Программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению «Волшебная палитра» 1-4 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ИРБЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Программа внеурочной деятельности
по художественно эстетическому направлению
« Волшебная палитра»
1-4 класс
Срок реализации на 1 год
Шелехова Яна
Учитель
изобразительного искусства
Принята к апробации
методическим советом
Протокол № От__________2020 г.
Утверждаю:
директор МОБУ
Ирбейская сош № 1
Ирбейского района
___________С.В. Демченко
с. Ирбейское, 202020
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебная палитра» разработана для 1-4 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)).
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы и др.
Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель программы «Волшебная палитра» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
обучающие:
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;
воспитательные:
привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитать нравственные качества детей;
формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.
развивающие:
развивать образное мышление, творческие способности;
формировать эстетический и художественный вкус;
содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и
помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Программа решает различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень обучения – приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Второй уровень обучения - расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.
Третий уровень обучения - закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности.
Внесены следующие изменения в авторскую программу:
Программа «Волшебная палитра» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время 1 час в неделю в 1,2,3,4 кл.
Формы и методы
На занятиях используются методы:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
Эвристические
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
В связи с тем, что в 2017 году школа стала инновационной площадкой по реализации проекта «Шаг в село через профессию», в рабочей программе дополнительного образования в разделах указаны профессии, предполагаемые для знакомства и изучения.
1 класс
III. Учебно-тематический план (34часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Живопись | 10ч |
2 | Графика | 8ч |
3 | Скульптура | 4ч |
4 | Аппликация | 4ч |
5 | Бумажная пластика | 3ч |
6 | Работа с природными материалами | 3ч |
7 | Организация и обсуждение детских работ | 2 ч |
Итого 34 ч |
Календарно - тематическое планирование (34 часов)
№ п/п | Дата | Тема | Всегочасов | Содержаниедеятельности | Воспитательнаяработа | ||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | ||||||
Живопись (10 ч) | |||||||
1 | | Введение. Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас». | | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма, размер, цвет, характер, детали). | Экскурсия на природу | Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. | |
2 | | Выполнение набросков с натуры. | | Характеризовать предметы по этим признакам. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах. | Выполнение набросков бабочки с натуры | Воспитывать бережное отношение к животным, аккуратность. | |
3 | | Рисование листьев деревьев. | | Изучить природное явление листопад | Экскурсия в природу | Содействовать воспитанию интереса к изучению природ-ныхявлений, чувства прекрасного. | |
4 | | Рисование листьев деревьев. | | Изучить природное явление листопад | Рисование листьев клёна. | Воспитывать любовь к природе. | |
5 | | Рисование дерева. | | Значение деревьев в жизни человека (стихи, картины, песни) | Рисование дерева. | Воспитывать любовь к природе. | |
6 | | Рисование цветов. | | Роль цветов в создании настроения человека. | Рисование цветов, осваивание приемов получения живописного пятна. | Воспитывать любовь к природе родного края, своей Родины. | |
7 | | Рисование цветов. | | Роль цветов в создании настроения человека. | Составление сиреневого цвета | Воспитывать любовь к природе родного края, своей Родины. | |
8 | | Рисование птиц. | | Знакомство с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. | Рисование птиц. | Воспитывать бережное тношение к птицам. | |
9 | | Рисование птиц. | | Знакомство с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. | Рисование грача | Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности | |
10 | | Сюжетная работа. | | В рисунке передавать содержание эпизода знакомой сказки. | Иллюстрирование русской народной сказки» Колобок» | Прививать любовь к русским народным сказкам | |
Графика (8ч) | |||||||
1 | | Введение. Типы линий. | | Использование различных кривых линий в графике, декоративно прикладном искусстве | Рисование прямых, кривых (плоских, пространственных линий) | Воспитывать аккуратность | |
2 | | Введение. Типы линий. | | Использование различных кривых линий в графике, декоративно прикладном искусстве | Рисование плоской линии- окружность и пружины | Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности | |
3 | | Работа цветными карандашами | | Использование обратного языка искусства: цвет, линию, ритм | Рисование полевого букета | Воспитывать любовь полевым к цветам и бережное отношение к ним | |
4 | | Работа цветными карандашами | | Использование обратного языка искусства: цвет, линию, ритм | Выполнение компоновки и линейного рисунка букета | Воспитывать чувство прекрасного | |
5 | | Работа фломастером | | Знакомство с народным промыслом - филимоновская свистулька | Рисование элемента филимоновской росписи-полоски, фломастерами | Воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа | |
6 | | Работа фломастером | | Знакомство с народным промыслом - филимоновская свистулька | Рисование элемента филимоновской росписи- «ёлочки» фломастерами | Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций | |
7 | | Вид графики. Гравюра | | Использовать разные типы линий, контраст темного и светлого пятен. | Рисование зимы чёрной краской на белом фоне | Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности | |
8 | | Вид графики. Гравюра | | Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Осваивать приемы получения живописного пятна без использования палитры. | Рисование зимы белой краской на чёрном фоне | Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности | |
Скульптура (4 ч) | |||||||
1 | | Введение. Скульптура. Приемы работы с пластилином | | Узнать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). | Лепка фигуры человека | Воспитывать аккуратность | |
2 | | Выполнение творческих работ. Лепка с натуры. | | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином | Лепка - аппликация « Грибы в лесу» | Воспитывать любовь к природе ( как правильно собирать грибы) | |
3 | | Выполнение творческих работ. Лепка по памяти. | | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. | Лепка по памяти: фрукты | Воспитывать дружеские отношение, взаимопомощь | |
4 | | Выполнение творческих работ. Сюжетная лепка (закрепление изученного). | | Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином | Сюжетная лепка « Моя любимая сказка» | Воспитывать любовь к чтению, доброту и внимание к людям | |
Аппликация ( 4 ч) | |||||||
1 | | Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций. Тех-нологиявыпол-нения обрывной аппликации. | | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. | Выполнения аппликации «Ёжик» (технология выполнения обрывной аппликации» | Воспитывать аккуратность, дисциплинированность | |
2 | | Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация. | | Осваивать приемы работы с бумагой | Сюжетная аппликация на тему «Подснеж-ник в лесу» | Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к первым цветам весны | |
3 | | Выполнение творческих работ. Вырезанная аппликация. | | Осваивать приемы работы с бумагой | Выполнение творческой работы на тему: «Корзинка» | Воспитывать дружеские отношение, взаимопомощь | |
4 | | Выполнение творческих работ. Симметричная аппликация. | | Осваивать приемы работы с бумагой | Выполнение творческих работ на тему « Хоровод» | Воспитывать чувство прекрасного | |
Бумажная пластика(3ч) | |||||||
1 | | Введение. Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги. | | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. | Выполнение творческих работ на тему «Голубь» (оригами) | Формирование позитивного отношения к труду | |
2 | | Выполнение творческих работ по образцу. Сюжетная работа. | | Осваивать технику работы с бумагой — «оригами» | Выполнение творческих работ на тему «Животные» ( лиса, заяц) | Формирование Инте-реса к выполнению поделок из бумаги, воспитывать аккуратность | |
3 | | Выполнение творческих работ по рисунку, схеме. | | Осваивать технику работы с бумагой — «оригами» | Выполнение творческих работ на тему «Тюльпан» ( оригами) | Воспитывать любовь к красивому | |
Работа с природными материалами (3ч) | |||||||
1 | | Введение. Методы работы с природ-ными материалами. Аппликация из листьев. Цветы и деревья. | | Исследовать. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. | Аппликация из листьев на тему: «Цветы и деревья». | Воспитывать аккуратность ,дисциплинированностлюбовь к красивому | |
2 | | Аппликация из листьев. Животные. | | Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами. | Аппликация из листьев. Животные. | Воспитывать любовь к животным , к природе | |
3 | | Создание композиции из листьев, цветов. | | Планировать последова-тельность практических действий. Отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. | Создание композиции из листьев, цветов. (работа в паре) | Воспитывать дружеские отношение, взаимопомощь | |
Организация и осуждение детских работ (2 ч) | |||||||
1 | | Подведение итогов года и проведение «Праздника творчества» | | Оценивать полученныйрезультат деятельности. | Подготовить выставку работ | Воспитывать любовь к художественному творчеству |
IV. Содержание программы
Тема: «Живопись»
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Тема: «Графика»
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Тема: «Скульптура»
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Тема: «Аппликация»
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа:изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций.
Тема: «Бумажная пластика»
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее.
Тема: «Работа с природными материалами»
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна. Работа заключается в создании небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
Практическая работа: изображение уголков природы - листья, цветы, деревья.
Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ»
Школьники вспоминают темы,изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиесяопределяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
№ п/п | Тема урока | дата | Характеристика деятельности обучающихся | ||||||
| | «Живопись» (10часов) | |||||||
1 | Введение. Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас». | | Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству; использование полученных умений в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные УУД: организация рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий; использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, бумагу, ластик, кисти. Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии. Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Организовыватьсвою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма, размер, цвет, характер, детали). Уметь характеризовать предметы по этим признакам. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах. Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Осваивать приемы получения живописного пятна без использования палитры. Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя. Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать. | ||||||
2 | Выполнение набросков с натуры. | | |||||||
3-4 | Рисование листьев деревьев. | | |||||||
5-6 | Рисование дерева. | | |||||||
7 | Рисование цветов. | | |||||||
8-9 | Рисование птиц. | | |||||||
10 | Сюжетная работа. | | |||||||
«Графика» (8часов) . | |||||||||
1 | Введение. Типы линий. | | Личностные УУД: умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя. Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках Организовыватьсвою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) иллюстрации, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач. Использовать разные типы линий, контраст темного и светлого пятен. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать при необходимости. | ||||||
2-3 | Работа цветными карандашами. | | |||||||
4 | Работа фломастером. | | |||||||
5 | Вид графики. Гравюра | | |||||||
6 | Чёрное и белое | | |||||||
7 | Натюрморт в графике | | |||||||
8 | Графические серии | | |||||||
«Скульптура» (8 часов) . | |||||||||
1 | Введение. Скульптура. Приемы работы с пластилином. | | Личностные УУД: формированиеинтереса к выполнению поделок из пластилина;осмысление собственной деятельности. Регулятивные УУД:освоение приемов работы с пластилином: скатывание, раскатывание, вытягивание, прицеливание, прищипывание, сплющивание; освоение организации рабочего места для работы с пластилином; умение осуществлять действие по образцу; действовать по плану Познавательные УУД: выделять существенную информацию при работе с пластилином, умение осуществлять анализ изделия под руководством учителя. Коммуникативные УУД:выслушивать и слышать учителя, одноклассников; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов способность формулировать вопросы Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирать материал для выполнения изделия. Анализировать изделие. Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя. Корректировать и оценивать выполняемое изделие. | ||||||
2 | Выполнение творческих работ. Лепка с натуры. | | |||||||
3 | Выполнение творческих работ. Лепка по памяти. | | |||||||
4 | Выполнение творческих работ. Сюжетная лепка (закрепление изученного). | | |||||||
«Аппликация» (4часов) . | |||||||||
1 | Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций. Технология выполнения обрывной аппликации. | | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу способам решения новой задачи. Регулятивные УУД:организация рабочего места для работы с бумагой, клеем, ножницами; навык работы с ножницами; соблюдение правил безопасной работы;освоение видов аппликации: обрывная, вырезанная, симметричная; организовывать свою деятельность: постановка цели, составление плана, выполнение учебной задачи по образцу; проведение самооценки. Познавательные УУД: устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач. Коммуникативные УУД:уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Исследовать. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой (отрезать, надрезать, складывать, проглаживать, надрывать, обрывать, вырезать), правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея, Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. Оценивать результат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию. | ||||||
2 | Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация. | | |||||||
3 | Выполнение творческих работ. Вырезанная аппликация. | | |||||||
4 | Выполнение творческих работ. Симметричная аппликация. | | |||||||
| | | |||||||
«Бумажная пластика» (3 часов) . | |||||||||
1 | Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги. | | Личностные УУД:формирование интереса к выполнению поделок из бумаги; формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю. Регулятивные УУД:формирование умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; составлять композицию по образцу; планировать практическую деятельность по плану. Познавательные УУД: исследовать свойства бумаги; понимать условные знаки; проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные УУД: навык работы в группе; контроль своих действий при коллективной работе; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов; умение точно выражать свои мысли Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой (отрезать, надрезать, складывать, проглаживать,) правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Осваивать технику работы с бумагой — «оригами» Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Выполнять работу под руководством учителя. Оценивать результат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию. | ||||||
2 | Выполнение творческих работ по образцу. Сюжетная работа. | | |||||||
3 | Выполнение творческих работ по рисунку, схеме. | | |||||||
| | ||||||||
«Работа с природными материалами» (3 часов) | |||||||||
1 | Введение. Методы работы с природными материалами. Аппликация из листьев. Цветы и деревья. | | Личностные УУД:понимание значения бережного отношения к природе, формирование интереса к выполнению поделок из засушенных листьев и дальнейшее их использование. Регулятивные УУД:освоение организации рабочего места для работы с природными материалами; умение осуществлять действие по образцу; освоить некоторые приемы работы с природным материалом: создание аппликационной композиции из засушенных листьев, используя клеевой способ соединения деталей. Познавательные УУД:проводить анализ изделия по заданным критериям. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, взаимодействовать с учителем, умение прислушиваться к мнению других, оценивать и принимать чужое мнение. организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Исследовать. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Планировать последовательность практических действий. Отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Выполнять практическую работу из природных материалов: создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Выполнять работу с опорой образец. Оцениватьрезультат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. | ||||||
2 | Аппликация из листьев. Животные. | | |||||||
3 | Создание композиции из листьев, цветов. | | |||||||
«Организация и обсуждение детских работ» (1часа) . | |||||||||
1 | Подведение итогов года «Праздник творчества» | | Личностные УУД: положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю. Регулятивные УУД: оценивание пройденного материала, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: обсуждение творческих работ; высказывания собственного мнения и умение прислушиваться к мнению других Исследовать, сравнивать выполненные работы с данными образцами. Анализировать способы выполнения. Оценивать полученныйрезультат деятельности. Анализировать свою деятельность. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность. |
Содержание курса2-3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Как и чем работает художник? | 8 ч |
2 | Реальность и фантазия | 7 ч |
3 | О чём говорит искусство | 10 ч |
4 | Как говорит искусство | 9 ч |
ИТОГО 34 ч |
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия ( 7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (10ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (9ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Календарно - тематическое планирование 2-3 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Вид деятельности | УУД | Личностные результаты | |
Как и чем работает художник? (8 ч) | | |||||
1 | | Мои любимые цветы (Гуашь) | Работа гуашью; изображение предметов на картоне зелёного цвета | Освоение представления о правилах работы с гуашью. Формирование умения открывать новое в окружающем мире | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю | |
2 | | Ты и природа (Гуашь, добавление чёрной и белой краски) | Работа гуашью; изображение стихии в природе | Освоение представления о средствах художественно- образной выразительности. Формирование навыков работы с гуашью. Формирование наблюдательности | умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя. | |
3 | | Осень в лесу | Работа мелками и акварелью; изображение осеннего леса | Формирование навыков работы с восковыми мелками. Формирование чувства цветовой гармонии | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю | |
4 | | Аппликация «Осень» (коллективная работа) | Аппликация; изображение земли, усыпанной листьями | Формирование умения работать коллективно в группах. Освоение композиционных умений. Формирование бережного отношения к природе | - формирование социальной роли ученика; | |
5 | | Деревья в лесу | Рисование тушью, карандашом, углём. | Освоение выразительными возможностями графических материалов | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности | |
6 | | В мире животных | Лепка животных родного края | Развитие умения передавать характерные особенности животных. Формирование умения работать с пластилином. | - формирование социальной роли ученика; | |
7 | | Мой питомец | Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. | Освоение представления о работе художника- скульптора. Освоение выразительными возможностями бумаги | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности | |
8 | | Праздник | Изображение ночного праздничного города. | Освоение выразительными возможностями неожиданных матрериалов: серпантин, конфетти, семена, нитки. | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю | |
Реальность и фантазия ( 7 ч) | | |||||
9 (1) | | Птицы (Изображение и реальность) | Работа гуашью; изображение птиц | Осмысление представления о понятиях «реальность» и «анималистика». Формирование умения птиц | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности | |
10 (2) | | Изображение и фантазия | Аппликация из цветной бумаги; изображение сказочной птицы, фантастического животного | Осмысление представления о народных промыслах. Формирование умения изображать формы сказочные и декоративные | осмысление своего поведения в школьном коллективе; | |
11 (3) | | Паутинка. (Украшение и реальность) | Работа гуашью; изображение паутинки в природной среде | Формирование наблюдательности и умения видеть прекрасное в окружающем мире. Формирование умения работать гуашью | умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя. | |
12 (4) | | Украшения | Работа белой гуашью на цветной бумаге; изображение кружевной салфетки | Освоение представления об украшениях, созданных людьми, о народных промыслах. Формирование образного мышления через преображение природных форм в декоративные | - формирование социальной роли ученика; | |
13 (5) | | Подводный мир | Конструирование из бумаги подводного мира | Осмысление представления о многообразии конструктивных форм в природе. | - формирование социальной роли ученика; | |
14 (6) | | Я- архитектор | Создание сказочного города из готовых форм, работа с цветной бумагой, | Осмысление представления о работе архитектора. Освоение умения видеть в конструкции природный прообраз. Формирование умения работать в группе | - формирование социальной роли ученика; | |
15 (7) | | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе | Конструирование ёлочных игрушек. Создание коллективного панно | Формирование умения работать коллективно | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности | |
О чём говорит искусство? (10 ч.) | | |||||
16 (1) | | Изображение природы в различных состояниях | Работа с гуашью; изображение моря с передачей настроения природы | Освоение чувства цвета. Осмысление представления о выразительных средствах художественной деятельности для предачи настроения в природе. Формирование умения изображать разное по характеру море | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю | |
17 (2) | | Изображение характера животных. | Работа чёрным фломастером или гушью тонкой кистью; изображение животного с передачей его характера | Осмысление представления о выразительных средствах графики для передачи характера животного. Осмысление представления о работе художников-анималистов. Освоение умения работать с графическими материалами | умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя. | |
18 (3) | | Изображение характера человека: женский образ. | Изображение контрастных по характеру сказочных женских образов | Осмысление представления о способах изображения художником образа человека, о красоте внешней и внутренней | осмысление своего поведения в школьном коллективе; | |
19 (4) | | Изображение характера человека: мужской образ. | Изображение контрастных по характеру сказочных мужских образов | Осмысление представления о способах изображения художником образа человека Формирование творческого воображения | | |
20 (5) | | Образ человека в скульптуре | Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером: пластилин | Осмысление представления о способах передачи характера в объёмном изображении человека. | | |
21 (6) | | Человек и его украшения | Украшение вырезанных из бумаги готовых форм кокошников | Осмысление представления о декоративно-прикладном искусстве. Формирование навыков аппликативной деятельности. Формирование эстетического вкуса | | |
22 (7) | | Человек и его украшения | Украшение вырезанных из бумаги готовых форм богатырских доспехов | Осмысление представления о декоративно-прикладном искусстве. Формирование навыков аппликативной деятельности. Формирование эстетического вкуса | | |
23 (8) | | «Морской бой» Игра | Работа гуашью; вырезание формы корабля, украшение его паруса. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | Осмысление представления о декоре. Освоение представления о способах передачи намерений через украшение. Формирование умения использовать цвет для передачи характера изображения | | |
24 (9) | | Образ здания. | Создание образа сказочных построек: дворец доброй феи и Снежной королевы. | Формирование умения через творческую работу передавать настроение и характер изображаемого предмета | | |
25 (10) | | Образ здания. Окончание работы. | Создание образа сказочных построек: дворец доброй феи и Снежной королевы. | Формирование умения через творческую работу передавать настроение и характер изображаемого предмета | | |
Как говорит искусство? (9 ч.) | | | ||||
26 (1) | | Тёплые и холодные цвета. | Работа гуашью: изображение горящего костра и холодной синей ночи; или изображение пера Жар-птицы. | Осмысление представления о тёплых и холодных цветовых гаммах. Освоение навыков работы с гуашью. | | |
27 (2) | | Тихие и звонкие цвета. | Работа гуашью. Изображение весенней земли | Создание колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Формирование умения работать гуашью | | |
28 (3) | | Что такое ритм линий? | Изображение весенних ручьёв. Рисование цветными мелками. | Расширение знаний о средствах художественной выразительности. | | |
29 (4) | | Характер линий | Изображение нежных и могучих веток, передача их характера и настроения. | Освоение представления о линии как средстве выражения чувств и настроения на рисунке. | | |
30 (5) | | Ритм пятен | Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. Бумага, клей, ножницы. Коллективная работа | Развитие навыка творческой работы в технике обрывной аппликации. Формирование умения работать коллективно. | - формирование социальной роли ученика; | |
31 (6) | | Птицы. | Конструирование или лепка птиц с разными пропорциями. | Расширять знания о средствах художественной выразительности. | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности | |
32 (7) | | Коллективная работа «Весна. | Создание коллективного панно на тему: «Весна. Шум птиц». | Формировать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы. Формирование умения использовать в работе различные средства изобразительного искусства. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. | осмысление своего поведения в школьном коллективе; | |
33 (8) | | Коллективная работа | Создание коллективного панно на тему: «Весна. Шум птиц». | Формировать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы. | осмысление своего поведения в школьном коллективе; | |
34 (9) | | Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров» | Урок-путешествие; подведение итогов года в игровой форме | Формирование умения обобщать и делать выводы. Освоение навыков и умений коллективной работы. | - формирование социальной роли ученика; |
3 класс
Содержание
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Искусство в твоем доме | 8 ч |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 ч |
3 | Художник и зрелище | 10 ч |
4 | Художник и музей | 9 ч |
Итого: 34 ч |
№ п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) | |
| ||||||
1. Искусство в твоем доме (8 ч.) | ||||||
1 | | “Мое впечатления о лете” | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. | Личностные: - формирование социальной роли ученика; - формирование положительного отношения к учению; - представления о ценности природного мира для практической деятельности человека развитие готовности к сотрудничеству и дружбе; - осмысление своего поведения в школьном коллективе; - ориентация на понимание причин успеха в деятельности. - формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников; - формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой; - умение видеть красоту труда и творчества. формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности; - формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности; Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Предметные: Конструирование и лепка. Рисование с натуры и представлению Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Работа с акварелью и гуашью;художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент Конструирование из цветной и белой бумаги Конструктивное строение: объемное изображение фигур Выполнение эскизов. Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование). Декоративно-прикладное творчество. | |
2 | | Изготовление игрушек из пластилина, глины. | Пластилин, стеки, дощечка. | |||
3 | | Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. | Альбом, гуашь, кисти. | |||
4-5 | | Цвет и ритм узора. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка» Л.Малеев «Рязанские девочки» В.Суриков «Сибирская красавица» | |||
6 | | Обои и шторы у тебя дома | Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет. | |||
7 | | Иллюстрирование русских народных потешек. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. М.Врубель «Пан», .Васнецов «Алёнушка» Н.Рерих «Заморские гости» | |||
8 | | Я - художник | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | |||
2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.) | ||||||
1 | | Памятники нашего села. | Альбом, цв. карандаши, пастэль. | Учиться видетьархитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. | ||
2 | | Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | |||
3 | | Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград. | Бумага, ножницы, клей. | |||
4 | | Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки. | Тушь, палочка, перья. | |||
5 | | Витражи. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации. | Бумага, ножницы, клей. | |||
| ||||||
6 | | Рисование машин. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, восковые мелки. | Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов. | ||
7 | | Изготовление проекта улицы города. | Бумага, ножницы, клей. | |||
3. Художник и зрелище (10 ч.) | ||||||
1 | | Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке. | Альбом, гуашь, кисти. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения. Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. | ||
2 | | Моя кукла | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | |||
3 | | Мы идём в театр.Изготовление эскиза маски | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | |||
4 | | Театр кукол. Изготовление головы куклы | Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. | |||
5 | | Театр кукол. Изготовление костюма куклы | Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. | |||
6 | | Изготовление эскиза декораций | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | |||
7 | | Изготовление макетов декораций. | Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. | |||
8 | | Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | |||
9 | | Масленица. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | |||
10 | | Место художника в зрелищных искусствах. | Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов. | |||
4. Художник и музей (9 ч.) | ||||||
4.1 | | Музеи мира. | | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Лепить фигуру человека или животного. | ||
4.2 | | Натюрморт | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. А.Матисс «Синий горшок и лимон» И.Репин «Яблоки и листья» И.Шишкин «Мухоморы.Этюд» В.Ван Гог «Подсолнухи» | |||
4.3 | | Рисование натюрморта. | Бумага, гуашь, кисть | |||
4.4 | | Пейзаж | Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон» И.Шишкин «Лес зимой» В.Поленов «Московский дворик» В.Суриков «Взятие снежного городка» К.Юон, Б.Кустодиев | |||
4.5 | | Рисование портрета. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. А.Веницианов «Захарка», И.Серов «Девочка с персиками» Рембранд «Сын Титус за чтением» | |||
4.6 | | Картины исторические и бытовые. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | |||
4.7 | | скульптуры из пластилина. | Пластилин, стеки, дощечка. А.Дейнека «Лыжники», «Коньки», | |||
4.8 | | Музеи народного декоративно-прикладного искусства. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, гуашь, кисти. | |||
4.9 | | Обобщение темы раздела. Подготовка к выставке | Детские работы | |||
34 ч. | итого |
Календарно - тематическое планирование 4 класс
Содержание
№ п/п | тема | Количество часов |
| Истоки искусства твоего народа | 8ч |
| Древние города твоей земли | 7ч |
| Каждый народ – художник | 11ч |
| Искусство объединяет народы | 8ч. |
Итого: 34 ч |
№ п/п | дата | Тема урока | содержание | УУД | Личностные результаты | | |||
1-2 | | Рисование на тему «Пейзаж родной земли». | Презентация природы, | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) | Формирование социальной роли ученика; Формирование положительного отношения к учению; Представления о ценности природного мира для практической деятельности человека развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | | |||
3 | | Русская изба | Презентация | Уметь различать основные цвета | | осмысление своего поведения в школьном коллективе; | | ||
4 | | Красный угол | Презентация «Деревянное зодчество», | Знать основные элементы. | | ориентация на понимание причин успеха в деятельности | | ||
5 | | Деревня моя | Презентация. | Знать закономерности линейной и воздушной перспективы | формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. | | |||
6 | | Женский образ | Презентация «Русский народный костюм», | Знать основные элементы изображения человека в движении Уметь изображать человека в движении, различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | | |||
7. | | Образ красоты человека | формирование социальной роли ученика | | |||||
8 | | Народные праздники | Презентация «Народные гуляния». | Уметь выполнять наброски людей в движении; использовать новые и цветовые контрасты | формирование социальной роли ученика Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | | |||
9 | | Башни | Презентация | Знать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения. | умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
10 | | Идём в церковь | Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета | Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | ||||
11 | | Древний город и его жители. | Моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города. | Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы | формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю. | ||||
12 | | Богатыри | Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | Знать форму, конструкцию, соотношение размеров частей. Уметь изображать человека | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | ||||
13 | | Москва моя | Живописное или графическое изображение древнерусского города. | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | ||||
14 | | Московский Кремль | Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства | формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю. | ||||
15 | | Праздничный пир в теремных палатах. | Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю | ||||
16 | | Древняя Греция | Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. | Знать основные признаки древнегреческой культуры. Уметь передавать конструктивно строение. | формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к учению; | ||||
17 | | Храмы Древней Греции. | Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. | Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю. | ||||
18 | | Олимпийские игры в Древней Греции. | Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Уметь анализировать,создавать панно, живописные работы | формирование социальной роли ученика; - формирование положительного отношения к учению | ||||
19 | | Образ художественной культуры Японии. | Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; | Знать основные признаки японской культуры. Уметь передавать характерные черты японского рисунка. | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю. | ||||
20 | | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | Изображение японок в национальной одежде | Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение людей. | умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; | ||||
21 | | «Праздник цветения вишни». | Коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». | Знать основные признаки японской культуры | формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха. | ||||
22 | | Средневековая Западная Европа. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | Уметь использовать цвето вой контраст и гармонию цветовых оттенков. | формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к учению; | ||||
23 | | Образ человека. | Жанры изобразительного искусства (портреты). | Знать известные центры народных художественных ремесел России. | формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников | ||||
24 | | Средневековая Архитектура Западной Европы. | Образ готического храма. Готические витражи. Портал храма. | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков. | Умение радоваться успехам одноклассников | ||||
25 | | Образ художественной культуры Средней Азии. | Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты | Уметь воссоздать образ древнего среднеазиатского города — аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек. | формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников | ||||
26 | | Многообразие художественных культур в мире. | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | осмысление своего поведения в школьном коллективе | ||||
27 | | Все народы воспевают материнство. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | осмысление своего поведения в школьном коллективе | ||||
28 | | Все народы воспевают мудрость старости. | Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства | осмысление своего поведения в школьном коллективе | ||||
29-30 | | Сопереживание- великая тема искусства. | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Знать термины «эмблема», «символ». Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | осмысление своего поведения в школьном коллективе | ||||
31-32 | | Защитники Земли Русской | Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства | Умение радоваться успехам одноклассников | ||||
33 | | Портреты детей | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | осмысление своего поведения в школьном коллективе | ||||
34 | | Искусство народов мира | Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства | Умение радоваться успехам одноклассников |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате работы по программе «Волшебная палитра» ученик должен:
* освоить основные правила изображения;
* овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
* развить стремление к общению с искусством;
* формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
* уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
* формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
* уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
* развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Планируемые результаты
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы)
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать простые композиции на заданную тему;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру.
VI. Учебно-методические средства обучения.
Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2006;
Комплект уроков по ИЗО по программам Неменского Б.М., ШпикаловойТ.Я.Диск.
www.IZOCD.ru
ШпикаловаТ.Я..Изобразительное искусство. Поурочное планирование 1 класс: М.: Просвещение.-2000 год;
ШпикаловаТ.Я..Изобразительное искусство. Учебник: М.:Просвещение.-2009год;
ШпикаловаТ.Я.Изобразительное искусство. Тетрадь: М.: Просвещение.-2011 год;
6.Изобразительное искусство. 1–4 классы : программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко. – М. : Дрофа, 2010
7.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
8.Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
9.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
10Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
11.Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
12.Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
13.Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
14.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
15.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
16.Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
17.Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
18.Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
просторный оборудованный кабинет;
предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
оборудование: ножницы.
шкаф для хранения изделий, материалов;
коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
Мультимедийный проектор.
компьютер
2. Методическое обеспечение:
пополнение периодической литературы и книг по темам;
дидактический материал;
наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);
методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.