Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» с. Дивное
Центр естественно-научного и технического профилей «Точка роста»
СОГЛАСОВАНО: Руководитель Центра образования естественно-научной и технологическойнаправленности «Точка Роста» ____________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ СОШ №1 с.Дивное _______________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
общеразвивающая
естественно-научной направленности
«Юные исследователи»
(название программы)
Уровень программы:ознакомительный
(ознакомительный, базовый, углубленный)
Возрастная категория: от 6 до 7 лет
Состав группы:10-15 человек
(количество учащихся)
Срок реализации: 1 год
ID-номер программы в Навигаторе:
| Автор-составитель: Крячко Светлана Николаевна педагог дополнительного образования МКОУ СОШ № 1 с. Дивное |
с. Дивное
2024 год
Комплекс основных характеристик образовательной программы
Пояснительная записка
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г.№ 1490 «О лицензировании образовательной деятельности».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г.№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы: естественно-научная.
Уровень освоения программы: ознакомительный. .
.В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности.
Новизна программы. Общеизвестно, что основы мировоззрения человека закладываются в детском и раннем школьном возрасте. Преподавание естественных наук в школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Однако, не смотря на объединяющий в себе все эти элементы естественных наук учебник, используемый в начальной школе, научные факты изучаются каждый в отдельности, при этом практически не выделяются взаимосвязи между ними. Обучение в школе часто опирается на заучивание большого количества фактического материала, при этом новые факты часто не связаны с повседневным опытом школьника. В дополнение к школьному курсу в данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные связи. Это дает ребенку возможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах - найти свое место в мироздании. Такой подход к обучению поддерживает и развивает естественную любознательность школьников.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности. Программа составлена на основе материала, взятого из серии книг «Простая наука для детей», «Физика для малышей»
Объём программы. Программа рассчитана на 36 часов в год.
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий. 1 занятие в неделю по одному академическому часу согласно расписанию.
Форма обучения. Очная.
Цель программы – создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности
Задачи программы:
Обучающие:
выявлять интересы, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор;
содействовать формированию мыслительных навыков: делать выводы, умозаключения, доказывая свою точку зрения через исследовательскую деятельность.
Развивающие:
создавать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формировать критическое мышление, способности к сотрудничеству, коммуникации и самопрезентации;
Воспитательные:
способствовать формированию коммуникативных компетенций;
воспитывать уважение к сверстникам, умение принимать чужую точку зрения;
воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» интегрирует в себе пропедевтику физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Она предусмотрена для младших школьников, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными объектами живой и неживой природы и должен уметь обращаться с ними.
Характерной особенностью данной программы является его нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.
Программа насыщена практическими работами, беседами, дискуссиями, викторинами, занятиями-путешествиями, опытами, наблюдениями, экспериментами, защитой творческих работ и проектов, онлайн-экскурсий, самопрезентациями, интеллектуальными играми.
Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту. Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения различных проблем.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует знания физики, биологии, географии, позволяя создать положительную мотивацию к обучению, формирует у учащихся экологическую грамотность.)
Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и проектирования в процессе обучения по данной программе, создаются связи внутреннего мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, ребёнок устанавливает личностные эмоционально окрашенные связи с объектами и явлениями окружающего мира.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся будут знать:
правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
названия и правила пользования приборов – помощников при проведении опытов;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные физические, химические, географические, астрономические, экологические понятия;
свойства и явления природы;
основы проектно-исследовательской деятельности, структуру исследовательской работы (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); будут владеть понятиями, что такое «проект», «исследование», «гипотеза», «эксперимент», «опыт».
Обучающиеся будут уметь:
применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы;
вести наблюдения за окружающей природой;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
отличать наблюдение от опыта и эксперимента, работать с помощью простейшего оборудования;
выделять объект исследования, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы, научатся оформлять результаты исследования;
проводить наблюдение, исследование, эксперименты с помощью педагога;
работать в группе;
овладеют навыками публичного выступления.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
любовь к природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Юные исследователи»
В результате изучения программы «Юные исследователи» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;
познакомятся с методами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, измерения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Личностные универсальные учебные действия
У школьника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
под руководством учителя осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
под руководством учителя адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
1 класс
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- осваивать материал на основе плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
- выполнять практические действия: уход за комнатными растениями, высадка комнатных растений
- наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
- выделять главную мысль на основе анализа текста;
- делать выводы из фактов, совокупности фактов;
- выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
После изучения данной программы по реализации основной цели учащиеся должны знать:
1) Первоначальные сведения о том, что изучают предметы физики, химии, биологии, географии и экологии.
2) Свойства воздуха и воды.
3) Влияние человека на природу.
4) Признаки химических и физических явлений.
5) Круговорот воды в природе.
6)Правила ухода за домашними животными (кошками, собаками). Соблюдение правил безопасного поведения с домашними животными.
7)Первоначальные сведения о влиянии человека на окружающую среду.
8)Основы првильного питания.
9)Правила ТБ по изучаемым темам.
Учащиеся должны уметь:
1) Отличать простые изменения в развитии растений.
2) Описывать явления в живой и неживой природе.
3) Работать с простейшим лабораторным оборудованием.
4) Планировать и проводить простейшие опыты и эксперименты.
5) Описывать опыты, явления.
6)Выполнять проектные задания.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Юные исследователи»
1 класс (36ч)
Раздел 1. Учимся наблюдать природу (15 ч).
Данный раздел включает в себя три тематические группы.
Жизнь растений (7 ч)
Учащиеся знакомятся с наукой биология, узнают первоначальные сведения о многообразии Царства растений: водорослями, мхами, грибами, лишайниками, голосеменными и цветковыми растениями. Первоклассники узнают о строении цветковых растений, значении каждой части растения (корня, стебля, листа, цветка, плода и семени), узнают о роли цветковых растений в жизни людей. Дети узнают о роли семян, проводят целенаправленное наблюдение за развитием семени. Учащиеся получают сведения о комнатных растениях, местах их природного обитания, приобретая первоначальные географические сведения (материки), знакомятся с основными правилами ухода за комнатными растениями, проводят наблюдения, сравнивая способы размножения комнатных растений: семенами и черенками. Младшие школьники включаются в самостоятельное решение учебных задач. Развивают исследовательскую компетенцию, изучая изменения в жизни растений осенью, проводят фенологические наблюдения, фиксируют их.
Что такое экология (3 ч)
Учащиеся получают первоначальные сведения о том, что такое экология, как человек влияет на окружающую среду, что может сделать первоклассник для сохранения природы. Проводится экскурсия в экологический зал школы. Дети получают сведения о здоровом образе жизни, знания о правилах здорового питания.
В мире животных (5 ч)
Учащиеся познакомятся с многообразием насекомых, их роли в природе и значении для человека. Дети узнают о неоценимой пользе насекомых в роли опылителей цветковых растений, узнают о насекомых-вредителях, получат первоначальные сведения о многообразии видов насекомых. проведут наблюдения с помощью электронного микроскопа (строения лапки мухи, ротовых аппаратов кровососущих насекомых). Ребята узнают о правилах соблюдения гигиены. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Завершающие занятия раздела отводятся на изучение домашних животных. Дети познакомятся с историей одомашнивания животных, узнают основные правила уходя за домашними питомцами. Учащиеся выполнят мини-проект «Уход за домашним питомцем»
Раздел 2. Физика вокруг нас (21 ч)
Звук (2 ч)
Учащиеся познакомятся с различными звуками природы, почему возникает эхо. Научатся понимать природу звука, с помощью экспериментов получать звук от дрожащих предметов: линейки, резинки; сконструируют спичечный телефон.
Свет (2 ч)
Учащиеся получают первоначальные сведения о световых лучах, изучают принцип устройства калейдоскопа и перископа, изготавливают коллективно модель перископа.
Теплота (1 ч)
Учащиеся получают ответ на вопрос: «Греет ли шуба?», проводя опыт с мороженым и анализируя сказку «Два Мороза». Данная тема позволяет развивать мышление, воображение, способствует формированию делать умозаключения.
Жидкости, газы и твёрдые тела (7 ч)
Учащиеся изучат свойства воздуха и воды, узнают о трёх агрегатных состояниях вещества на примере воды. Познакомятмя с тем, как образуется снег, получат сведения о круговороте воды в природе, принципом устройства водяной мельницы. Получать сведения о важности воды для человечества, необходимости охраны водных ресурсов.
Пространство и движение (3 ч)
Изучая данную тему, дети узнают о способах ориентирование по времени в природных условиях, как устроены солнечные часы. Познакомятся с тем, как создаются мультфильмы.
Инерция и движение (6 ч)
Дети познакомятся с понятиями «скорость движения», «инерция», с тем, что инерция – неотъемлемая часть предметов. Узнают о том, как люди научились использовать силу ветра. Выполнят коллективный проект «Воздушный змей»
Используемое оборудование:
Гербарий растений для начальной школы.
Набор для начальной школы «Свойства воздуха»
Набор для начальной школы «Свойства воды»
Электронный микроскоп
Предметные стёкла
Препараты: лапка мухи, ротовые аппараты насекомых, одноклеточные водоросли, дезинтерийная амёба.
Мультимедийное оборудование.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
| Раз Раздел 1. Учимся наблюдать природу (15 ч) | |
1 | Жизнь растений | 7 |
2 | Что такое экология? | 3 |
3 | В мире животных | 5 |
| Раздел 2. Физика вокруг нас (21 ч) | |
1 | Звук | 2 |
2 | Свет | 2 |
3 | Теплота | 1 |
4 | Жидкости, газы и твёрдые тела | 7 |
5 | Пространство и движение | 3 |
6 | Инерция и движение | 6 |
| Итого: | 36 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела/ Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт. |
| Раздел 1. Учимся наблюдать природу | 15 | | |
1 | Вводное занятие | 1 | | |
| Жизнь растений | 6 | | |
2 | Многообразие растений | 1 | | |
3 | Многообразие растений. Практическая работа «Строение цветкового растения» | 1 | | |
4 | Как появляются новые растения? Практическая работы «Разновидности семян». Закладка опыта «Прорастанеие семян» | 1 | | |
5 | Откуда в нашем доме комнатные растения? Закладка опыта «Размножение растений черенками» | 1 | | |
6 | Уход за комнатными цветами | 1 | | |
7 | Почему желтеют листья на деревьях? | 1 | | |
| Что такое экология? | 3 | | |
8 | Что такое экология? | 1 | | |
9 | Экскурсия в экологический зал школы | 1 | | |
10 | Зачем человеку нужно есть фрукты и овощи | 1 | | |
| В мире животных | 5 | | |
11 | Такие разные насекомые | 1 | | |
12 | Такие разные насекомые. Практическая работа «Строение частей тела насекомых» | 1 | | |
13 | Наши питомцы | 1 | | |
14 | Мини-проект «Как ухаживать за домашними питомцами» | 1 | | |
15 | Мини-проект «Как ухаживать за домашними питомцами» | 1 | | |
| Раздел 2. Физика вокруг нас | 21 | | |
| Звук | 2 | | |
16 | Зачем зайцу длинные уши? Эксперимент «Как образуется звук» | 1 | | |
17 | Как аукнется, так и откликнется. Как образуется эхо. | 1 | | |
| Свет | 2 | | |
18 | Солнечные зайчики | 1 | | |
19 | Фокусы с зеркалами. Практическая работа «Изготовление перископа» | 1 | | |
| Теплота | 1 | | |
20 | Греет ли шуба? Опыт с мороженым | 1 | | |
| Жидкости, газы и твёрдые тела | 7 | | |
21 | Почему взлетает воздушный шар? | 1 | | |
22 | Почему дует ветер. Практическая работа | 1 | | |
23 | Жидкие камни | 1 | | |
24 | Твёрдая вода | 1 | | |
25 | Почему идёт дождь? Практическая работа | 1 | | |
26 | Почему идёт снег? | 1 | | |
27 | Как люди научились использовать силу воды? Практическая работа | 1 | | |
| Пространство и движение | 3 | | |
28 | Солнечные часы. Цветочные часы | 1 | | |
29 | Как создаются мультфильмы? | 1 | | |
30 | Как создаются мультфильмы. Практическая работа | | | |
| Инерция и движение | 6 | | |
31 | Зачем кораблю паруса? | 1 | | |
32 | Старая мельница | 1 | | |
33 | Почему взлетает воздушный змей? | 1 | | |
34-35 | Коллективный проект «Конструирование воздушного змея» | 2 | | |
36 | Итоговое занятие | 1 | | |
| Итого: | 36 | | |
Литература и Интернет-ресурсы:
Экология. Мир вокруг меня, В.Г. Рудский, Томск, 2018
Физика для малышей, Л.Л. Сикорук, Москва, Просвещение, 2023
Детские энциклопедии и другая справочная литература
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2018.
Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва: Просвещение, 2013
Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/