновская свистулька

Рисование элемента филимоновской росписи- «ёлочки» фломастерами

Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций

7


Вид графики. Гравюра


Использовать разные типы линий, контраст темного и светлого пятен.

Рисование зимы чёрной краской на белом фоне

Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности

8


Вид графики. Гравюра


Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Осваивать приемы получения живописного пятна без использования палитры.

Рисование зимы белой краской на чёрном фоне

Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности



Скульптура (4 ч)

1


Введение. Скульптура. Приемы работы с пластилином


Узнать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание).

Лепка фигуры человека

Воспитывать аккуратность

2


Выполнение творческих работ. Лепка с натуры.


Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином

Лепка - аппликация « Грибы в лесу»

Воспитывать любовь к природе

( как правильно собирать грибы)

3


Выполнение творческих работ. Лепка по памяти.


Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов.

Лепка по памяти: фрукты

Воспитывать дружеские отношение, взаимопомощь

4


Выполнение творческих работ. Сюжетная лепка (закрепление изученного).


Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином

Сюжетная лепка

« Моя любимая сказка»

Воспитывать любовь к чтению, доброту и внимание к людям

Аппликация ( 4 ч)

1


Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций. Тех-нологиявыпол-нения обрывной аппликации.


Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине.

Выполнения аппликации «Ёжик» (технология выполнения обрывной аппликации»

Воспитывать аккуратность, дисциплинированность

2


Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация.


Осваивать приемы работы с бумагой


Сюжетная аппликация на тему «Подснеж-ник в лесу»

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к первым цветам весны

3


Выполнение творческих работ. Вырезанная аппликация.


Осваивать приемы работы с бумагой

Выполнение творческой работы на тему: «Корзинка»

Воспитывать дружеские отношение, взаимопомощь

4


Выполнение творческих работ. Симметричная аппликация.


Осваивать приемы работы с бумагой

Выполнение творческих работ на тему

« Хоровод»

Воспитывать чувство прекрасного

Бумажная пластика(3ч)

1


Введение. Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги.


Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине.

Выполнение творческих работ на тему «Голубь»

(оригами)

Формирование позитивного отношения к труду

2


Выполнение творческих работ по образцу. Сюжетная работа.


Осваивать технику работы с бумагой — «оригами»


Выполнение творческих работ на тему «Животные»

( лиса, заяц)

Формирование Инте-реса к выполнению поделок из бумаги, воспитывать аккуратность

3


Выполнение творческих работ по рисунку, схеме.


Осваивать технику работы с бумагой — «оригами»


Выполнение творческих работ на тему «Тюльпан»

( оригами)

Воспитывать любовь к красивому

Работа с природными материалами (3ч)

1



Введение. Методы работы с природ-ными материалами. Аппликация из листьев. Цветы и деревья.


Исследовать. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов.

Аппликация из листьев на тему: «Цветы и деревья».

Воспитывать аккуратность ,дисциплинированностлюбовь к красивому

2


Аппликация из листьев. Животные.


Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами.

Аппликация из листьев. Животные.

Воспитывать любовь к животным , к природе

3


Создание композиции из листьев, цветов.


Планировать последова-тельность практических действий. Отбирать необходимые материалы для выполнения изделия.

Создание композиции из листьев, цветов.

(работа в паре)

Воспитывать дружеские отношение, взаимопомощь

Организация и осуждение детских работ (2 ч)

1



Подведение итогов года и проведение «Праздника творчества»


Оценивать полученныйрезультат деятельности.

Подготовить выставку работ

Воспитывать любовь к художественному творчеству






IV. Содержание программы


Тема: «Живопись»

Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова­ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Тема: «Графика»

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Тема: «Скульптура»

Знакомство с выразительными воз­можностями мягкого материала для лепки - плас­тилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото­рое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, ово­щей, птиц, сладостей.

Тема: «Аппликация»

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа:изучение выразительности гото­вых цветовых эталонов, создание простых композиций.

Тема: «Бумажная пластика»

Трансформация плоского листа бу­маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, от­дельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее.

Тема: «Работа с природными материалами»

В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна. Работа заключается в создании небольших плоских пейзажей, в ко­торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.

Практическая работа: изображение уголков природы - листья, цветы, деревья.

Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ»

Школьники вспоминают темы,изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж­дении творческих результатов первого года обучения учащиесяопределяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.



п/п

Тема урока

дата

Характеристика деятельности обучающихся






«Живопись» (10часов)


1


Введение. Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас».


Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству;

использование полученных умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные УУД: организация рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий; использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, бумагу, ластик, кисти.

Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Организовыватьсвою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма, размер, цвет, характер, детали). Уметь характеризовать предметы по этим признакам. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах. Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Осваивать приемы получения живописного пятна без использования палитры.

Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя.

Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать.

2

Выполнение набросков с натуры.


3-4

Рисование листьев деревьев.


5-6

Рисование дерева.




7

Рисование цветов.




8-9

Рисование птиц.




10

Сюжетная работа.


«Графика» (8часов)

.

1

Введение. Типы линий.




Личностные УУД: умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Организовыватьсвою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) иллюстрации, зачем и какими изобразительными средствами поль­зуются художники для решения своих задач. Использовать разные типы линий, контраст темного и светлого пятен.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла.

Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать при необходимости.

2-3

Работа цветными карандашами.


4

Работа фломастером.




5

Вид графики. Гравюра


6

Чёрное и белое


7

Натюрморт в графике


8

Графические серии


«Скульптура» (8 часов)

.

1

Введение. Скульптура. Приемы работы с пластилином.



Личностные УУД: формированиеинтереса к выполнению поделок из пластилина;осмысление собственной деятельности.

Регулятивные УУД:освоение приемов работы с пластилином: скатывание, раскатывание, вытягивание, прицеливание, прищипывание, сплющивание; освоение организации рабочего места для работы с пластилином; умение осуществлять действие по образцу; действовать по плану

Познавательные УУД: выделять существенную информацию при работе с пластилином, умение осуществлять анализ изделия под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:выслушивать и слышать учителя, одноклассников; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов способность формулировать вопросы

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирать материал для выполнения изделия. Анализировать изделие.

Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя.

Корректировать и оценивать выполняемое изделие.

2

Выполнение творческих работ. Лепка с натуры.


3

Выполнение творческих работ. Лепка по памяти.


4

Выполнение творческих работ. Сюжетная лепка (закрепление изученного).


«Аппликация» (4часов)

.

1

Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций.

Технология выполнения обрывной аппликации.


Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу способам решения новой задачи.

Регулятивные УУД:организация рабочего места для работы с бумагой, клеем, ножницами; навык работы с ножницами; соблюдение правил безопасной работы;освоение видов аппликации: обрывная, вырезанная, симметричная; организовывать свою деятельность: постановка цели, составление плана, выполнение учебной задачи по образцу; проведение самооценки.

Познавательные УУД: устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные УУД:уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Исследовать. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой (отрезать, надрезать, складывать, проглаживать, надрывать, обрывать, вырезать), правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея,

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Оценивать результат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию.

2

Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация.


3

Выполнение творческих работ. Вырезанная аппликация.


4

Выполнение творческих работ. Симметричная аппликация.





«Бумажная пластика» (3 часов)

.

1

Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги.



Личностные УУД:формирование интереса к выполнению поделок из бумаги; формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.

Регулятивные УУД:формирование умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; составлять композицию по образцу; планировать практическую деятельность по плану.

Познавательные УУД: исследовать свойства бумаги; понимать условные знаки; проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: навык работы в группе; контроль своих действий при коллективной работе; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов; умение точно выражать свои мысли

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой (отрезать, надрезать, складывать, проглаживать,) правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Осваивать технику работы с бумагой — «оригами»

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Выполнять работу под руководством учителя. Оценивать результат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию.

2

Выполнение творческих работ по образцу. Сюжетная работа.


3

Выполнение творческих работ по рисунку, схеме.




«Работа с природными материалами» (3 часов)


1

Введение. Методы работы с природными материалами. Аппликация из листьев. Цветы и деревья.


Личностные УУД:понимание значения бережного отношения к природе, формирование интереса к выполнению поделок из засушенных листьев и дальнейшее их использование.

Регулятивные УУД:освоение организации рабочего места для работы с природными материалами; умение осуществлять действие по образцу; освоить некоторые приемы работы с природным материалом: создание аппликационной композиции из засушенных листьев, используя клеевой способ соединения деталей.

Познавательные УУД:проводить анализ изделия по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, взаимодействовать с учителем, умение прислушиваться к мнению других, оценивать и принимать чужое мнение.


организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Осваивать правила сбора и хранения природных материалов.

Исследовать. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами. Осмысливать значение бережного отношения к природе.

Планировать последовательность практических действий. Отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Выполнять практическую работу из природных материалов: создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Выполнять работу с опорой образец.

Оцениватьрезультат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

2

Аппликация из листьев. Животные.


3

Создание композиции из листьев, цветов.



«Организация и обсуждение детских работ» (1часа)

.

1


Подведение итогов года «Праздник творчества»



Личностные УУД: положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.

Регулятивные УУД: оценивание пройденного материала, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: обсуждение творческих работ; высказывания собственного мнения и умение прислушиваться к мнению других


Исследовать, сравнивать выполненные работы с данными образцами. Анализировать способы выполнения.

Оценивать полученныйрезультат деятельности. Анализировать свою деятельность. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность.


Содержание курса2-3 класс (34 часа)


№ п/п

Тема

Количество часов

1

Как и чем работает художник?

8 ч

2

Реальность и фантазия

7 ч

3

О чём говорит искусство

10 ч

4

Как говорит искусство

9 ч

ИТОГО 34 ч



Как и чем работает художник? (8 ч)

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).


Реальность и фантазия ( 7 ч)

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).


О чём говорит искусство (10ч)

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).


Как говорит искусство (9ч)

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.










Календарно - тематическое планирование 2-3 класс


п/п

Дата

Тема урока

Вид деятельности

УУД

Личностные результаты

Как и чем работает художник? (8 ч)


1


Мои любимые цветы

(Гуашь)

Работа гуашью; изображение предметов на картоне зелёного цвета

Освоение представления о правилах работы с гуашью. Формирование умения открывать новое в окружающем мире

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю

2


Ты и природа (Гуашь, добавление чёрной и белой краски)

Работа гуашью; изображение стихии в природе

Освоение представления о средствах художественно- образной выразительности. Формирование навыков работы с гуашью. Формирование наблюдательности

умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя.


3


Осень в лесу

Работа мелками и акварелью; изображение осеннего леса

Формирование навыков работы с восковыми мелками. Формирование чувства цветовой гармонии

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю

4


Аппликация «Осень» (коллективная работа)

Аппликация; изображение земли, усыпанной листьями

Формирование умения работать коллективно в группах. Освоение композиционных умений. Формирование бережного отношения к природе

- формирование социальной роли ученика;


5


Деревья в лесу

Рисование тушью, карандашом, углём.

Освоение выразительными возможностями графических материалов

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности

6


В мире животных

Лепка животных родного края

Развитие умения передавать характерные особенности животных. Формирование умения работать с пластилином.

- формирование социальной роли ученика;


7


Мой питомец

Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей.

Освоение представления о работе художника- скульптора. Освоение выразительными возможностями бумаги

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности

8


Праздник

Изображение ночного праздничного города.

Освоение выразительными возможностями неожиданных матрериалов: серпантин, конфетти, семена, нитки.

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю

Реальность и фантазия ( 7 ч)


9 (1)


Птицы (Изображение и реальность)

Работа гуашью; изображение птиц


Осмысление представления о понятиях «реальность» и «анималистика». Формирование умения птиц

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности

10 (2)


Изображение и фантазия

Аппликация из цветной бумаги; изображение сказочной птицы, фантастического животного

Осмысление представления о народных промыслах. Формирование умения изображать формы сказочные и декоративные

осмысление своего поведения в школьном коллективе;


11 (3)


Паутинка. (Украшение и реальность)

Работа гуашью; изображение паутинки в природной среде

Формирование наблюдательности и умения видеть прекрасное в окружающем мире. Формирование умения работать гуашью

умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя.


12 (4)


Украшения

Работа белой гуашью на цветной бумаге; изображение кружевной салфетки

Освоение представления об украшениях, созданных людьми, о народных промыслах. Формирование образного мышления через преображение природных форм в декоративные

- формирование социальной роли ученика;


13 (5)


Подводный мир

Конструирование из бумаги подводного мира

Осмысление представления о многообразии конструктивных форм в природе.

- формирование социальной роли ученика;


14 (6)


Я- архитектор

Создание сказочного города из готовых форм, работа с цветной бумагой,

Осмысление представления о работе архитектора. Освоение умения видеть в конструкции природный прообраз. Формирование умения работать в группе

- формирование социальной роли ученика;


15 (7)


Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе

Конструирование ёлочных игрушек. Создание коллективного панно

Формирование умения работать коллективно

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности

О чём говорит искусство? (10 ч.)


16 (1)


Изображение природы в различных состояниях

Работа с гуашью; изображение моря с передачей настроения природы

Освоение чувства цвета. Осмысление представления о выразительных средствах художественной деятельности для предачи настроения в природе. Формирование умения изображать разное по характеру море

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю

17 (2)


Изображение характера животных.

Работа чёрным фломастером или гушью тонкой кистью; изображение животного с передачей его характера

Осмысление представления о выразительных средствах графики для передачи характера животного. Осмысление представления о работе художников-анималистов. Освоение умения работать с графическими материалами

умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя.


18 (3)


Изображение характера человека: женский образ.

Изображение контрастных по характеру сказочных женских образов

Осмысление представления о способах изображения художником образа человека, о красоте внешней и внутренней

осмысление своего поведения в школьном коллективе;


19 (4)


Изображение характера человека: мужской образ.

Изображение контрастных по характеру сказочных мужских образов

Осмысление представления о способах изображения художником образа человека Формирование творческого воображения



20 (5)


Образ человека в скульптуре

Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером: пластилин

Осмысление представления о способах передачи характера в объёмном изображении человека.



21 (6)


Человек и его украшения

Украшение вырезанных из бумаги готовых форм кокошников

Осмысление представления о декоративно-прикладном искусстве. Формирование навыков аппликативной деятельности. Формирование эстетического вкуса



22 (7)


Человек и его украшения

Украшение вырезанных из бумаги готовых форм богатырских доспехов

Осмысление представления о декоративно-прикладном искусстве. Формирование навыков аппликативной деятельности. Формирование эстетического вкуса



23 (8)


«Морской бой» Игра

Работа гуашью; вырезание формы корабля, украшение его паруса. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

Осмысление представления о декоре. Освоение представления о способах передачи намерений через украшение. Формирование умения использовать цвет для передачи характера изображения



24 (9)


Образ здания.

Создание образа сказочных построек: дворец доброй феи и Снежной королевы.

Формирование умения через творческую работу передавать настроение и характер изображаемого предмета



25 (10)


Образ здания. Окончание работы.

Создание образа сказочных построек: дворец доброй феи и Снежной королевы.

Формирование умения через творческую работу передавать настроение и характер изображаемого предмета



Как говорит искусство? (9 ч.)



26 (1)


Тёплые и холодные цвета.

Работа гуашью: изображение горящего костра и холодной синей ночи; или изображение пера Жар-птицы.

Осмысление представления о тёплых и холодных цветовых гаммах. Освоение навыков работы с гуашью.



27 (2)


Тихие и звонкие цвета.

Работа гуашью. Изображение весенней земли

Создание колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Формирование умения работать гуашью



28 (3)


Что такое ритм линий?

Изображение весенних ручьёв. Рисование цветными мелками.

Расширение знаний о средствах художественной выразительности.



29 (4)


Характер линий

Изображение нежных и могучих веток, передача их характера и настроения.

Освоение представления о линии как средстве выражения чувств и настроения на рисунке.



30 (5)


Ритм пятен

Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. Бумага, клей, ножницы. Коллективная работа

Развитие навыка творческой работы в технике обрывной аппликации. Формирование умения работать коллективно.

- формирование социальной

роли ученика;


31 (6)


Птицы.

Конструирование или лепка птиц с разными пропорциями.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности

32 (7)


Коллективная работа «Весна.

Создание коллективного панно на тему: «Весна. Шум птиц».

Формировать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы. Формирование умения использовать в работе различные средства изобразительного искусства. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

осмысление своего поведения в школьном коллективе;


33 (8)


Коллективная работа

Создание коллективного панно на тему: «Весна. Шум птиц».

Формировать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы.

осмысление своего поведения в школьном коллективе;


34 (9)


Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров»

Урок-путешествие; подведение итогов года в игровой форме

Формирование умения обобщать и делать выводы. Освоение навыков и умений коллективной работы.

- формирование социальной роли ученика;





3 класс

Содержание





Наименование разделов и тем


Всего

часов

1

Искусство в твоем доме

8 ч

2

Искусство на улицах твоего города

7 ч

3

Художник и зрелище

10 ч

4

Художник и музей

9 ч

Итого: 34 ч




п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

Требования к уровню подготовки обучащихся

по ФГОС (УУД)


1. Искусство в твоем доме (8 ч.)

1


“Мое впечатления о лете”

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов.

Личностные:

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;


Регулятивные:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.


Коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками проекта;

понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Предметные:

Конструирование и лепка.

Рисование с натуры и представлению

Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Работа с акварелью и гуашью;художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент

Конструирование из цветной и белой бумаги

Конструктивное строение: объемное изображение фигур

Выполнение эскизов.

Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

Декоративно-прикладное творчество.


2


Изготовление игрушек из пластилина, глины.

Пластилин, стеки, дощечка.


3


Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги.

Альбом, гуашь, кисти.

4-5


Цвет и ритм узора.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка»

Л.Малеев «Рязанские девочки»

В.Суриков «Сибирская красавица»

6


Обои и шторы у тебя дома

Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет.


7


Иллюстрирование русских народных потешек.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

М.Врубель «Пан»,

.Васнецов «Алёнушка»

Н.Рерих «Заморские гости»

8


Я - художник

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.


2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

1


Памятники нашего села.

Альбом, цв. карандаши, пастэль.

Учиться видетьархитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины.

2


Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.


3


Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.

Бумага, ножницы, клей.

4


Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки.

Тушь, палочка, перья.


5


Витражи. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации.

Бумага, ножницы, клей.



6


Рисование машин.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, восковые мелки.


Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов.

7


Изготовление проекта улицы города.

Бумага, ножницы, клей.

3. Художник и зрелище (10 ч.)

1


Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке.

Альбом, гуашь, кисти.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения.

Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале.

2


Моя кукла

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

3


Мы идём в театр.Изготовление эскиза маски

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

4


Театр кукол. Изготовление головы куклы

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

5


Театр кукол. Изготовление костюма куклы

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

6


Изготовление эскиза декораций

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

7


Изготовление макетов декораций.

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

8


Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

9


Масленица.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.


10


Место художника в зрелищных искусствах.

Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.

4. Художник и музей (9 ч.)

4.1


Музеи мира.


Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.

Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников.

Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.

Лепить фигуру человека или животного.

4.2


Натюрморт

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

А.Матисс «Синий горшок и лимон»

И.Репин «Яблоки и листья»

И.Шишкин «Мухоморы.Этюд»

В.Ван Гог «Подсолнухи»

4.3


Рисование натюрморта.

Бумага, гуашь, кисть

4.4


Пейзаж

Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон»

И.Шишкин «Лес зимой»

В.Поленов «Московский дворик»

В.Суриков «Взятие снежного городка»

К.Юон, Б.Кустодиев

4.5


Рисование портрета.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

А.Веницианов «Захарка»,

И.Серов «Девочка с персиками»

Рембранд «Сын Титус за чтением»

4.6


Картины исторические и бытовые.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.


4.7


скульптуры из пластилина.

Пластилин, стеки, дощечка.

А.Дейнека «Лыжники», «Коньки»,

4.8


Музеи народного декоративно-прикладного искусства.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, гуашь, кисти.


4.9


Обобщение темы раздела. Подготовка к выставке

Детские работы

34 ч.

итого




Календарно - тематическое планирование 4 класс

Содержание


№ п/п

тема

Количество часов


Истоки искусства твоего народа


Древние города твоей земли


Каждый народ – художник

11ч


Искусство объединяет народы

8ч.

Итого: 34 ч




п/п

дата

Тема урока

содержание



УУД

Личностные результаты


1-2


Рисование

на тему «Пейзаж родной земли».

Презентация природы,

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

Формирование социальной роли ученика;

Формирование положительного отношения к учению;

Представления о ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе


3


Русская изба

Презентация

Уметь различать основные цвета


осмысление своего поведения в школьном коллективе;



4


Красный угол

Презентация «Деревянное зодчество»,

Знать основные элементы.


ориентация на понимание причин успеха в деятельности


5


Деревня моя

Презентация.

Знать закономерности линейной и воздушной перспективы


формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.


6


Женский образ

Презентация «Русский народный костюм»,


Знать основные элементы изображения человека в движении

Уметь изображать человека в движении, различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.




7.


Образ красоты человека

формирование социальной роли ученика


8


Народные праздники

Презентация «Народные гуляния».

Уметь выполнять наброски людей в движении; использовать новые и цветовые контрасты

формирование социальной роли ученика

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.



9


Башни

Презентация

Знать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения.

умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя

10


Идём в церковь

Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета

Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


11


Древний город и его жители.

Моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города.

Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы

формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.


12


Богатыри

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

Знать форму, конструкцию, соотношение размеров частей.

Уметь изображать человека

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


13


Москва моя

Живописное или графическое изображение древнерусского города.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации


Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


14


Московский Кремль

Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений

изобразительного искусства

Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.


15


Праздничный пир в теремных палатах.

Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир»

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю

16


Древняя Греция

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков.

Знать основные признаки древнегреческой культуры.

Уметь передавать конструктивно строение.


формирование социальной роли ученика;

формирование положительного отношения к учению;


17


Храмы Древней Греции.

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма.

Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.


18


Олимпийские игры в Древней Греции.

Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Уметь анализировать,создавать панно, живописные работы

формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению

19


Образ художественной культуры Японии.

Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой;

Знать основные признаки японской культуры.

Уметь передавать характерные черты японского рисунка.

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.

20


Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Изображение японок в национальной одежде

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение людей.

умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем;

21


«Праздник цветения вишни».

Коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».

Знать основные признаки японской культуры

формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха.

22


Средневековая Западная Европа.


Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Уметь использовать цвето вой контраст и гармонию цветовых оттенков.

формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к учению;


23


Образ человека.

Жанры изобразительного искусства (портреты).

Знать известные центры народных художественных ремесел России.

формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников

24


Средневековая

Архитектура Западной Европы.

Образ готического храма. Готические витражи. Портал храма.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.

Умение радоваться успехам одноклассников

25


Образ художественной культуры Средней Азии.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты

Уметь воссоздать образ древнего среднеазиатского города — аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек.

формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников

26


Многообразие художественных культур в мире.

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

осмысление своего поведения в школьном коллективе

27


Все народы

воспевают

материнство.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

осмысление своего поведения в школьном коллективе

28


Все народы воспевают мудрость старости.

Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

осмысление своего поведения в школьном коллективе

29-30


Сопереживание- великая тема искусства.

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Знать термины «эмблема», «символ».

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

осмысление своего поведения в школьном коллективе

31-32


Защитники Земли Русской

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Умение радоваться успехам одноклассников

33


Портреты детей

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

осмысление своего поведения в школьном коллективе

34


Искусство народов мира

Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Умение радоваться успехам одноклассников




Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате работы по программе «Волшебная палитра» ученик должен:

* освоить основные правила изображения;

* овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;

* развить стремление к общению с искусством;

* формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;

* уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

* формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

* уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

* развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Планируемые результаты

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы)

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

создавать простые композиции на заданную тему;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру.


VI. Учебно-методические средства обучения.


Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2006;

Комплект уроков по ИЗО по программам Неменского Б.М., ШпикаловойТ.Я.Диск.

www.IZOCD.ru

ШпикаловаТ.Я..Изобразительное искусство. Поурочное планирование 1 класс: М.: Просвещение.-2000 год;

ШпикаловаТ.Я..Изобразительное искусство. Учебник: М.:Просвещение.-2009год;

ШпикаловаТ.Я.Изобразительное искусство. Тетрадь: М.: Просвещение.-2011 год;

6.Изобразительное искусство. 1–4 классы : программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко. – М. : Дрофа, 2010

7.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

8.Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

9.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

10Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

11.Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

12.Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.

13.Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

14.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.

15.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

16.Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.

17.Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.

18.Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.


Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

просторный оборудованный кабинет;

предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);

оборудование: ножницы.

шкаф для хранения изделий, материалов;

коробки для хранения остатков бумаги, ткани.

Мультимедийный проектор.

компьютер

2. Методическое обеспечение:

пополнение периодической литературы и книг по темам;

дидактический материал;

наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);

методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации