Программа воспитательной работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

1
0
Материал опубликован 30 April 2022 в группе



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик» г. Саратова

приказ № от

м.п.



Программа воспитательной работы

летнего оздоровительного лагеря «Улыбка»

с дневным пребыванием детей

на базе МАОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик» г. Саратова


образовательно-игрового направления

для учащихся 1-3 классов


срок реализации – 21 день


Саратов 2022




Пояснительная записка

Летний оздоровительный лагерь «Улыбка» с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик» город Саратов, ул. им. Посадского И.Н., д. 308 А, 410005.

Адресат программы: учащиеся прогимназии 1-3 классов. При комплектовании особое внимание уделяется детям из многодетных семей, неполных семей обладающих статусом «одинокий родитель» (мать-одиночка), детям работников прогимназии и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Общее количество отрядов – 1.

Общее количество участников – 25 человек.

Продолжительность программы

Программа является краткосрочной и реализуется в течение лагерной смены (21 день).

Цель и задачи программы

Цель: создать условия полноценного безопасного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, формировать ключевые компетенции воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.

Основные задачи:

Организовать интересный и полезный отдых детей.

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Сформировать правила безопасного поведения.

Сформировать чувства патриотизма, активной жизненной и гражданской позиции.

Сформировать дружный коллектив.

Сформировать коммуникативные навыки в разновозрастной среде и среде сверстников.

Развивать творческие способности детей.

Тематика воспитательной программы лагеря: образовательно-игровая.

Основные средства реализации тематического блока:

- игра рассматривается как природосообразный способ «вхождения» ребенка в жизнь. Она имеет огромное значение для развития воображения и фантазии младшего школьника, а также вырабатывает различные аспекты познавательной активности, социальные способности, произвольность деятельности. Игра используется, как регулятор всех жизненных позиций ребенка, его эмоциональных переживаний;

- образование рассматривается как оптимальный способ, направленный на приобретение и закрепление практических знаний и умений по различным направлениям.

Формы занятий по содержанию: теоретические, практические.

При реализации программы используются различные образовательные технологии: развивающего обучения, игровая, оздоровительно-спортивная, досуговая, модульная, квест-технология, технология развития критического мышления.

Этапы реализации программы

1.Подготовительный:

Данный этап характеризуется тем, что до открытия лагеря с дневным пребыванием начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- разработка программы;

- подготовка к деятельности по реализации программы;

- подбор кадров;

- проведение совещаний для работников лагеря;

- подготовка методических материалов;

- составление плана мероприятий;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план мероприятий, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);

- комплектование отряда;

- проведение родительского собрания.

2. Организационный этап:

- реализация программы;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

- подготовка к совместной деятельности;

- организация мероприятий разной направленности, в том числе и на сплочение детского коллектива.

3.Основной:

- реализация основных положений программы;

- включение детей в образовательно-игровую, коллективно-творческую деятельность, - создание условий для развития самостоятельности и творчества у детей.

4. Заключительный:

- подведение итогов работы лагеря (наглядная демонстрация достижений детей);

- подведение итогов работы лагеря (отчетная документация);

- торжественное закрытие смены и награждение детей.

- анализ предложений детей, родителей, педагогов по деятельности летнего лагеря в будущем.


Содержание


Особенности организуемой в прогимназии воспитательной работы летнего оздоровительного лагеря

Программа воспитательной работы летнего оздоровительного лагеря «Улыбка» с дневным пребыванием детей на базе МАОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик» направлена на комплексное решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Важнейшей особенностью работы прогимназии является создание образовательно-игрового пространства, обеспечивающего максимально комфортные условия для пребывания ребенка.

Летний период как нельзя более благоприятен для развития творческого потенциала детей, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ в их жизни, новый режим с его особой стилистикой.

Процесс воспитания осуществляют педагоги прогимназии, реализующие по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Отличительной особенностью воспитательной работы прогимназии является детская общественная организация «Содружество», которая продолжает свою деятельность в летний период.

В летнем лагере «Улыбка» выстроена работа в различных направлениях, реализуются через накопленный опыт и традиции школьного сообщества по здоровьесбережению, профилактической работе, развитию школьного самоуправления, формированию у учащихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества.

Воспитательный процесс в прогимназии во время работы летнего оздоровительного лагеря осуществляется в тесном сотрудничестве с музеями имени К.Федина и А.Радищева, МАУ ДО «Центр детского творчества» Кировского района г. Саратова, библиотекой №40; МУК «Центральная городская библиотека», плавательным бассейном СГУ. Вся воспитательная деятельность прогимназии основывается на неукоснительном соблюдении законности и прав семьи и ребенка, соблюдении конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритете безопасности ребенка при нахождении в прогимназии. При этом воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями прогимназии и социума.


Календарный план

1день

01.06.2021

Остров детства (День защиты детей)

2 день

02.06.2021

Песни из любимых мультфильмов

3 день

03.06.2021

Эколята

4 день

06.06.2021

Пушкинский день

5 день

07.06.2021

День кувыркальщиков

6 день

08.06.2021

Всемирный день океанов

7 день

09.06.2021

День друзей

8 день

10.06.2021

"Мои любимые мультфильмы" (День рождения киностудии «Союзмультфильм»)

9 день

14.06.2021

День мороженого

10 день

15.06.2021

(Всемирный день ветра)

11 день

16.06.2021

Музейный день

12 день

17.06.2021

Остров Экологии

13 день

20.06.2021

Остров «Вежливости»

14 день

21.06.2021

День селфи

15  день

22.06.2021

День Памяти

16 день

23.06.2021

Юные олимпийцы (Международный Олимпийский день)

17 день

24.06.2021

Обо всем на свете

18 день

27.06.2021

(Всемирный день рыболовства)

19 день

28.06.2021

Народные приметы и фольклор

20 день

29.06.2021

«Остров прощания»

21 день

30.06.2021

Закрытие площадки


Режим дня

8.30 – 8.40

Прием детей

8.40 – 8.50

Зарядка

8.50 – 9.00

Линейка

9.00 – 9.20

Завтрак

9.30 – 13.30

Организационно-массовые мероприятия (экскурсии, прогулки, посещения театров, музеев, бассейна, библиотеки) по плану. Инструктажи «Минуты безопасности». Прогулка

13.30 – 14.00

Обед

14.00 – 15.30

Тихий час

15.45 – 16.00

Полдник

16.00– 17.00

Спортивный, музыкальный часы; беседы, игры, викторины, конкурсы по плану. Прогулка

17.00 – 18.00

Подвижные игры на свежем воздухе.

Подведение итогов дня. Уход детей домой


На практике реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы летней площадки, которые представлены в модулях.

Основная идея модулей – предоставление возможностей для раскрытия творческих, лидерских способностей каждого воспитанника, создание условий для самореализации потенциала детей в результате образовательно-игровой, коллективно-творческой и общественно-полезной деятельности. Мероприятия, включённые в программу, обучают, воспитывают, оздоравливают, развивают культуру детей, повышают духовно-нравственное, гражданское, художественно-эстетическое воспитание.

Модуль «Творческие группы»

Реализация педагогами прогимназии этого модуля предполагает следующее:

установление доверительных отношений между педагогами и детским коллективом, способствующих привлечению внимания детей к различным обсуждаемым темам, активизации их познавательной деятельности;

побуждение детей соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения, самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка воспитанников»;

организацию на занятиях активной деятельности учащихся, в том числе поисково-исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности;

разноплановые тематические занятия, занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;

организация интересных и полезных совместных дел, позволяющих упрочить

доверительные отношения со сверстниками и взрослыми, стать для детей значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

использование на занятиях интерактивных форм работы: квесты, игры-эксперименты, состязания; групповой работы или работы в парах с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексии вклада каждого в общий результат;

использование ИКТ технологий, обеспечивающих современные активности учащихся (мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, научно-популярные передачи, фильмы, мультфильмы).


Модуль «Мир вокруг нас»

В этом модуле воспитание детей в летний период осуществляется через:

вовлечение в интересную и полезную деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

формирование в творческих объединениях, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Творческая деятельность в прогимназии организована по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, общеинтеллек­туальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное.

Духовно-нравственное направление: социально-­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (посещение музеев, библиотек, парков города).

Спортивно-оздоровительное направление: создание условий для полноценного физического развития школьников, развития их ценностного отношения к своему здоровью, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, воспитания силы воли и ответственности (бассейн, подвижные игры, эстафеты, утренние зарядки, экологические тропы).

Социальное направление: включение детей в разнообразные значимые внутриотрядные, социально-ориентированные дела и проекты, обеспечение предпосылок формирования активной жизненной позиции и ответственно отношения к деятельности (арт-терапия, сказкотерапия, мульт-терапия).

Общеинтеллектуальное направление ориентировано на развитие творческой личности, способной к анализу, восприятию, преобразованию различной информации, а также на создание условий для самореализации личности младшего школьника. Целью его является формирование у младших школьников опыта продуктивной исследовательской деятельности и позитивного отношения к знанию как общественной и личностной ценности (интеллектуальные игры, викторины).

Общекультурное направление ориентировано на воспитание у школьников способности к эстетическому самоопределению через художественное творчество. Основой общекультурного воспитания является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Целью его является формирование у школьника в процессе создания и представления (презентации) художественного произведения способности управления культурным пространством своего существования (танцевальный флешмоб, музыкальный час, посещение кинозалов).


Модуль «Ключевые общелагерные дела»

Одним из направлений воспитательной работы в летнем лагере является создание системы ключевых общелагерных дел, в которых принимают участие дети. Такие дела планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами, учащимися и родителями. Ключевые дела способствуют интенсификации общения всех участников этого процесса, проявлению активности и ответственности за происходящее в прогимназии и окружающем мире.

Для реализации данного модуля используются следующие формы работы:

социальные проекты и акции: «День защиты детей»; «Всемирный день охраны окружающей среды» и др.;

патриотические всероссийские акции, посвященные значимым отечественным и международным событиям: «День России», «День памяти и скорби» и др.;

творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, (беседы, часы чтений, интеллектуальные игры, виртуальные экскурсии, конкурсы, спортивные мероприятия; выставки рисунков и поделок) и др.;

оказание индивидуальной помощи и коррекция поведения ребенка осуществляется через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать примером (предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы);

создание условий для реализации индивидуального участия детей в различных мероприятиях;

церемония награждения за активное участие в жизни летнего лагеря.


Модуль «Ранняя профориентация»

Работа ранней профориентации в прогимназии продолжается и во время работы летнего оздоровительного лагеря.

Цели: формировать первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека; создавать условия для базового понятия о разных профессиях; предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.

Задачи:

- воспитывать уважительное отношение ко всем профессиям без исключения;

- формировать понимание важности труда для человека;

- знакомить с разнообразием современных видов деятельности; приучать выполнять свою работу качественно;

- развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.

Формы мероприятий:

беседы, встречи;

игры («Продавец-консультант»; «Экскурсовод» «Библиотекарь» и др.

экскурсии (посещение музеев, библиотек, социальных объектов, творческих мастер-классов);

творческие проекты (групповые и индивидуальные);

конкурсы (рисунков/стенгазет, поделок, сочинений, проектов).


Модуль «Детская общественная организация «Содружество»

Детская общественная организация «Содружество» в прогимназии продолжает свою работу и вовремя летней оздоровительной кампании. Она является добровольной, самостоятельной и защищающей интересы своих членов. Также имеет свою символику и атрибутику (флаг, эмблема, галстуки, гимн), законы и девиз. Организация помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.

Основные цели модуля:

- выявление, изучение и развитие творческих личностных способностей учащихся;

- формирование отношений сотрудничества между детскими коллективами;

- формирование нового стиля сотрудничества между учителями, родителями и учениками.

Работа отряда летнего лагеря «Улыбка»:

общие сборы (ежедневные линейки);

общие сборы, посвященные памятным датам, праздникам, акциям и др.;

деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся лидера отряда (командир, заместителей командира), представляющих интересы отряда в общелагерных делах и призванных координировать его работу внутри отряда, с педагогами.

Название отряда: «Семицветик»

Девиз отряда:

Мы команда – «Семицветик».

Вместе за руки идём,

Друг друга мы не подведём!


Модуль «Преемственность в прогимназии»

Это преемственность начальной школы и дошкольных групп.

Основные задачи сотрудничества:

- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между участниками воспитательного процесса;

- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательной деятельности – воспитателей, учителей, детей и родителей;

- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Преемственность в прогимназии раскрывается через следующие направления:

Шефская работа – важная составляющая воспитательного процесса. Она направлена на формирование гражданского сознания, духовно-нравственное развитие каждого ребенка. Шефство детей, посещающих летний лагерь над дошкольными группами, создает условия для установления комфортной дружеской атмосферы в прогимназии. Школьники являются активными участниками различных «дошкольных» мероприятий: концертов, спектаклей, праздников, а также инициаторами проведения мастер-классов, игр и бесед.

Совместные мероприятия разной направленности: социальные акции, спортивные, творческие, приуроченные к памятным датам и календарным праздникам.


Модуль «Малая родина. Изучаем. Сохраняем. Преумножаем»

Цель модуля: приобщение к культуре земли Саратовской, включение учащихся в природоохранную деятельность по сохранению природы родного края и воспитание чувства патриотизма.

В рамках данного модуля проводятся различные мероприятия:

- образовательно-игровые мероприятия (викторины, интеллектуальные игры);

- традиционные экскурсии-прогулки «Экологическая тропа», посещение парков города;

- экскурсии в музеи, в театры города;

- спортивно – патриотические мероприятия.


Система поощрения детей

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции детей, посещающих лагерь, строится на следующих принципах:

- публичность поощрения (награждение участников на линейках);

- прозрачность правил поощрения (при выдвижении кандидатур учитываются соблюдение правил, активное участие);

- дифференцированность поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).




Список используемых ресурсов


https://infourok.ru/programma-vokrug-leta-za-21-den-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-s-dnevnym-prebyvaniem-detej-5221927.html

https://school5lbt.yanao.ru/files/lager/prog_Lager2021.pdf

https://infourok.ru/programma-programma-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-dnevnogo-prebyvaniya-detej-druzhba-6082967.html

https://progymnasium.ru/images/1920/Lager/programma_lagerya.pdf


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации