Программа воспитания и социализации обучающихся начальных классов в коррекционной школе «Лестница успеха»
Программа
воспитания и социализации обучающихся начальных классов в коррекционной школе
«Лестница успеха»
Срок реализации: 4 года
Составитель: Достовалова Т.Л.
Пояснительная записка
Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в здоровье оказывается недостаточными программные знания и умения действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения ребёнка в социальные и культурные процессы преобразования.
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных
направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная,
экспериментальная, педагогика мира, коллективного творческого воспитания педагогика сотрудничества, педагогика ненасилия.
В своей педагогической деятельности опираюсь на концепцию Н.Е. Щурковой
«Формирование образа жизни, достойной Человека».
В указанной технологии автор четко выделяет четыре направления деятельности:
обнаружение ценности (значимой для ребенка) за предметами, вещами, действиями, событиями, явлениями, предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими в своем пленительном и глубоком значении;
находить такие формы взаимодействия с детьми, чтобы активизировать их духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учить искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.
Учителю нужно уметь расширять социальный кругозор воспитанников, уметь
предъявлять им исторические события, чтобы создавать богатую палитру социальных явлений, из которых строится представление о жизни, достойной человека. Учителю нужно уметь говорить о жизни доступно, но вместе с тем высоко и философично, чтобы учащиеся смогли строить собственную дорогу жизни, обучались искусству поиска смысла жизни.
Важно, по мнению автора, упражнять детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Создавать условия для постоянного осмысления детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.
Также использую технологию Е.В. Бондаревской, основанную на личностно-
ориентированном подходе - «Воспитание ребенка как человека культуры». К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка, относятся:
жизнетворчество - включение детей в решение реальных проблем собственной жизни;
социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, самоопределение;
культурная идентификация - востребованность культурных способностей, свойств
личности, обретение черт человека культуры;
духовно-нравственное развитие личности — овладение общечеловеческими нормами
нравственности, измерение своих поступков гуманистическими критериями и оценками;
индивидуализация - поддержка индивидуальности, самобытности личности.
Также в своей работе опираюсь на технологию В.П. Созонова «Воспитание на основе потребностей человека», в которой основными направлениями работы с детьми являются: организация разнообразной творческой и общественно значимой деятельности детей в классе.
Цель программы:
- создать условия для усвоения воспитанниками социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе.
Задачи:
- формировать представления детей о самостоятельной жизни, основные понятия и убеждения о полезности и значимости самообслуживающего труда, умение практически применять свои знания в быту, в повседневной жизни;
- привитие навыков соблюдения основных правил личной гигиены, организации питания, ухода за жильём, одеждой и обувью;
- учить пользоваться услугами современных учреждений торговли, службы быта, культуры, общественного транспорта, медицинскими учреждениями;
- развивать коммуникативные функции речи, как одно из условий социальной адаптации;
- воспитывать устойчивые, морально-этические нормы поведения в обществе, семье;
- обеспечить психолого–педагогическое сопровождение процессов «взросления»,
способствовать позитивной направленности формирующихся личностных возрастных качеств;
- коррегировать эмоционально-волевые качества личности воспитанников.
Идеи концепции
Идея индивидуальности - неповторимое своеобразие человека или группы детей, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.
Идея развития и самоактуализации личности - oсновной смысл воспитательной
работы – развитие личности ученика его индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, личности осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.
Идея самовыражения и творчества - в процессе творчества ребенок развивает свои способности и формирует свои потребности и это способствует развитию и проявлению и более полному самовыражению личности ребенка.
Идея выбора и ответственности - осуществление учеником или группой детей возможности выбрать наиболее интересные для него виды и формы деятельности для проявления своей активности, ребенок должен научиться нести ответственность за свой выбор.
Идея сотрудничества и педагогической поддержки - совместная коллективная
деятельность детей, детей и родителей, деятельность педагогов по оказанию помощи детям и родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении приводит к формированию единого коллектива.
Обеспечение реализации концепции
Реализация воспитательной программы достигается через развитие детского
самоуправления, проведение социально направленных акций, различного рода массовых дел, конкурсов, творческих заданий, тренингов, экскурсий и т.д.
Первичным детским объединением в школе является школьный класс. Ценностные
ориентации находят свое непосредственное выражение, в первую очередь, в повседневно реализуемых нормах взаимодействия школьников, законах жизни классного коллектива, нравственных основах межличностного общения.
В целях развития детского самоуправления используются технологии сюжетно-
ролевой игры, стимулирующей детей к творчеству, отвечающие возрастным особенностям подростков. Разработка циклов индивидуальных и коллективных социально и личностно значимых проектов. Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к любому виду деятельности, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе
К основным педагогическим условиям эффективного включения подростков в проектную деятельность относятся:
1. формирование социального заказа на участие детей в решении тех или иных
социальных проблем;
2. расширение детского опыта участия в различных видах творческой, социально
личностно значимой деятельности, их представления о своих возможностях, выбор тематики, содержания проектов;
3. реализация педагогом позиции консультанта, помощника в процессе реализации ребенком собственного проекта;
4. создание ситуации успеха в процессе освоения ребенком технологии проектной деятельности.
Одной из главных форм реализации воспитательной работы был и остается классный час. Чем занимается класс, решается совместно учениками и учителем.
Классный час - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Условия успешной реализации цели:
сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и
психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся.
изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
сотрудничество с учителями-предметниками (физкультура, музыка, ритмика) по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение
проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;
развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в
реальных жизненных ситуациях.
Мониторинг оценки качества воспитания
Мониторинг в образовании - это система сбора, хранения и распространения
информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая
ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Воспитательный мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и
распространении информации о воспитании в образовательном учреждении,
обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.
Мониторинг пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе.
Диагностика - средства мониторинга.
Основные методические задачи диагностики можно сформулировать с определенной
долей условностей так:
Определение особенностей развития во времени воспитательного процесса в данном классе.
Установление зависимости между внутренними и внешними условиями
воспитательного процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса.
Прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение
возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результатов (тенденций воспитанности детей, динамики развития коллектива и т.д.).
Концепция основана на психологических и физиологических особенностях возраста.
При условии обеспечения высокого уровня организации педагогического процесса можно говорить о достижении весьма серьезных положительных результатов в области социализации обучающихся коррекционных школ.
Программа воспитательной работы 1-4 класс
1 класс – «Мы растем как коллектив»
дата проведения | мероприятия по реализации программы | |
тема | форма реализации | |
сентябрь | «Поведение в школе. Я – ученик». Выбор актива класса. | Беседа Классный час |
октябрь | «Приветствуем друг друга» | Сюжетно-ролевая игра |
ноябрь | «Мои друзья» «В дружбе сила!» | Игра – беседа Классный час |
декабрь | «Дружба мальчиков и девочек» Работа школьного актива | Диспут Беседа |
январь | «Общение со взрослыми. Я заблудился» | Игра – беседа |
февраль | «Образ жизни. Я вежлив и внимателен» «Сплочение коллектива» | Диспут Тренинг |
март | «Какие мы разные, но хорошие» Правила «хорошей» ссоры» | Классный час Беседа |
апрель | «Вместе тесно, а врозь скучно» «Я и коллектив. Единые требования к коллективу». | Ситуационная игра Беседа |
май | «Дружный коллектив» | Познавательно-развлекательное мероприятие |
Родительское собрание: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»
2 класс – «Стать человеком»
дата проведения | мероприятия по реализации программы | |
тема | форма реализации | |
сентябрь | «В школе ты хозяин и гость» Распределение поручений, работа актива класса | Беседа Классный час |
октябрь | «Мы живём среди людей» | Сюжетно-ролевая игра |
ноябрь | «Береги всё живое» «О матерях можно говорить бесконечно» | Классный час Мероприятие совместно с родителями |
декабрь | «Добротой себя измерь» | Беседа |
январь | «Раздели печаль и радость другого» | Классный час |
февраль | «С вилкой и ножом» «Немеркнущий подвиг народа» | Беседа (нормы поведения за столом) Классный час |
март | «Хозяин и гости» Выполнение обязанностей дежурных | Сюжетно-ролевая игра Беседа |
апрель | «Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке» | Беседа |
май | «Поклонимся великим тем годам». «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души» | Классный час Инсценированный праздник |
Родительское собрание: «Нравственное воспитание ребёнка»
3 класс – «Я умею, я научусь»
дата проведения | мероприятия по реализации программы | |
тема | форма реализации | |
сентябрь | Самоуправление в школе. Наши права и обязанности | Беседа |
октябрь | «Как мы трудимся дома» «Уборка урожая» | Выставка рисунков Экскурсия на пришкольный участок |
ноябрь | «Мамина профессия» «Учимся пришивать пуговицы» | Беседа Практическая работа |
декабрь | «Все работы хороши – выбирай на вкус» «Планирование трудовой деятельности» | Проектная деятельность Устный журнал |
январь | «Трудовой десант. Ремонт книг» | Практическая работа |
февраль | «Кто стучится в дверь ко мне?» | Экскурсия на почту |
март | «Про колосок и хлеба кусок» | Классный час |
апрель | «Здесь работают мои родители» «Самообслуживание» | Фотовыставка Конкурс |
май | «Творческая мастерская» | Выставка поделок, сделанных своими руками |
Родительское собрание: «Трудовое воспитание в семье»
4 класс - «Выбери свой путь в жизни»
дата проведения | мероприятия по реализации программы | |
тема | форма реализации | |
сентябрь | «Работа в коллективе. Дисциплина – это безопасность» «Мой друг – режим» | Классный час Беседа |
октябрь | Художники Курганской области | Художественный музей Экскурсия |
ноябрь | «Когда мамы дома нет» «Турнир умельцев» | Беседа Конкурс-соревнование |
декабрь | «Чистый класс» «Влияние компьютера на детей» | Трудовой десант Проектная деятельность, совместно с учителем и родителями |
январь | «Кому что нужно для работы?» «Веселые каникулы» | Игра Беседа |
февраль | «Защитники Отечества» «В автопарке» | Встреча с ветеранами чеченской войны Экскурсия |
март | «Профессия моих родителей» | Круглый стол-встреча |
апрель | «Я за общие дела тоже отвечаю» «Шефская помощь» | Классный час Практическая работа |
май | Операция «Радость людям» Праздник труда | Оказание посильной помощи пожилым людям Классный праздник |
Родительское собрание: «Социализация ребёнка в семье»
Список использованной литературы:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2003.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа – пресс, 1994.
3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно – методические материалы / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. под ред. И.М.Бгажноковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 239 с.: илл.
Интернет ресурсы:
https://multiurok.ru/files/roditiel-skoie-sobraniie-po-tiemie-sotsializatsiia.html
http://pandia.ru/text/78/465/8546.php