12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кристина19 Россия, Удмуртская респ., Киясовский район, с. Первомайский |
Программа внеурочной деятельности "Юные журналисты"
Пояснительная записка
Данная программы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
• Приказом Министерства образования Российской Федерации от от 9.11. 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
• Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года,
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
• Уставом и Лицензией на образовательную деятельность, нормативными документами и локальными актами МБОУ «КСОШ»
В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это учитывать при формировании личности ребенка, внимание к которому как полноправному гражданину в обществе достаточно снижено. Одним из важных средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказываться, утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Назрела необходимость расширять жизненный опыт школьников, вовлекать их в соответствующую их интересам среду, развивать общий творческий потенциал. Необходимо одновременно помогать подросткам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении.
Программа кружка «Юные журналисты» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юные журналисты» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Цель и задачи
Основная цель программы:
Формирование постоянно действующего актива юных корреспондентов, участвующих в создании общешкольной газеты.
Задачи программы:
Познакомить учащихся с журналистикой как профессией.
Формировать умение ориентироваться в потоке информации;
Развить творческие способности детей;
Воспитывать школьника как гражданина.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте 12-13 лет.
Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. (34 часа в год). Занятия проводятся по расписанию.
Механизм реализации программы
Для реализации данной программы необходимо наличие у детей компьютеров и выхода в Интернет, а также доступа к чтению и просмотру современных газет и журналов.
Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию.
Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юные журналисты», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей школы.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
беседа;
игра,
чтение и обсуждение статей из газет;
выпуск школьных газет;
встречи с интересными людьми;
практическая работа (участие в конкурсах, Интернет – газетах, публикации в СМИ и др.)
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Основными требованиями к обучающимся являются:
желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
активная позиция во время занятий;
выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Учебно - тематический план
п\п | Раздел, тема | Всего часов | В том числе: | | ||
Теория | Практика | Форма контроля | ||||
| | |||||
1. | Вводное занятие | 1 | | | | |
| Знакомство с целями и задачами программы Знакомство с учащимися, распределение обязанностей | | 1 | | Ббеседа; круглый стол; | |
| | | | | | |
2. | Журналистика в России | 2 | | | | |
| Историческая справка о возникновении и развитии журналистики в России Обсуждение проблем современной журналистики в стране. | | 1 | | беседа; опрос; | |
| | | | | | |
| Практическая работа | | | 1 | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; групповая оценка работ; | |
3. | Методы сбора информации | 3 | | | | |
| Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации Нетрадиционные методы сбора информации (прогнозирование, биографический метод) | | 1 | | беседа; опрос; | |
| Эксперимент как метод и жанр журналистики Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании | | 1 | | беседа; опрос; | |
| Практическая работа по интервью | | | 1 | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; групповая оценка работ; | |
Верстка и выпуск номера № 1 | 2 | | 2 | педагогическое наблюдение; групповая работа; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; | ||
4. | Журналист и его герой | 1 | | | | |
| Самостоятельный выбор героя «Навязанный» герой | | 1 | | беседа; опрос; самостоятельная работа; | |
5. | Журналистика как профессия | 2 | | | | |
| Место и роль журналистики в современном обществе Функции журналистики Права и обязанности журналистов. Закон о СМИ | | 1 | | беседа; опрос; круглый стол; | |
| Практическая работа | | | 1 | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; круглый стол; групповая оценка работ; | |
6. | Стили речи | 2 | | | | |
| Понятие о стилях речи (научный, художественный, официально-деловой, публицистический) Сходство и различие художественного и публицистического стилей | | 1 | | беседа; опрос; | |
| Практическое занятие | | | 1 | групповая работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; | |
7. | Типы речи | 1 | | | | |
| Повествование, описание, рассуждение. | | 1 | | беседа; опрос; | |
Верстка и выпуск номера № 2 | 22 | | 2 | групповая и самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; | ||
8. | Газета и журнал как тип изданий | 2 | | | | |
| Газета как тип издания Журнал как тип издания Различие газеты и журнала. | | 1 | | беседа; опрос; | |
| Практическое занятие | | | 1 | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; | |
9. | Технические средства журналиста | 2 | | | | |
| Знакомство с техническими средствами Фотографирование. Роль фотографии в газете | | 1 | 1 | беседа; самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; круглый стол; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; | |
10. | Источники информации | 2 | | | | |
| Понятие и виды источников информации Этика и мораль журналиста | | 1 | | беседа; опрос; | |
| Практическая работа | | | 1 | групповая работа; педагогическое наблюдение; | |
Верстка и выпуск номера № 3 | 1 | | 1 | самостоятельная и групповая работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; | ||
11. | Репортаж и корреспонденция | 2 | | | | |
| Репортаж как жанр Корреспонденция как жанр | | 1 | | беседа; опрос; | |
| Практическая работа | | | 1 | самостоятельная работа; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; | |
12. | Статья. Виды статей | 2 | | | | |
| Статья. Виды статей (передовая, обобщающая, критическая) | | 1 | | беседа; опрос; | |
| Практическая работа | | | 1 | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; | |
13 | Технические средства журналиста. | 2 | | | | |
| Особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER | | 1 | | беседа; опрос; | |
| Создание газеты в изученных программах | | | 1 | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; | |
Верстка и выпуск номера № 4 | 2 | | 2 | самостоятельная работа; групповая работа; педагогическое наблюдение; контрольная работа; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; | ||
14 | Итоговые занятия | 3 | | | | |
| Контрольно – практическое занятие. Интервьюирование | | | 1 | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; контрольная работа; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; | |
| Контрольная работа | | | 1 | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; контрольная работа; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; | |
| Завершающее занятие. Подведение итогов | | 1 | | беседа; опрос; круглый стол; | |
Всего занятий | 34 | | | |
Содержание программы
Основные направления деятельности:
Информационная
Школьный кружок Школьные СМИ – самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы и города.
Образовательная
Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров газет требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются дети современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы с детьми по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению. Работа медиацентра дает возможность овладения компьютерными технологиями в обработке и монтаже фото- и видеоматериалов.
Воспитательная
Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися на базе кружка позволяет с пользой занять их свободное время, классным руководителям использовать школьную газету и медиацентр для централизованной подачи материалов во время проведения тематических классных часов и внеклассных мероприятий.
Школьные СМИ – это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, сплачивает коллектив в единое целое.
Коммуникативная
Подготовка газеты, видеоролика – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.
Управленческая
Школьные СМИ – это самая оперативная форма передачи необходимой информации от управленческой структуры к подразделениям школы. Целесообразно использование для совершенствования руководства ученическими организациями.
Координирующая
Различные подразделения школы через газету согласуют свои действия, пропагандируют свои успехи и достижения, обсуждают свои трудности и проблемы.
Календарный учебный график
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Форма контроля |
Сентябрь | ||||
1 | Вводное занятие Знакомство с целями и задачами программы Знакомство с учащимися, распределение обязанностей | 1 | Ознакомительная беседа. Игры на знакомство Распределение обязанностей | Беседа, круглый стол |
2 | Журналистика в России Историческая справка о возникновении и развитии журналистики в России Обсуждение проблем современной журналистики в стране. | 1 | Объяснение Презентация Опрос
| Беседа, опрос |
3 | Журналистика в России Практическая работа | 1 | Объяснение Показ приёмов работы по теме Опрос Консультирование Тестирование | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; групповая оценка работ; |
4 | Методы сбора информации Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации Нетрадиционные методы сбора информации (прогнозирование, биографический метод) | 1 | Ознакомительная беседа Объяснение Показ приёмов работы по теме Презентация Опрос Консультирование | Беседа, опрос |
Октябрь | ||||
5 | Методы сбора информации Эксперимент как метод и жанр журналистики Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании | 1 | Ознакомительная беседа Решение проблемных ситуаций Объяснение Показ приёмов работы по теме Разбор речевых ошибок Презентация Опрос Консультирование | Беседа, опрос |
6 | Методы сбора информации Практическая работа по теме интервью | 1 | Решение проблемных ситуаций Разбор речевых ошибок Работа с фотоаппаратом и диктофоном Обнаружение и устранение ошибок Консультирование | самостоятельная работа; групповая оценка работ; |
7 | Верстка и выпуск номера №1 | 1 | Ознакомительная беседа Решение проблемных ситуаций Объяснение Показ приёмов работы по теме Разбор речевых ошибок Распределение обязанностей Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты Работа с фотоаппаратом Обнаружение и устранение ошибок Консультирование | педагогическое наблюдение; групповая работа; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
Ноябрь | ||||
8 | Верстка и выпуск номера №1 | 1 | Презентация Издание и распространение выпусков школьной газеты | педагогическое наблюдение; групповая работа; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
9 | Журналист и его герой Самостоятельный выбор героя «Навязанный» герой | 1 | Ознакомительная беседа Решение проблемных ситуаций Ролевые игры Показ приёмов работы по теме Опрос Обнаружение и устранение ошибок Решение ситуационных задач Консультирование | беседа; опрос; самостоятельная работа; |
10 | Журналистика как профессия Место и роль журналистики в современном обществе Функции журналистики Права и обязанности журналистов. Закон о СМИ | 1 | Ознакомительная беседа Объяснение Презентация Опрос | беседа; опрос; круглый стол |
11 | Журналистика как профессия Практическая работа | 1 | Показ приёмов работы по теме Разбор речевых ошибок Обнаружение и устранение ошибок Решение ситуационных задач Консультирование | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; круглый стол; групповая оценка работ; |
Декабрь | ||||
12 | Стили речи Понятие о стилях речи (научный, художественный, официально-деловой, публицистический) Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 1 | Ознакомительная беседа Объяснение Показ приёмов работы по теме Опрос | Беседа, опрос |
13 | Стили речи Практическая работа | 1 | Решение проблемных ситуаций Разбор речевых ошибок Презентация Обнаружение и устранение ошибок Решение ситуационных задач | групповая работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
14 | Типы речи Повествование, описание, рассуждение | 1 | Ознакомительная беседа Объяснение Презентация Опрос | Беседа, опрос |
Январь | ||||
15 | Верстка и выпуск номера №2 | 1 | Ознакомительная беседа Решение проблемных ситуаций Показ приёмов работы по теме Распределение обязанностей Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты Работа с фотоаппаратом и диктофоном Консультирование | групповая и самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
16 | Верстка и выпуск номера №2 | 1 | Издание и распространение выпусков школьной газеты Консультирование | групповая и самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
17 | Газета и журнал как тип изданий Газета как тип издания Журнал как тип издания Различие газеты и журнала. | 1 | Ознакомительная беседа Объяснение Презентация Опрос | Беседа, опрос |
18 | Газета и журнал как тип изданий Практическая работа | 1 | Ознакомительная беседа Презентация Опрос | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
19 | Технические средства журналиста Знакомство с техническими средствами Фотографирование. Роль фотографии в газете | 1 | Ознакомительная беседа Показ приёмов работы по теме Опрос Работа с фотоаппаратом Решение ситуационных задач Консультирование | беседа; самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; круглый стол; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
Февраль | ||||
20 | Технические средства журналиста Знакомство с техническими средствами Фотографирование. Роль фотографии в газете | 1 | Ознакомительная беседа Показ приёмов работы по теме Опрос Работа с фотоаппаратом Решение ситуационных задач Консультирование Тестирование | беседа; самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; круглый стол; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
21 | Источники информации Понятие и виды источников информации Этика и мораль журналиста | 1 | Ознакомительная беседа Объяснение Показ приёмов работы по теме Разбор речевых ошибок Презентация Опрос | Беседа, опрос |
22 | Источники информации Практическая работа | 1 | Работа с источниками информации Обнаружение и устранение ошибок Консультирование | групповая работа; педагогическое наблюдение; |
23 | Верстка и выпуск номера №3 | 1 | Ознакомительная беседа Решение проблемных ситуаций Разбор возможных ошибок Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты Издание и распространение выпусков школьной газеты | самостоятельная и групповая работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
Март | ||||
24 | Репортаж и корреспонденция Репортаж как жанр Корреспонденция как жанр | 1 | Ознакомительная беседа Объяснение Показ приёмов работы по теме Презентация | Беседа, опрос |
25 | Репортаж и корреспонденция Практическая работа | 1 | Решение проблемных ситуаций Разбор речевых ошибок Опрос Обнаружение и устранение ошибок Решение ситуационных задач Консультирование | самостоятельная работа; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
26 | Статья. Виды статей Статья. Виды статей (передовая, обобщающая, критическая) | 1 | Ознакомительная беседа Объяснение Показ приёмов работы по теме Опрос | Беседа, опрос |
27 | Статья. Виды статей Практическая работа | 1 | Разбор речевых ошибок Обнаружение и устранение ошибок Решение ситуационных задач Консультирование | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
Апрель | ||||
28 | Технические средства журналиста Особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER | 1 | Ознакомительная беседа Объяснение Показ приёмов работы по теме Презентация Опрос | Беседа, опрос |
29 | Технические средства журналиста Создание газеты в изученных программах | 1 | Показ приёмов работы по теме Разбор ошибок Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска газеты Издание газеты Обнаружение и устранение ошибок Консультирование | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
30 | Верстка и выпуск номера №4 | 1 | Ознакомительная беседа Решение проблемных ситуаций Объяснение Показ приёмов работы по теме Разбор ошибок Распределение обязанностей Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты Работа с фотоаппаратом и диктофоном Решение ситуационных задач Консультирование | самостоятельная работа; групповая работа; педагогическое наблюдение; контрольная работа; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
31 | Верстка и выпуск номера №4 | 1 | Разбор ошибок Издание и распространение выпусков школьной газеты Обнаружение и устранение ошибок Консультирование | самостоятельная работа; групповая работа; педагогическое наблюдение; контрольная работа; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
Май | ||||
32 | Итоговые занятия Контрольно – практическое занятие. Интервьюирование | 1 | Показ приёмов работы по теме Разбор речевых ошибок Распределение обязанностей Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке итоговой работы Обнаружение и устранение ошибок Решение ситуационных задач Интервьюирование Консультирование | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; контрольная работа; творческая работа; презентация творческих работ; |
33 | Итоговые занятия Контрольная работа | 1 | Объяснение Решение контрольной работы Тестирование | самостоятельная работа; педагогическое наблюдение; контрольная работа; творческая работа; презентация творческих работ; групповая оценка работ; |
34 | Итоговые занятия Завершающее занятие. Подведение итогов | 1 | Беседа Опрос Анализ, обобщение по курсу | Беседа, опрос, круглый стол |
Предполагаемый конечный результат
В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные
знания:
из истории журналистики;
о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
о законе о СМИ.
и умения:
создавать сочинения разных жанров;
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
умение построить устное и письменное сообщение;
умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
умение работать с различными источниками информации;
владение необходимыми техническими средствами;
самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.
Результаты:
1. Предметные:
Учащиеся освоят основы журналистики, значения различных жанров журналистики;
2. Личностные:Расширят представления об литературном творчестве;
Сформируют литературный почерк;
Сформируют коммуникативные навыки, внимательное и уважительное отношение к людям, стремление к взаимопомощи.
3. Метапредметные:
Сформируют способности к самореализации, творческой и познавательной активности;
Выработают умения анализировать результаты своей работы, давать им оценку;
Познакомятся на практике со спецификой деятельности, соответствующей данной профессии;
Получат возможность проявить себя и добиться успеха.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения:
наличие класса: здание МБОУ «Камская СОШ», кабинет №19
качественное освещение в дневное и вечернее время в соответствии с нормами СанПин 2.4.4.1251-03
Инструменты, материалы и оборудование.
Инструменты:
Линейки (по количеству участников группы)
Ручки, карандаши, ластики (по количеству участников группы)
Цветные карандаши
Фломастеры
Маркеры
Материалы:
Ватман (4 шт.)
Листы А4 (по 4 на участника группы)
Материалы для создания газет: цветная бумага, цветной картон
Клей-карандаш, клей ПВА
Оборудование:
Рабочие столы, стулья (по количеству участников группы)
Стеллажи для хранения дидактических пособий, учебных материалов и инструментов
Информационное обеспечение:
компьютер с выходом в Интертет
Аудиосистема, видеопроектор
Фотоаппарат
Интернет источники
Аттестация
Оценка результатов освоения программы осуществляется:
организацией вовлечения учащихся в работу общешкольной газеты;
самостоятельными работами в различных жанрах журналистики;
тестированием;
публикациями в СМИ поселка, района;
диагностикой знаний в процессе собеседований;
участием в творческих конкурсах;
интервью с учителями, директором школы;
интервью с выпускниками для выпускного номера школьной газеты.
Список литературы:
Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2012
Интернет-источники:
Агаркова Г.С. «Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения» [Электронный ресурс] Режим доступа:
Голикова Г.В. «Рабочая программа курса кружок «Школьная газета» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://xn--
Катаргина Е. А. «Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школьные СМИ» [Электронный ресурс] Режим доступа:
Кузнецова А.А. «Программа дополнительного образования кружка «Школьные СМИ» [Электронный ресурс] Режим доступа:
Приложение №1
Контрольно-измерительные материалы
Примерные вопросы для практики в интервьюировании участниками курса дополнительной общеобразовательной программы
«Юные журналисты»
Расскажите о себе, своей профессии.
Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
Когда Вы решили стать учителем и почему?
Что привело Вас именно в школу?
Какими были первые шаги?
В чем плюсы и минусы работы в школе?
Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
Опишите три Ваших достижения?
Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение?
Опишите свою рабочую обстановку?
Каковы Ваши планы на будущее?
Как Вам удалось добиться успеха в педагогике?
Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
По какому принципу Вы выбираете себе друзей?
Как изменились Вы после первого года работы в школе?
Вы любите свою работу?
Чем Вы любите заниматься в свободное время?
Какие советы Вы можете дать новичкам?
Как Вы отдыхаете от работы?
По-вашему, какими качествами должен обладать настоящий учитель?
Есть ли у Вас свой девиз?
Сколько времени Вы посвящаете работе?
Сложно было отказаться от свободного времени?
Какую оценку Вы поставите себе как учителю?
Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
Что мешает Вам жить, а что помогает?
О чем Вы мечтаете?
Приложение №2
Контрольно-измерительные материалы
Тест по курсу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юные журналисты»
Форма диалога присутствует в журналистском жанре:
а) интервью +
б) отчета
в) заметки
Закон РФ “О средствах массовой информации” был принят в:
а) 1994 году
б) 2001 году
в) 1991 году +
Пергамент как материал для письма был изобретен в:
а) Азии +
б) Африке
в) Европе
День свободной прессы в РФ отмечается:
а) 22 января
б) 13 января +
в) 3 января
Шеф – редактор – это:
а) заведующий отделом +
б) издатель
в) ответственный секретарь
Альманахами называют издания СМИ, выходящие
а) еженедельные издания
б) один раз в квартал (год) +
в) один раз в месяц
Формат газеты “Комсомольская правда”:
а) А3 +
б) А4
в) А2
Перечислите методы сбора информации, изученные нами:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Перечислите стили речи, известные Вам:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Перечислите типы речи, известные Вам:
__________________________________________________________
Напишите различие газеты и журнала:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Приложение №3
Ключ к тесту по курсу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юные журналисты»
Форма диалога присутствует в журналистском жанре:
а) интервью
Закон РФ “О средствах массовой информации” был принят в:
в) 1991 году
Пергамент как материал для письма был изобретен в:
а) Азии
День свободной прессы в РФ отмечается:
б) 13 января
Шеф – редактор – это:
а) заведующий отделом +
Альманахами называют издания СМИ, выходящие
б) один раз в квартал (год) +
Формат газеты “Комсомольская правда”:
а) А3 +
Перечислите методы сбора информации, изученные нами:
Наблюдение, эксперимент, интервью, нетрадиционные методы.
Перечислите стили речи, известные Вам:
Научный, публицистический, художественный, официально-деловой.
Перечислите типы речи, известные Вам:
Повествование, описание, рассуждение.
Напишите различие газеты и журнала:
Газетой считается информативное печатное периодическое издание, которое выходит не реже, чем раз в месяц, чаще всего каждую неделю. Ей присуща актуальность, то есть в основном в газете можно прочитать новости страны и мира. В газетах можно прочитать политические новости, новости культуры, спорта, кино и музыки.
Журнал – средство массовой информации, которое обычно издается еженедельно или ежемесячно. Его считают печатным изданием, оказывающее влияние на общественное мнение определенных идеологических групп, поскольку в основном журналы адресованы конкретным группам читателей. Журналы всегда имеют конкретную тематику, так, есть издания, посвященные секретам красоты, здоровью, политике, науке и тому подобное. Отличает журнал цветные иллюстрации и наличие рекламы.
Оценивание
С 1 по 7 задания оцениваются в один балл;
С 8 по 11 задания оцениваются в два балла.
14 - 15 баллов - курс пройден отлично;
11-13 балл - курс пройден хорошо;
7 - 10 - курс пройден удовлетворительно;
1-6 баллов - курс пройден безуспешно.