Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» (2–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №14»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Кружок «Творческая мастерская»
Учитель:
Е.В. Рысаева
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая (учебная) программа составлена в соответствии с ФГОС Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, программы развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности под редакцией С.К. Кожохиной, авторской программы.
Программа рассчитана на 170 ч. (5 часов в неделю).
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей через традиционные и нетрадиционные техники изображения и аппликацию.
Задачи программы:
- Познакомить детей с возможностями изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства выражения чувств и отношений к окружающему миру;
- Научить восприятию и отображения цвета и формы предметов;
- Сформировать представление о различных техниках художественного творчества;
- Помочь освоить детям различные виды нетрадиционной художественной деятельности;
- Дать дополнительные знания в области литературы, окружающего мира, музыки и т.д. при проведении интегрированных занятий;
- Научить детей создавать выразительных образы;
-Сформировать у детей устойчивый интерес к художественному труду, усидчивость, настойчивость;
- Воспитывать художественный вкус, умение понимать цветовые сочетания;
- Формировать творческую направленность личности;
- Развивать творческий потенциал детей средствами изобразительного искусства;
- Развивать креативные способности и творческую активность;
-Самостоятельность творческого подхода при выполнении заданий;
- Развивать умение наблюдать окружающий мир, воспринимать его красоту, видеть гармонию цветовых и пластических сочетаний.
- воспитывать любовь к искусству;
- развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;
- обучение разнообразным изобразительным приемам, знакомство с при надлежностями для рисования;
- обучение различным приемам работы с бумагой.
Планируемые результаты в сфере УУД
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
соблюдать правила по технике безопасности.
соблюдать правила организации рабочего места.
соблюдать правила бережного использования бумаги.
эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
анализировать информацию, полученную из разных источников.
научатся различным приемам работы с живописными материалами и бумагой.
научатся следовать устным инструкциям,
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
работать по плану;
адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
вести диалог с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы;
слушать и отвечать на вопросы других;
высказывать свою точку зрения;
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Программа рассчитана на 1 год. Наполняемость группы- до 15 человек. Возраст обучающихся- 8-10 лет ( 2-4 классы). Занятия проходят 3 раза в неделю ( 2 раза в неделю по 2 часа, 1 раз в неделю по часу). В течении учебного года предусмотрены самостоятельные работы, развивающие игры, посещение выставок, мастер классы.
Содержание программы
1 |
Рисование пальцами. |
4 часа |
2 |
Рисунок тычкованием ватными палочками. Техника «Пуантилизм». |
4 часа |
3 |
Техника «Монотипия» |
5 часов |
4 |
Рисование восковыми мелками |
10 часов |
5 |
Работа с гелиевой ручкой(техника зентангл и дудлинг) |
10 часов |
6 |
Техника «Кляксография» |
5 часов |
7 |
Рисование нитками |
1 час |
8 |
Техника «a la prima»(рисование по-мокрому) |
4 часа |
9 |
Оригами. Включение элементов оригами в живописную работу. |
8 часов |
11 |
Сюжетные композиции |
13 часов |
12
|
Клеевая техника. Работа с клеем ПВА
|
2 часа |
13 |
Рисование на мятой бумаге |
6 часов |
14 |
Рисование мыльными пузырьками |
2 часа |
15 | Скетчинг | 6 часов |
16 17 |
Эти забавные животные и птицы Смешанная техника «Аппликация +живопись» |
24 часа 15 часов
|
18 |
Правополушарное рисование |
10 часов |
19 |
Техника «гризайль»(одноцветная живопись) |
4 часа |
20 |
«Соляная техника». Приемы работы с солью |
7 часов |
21 |
Оттиск смятой бумагой |
4 часа |
22 |
Рисуем кофе. Кофейная живопись |
4 часа |
23 |
Рисуем цветы и растения |
8 часов |
24 |
Рисование свечкой |
4 часа |
25 |
Рисуем простые иллюзии Оп Арт |
4 часа |
26 |
Игры |
4 часа |
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании разнообразных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей.
Рисование пальцами (4 часа). Знакомство с техникой. Выполнение упражнений для данной техники. Рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов. Рисование пальчиками.
Рисунок тычкованием ватными палочками. Техника «Пуантилизм» (4 часа). Знакомство с техникой. Просмотр репродукций художников, работающих в данной технике. Рисование тычкованием. Различные способы работы ( одной палочкой или пучком).
Техника «Монотипия» (5 часов). Знакомство с техникой. Введение понятия «симметрия». Просмотр работ, выполненных в данной технике. Выполнение в технике композиций.
Рисование восковыми мелками (10 часов). Приемы работы с данным материалом. Смешение мелков с другими материалами. Закрепление понятия «композиция».
Работа с гелиевой ручкой (техника зентангл и дудлинг) (10 часов). Знакомство с техникой. Просмотр работ художников, работающих в данной технике. Отработка приемов рисования. Последовательность выполнения работы.
Техника «Кляксография» (5 часов). Знакомство с техникой. Особенности работы в данной технике. Знакомство с художниками, использующими этот прием в своих работах.
Рисование нитками (1 час). Знакомство с техникой. Просмотр работ. Эксперименты с нитками.
Техника «a la prima». Рисование по – мокрому (4 часа). Знакомство с художниками, работавшими в данной технике. Особенности данной техники. Рисование по-мокрому.
Оригами. Включение элементов оригами в живописную работу (8 часов). Знакомство с искусством оригами. Базовые формы оригами. Схемы складывания фигурок. Применение в дальнейшей работе.
Сюжетные композиции (13 часов). Выполнение композиций с использование разнообразных материалов на основе изученных ранее техник изображения.
Клеевая техника. Работа с клеем ПВА (2 часа). Знакомство с особенностями данной техники. Варианты создания изображения.
Рисование на мятой бумаге (6 часов). Знакомство с техникой. Особенности данной техники.
Рисование мыльными пузырьками (2 часа). Знакомство с особенностями данной техники. Трудности выполнения. Эксперименты с пузырями.
Скетчинг ( 6 часов). Знакомство с техникой и приемами работы. Основные понятия скетчинга. Просмотр работ художников, работающих в данной технике.
Эти забавные животные и птицы (30 часов). Просмотр работ художников. Рисование животных и птиц по схемам, по памяти, рисование с учителем. Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования.
Техника «гризайль» (4 часа). Одноцветная живопись. Знакомство с техникой. Просмотр работ художников. Выполнение практических заданий. Получение путем смешивания новых оттенков.
Смешанная техника «Аппликация +живопись» (15 часов). Создание объёмных работ при помощи аппликации, добавление техники аппликации в живописную работу.
Правополушарное рисование (10 часов). Знакомство с техникой и ее особенностями.
Оттиск смятой бумагой (4 часа). Знакомство с техникой. Сравнение с монотипией.
Рисуем кофе. Кофейная живопись (4 часа). Знакомство с «кофейной» живописью и особенностями данной техники. Сравнение» кофейной живописи» с техникой «гризайль» и акварелью.
Рисование свечкой (4 часа). Знакомство с техникой. Сравнение работы свечой и восковыми мелками.
Рисуем цветы и растения (8 часов). Просмотр работ художников. Рисование по схемам, по памяти, рисование с образца. Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования.
Рисуем простые иллюзии Оп Арт (4 часа). Знакомство с искусством Оп Арта. Знакомство с художниками, работавшими в данной технике. Рисование простых оптических иллюзий с образцов.
Игры (4 часа). Подготовка к новым темам. «Прятки с кляксой», «Дорисуй закорючку», «Я гляжу и нахожу», «Фантастическое животное».
Тематическое планирование
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Рисование пальцами. Подсолнух.
|
2 |
|
Знакомятся с техникой рисования пальцами, узнают о правилах выполнения задания. |
|
Рисование пальцами.
|
2 |
|
Закрепляют полученные знания. Выполняют задание на тему. |
|
Тычкование ватными палочками. Яблоки. |
2 |
|
Знакомятся с техникой тычкования. Последовательно Выполняют предложенное задание. |
|
Самостоятельная работа. Тычкование ватными палочками |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. Самостоятельно выполняют задание. |
|
Монотипия. Осенние листья. |
1 |
|
Знакомятся с техникой монотипии и ее разновидностями. Последовательно Выполняют задание в данной технике. |
|
Монотипия. Отражение в воде. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Монотипия. Оттиск пакетом. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Рисование восковыми мелками. Мордочка кошки. |
2 |
|
Знакомятся с техникой рисования восковыми мелками. |
|
Рисование восковыми мелками. Стрекоза. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Самостоятельная работа. Рисование восковыми мелками. |
6 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Работа с гелиевой ручкой (техника зентангл и дудлинг). Приемы работы. Простые узоры. |
2 |
|
Знакомятся с техникой зентангл и дудлинг и с последовательностями создания работы в данных техниках. |
|
Работа с гелиевой ручкой (техника зентангл и дудлинг). Груша. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Работа с гелиевой ручкой (техника зентангл и дудлинг). Перышко. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Работа с гелиевой ручкой (техника зентангл и дудлинг). Кошечка. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Работа с гелиевой ручкой (техника зентангл и дудлинг). Самостоятельная работа |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Знакомство с кляксой. игра «прятки с кляксой». |
1 |
|
Знакомятся с особенностями техники кляксография. |
|
Кляксография. Клоун. |
1 |
|
Знакомятся с особенностями техники кляксография. |
|
Кляксография. Репейник. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Кляксография. Цветущая веточка. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Игра «Дорисуй закорючку». |
1 |
|
Подготовка к рисованию нитками. |
|
Рисование нитками. Фантазия. |
1 |
|
Знакомятся с техникой рисования нитками. Проводят экспериментальные задания. |
|
Рисование по мокрому. Пейзаж. |
1 |
|
Знакомятся с техникой рисования по-мокрому и особенностями создания работ в данной технике. |
|
Рисование по мокрому. Цветы. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Самостоятельная работа. Алла прима. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Оригами. Включение элементов оригами в живописную работу. В гостях у лисичек. |
2 |
|
Знакомятся с искусством оригами и с ее базовыми формами. Схемами складывания фигурок. Применяют знания в дальнейшей работе. Знакомятся со схемой «Лиса».
|
|
Оригами. Включение элементов оригами в живописную работу. Домик для собачки. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. Знакомятся со схемами « домик», « собачка». |
|
Оригами. Включение элементов оригами в живописную работу. Модницы. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. Знакомятся со схемами « Платье», «Шляпа». |
|
Оригами. Включение элементов оригами в живописную работу. Самостоятельная работа. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Сюжетные композиции. |
13 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Клеевая техника. Работа с клеем ПВА. Рисуем деревню. |
2 |
|
Знакомятся с клеевой техникой. Приемами работы. Закрепляют полученные знания. |
|
Рисование на мятой бумаге. Рыбка. |
2 |
|
Знакомятся с техникой рисования на мятой бумаге. |
|
Рисование на мятой бумаге. Лес. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Рисование на мятой бумаге. Природа. |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Самостоятельная работа. Рисование на смятой бумаге. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Игра « я гляжу и нахожу». |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Рисование мыльными пузырями. Одуванчики. |
2 |
|
Знакомятся с техникой рисования мыльными пузырями и с особенностями работы в данной технике. |
Скетчинг. Кексик. Лимонад. | 2 | Знакомство с техникой и основными понятиями. Знакомство с особенностями данной техники. | ||
Скетчинг. Цветы. | 2 | Закрепляют полученные знания. | ||
Скетчинг. Мороженое.Пончики. | 2 |
Закрепляют полученные знания. | ||
|
Эти забавные животные и птицы. |
24 |
|
Учатся рисовать различных животных и птиц по схемам, по памяти, по представлению. |
|
Смешанная техника «Аппликация + живопись». Медуза. |
2 |
|
Создают объёмные работы при помощи аппликации, добавляют технику аппликации в живописную работу.
|
|
Смешанная техника «Аппликация + живопись». Сказочная птица. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Смешанная техника «Аппликация + живопись». Морской берег. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Смешанная техника «Аппликация + живопись». Самостоятельная работа. |
9 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Игра «фантастическое животное». |
1 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
«Соляная техника». Работа с солью. Морская тема. |
1 |
|
Знакомятся с техникой рисования солью. ( соль и клей ПВА, соль и акварель). |
|
«Соляная техника». Работа с солью. Черепаха. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
«Соляная техника». Работа с солью. Пляж. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
«Соляная техника». Работа с солью. Самостоятельная работа. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Правополушарное рисование. ( Природа, цветы, цветочная поляна, ночь) |
10 |
|
Знакомятся с техникой и ее особенностями. Закрепляют полученные знания.
|
|
Рисование свечой. Космос. |
2 |
|
Знакомятся с техникой рисования свечой и этапами создания работы. |
|
Рисование свечой. Зимние узоры. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Рисование свечой. Летняя сказка. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Мастер-класс: смятая бумага. Деревья. |
2 |
|
Знакомятся с техникой рисования смятой бумагой. Последовательно выполняют работу. |
|
Оттиск смятой бумагой. Горы. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Техника «Гризайль». Одноцветная живопись. Природа. |
2 |
|
Знакомятся с техникой гризайль, учатся получать, путем смешивания, новые оттенки. |
|
Техника «Гризайль». Одноцветная живопись. Автопортрет. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. Самостоятельно выполняют работу. |
|
Рисуем цветы и растения. Кактус. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Рисуем цветы и растения. Одуванчики. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Рисуем цветы и растения. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
|
Рисуем цветы и растения. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. Самостоятельно выполняют работу. |
|
Рисуем простые иллюзии Оп-Арт. |
4 |
|
Закрепляют полученные знания. Самостоятельно выполняют работу. |
|
Рисуем кофе. Кофейная живопись. Кофейные стаканчики. |
2 |
|
Знакомятся с техникой. Учатся получать, путем смешивания с водой, новые оттенки. Применяют полученные знания. |
|
Рисуем кофе. Кофейная живопись. Подведение итогов. |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. Самостоятельно выполняют работу. |
|
итого |
170 |
|
|
Планирование на каникулах
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Характеристика деятельности учащихся |
1 |
Подводное царство. Работа с солью |
4 |
|
Знакомятся с техникой рисования солью. Учатся рисовать различных животных. Закрепляют полученные знания. |
2 |
Работа с манной крупой |
3 |
|
Знакомятся с техникой рисования манной крупой. Закрепляют полученные знания. |
3 |
Рисуем простые иллюзии Оп Арт |
2 |
|
Знакомятся с техникой рисования простых иллюзий. Закрепляют полученные знания. |
4 |
Рисуем цветы |
3 |
|
Учатся рисовать различные цветы. Закрепляют полученные знания. |
5 |
Рисование восковыми мелками |
3 |
|
Закрепляют полученные знания. |
6 |
Техника « Граттаж» |
2 |
|
Закрепляют полученные знания. |
7 |
Рисование мыльными пузырями |
2 |
|
Закрепляют полученные знания |
8 |
Клеевая техника. Работа с клеем ПВА |
4 |
|
Закрепляют полученные знания |
|
Итого |
23 |
|
|
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Список используемой литературы
1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013г.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013г.
3. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml\
4. Н.А. Ветлугина Художественное творчество и ребенок. – М., 1990 г.
5. В.В. Гербова В.В. Занятия по изобразительному искусству. – М., 1986 г.
6. Т.А. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
7. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми». - М.: «Издательство Гном и Д», 2007г.
8. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
Воронцов Сергей Иванович
Елена Рысаева