Программа воспитания и социализации обучающихся начальных классов в коррекционной школе «Лестница успеха»

3
0
Материал опубликован 17 June в группе










Программа

воспитания и социализации обучающихся начальных классов в коррекционной школе

«Лестница успеха»





























Срок реализации: 4 года

Составитель: Достовалова Т.Л.















Пояснительная записка

Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в здоровье оказывается недостаточными программные знания и умения действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения ребёнка в социальные и культурные процессы преобразования.

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных

направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная,

экспериментальная, педагогика мира, коллективного творческого воспитания педагогика сотрудничества, педагогика ненасилия.

В своей педагогической деятельности опираюсь на концепцию Н.Е. Щурковой

«Формирование образа жизни, достойной Человека».

В указанной технологии автор четко выделяет четыре направления деятельности:

обнаружение ценности (значимой для ребенка) за предметами, вещами, действиями, событиями, явлениями, предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими в своем пленительном и глубоком значении;

находить такие формы взаимодействия с детьми, чтобы активизировать их духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учить искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.

Учителю нужно уметь расширять социальный кругозор воспитанников, уметь

предъявлять им исторические события, чтобы создавать богатую палитру социальных явлений, из которых строится представление о жизни, достойной человека. Учителю нужно уметь говорить о жизни доступно, но вместе с тем высоко и философично, чтобы учащиеся смогли строить собственную дорогу жизни, обучались искусству поиска смысла жизни.

Важно, по мнению автора, упражнять детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Создавать условия для постоянного осмысления детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Также использую технологию Е.В. Бондаревской, основанную на личностно-

ориентированном подходе - «Воспитание ребенка как человека культуры». К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка, относятся:

жизнетворчество - включение детей в решение реальных проблем собственной жизни;

социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, самоопределение;

культурная идентификация - востребованность культурных способностей, свойств

личности, обретение черт человека культуры;

духовно-нравственное развитие личности овладение общечеловеческими нормами

нравственности, измерение своих поступков гуманистическими критериями и оценками;

индивидуализация - поддержка индивидуальности, самобытности личности.


Также в своей работе опираюсь на технологию В.П. Созонова «Воспитание на основе потребностей человека», в которой основными направлениями работы с детьми являются: организация разнообразной творческой и общественно значимой деятельности детей в классе.

Цель программы:

- создать условия для усвоения воспитанниками социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе.

Задачи:

- формировать представления детей о самостоятельной жизни, основные понятия и убеждения о полезности и значимости самообслуживающего труда, умение практически применять свои знания в быту, в повседневной жизни;

- привитие навыков соблюдения основных правил личной гигиены, организации питания, ухода за жильём, одеждой и обувью;

- учить пользоваться услугами современных учреждений торговли, службы быта, культуры, общественного транспорта, медицинскими учреждениями;

- развивать коммуникативные функции речи, как одно из условий социальной адаптации;

- воспитывать устойчивые, морально-этические нормы поведения в обществе, семье;

- обеспечить психолого–педагогическое сопровождение процессов «взросления»,

способствовать позитивной направленности формирующихся личностных возрастных качеств;

- коррегировать эмоционально-волевые качества личности воспитанников.

Идеи концепции

Идея индивидуальности - неповторимое своеобразие человека или группы детей, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.

Идея развития и самоактуализации личности - oсновной смысл воспитательной

работы развитие личности ученика его индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, личности осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

Идея самовыражения и творчества - в процессе творчества ребенок развивает свои способности и формирует свои потребности и это способствует развитию и проявлению и более полному самовыражению личности ребенка.

Идея выбора и ответственности - осуществление учеником или группой детей возможности выбрать наиболее интересные для него виды и формы деятельности для проявления своей активности, ребенок должен научиться нести ответственность за свой выбор.

Идея сотрудничества и педагогической поддержки - совместная коллективная

деятельность детей, детей и родителей, деятельность педагогов по оказанию помощи детям и родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении приводит к формированию единого коллектива.

Обеспечение реализации концепции

Реализация воспитательной программы достигается через развитие детского

самоуправления, проведение социально направленных акций, различного рода массовых дел, конкурсов, творческих заданий, тренингов, экскурсий и т.д.

Первичным детским объединением в школе является школьный класс. Ценностные

ориентации находят свое непосредственное выражение, в первую очередь, в повседневно реализуемых нормах взаимодействия школьников, законах жизни классного коллектива, нравственных основах межличностного общения.

В целях развития детского самоуправления используются технологии сюжетно-

ролевой игры, стимулирующей детей к творчеству, отвечающие возрастным особенностям подростков. Разработка циклов индивидуальных и коллективных социально и личностно значимых проектов. Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к любому виду деятельности, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе

К основным педагогическим условиям эффективного включения подростков в проектную деятельность относятся:

1. формирование социального заказа на участие детей в решении тех или иных

социальных проблем;

2. расширение детского опыта участия в различных видах творческой, социально

личностно значимой деятельности, их представления о своих возможностях, выбор тематики, содержания проектов;

3. реализация педагогом позиции консультанта, помощника в процессе реализации ребенком собственного проекта;

4. создание ситуации успеха в процессе освоения ребенком технологии проектной деятельности.

Одной из главных форм реализации воспитательной работы был и остается классный час. Чем занимается класс, решается совместно учениками и учителем.

Классный час - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Условия успешной реализации цели:

сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и

психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся.

изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;

сотрудничество с учителями-предметниками (физкультура, музыка, ритмика) по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;

изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение

проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;

развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в

реальных жизненных ситуациях.


Мониторинг оценки качества воспитания

Мониторинг в образовании - это система сбора, хранения и распространения

информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая

ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Воспитательный мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и

распространении информации о воспитании в образовательном учреждении,

обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

Мониторинг пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе.

Диагностика - средства мониторинга.

Основные методические задачи диагностики можно сформулировать с определенной

долей условностей так:

Определение особенностей развития во времени воспитательного процесса в данном классе.

Установление зависимости между внутренними и внешними условиями

воспитательного процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса.

Прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение

возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результатов (тенденций воспитанности детей, динамики развития коллектива и т.д.).

Концепция основана на психологических и физиологических особенностях возраста.

При условии обеспечения высокого уровня организации педагогического процесса можно говорить о достижении весьма серьезных положительных результатов в области социализации обучающихся коррекционных школ.


Программа воспитательной работы 1-4 класс


1 класс «Мы растем как коллектив»


дата проведения

мероприятия по реализации программы

тема

форма реализации

сентябрь

«Поведение в школе. Я – ученик».

Выбор актива класса.

Беседа

Классный час

октябрь

«Приветствуем друг друга»

Сюжетно-ролевая игра

ноябрь

«Мои друзья»

«В дружбе сила!»

Игра – беседа

Классный час

декабрь

«Дружба мальчиков и девочек»

Работа школьного актива

Диспут

Беседа

январь

«Общение со взрослыми. Я заблудился»

Игра – беседа

февраль

«Образ жизни. Я вежлив и внимателен»

«Сплочение коллектива»

Диспут


Тренинг

март

«Какие мы разные, но хорошие»

Правила «хорошей» ссоры»

Классный час

Беседа

апрель

«Вместе тесно, а врозь скучно»

«Я и коллектив. Единые требования к коллективу».

Ситуационная игра

Беседа

май

«Дружный коллектив»

Познавательно-развлекательное мероприятие


Родительское собрание: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»


2 класс «Стать человеком»


дата проведения

мероприятия по реализации программы

тема

форма реализации

сентябрь

«В школе ты хозяин и гость»

Распределение поручений, работа актива класса

Беседа

Классный час

октябрь

«Мы живём среди людей»

Сюжетно-ролевая игра

ноябрь

«Береги всё живое»

«О матерях можно говорить бесконечно»

Классный час

Мероприятие совместно с родителями

декабрь

«Добротой себя измерь»

Беседа

январь

«Раздели печаль и радость другого»

Классный час

февраль

«С вилкой и ножом»


«Немеркнущий подвиг народа»

Беседа (нормы поведения за столом)

Классный час

март

«Хозяин и гости»

Выполнение обязанностей дежурных

Сюжетно-ролевая игра

Беседа

апрель

«Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке»

Беседа

май

«Поклонимся великим тем годам».

«В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души»

Классный час

Инсценированный праздник


Родительское собрание: «Нравственное воспитание ребёнка»





3 класс – «Я умею, я научусь»


дата проведения

мероприятия по реализации программы

тема

форма реализации

сентябрь

Самоуправление в школе. Наши права и обязанности

Беседа

октябрь

«Как мы трудимся дома»

«Уборка урожая»

Выставка рисунков

Экскурсия на пришкольный участок

ноябрь

«Мамина профессия»

«Учимся пришивать пуговицы»

Беседа

Практическая работа

декабрь

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

«Планирование трудовой деятельности»

Проектная деятельность

Устный журнал

январь

«Трудовой десант. Ремонт книг»

Практическая работа

февраль

«Кто стучится в дверь ко мне?»

Экскурсия на почту

март

«Про колосок и хлеба кусок»

Классный час

апрель

«Здесь работают мои родители»

«Самообслуживание»

Фотовыставка

Конкурс

май

«Творческая мастерская»

Выставка поделок, сделанных своими руками


Родительское собрание: «Трудовое воспитание в семье»


4 класс - «Выбери свой путь в жизни»


дата проведения

мероприятия по реализации программы

тема

форма реализации

сентябрь

«Работа в коллективе. Дисциплина – это безопасность»

«Мой друг – режим»

Классный час


Беседа

октябрь

Художники Курганской области

Художественный музей

Экскурсия

ноябрь

«Когда мамы дома нет»

«Турнир умельцев»

Беседа

Конкурс-соревнование

декабрь

«Чистый класс»

«Влияние компьютера на детей»

Трудовой десант

Проектная деятельность, совместно с учителем и родителями

январь

«Кому что нужно для работы?»

«Веселые каникулы»

Игра

Беседа

февраль

«Защитники Отечества»


«В автопарке»

Встреча с ветеранами чеченской войны

Экскурсия

март

«Профессия моих родителей»

Круглый стол-встреча

апрель

«Я за общие дела тоже отвечаю»

«Шефская помощь»

Классный час

Практическая работа

май

Операция «Радость людям»


Праздник труда

Оказание посильной помощи пожилым людям

Классный праздник


Родительское собрание: «Социализация ребёнка в семье»










Список использованной литературы:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2003.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа – пресс, 1994.

3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно – методические материалы / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. под ред. И.М.Бгажноковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 239 с.: илл.

Интернет ресурсы:

https://multiurok.ru/files/roditiel-skoie-sobraniie-po-tiemie-sotsializatsiia.html

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/12/21/proektnaya-deyatelnost-v-korrektsionnoy

http://pandia.ru/text/78/465/8546.php

































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.