Программа воспитательной работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик» г. Саратова
приказ № от м.п. |
Программа воспитательной работы
летнего оздоровительного лагеря «Улыбка»
с дневным пребыванием детей
на базе МАОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик» г. Саратова
образовательно-игрового направления
для учащихся 1-3 классов
срок реализации – 21 день
Саратов 2022
Пояснительная записка
Летний оздоровительный лагерь «Улыбка» с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик» город Саратов, ул. им. Посадского И.Н., д. 308 А, 410005.
Адресат программы: учащиеся прогимназии 1-3 классов. При комплектовании особое внимание уделяется детям из многодетных семей, неполных семей обладающих статусом «одинокий родитель» (мать-одиночка), детям работников прогимназии и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Общее количество отрядов – 1.
Общее количество участников – 25 человек.
Продолжительность программы
Программа является краткосрочной и реализуется в течение лагерной смены (21 день).
Цель и задачи программы
Цель: создать условия полноценного безопасного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, формировать ключевые компетенции воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.
Основные задачи:
Организовать интересный и полезный отдых детей.
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Сформировать правила безопасного поведения.
Сформировать чувства патриотизма, активной жизненной и гражданской позиции.
Сформировать дружный коллектив.
Сформировать коммуникативные навыки в разновозрастной среде и среде сверстников.
Развивать творческие способности детей.
Тематика воспитательной программы лагеря: образовательно-игровая.
Основные средства реализации тематического блока:
- игра рассматривается как природосообразный способ «вхождения» ребенка в жизнь. Она имеет огромное значение для развития воображения и фантазии младшего школьника, а также вырабатывает различные аспекты познавательной активности, социальные способности, произвольность деятельности. Игра используется, как регулятор всех жизненных позиций ребенка, его эмоциональных переживаний;
- образование рассматривается как оптимальный способ, направленный на приобретение и закрепление практических знаний и умений по различным направлениям.
Формы занятий по содержанию: теоретические, практические.
При реализации программы используются различные образовательные технологии: развивающего обучения, игровая, оздоровительно-спортивная, досуговая, модульная, квест-технология, технология развития критического мышления.
Этапы реализации программы
1.Подготовительный:
Данный этап характеризуется тем, что до открытия лагеря с дневным пребыванием начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- разработка программы;
- подготовка к деятельности по реализации программы;
- подбор кадров;
- проведение совещаний для работников лагеря;
- подготовка методических материалов;
- составление плана мероприятий;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план мероприятий, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);
- комплектование отряда;
- проведение родительского собрания.
2. Организационный этап:
- реализация программы;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
- подготовка к совместной деятельности;
- организация мероприятий разной направленности, в том числе и на сплочение детского коллектива.
3.Основной:
- реализация основных положений программы;
- включение детей в образовательно-игровую, коллективно-творческую деятельность, - создание условий для развития самостоятельности и творчества у детей.
4. Заключительный:
- подведение итогов работы лагеря (наглядная демонстрация достижений детей);
- подведение итогов работы лагеря (отчетная документация);
- торжественное закрытие смены и награждение детей.
- анализ предложений детей, родителей, педагогов по деятельности летнего лагеря в будущем.
Содержание
Особенности организуемой в прогимназии воспитательной работы летнего оздоровительного лагеря
Программа воспитательной работы летнего оздоровительного лагеря «Улыбка» с дневным пребыванием детей на базе МАОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик» направлена на комплексное решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Важнейшей особенностью работы прогимназии является создание образовательно-игрового пространства, обеспечивающего максимально комфортные условия для пребывания ребенка.
Летний период как нельзя более благоприятен для развития творческого потенциала детей, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ в их жизни, новый режим с его особой стилистикой.
Процесс воспитания осуществляют педагоги прогимназии, реализующие по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Отличительной особенностью воспитательной работы прогимназии является детская общественная организация «Содружество», которая продолжает свою деятельность в летний период.
В летнем лагере «Улыбка» выстроена работа в различных направлениях, реализуются через накопленный опыт и традиции школьного сообщества по здоровьесбережению, профилактической работе, развитию школьного самоуправления, формированию у учащихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества.
Воспитательный процесс в прогимназии во время работы летнего оздоровительного лагеря осуществляется в тесном сотрудничестве с музеями имени К.Федина и А.Радищева, МАУ ДО «Центр детского творчества» Кировского района г. Саратова, библиотекой №40; МУК «Центральная городская библиотека», плавательным бассейном СГУ. Вся воспитательная деятельность прогимназии основывается на неукоснительном соблюдении законности и прав семьи и ребенка, соблюдении конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритете безопасности ребенка при нахождении в прогимназии. При этом воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями прогимназии и социума.
Календарный план
1день | 01.06.2021 | Остров детства (День защиты детей) |
2 день | 02.06.2021 | Песни из любимых мультфильмов |
3 день | 03.06.2021 | Эколята |
4 день | 06.06.2021 | Пушкинский день |
5 день | 07.06.2021 | День кувыркальщиков |
6 день | 08.06.2021 | Всемирный день океанов |
7 день | 09.06.2021 | День друзей |
8 день | 10.06.2021 | "Мои любимые мультфильмы" (День рождения киностудии «Союзмультфильм») |
9 день | 14.06.2021 | День мороженого |
10 день | 15.06.2021 | (Всемирный день ветра) |
11 день | 16.06.2021 | Музейный день |
12 день | 17.06.2021 | Остров Экологии |
13 день | 20.06.2021 | Остров «Вежливости» |
14 день | 21.06.2021 | День селфи |
15 день | 22.06.2021 | День Памяти |
16 день | 23.06.2021 | Юные олимпийцы (Международный Олимпийский день) |
17 день | 24.06.2021 | Обо всем на свете |
18 день | 27.06.2021 | (Всемирный день рыболовства) |
19 день | 28.06.2021 | Народные приметы и фольклор |
20 день | 29.06.2021 | «Остров прощания» |
21 день | 30.06.2021 | Закрытие площадки |
Режим дня
8.30 – 8.40 | Прием детей |
8.40 – 8.50 | Зарядка |
8.50 – 9.00 | Линейка |
9.00 – 9.20 | Завтрак |
9.30 – 13.30 | Организационно-массовые мероприятия (экскурсии, прогулки, посещения театров, музеев, бассейна, библиотеки) по плану. Инструктажи «Минуты безопасности». Прогулка |
13.30 – 14.00 | Обед |
14.00 – 15.30 | Тихий час |
15.45 – 16.00 | Полдник |
16.00– 17.00 | Спортивный, музыкальный часы; беседы, игры, викторины, конкурсы по плану. Прогулка |
17.00 – 18.00 | Подвижные игры на свежем воздухе. Подведение итогов дня. Уход детей домой |
На практике реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы летней площадки, которые представлены в модулях.
Основная идея модулей – предоставление возможностей для раскрытия творческих, лидерских способностей каждого воспитанника, создание условий для самореализации потенциала детей в результате образовательно-игровой, коллективно-творческой и общественно-полезной деятельности. Мероприятия, включённые в программу, обучают, воспитывают, оздоравливают, развивают культуру детей, повышают духовно-нравственное, гражданское, художественно-эстетическое воспитание.
Модуль «Творческие группы»
Реализация педагогами прогимназии этого модуля предполагает следующее:
установление доверительных отношений между педагогами и детским коллективом, способствующих привлечению внимания детей к различным обсуждаемым темам, активизации их познавательной деятельности;
побуждение детей соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения, самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка воспитанников»;
организацию на занятиях активной деятельности учащихся, в том числе поисково-исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности;
разноплановые тематические занятия, занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;
организация интересных и полезных совместных дел, позволяющих упрочить
доверительные отношения со сверстниками и взрослыми, стать для детей значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
использование на занятиях интерактивных форм работы: квесты, игры-эксперименты, состязания; групповой работы или работы в парах с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексии вклада каждого в общий результат;
использование ИКТ технологий, обеспечивающих современные активности учащихся (мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, научно-популярные передачи, фильмы, мультфильмы).
Модуль «Мир вокруг нас»
В этом модуле воспитание детей в летний период осуществляется через:
вовлечение в интересную и полезную деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в творческих объединениях, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Творческая деятельность в прогимназии организована по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное.
Духовно-нравственное направление: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (посещение музеев, библиотек, парков города).
Спортивно-оздоровительное направление: создание условий для полноценного физического развития школьников, развития их ценностного отношения к своему здоровью, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, воспитания силы воли и ответственности (бассейн, подвижные игры, эстафеты, утренние зарядки, экологические тропы).
Социальное направление: включение детей в разнообразные значимые внутриотрядные, социально-ориентированные дела и проекты, обеспечение предпосылок формирования активной жизненной позиции и ответственно отношения к деятельности (арт-терапия, сказкотерапия, мульт-терапия).
Общеинтеллектуальное направление ориентировано на развитие творческой личности, способной к анализу, восприятию, преобразованию различной информации, а также на создание условий для самореализации личности младшего школьника. Целью его является формирование у младших школьников опыта продуктивной исследовательской деятельности и позитивного отношения к знанию как общественной и личностной ценности (интеллектуальные игры, викторины).
Общекультурное направление ориентировано на воспитание у школьников способности к эстетическому самоопределению через художественное творчество. Основой общекультурного воспитания является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Целью его является формирование у школьника в процессе создания и представления (презентации) художественного произведения способности управления культурным пространством своего существования (танцевальный флешмоб, музыкальный час, посещение кинозалов).
Модуль «Ключевые общелагерные дела»
Одним из направлений воспитательной работы в летнем лагере является создание системы ключевых общелагерных дел, в которых принимают участие дети. Такие дела планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами, учащимися и родителями. Ключевые дела способствуют интенсификации общения всех участников этого процесса, проявлению активности и ответственности за происходящее в прогимназии и окружающем мире.
Для реализации данного модуля используются следующие формы работы:
социальные проекты и акции: «День защиты детей»; «Всемирный день охраны окружающей среды» и др.;
патриотические всероссийские акции, посвященные значимым отечественным и международным событиям: «День России», «День памяти и скорби» и др.;
творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, (беседы, часы чтений, интеллектуальные игры, виртуальные экскурсии, конкурсы, спортивные мероприятия; выставки рисунков и поделок) и др.;
оказание индивидуальной помощи и коррекция поведения ребенка осуществляется через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать примером (предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы);
создание условий для реализации индивидуального участия детей в различных мероприятиях;
церемония награждения за активное участие в жизни летнего лагеря.
Модуль «Ранняя профориентация»
Работа ранней профориентации в прогимназии продолжается и во время работы летнего оздоровительного лагеря.
Цели: формировать первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека; создавать условия для базового понятия о разных профессиях; предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение ко всем профессиям без исключения;
- формировать понимание важности труда для человека;
- знакомить с разнообразием современных видов деятельности; приучать выполнять свою работу качественно;
- развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.
Формы мероприятий:
беседы, встречи;
игры («Продавец-консультант»; «Экскурсовод» «Библиотекарь» и др.
экскурсии (посещение музеев, библиотек, социальных объектов, творческих мастер-классов);
творческие проекты (групповые и индивидуальные);
конкурсы (рисунков/стенгазет, поделок, сочинений, проектов).
Модуль «Детская общественная организация «Содружество»
Детская общественная организация «Содружество» в прогимназии продолжает свою работу и вовремя летней оздоровительной кампании. Она является добровольной, самостоятельной и защищающей интересы своих членов. Также имеет свою символику и атрибутику (флаг, эмблема, галстуки, гимн), законы и девиз. Организация помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Основные цели модуля:
- выявление, изучение и развитие творческих личностных способностей учащихся;
- формирование отношений сотрудничества между детскими коллективами;
- формирование нового стиля сотрудничества между учителями, родителями и учениками.
Работа отряда летнего лагеря «Улыбка»:
общие сборы (ежедневные линейки);
общие сборы, посвященные памятным датам, праздникам, акциям и др.;
деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся лидера отряда (командир, заместителей командира), представляющих интересы отряда в общелагерных делах и призванных координировать его работу внутри отряда, с педагогами.
Название отряда: «Семицветик»
Девиз отряда:
Мы команда – «Семицветик».
Вместе за руки идём,
Друг друга мы не подведём!
Модуль «Преемственность в прогимназии»
Это преемственность начальной школы и дошкольных групп.
Основные задачи сотрудничества:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между участниками воспитательного процесса;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательной деятельности – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Преемственность в прогимназии раскрывается через следующие направления:
Шефская работа – важная составляющая воспитательного процесса. Она направлена на формирование гражданского сознания, духовно-нравственное развитие каждого ребенка. Шефство детей, посещающих летний лагерь над дошкольными группами, создает условия для установления комфортной дружеской атмосферы в прогимназии. Школьники являются активными участниками различных «дошкольных» мероприятий: концертов, спектаклей, праздников, а также инициаторами проведения мастер-классов, игр и бесед.
Совместные мероприятия разной направленности: социальные акции, спортивные, творческие, приуроченные к памятным датам и календарным праздникам.
Модуль «Малая родина. Изучаем. Сохраняем. Преумножаем»
Цель модуля: приобщение к культуре земли Саратовской, включение учащихся в природоохранную деятельность по сохранению природы родного края и воспитание чувства патриотизма.
В рамках данного модуля проводятся различные мероприятия:
- образовательно-игровые мероприятия (викторины, интеллектуальные игры);
- традиционные экскурсии-прогулки «Экологическая тропа», посещение парков города;
- экскурсии в музеи, в театры города;
- спортивно – патриотические мероприятия.
Система поощрения детей
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции детей, посещающих лагерь, строится на следующих принципах:
- публичность поощрения (награждение участников на линейках);
- прозрачность правил поощрения (при выдвижении кандидатур учитываются соблюдение правил, активное участие);
- дифференцированность поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
https://school5lbt.yanao.ru/files/lager/prog_Lager2021.pdf
https://progymnasium.ru/images/1920/Lager/programma_lagerya.pdf