Программа внеурочной деятельности по математике «Магия математики» (8 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ СЕЛА МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
на заседании ШМО зам.директора по ВР директор МБОУ
педагогов дополнительного _______________ лицея с. Месягутово
образования __________________
Протокол № 1 «___»_________2018г.
от 24.08. 2018 г. Приказ №139-а
от 31.08.2018г.
Программа
внеурочной деятельности
«Магия математики»
(направление общеинтеллектуальное)
Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего общего образования
Программу разработала:
Суханова И.Н.,
учитель математики первой категории
Месягутово - 2018
Пояснительная записка
Настоящая программа кружка по математике для учащихся 8 класса создана на основе государственных образовательных стандартов основного общего образования второго поколения. Программа кружка рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с учащимися, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Занятия внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Цель программы:
Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование творческого мышления, приобретение знаний и умений учащимися посредством проектирования исследовательской деятельности.
Задачи программы:
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
раскрытие творческих способностей ребенка;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы.
Основные методы: объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.
Предполагаемые результаты.
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- участие в математической олимпиаде;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности)
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
11) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
12) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
13) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
14) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Календарно - тематическое планирование
№ | Содержание материала | Кол-во часов | Дата | |
По плану | Фактич. | |||
| Решение логических задач | 13 | | |
1 | Задачи на сообразительность, внимание, смекалку | 1 | | |
2 | Задачи на сообразительность, внимание, смекалку | 1 | | |
3 | Решение олимпиадных задач | 1 | | |
4 | Решение олимпиадных задач | 1 | | |
5 | Решение логических задач. Задачи – таблицы | 1 | | |
6 | Решение логических задач. Задачи – таблицы | 1 | | |
7 | Свойства четности, разбиение на пары, чередование | 1 | | |
8 | Четность и нечетность в задачах | 1 | | |
9 | Принцип Дирихле | 1 | | |
10 | Принцип Дирихле | 1 | | |
11 | Простые и составные числа. Деление с остатком в натуральных числах | 1 | | |
12 | Признаки делимости. НОД чисел | 1 | | |
13 | Математическая карусель | 1 | | |
| Текстовые задачи | 10 | | |
14 | Задачи на проценты | 1 | | |
15 | Задачи на проценты и части | 1 | | |
16 | Задачи на проценты (вклады и кредиты) | 1 | | |
17 | Задачи на «смеси и сплавы» | 1 | | |
18 | Задачи на «смеси и сплавы» | 1 | | |
19 | Задачи на совместную работу | 1 | | |
20 | Задачи на совместную работу | 1 | | |
21 | Комбинаторные задачи | 1 | | |
22 | Комбинаторные задачи | 1 | | |
23 | Интеллектуальный марафон | 1 | | |
| Геометрические задачи | 12 | | |
24 | Историческая справка. Архимед | 1 | | |
25 | Геометрия на клетчатой бумаге | 1 | | |
26 | Формула Пика | 1 | | |
27 | Формула Пика. Решение задач | 1 | | |
28 | Решение задач на площадь | 1 | | |
29 | Решение задач на площадь | 1 | | |
30 | Решение геометрических задач путём разрезания на части | 1 | | |
31 | Решение геометрических задач путём разрезания на части | 1 | | |
32 | Замечательные точки треугольника | 1 | | |
33 | Замечательные точки треугольника | 1 | | |
34 | Математическое соревнование | 1 | | |
35 | Итоговое занятие | 1 | | |
Литература
1. А. В. Спивак. Математический кружок 8-9 классы. изд. МЦНМО Москва, 2011
2. Ф. Ф. Нагибин. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988
3. И. Ф. Шарыгин. Наглядная геометрия. – М.: Дрофа, 2001
4. Я.И. Перельман. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО Книга, 2005
5. В. А. Володкович. Сборник логических задач. - М.: Дом педагогики, 1996 г.
6. Н. В. Заболотнева. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад.- И.: Учитель, 2008г.
7. Е.И.Игнатьев. В царстве смекалки. – М.: Наука.2003г
8. С.Н.Олехник, Ю.В. Нестеренко, М.К. Потапов. Старинные занимательные задачи. – И.: Наука 2002г.
9. Л. В. Гончарова. Предметные недели в школе. Математика.
10. Л. Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. – М. :Просвещение,1990
11.А.В.Фарков. Внеклассная работа по математике.5-11классы.М:Айрис-пресс,2008.
12.Е.Г. Коннова, В.А.Дремов. Математика.6-11 классы. Подготовка к олимпиадам: основные идеи, темы, типы задач, 2015
Литература для учащихся
1. И.Н. Агафонова. Учимся думать. Сб. занимательных логических задач и упражнений/ учебное пособие. – Сб.: «МиМ – Экспресс», 2009.
2. Н.К. Антонович. 100 математических игр для учащихся 5-8 классов. – Новосибирск, 1999.
3. Я.И. Перельман. Живая математика. – Москва, 2000.
6.http://konkurs-kenguru.
7.http://www.develop-kinder.com
8.http://puzzle-ru.blogspot.com