Программа внеурочной деятельности «Следопыты родного края» (1-4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муравлёвская средняя общеобразовательная школа
Урицкого района Орловской области
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Следопыты родного края»
(духовно – нравственное направление)
Составлена
Разумовой Екатериной Владимировной,
учителем начальных классов,
высшей кв.категории
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Следопыты родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей и природой родного края.
Данная программа авторская разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение,2011.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Программа по духовно – нравственному направлению «Следопыты родного края» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по духовно - нравственному направлению кружковой деятельности
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Следопыты родного края» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию патриотизма, экологической культуры и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Программа «Следопыты родного края» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитывать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Следопыты родного края» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ Муравлевской СОШ. Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Следопыты родного края» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному. Использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-либо теме или знакомому объекту;
Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведения профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Особенности реализации программы кружковой деятельности:
форма, режим занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Следопыты родного края» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут в 1 классе и 45 минут во 2 – 4 классах. Программа кружка «Следопыты родного края» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1 - 4 классов всего 135 часа, по 1 часу в неделю. В 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, экспонатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, презентаций, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Формы учета знаний, умений:
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: праздники, викторины, творческие конкурсы, конкурс рисунков. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
Обучающиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного села;
символику края, города, школы;
традиции русского народа и семьи,
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
технологию изготовления поделок из природного материала.
правила ТБ в кружке.
Обучающиеся должны уметь:
видеть и понимать красоту живой природы;
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
любовь к людям и природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Техника безопасности.
Тема 2: Моё село (8 ч)
Я – ученик. Правила поведения и обязанности школьника. Моё село. Моя улица. Почему так названа.
Традиционные ремёсла моего края. История старинных вещей. Люди моего села. Орловские сказки. Ярмарка «Устное народное творчество».
Тема 3: Природа нашего края (20 ч.)
Снаряжение путешественника. Леса нашего края. Леса нашего края. Дикие животные летом и осенью. Осень в жизни растений (экскурсия). Волшебная сила семян. Операция «Лесной питомник». Операция «Птичья столовая». Кто как зимует. Зима в лесу (экскурсия). Зимующие птицы.
Конкурс рисунков «Проказы матушки Зимы» Готовьтесь к встрече! Звери весной. Операция «Березовый сок». Весна в жизни растений (экскурсия). Водоёмы нашего края (экскурсия). Операция «Чистая поляна». Викторина «Люби и знай – родной свой край».
Тема 4: Я и моя семья. (4 ч)
Мой дом. Моя семья. Зимние забавы наших предков. Я и моё имя. История моей семьи в истории села.
Календарно - тематическое планирование.
1 класс
№ | Тема занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля | Дата | ||
| | | теория | практика | по плану | фактическая | |
Введение | 1 | 1 | | | | | |
1. | Что изучает краеведение. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | | | | |
Моё село | 1 | | 1 | | | | |
2. | Родная школа (экскурсия) | 1 | | 1 | | | |
Природа нашего края 7 | 3 | 4 | | | | ||
3. | Снаряжение путешественника. | 1 | | 1 | | | |
4. | Леса нашего края. | 1 | 1 | | | | |
5. | Птицы летом и осенью. | 1 | 1 | | | | |
6. | Дикие животные летом и осенью. | 1 | 1 | | | | |
7. | Осень в жизни растений (экскурсия). | 1 | | 1 | | | |
8. | Волшебная сила семян. | 1 | | 1 | | | |
9. | Операция «Лесной питомник» | 1 | | 1 | | | |
Моё село | 7 | 4 | 3 | | | | |
10. | Моё село. | 1 | 1 | | | | |
11. | Моя улица. Почему так названа. | 1 | 1 | | | | |
12. | Традиционные ремёсла моего края. | 1 | 1 | | | | |
13. | История старинных вещей. | 1 | | 1 | | | |
14. | Люди моего села. | 1 | 1 | | | | |
15. | Орловские сказки. | 1 | | 1 | | | |
16. | Ярмарка «Устное народное творчество». | 1 | | 1 | праздник | | |
Природа нашего края | 5 | 2 | 3 | | | | |
17. | Операция «Птичья столовая» | 1 | | 1 | | | |
18. | Кто как зимует. | 1 | 1 | | | | |
19. | Зима в лесу (экскурсия). | 1 | | 1 | | | |
20. | Зимующие птицы. | 1 | 1 | | | | |
21. | Конкурс рисунков «Проказы матушки Зимы» | 1 | | 1 | конкурс рисунков | | |
Моя семья 4 | 2 | 2 | | | | ||
22. | Мой дом. Моя семья. | 1 | | 1 | | | |
23. | Зимние забавы наших предков. | 1 | 1 | | | | |
24. | Я и моё имя | 1 | 1 | | | | |
25. | История моей семьи в истории села. | 1 | | 1 | | | |
Природа нашего края | 7 | 2 | 5 | | | | |
26. | Растения весной | 1 | 1 | | | | |
27. | Готовьтесь к встрече! | 1 | 1 | | | | |
28. | Звери весной. | 1 | | 1 | | | |
29. | Операция «Березовый сок». | 1 | | 1 | | | |
30. | Весна в жизни растений (экскурсия). | 1 |
| 1 | | | |
31. | Водоёмы нашего края (экскурсия). | 1 | | 1 | | | |
32. | Операция «Чистая поляна» | 1 | | 1 | | | |
33. | Викторина «Люби и знай – родной свой край» | 1 | | 1 | виктори-на | | |
Итого 33 | 33 | 14 | 18 | | | |
Содержание программы
2 класс (34 часа)
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Техника безопасности.
Тема 3: Я и моя семья. (4 ч)
Профессии моих родителей. Выставка фотографий «Наша история в семейном альбоме». Моя родословная. Конкурс стихотворений о семье.
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 2: Моё село (6 ч)
Село, в котором живем. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Наша школа. Знакомство с историей, традициями школы. Мои родители учились в этой школе. Школьный музей.
Выставка рисунков «Моя школа», «Мой класс». Символика школы.
Тема 6: Природа нашего края. (23 ч)
Природа – наш второй дом. Сезонные изменения погоды в нашем крае. Растительный мир родного края. Лиственные и хвойные деревья региона. Правила поведения в лесу, в парковой зоне. Осень в лесу (экскурсия). В царстве грибов. Викторина «Зелёный мир вокруг нас». Операция «Корм для зимующих птиц». Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». Операция «Птичья столовая». Во сне или наяву? «Снежная книга». Зима в жизни животных (экскурсия). Подводное царство. Комнатные растения. Лесные этажи. Здравствуйте, пернатые друзья! Весна на водоемах (экскурсия). Экологический десант. Операция «Первоцветы». Тайны заветных трав. Операция «Лесной костер». Игра «Поле чудес».
Календарно - тематическое планирование.
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля | Дата по плану | Дата фактическая |
Введение | 1 | 1 | | | | | |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | | | | |
Природа нашего края 8 | 5 | 3 | | | | ||
2. | Природа – наш второй дом | 1 | 1 | | | | |
3. | Сезонные изменения погоды в нашем крае. | 1 | 1 | | | | |
4. | Растительный мир родного края. Лиственные и хвойные деревья региона. | 1 | 1 | | | | |
5. | Правила поведения в лесу, в парковой зоне. | 1 | 1 | | | | |
6. | Осень в лесу (экскурсия). | 1 | | 1 | | | |
7. | В царстве грибов. | 1 | 1 | | | | |
8. | Операция «Корм для зимующих птиц» | 1 | | 1 | | | |
9. | Викторина «Зелёный мир вокруг нас». | 1 | | 1 | виктории-на | | |
Моё село | 6 | 4 | 2 | | | | |
10. | Село, в котором живем. | 1 | 1 | | | | |
11. | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | 1 | 1 | | | | |
12. | Наша школа. Знакомство с историей, традициями школы. | 1 | 1 | | | | |
13. | Мои родители учились в этой школе. | 1 | | 1 | | | |
14. | Школьный музей. | 1 | 1 | | | | |
15. | Выставка рисунков «Моя школа», «Мой класс» | 1 | | 1 | выставка | | |
Природа нашего края | 7 | 3 | 4 | | | | |
16. | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». | 1 | | 1 | | | |
17. | Операция «Птичья столовая». | 1 | | 1 | | | |
18. | «Снежная книга». | 1 | 1 | | | | |
19. | Зима в жизни животных (экскурсия). | 1 | | 1 | | | |
20. | Подводное царство. | 1 | 1 | | | | |
21. | Комнатные растения. | 1 | 1 | | | | |
22. | Конкурс загадок о природе. | 1 | | 1 | конкурс | | |
Моя семья 4 | 1 | 3 | | | | ||
23. | Профессии моих родителей. | 1 | 1 | | | | |
24. | Выставка фотографий «Наша история в семейном альбоме» | 1 | | 1 | | | |
25. | Моя родословная. | 1 | | 1 | | | |
26. | Конкурс стихотворений о семье. | 1 | | 1 | конкурс | | |
Природа нашего края | 8 | 3 | 5 | | | | |
27. | Лесные этажи. | 1 | 1 | | | | |
28. | Здравствуйте, пернатые друзья! | 1 | 1 | | | | |
29. | Операция «Лесной костер». | 1 | | 1 | | | |
30. | Весна на водоемах (экскурсия). | 1 | | 1 | | | |
31. | Экологический десант. | 1 |
| 1 | | | |
32. | Операция «Первоцветы» | 1 | | 1 | | | |
33. | Тайны заветных трав. | 1 | 1 | | | | |
34. | Игра «Поле чудес». | 1 | | 1 | игра | | |
Итого 34 | 34 | 17 | 17 | | | |
Содержание программы
3 класс (34 часа)
Тема 1: Введение (1ч)
Вводное занятие. Техника безопасности.
Тема 6: Природа нашего края(23 ч.)
Реки и пруды малой родины. Птицы родного края. Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. Животный мир Орловщины. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Национальный парк «Орловское полесье». Викторина «В мире животных». Операция «Корм для зимующих птиц». Операция «Ель». Викторина «Зимушка - зима». Следы на снегу (экскурсия). Размножение комнатных растений. Весенние явления в природе» (экскурсия). Праздник «День птиц». Операция «Березовый сок». Проект «Защитим родную природу». Экологический десант. Санитары леса. Растения и животные предсказывают погоду. Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними. Утренник «Лето, лето – красота»!
Тема 3: Орловщина – страницы истории и культуры (10 ч. )
Орловщина– частица России. Знакомство с символикой Урицкого района. Золотое кольцо Урицкого района. «Как жили наши предки?». Особенности быта, культуры, ремёсел. Экскурсия в музей.
Русский национальный костюм. История православных памятников. Экскурсия в православный храм.
Орел – город первого салюта. Дети войны. Из воспоминаний односельчан. Проект «Военная летопись нашей семьи». Конкурс стихотворений о войне
Календарно - тематическое планирование.
3 класс
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля | Дата по плану | Дата фактическая |
Введение | 1 | 1 | | | | | |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | | | | |
Природа нашего края 8 | 4 | 4 | | | | ||
2. | Реки и пруды малой родины. | 1 | 1 | | | | |
3. | Птицы родного края. | 1 | | 1 | | | |
4. | Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. | 1 | 1 | | | | |
5. | Животный мир Орловщины. | 1 | | 1 | | | |
6. | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | 1 | | | | |
7. | Национальный парк «Орловское полесье». | 1 | 1 | | | | |
8. | Операция «Корм для зимующих птиц» | 1 | | 1 | | | |
9. | Викторина «В мире животных». | 1 | | 1 | викторина | | |
Орловщина – страницы истории и культуры | 6 | 3 | 3 | | | | |
10. | Орловщина– частица России. | 1 | 1 | | | | |
11. | Знакомство с символикой Урицкого района. | 1 | 1 | | | | |
12. | Золотое кольцо Урицкого района. | 1 | 1 | | | | |
13. | «Как жили наши предки?». Особенности быта, культуры, ремёсел. Экскурсия в музей. | 1 | | 1 | | | |
14. | Русский национальный костюм. | 1 | | 1 | | | |
15. | История православных памятников. Экскурсия в православный храм Казанской Божьей Матери. | 1 | | 1 | | | |
Природа нашего края | 7 | 3 | 4 | | | | |
16. | Операция «Ель» | 1 | | 1 | | | |
17. | Викторина «Зимушка - зима». | 1 | | 1 | | | |
18 | Растения зимой (экскурсия). | 1 | | 1 | | | |
19 | Значение растений для жизни на Земле, для человека. | 1 | 1 | | | | |
20. | «Эти удивительные растения» | 1 | 1 | | | | |
21. | Размножение комнатных растений. | 1 | | 1 | | | |
22. | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | | 1 | игра | | |
Орловщина – страницы истории и культуры 3 | 2 | 1 | | | | ||
23. | Орел – город первого салюта | 1 | 1 | | | | |
24. | Дети войны. Из воспоминаний односельчан. | 1 | 1 | | | | |
25. | Сочинение «Военная летопись нашей семьи». | 1 | | 1 | сочине-ние | | |
Природа нашего края | 9 | 3 | 6 | | | | |
26. | Весенние явления в природе» (экскурсия). | 1 | | 1 | | | |
27. | Праздник «День птиц» | 1 | 1 | | | | |
28. | Операция «Березовый сок». | 1 | | 1 | | | |
29. | Проект «Защитим родную природу» | 1 | | 1 | | | |
30. | Экологический десант. | 1 |
| 1 | | | |
31. | Санитары леса. | 1 | 1 | | | | |
32. | Растения и животные предсказывают погоду. | 1 | 1 | | | | |
33. | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними. | 1 | | 1 | | | |
34. | Утренник «Лето, лето – красота»! | 1 | | 1 | утренник | | |
Итого 34 | 34 | 16 | 18 | | | |
Содержание программы
4 класс (34 часа)
Тема 1: Введение (1ч)
Вводное занятие. Техника безопасности.
Тема 2: Природа нашего края(21 ч.)
О траве у нашего дома (экскурсия). «С чего начинается мох». В гости к лишайникам. «В паутинном царстве». Глазастые охотники. Все о стрекозах. Беззащитные красавицы – златоглазки. Без них земля бы заскучала. Жуки. Конкурс рисунков «Эти забавные насекомые» «Об опасном преступнике среди насекомых. «О необыкновенной жизни обыкновенной божьей коровки».
Бабочки нашего края. «Их беда – наша вина». О лягушках и жабах.
«Король грызунов». Шесть чудес бобра. Видео-экскурсия «Перелётные птицы». Театрализованное представление на экологическую тему «Колобок». Операция «Березовый сок». Экологический десант, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды. Операция «Чистая поляна». Игра «По дорогам родного края»
Тема 3: Орловщина – страницы истории и культуры (12 ч. )
История земли Орловской. Главные исторические и культурные памятники Орла. История православных памятников города Орла. Города Орловщины.. Выдающиеся люди Орловского края
Викторина «Орловщина литературная». Орловский край в годы Великой Отечественной войны.
В дни битвы под Москвой. Наш край в период Орловско-Курской битвы. Борьба в тылу врага.
Боевые подвиги орловцев на фронтах Великой Отечественной войны.
Календарно - тематическое планирование.
4 класс
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля | Дата по плану | Дата фактическая |
Введение | 1 | 1 | | | | | |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | | | | |
Природа нашего края 8 | 5 | 3 | | | | ||
2. | О траве у нашего дома (экскурсия). | 1 | | 1 | | | |
3. | «С чего начинается мох». | 1 | 1 | | | | |
4. | В гости к лишайникам. | 1 | | 1 | | | |
5. | «В паутинном царстве». | 1 | 1 | | | | |
6. | Глазастые охотники. Все о стрекозах. | 1 | 1 | | | | |
7. | Беззащитные красавицы – златоглазки. | 1 | 1 | | | | |
8. | Без них земля бы заскучала. Жуки. | 1 | 1 | | | | |
9. | Конкурс кроссвордов «Эти забавные насекомые» | 1 | | 1 | кроссворд | | |
Орловщина – страницы истории и культуры | 7 | 5 | 2 | | | | |
10. | История земли Орловской. | 1 | 1 | | | | |
11. | Главные исторические и культурные памятники Орла. | 1 | 1 | | | | |
12. | История православных памятников города Орла. | 1 | 1 | | | | |
13. | Города Орловщины. | 1 | 1 | | | | |
14-15 | Выдающиеся люди Орловского края | 2 | 1 | 1 | | | |
16. | Викторина «Орловщина литературная» | 1 | | 1 | викторина | | |
Природа нашего края | 6 | 5 | 1 | | | | |
17. | «Об опасном преступнике среди насекомых. | 1 | 1 | | | | |
18. | «О необыкновенной жизни обыкновенной божьей коровки». | 1 | 1 | | | | |
19. | Бабочки нашего края. | 1 | 1 | | | | |
20. | «Их беда – наша вина». О лягушках и жабах. | 1 | 1 | | | | |
21. | «Король грызунов». Шесть чудес бобра. | 1 | 1 | | | | |
22. | Конкурс листовок «Берегите природу»! | 1 | | 1 | конкурс | | |
Орловщина – страницы истории и культуры 5 | 4 | 1 | | | | ||
23. | Орловский край в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | | | | |
24. | В дни битвы под Москвой. | 1 | 1 | | | | |
25. | Наш край в период Орловско-Курской битвы. | 1 | 1 | | | | |
26. | Борьба в тылу врага. | 1 | 1 | | | | |
27. | Боевые подвиги орловцев на фронтах Великой Отечественной войны. | 1 | | 1 | Исследовательская работа | | |
Природа нашего края | 7 | | 7 | | | | |
28. | Операция «Скворечник» | 1 | | 1 | | | |
29.-30. | Театрализованное представление на экологическую тему «Колобок» | 2 | | 2 | | | |
31. | Операция «Березовый сок». | 1 | | 1 | | | |
32. | Экологический десант, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды. | 1 | | 1 | | | |
33. | Операция «Чистая поляна» | 1 |
| 1 | | | |
34. | «По дорогам родного края» | 1 | | 1 | тест | | |
Итого 34 | 34 | 20 | 14 | | | |
Список литературы
Плешаков А.А.Зеленые страниц.- М.:Просвещение,2010
Плешаков А.А. Великан на поляне.- М.: Просвещение,2010
Павлов А.А. Охранять природу – охранять Родину. Система экологической и природоохранной работы в школе. – Орел: Региональный экологический центр, ПФ «Картуш»,2010
Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками : учебно – методическое пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно – методическое пособие.-СПб.: «Паритет», 2002.
Франсуа Арди Мир живой природы. Растения и животные.- Москва «Издательство Астрель»,2000
Гурье Джеймс Мир живой природы. Лес.- Москва «Издательство Астрель»,2000
Запартович Б.Б. и др. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению для начальной школы. М.: «Педагогика»,1978.
15