12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина23
Россия, Башкирская респ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ СЕЛА МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Рассмотрено Согласовано Утверждаю:

на заседании ШМО зам.директора по ВР директор МБОУ

педагогов дополнительного _______________ лицея с. Месягутово

образования __________________

Протокол № 1 «___»_________2018г.

от 24.08. 2018 г. Приказ №139-а

от 31.08.2018г.







Программа

внеурочной деятельности

«Магия математики»

в 8 а классе

(направление общеинтеллектуальное)

Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего общего образования








Программу разработала:

Суханова И.Н.,

учитель математики первой категории













Месягутово - 2018


Пояснительная записка


Настоящая программа кружка по математике для учащихся 8 класса создана на основе государственных образовательных стандартов основного общего образования второго поколения. Программа кружка рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с учащимися, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Занятия внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.


Цель программы:

Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование творческого мышления, приобретение знаний и умений учащимися посредством проектирования исследовательской деятельности.

Задачи программы:

пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;

раскрытие творческих способностей ребенка;

развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);

наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;

решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;

работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

 

Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы.

Основные методы: объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.

Предполагаемые результаты.

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- участие в математической олимпиаде;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы.

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности)

8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

10) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

11) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

12) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

13) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

14) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предметные:

1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.



Календарно - тематическое планирование

Содержание материала

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактич.


Решение логических задач

13



1

Задачи на сообразительность, внимание, смекалку

1



2

Задачи на сообразительность, внимание, смекалку

1



3

Решение олимпиадных задач

1



4

Решение олимпиадных задач

1



5

Решение логических задач. Задачи – таблицы

1



6

Решение логических задач. Задачи – таблицы

1



7

Свойства четности, разбиение на пары, чередование

1



8

Четность и нечетность в задачах

1



9

Принцип Дирихле

1



10

Принцип Дирихле

1



11

Простые и составные числа. Деление с остатком в натуральных числах

1



12

Признаки делимости. НОД чисел

1



13

Математическая карусель

1




Текстовые задачи

10



14

Задачи на проценты

1



15

Задачи на проценты и части

1



16

Задачи на проценты (вклады и кредиты)

1



17

Задачи на «смеси и сплавы»

1



18

Задачи на «смеси и сплавы»

1



19

Задачи на совместную работу

1



20

Задачи на совместную работу

1



21

Комбинаторные задачи

1



22

Комбинаторные задачи

1



23

Интеллектуальный марафон

1




Геометрические задачи

12



24

Историческая справка. Архимед

1



25

Геометрия на клетчатой бумаге

1



26

Формула Пика

1



27

Формула Пика. Решение задач

1



28

Решение задач на площадь

1



29

Решение задач на площадь

1



30

Решение геометрических задач путём разрезания на части

1



31

Решение геометрических задач путём разрезания на части

1



32

Замечательные точки треугольника

1



33

Замечательные точки треугольника

1



34

Математическое соревнование

1



35

Итоговое занятие

1



 

Литература


1. А. В. Спивак. Математический кружок 8-9 классы. изд. МЦНМО Москва, 2011

2. Ф. Ф. Нагибин. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988

3. И. Ф. Шарыгин. Наглядная геометрия. – М.: Дрофа, 2001

4. Я.И. Перельман. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО Книга, 2005

5. В. А. Володкович. Сборник логических задач. - М.: Дом педагогики, 1996 г. 

6. Н. В. Заболотнева. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад.- И.: Учитель, 2008г.

7. Е.И.Игнатьев. В царстве смекалки. – М.: Наука.2003г

8. С.Н.Олехник, Ю.В. Нестеренко, М.К. Потапов. Старинные занимательные задачи. – И.: Наука 2002г.

9. Л. В. Гончарова. Предметные недели в школе. Математика.

10. Л. Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. – М. :Просвещение,1990

11.А.В.Фарков. Внеклассная работа по математике.5-11классы.М:Айрис-пресс,2008.

12.Е.Г. Коннова, В.А.Дремов. Математика.6-11 классы. Подготовка к олимпиадам: основные идеи, темы, типы задач, 2015

                      

Литература для учащихся


1. И.Н. Агафонова. Учимся думать. Сб. занимательных логических задач и упражнений/ учебное пособие. – Сб.: «МиМ – Экспресс», 2009.

2. Н.К. Антонович. 100 математических игр для учащихся 5-8 классов. – Новосибирск, 1999.

3. Я.И. Перельман. Живая математика. – Москва, 2000.

4. http://veselajashkola.ru

5. http://le-savchen.ucoz.ru

6.http://konkurs-kenguru.

7.http://www.develop-kinder.com

8.http://puzzle-ru.blogspot.com



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.