Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные исследователи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 172 «Львёнок» города Чебоксары Чувашской Республики
Принята на заседании педагогического совета от «__» __________2019 г. Протокол № _______ | Утверждено. Заведующий МБДОУ «Детский сад № 172» г. Чебоксары _______________Сотникова Л.В. «__»_______________ 2019 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Юные исследователи»
Возраст обучающихся – 5-6 лет
Срок реализации программы – 9 месяцев
Автор-составитель:
Абросимова Анастасия Владимировна,
воспитатель,
педагог дополнительного
образования
г. Чебоксары, 2019
Нормативные основания для создания дополнительной общеразвивающей программы.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014№ 1726-р)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО "Московский государственный педагогический университет", ФГАУ "Федеральный институт развития образования" и АНО дополнительного профессионального образования "Открытое образование"
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (рассматривается только как методические рекомендации)
Устав образовательной организации(учреждения)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Актуальность и новизна программы.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.
В связи с этим на сегодняшний день актуальным является изучение детского экспериментирования.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, а также является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
В условиях внедрения ФГОС ДО поисково-исследовательская деятельность (экспериментирование) является одним из направлений развития личности дошкольника. Данная деятельность носит интегрированный характер и помогает в реализации образовательных областей.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.
1.2. Цель и задачи реализации программы.
Цель программы: углублять представления детей об объектах неживой природы; учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, наблюдать, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты.
Задачи
Учить детей наблюдать, запоминать, сравнивать, делать простейшие умозаключения.
Побуждать детей к самостоятельной деятельности.
Воспитывать интерес и активность к познанию нового через экспериментально-опытническую работу с объектами природы.
1.3.Уровень сложности программы.
Стартовый.
– освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой в области экспериментирования и исследовательской деятельности дошкольников;
– общедоступные и универсальные формы обучения;
– минимальная сложность материала.
1.4.Категория учащихся.
Целевая группа потребителей образовательной услуги – дети дошкольного возраста, 5-6 лет.
1.5.Объем и срок освоения программы.
Срок реализации программы: 9 месяцев (сентябрь - май).
Общее количество занятий – 36 занятий, 1 раз в неделю, длительность занятий – 25 минут.
1.6.Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности.
Форма обучения – очная. Занятия проводятся по группам -10-15 человек.
Занятия проводятся в утренний отрезок времени, в групповом помещении ДОУ, в кабинете дополнительного образования, с использованием игровых методов, для работы с детьми дошкольного возраста, дидактических и развивающих игр.
В основе работы педагога с детьми – получением новых знаний и сведений.
Занятия построены в определенной последовательности, и каждая часть несет свою смысловую нагрузку.
1.7.Отличительные особенности.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой
тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован.
В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый
отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они
чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
предлагает возможные решения;
проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
делает выводы в соответствии с результатом проверки;
прменяет выводы к новым данным;
делает обобщения.
Программа построена на основе следующих принципов
Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития
Принцип «развивающей интриги»
Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания
Принцип деятельного подхода к развитию личности
Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности
Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности
Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)
1.8.Условия реализации программы.
Группа детей формируется на основе запросов родителей и желания детей.
Зачисление в группу возможно на любом этапе.
Для реализации программы созданы условия: в кабинете имеются необходимое оборудование и материалы.
1.9.Планируемые результаты освоения программы.
К концу обучения дети должны:
Развитие познавательных способностей детей:
Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.
Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.
Формируются коммуникативные навыки.
СОДЕРЖАНИЕ.
2.1.Учебный план.
№ пп | Тема | Количество часов | Содержание | Формы контроля/ аттестации |
1 | Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента. | 1 | Дать представление о том, кто такие ученые, о назначении детской лаборатории; о способе познания мира – эксперименте (опыте), познакомить с приборами для наблюдения и опытов, дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. | нет |
2 | Вода – самое удивительное вещество на Земле | 1 | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; дать понятие о значимости воды в жизни человека; воспитывать бережное отношение к воде. | нет |
3 | Свойства воды. | 1 | Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса), определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. | нет |
4 | Крашеные цветы | 1 | Дать представление о том, как вода попадает в растение, как она передвигается к его органам. | нет |
5 | Опыты с пеной | 1 | Познакомить детей с нетрадиционным материалом - пеной. Формировать представления о свойствах пены: «белая», «воздушная», «легкая». Развивать навыки экспериментальной деятельности, тактильные ощущения, воображение и фантазию, эмоциональную отзывчивость. | нет |
6 | Мыльные пузыри | 1 | Продолжать знакомить детей с взаимодействием воды с другими предметами: мылом. Формировать представления о материалах ингредиентах необходимых для получения мыльного раствора. Развивать умения приобретать знания по средствам проверки практических опытов, делать выводы, обобщения, упражнять в умении пользоваться схемой алгоритмом. | нет |
7 | Чудеса в молоке | 1 | Познакомить со свойствами молока. Расширить знания о его составе и о пользе для человека. Закрепить знания о том, что молоко входит в состав многих продуктов. Воспитывать умение работать в коллективе, желание участвовать в опытно - экспериментальной деятельности. | нет |
8 | Сладкие опыты | 1 | Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы, познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека, закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности, упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром. | нет |
9 | Чудо-ягода лесная | 1 | Учить детей делать выводы согласно выполненному заданию, развивать умение пользоваться схемами в процессе опытнической деятельности, воспитывать ценностного отношения к собственному труду, труду других детей и его результатам. | нет |
10 | Эксперименты с мукой | 1 | Познакомить со свойствами муки, продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий, развивать познавательный интерес к экспериментированию. | нет |
11 | Делаем цветное тесто | 1 | Научить детей делать тесто из муки и соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности, учить детей простейшим приемам исследовательской деятельности; развивать умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности, развивать творческие способности. | нет |
12 | Поиски воздуха | 1 | Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения, с его значением для всего живого. Развивать познавательную активность во время экспериментирования, активизировать речь детей, обогащать словарь. | нет |
13 | Ветер-ветерок | 1 | Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воздуха, формировать представления о ветре и его свойстве, расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте. | нет |
14 | Теплая капелька | 1 | Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность. делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой . | нет |
15 | Три агрегатных состояния воды | 1 | Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, пара, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. | нет |
16 | Где рождаются снежинки | 1 | Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Воспитывать бережное отношение к природе. | нет |
17 | Снег | 1 | Продолжить обучение практическому исследованию природных явлений. Расширять представления детей о воде, снеге, помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. | нет |
18 | Снег и лед | 1 | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | нет |
19 | Цветные льдинки | 1 | В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления. | нет |
20 | Искусственный снег | 1 | Способствовать формированию собственного познавательного опыта у детей через практическую деятельность. Познакомить со способом изготовления искусственного снега. Закрепить правила техники безопасности во время проведения эксперимента. Воспитывать аккуратность при работе со «снегом», самостоятельность. | нет |
21 | Соль на столе | 1 | Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом, развивать краеведческую любознательность; формировать познавательный интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природным богатствам. | нет |
22 | Выращиваем кристаллы | 1 | Уточнить представления детей о свойствах воды, вспомнить вещества которые растворяются в воде, познакомить детей с понятием «кристалл», учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли, развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения | нет |
23 | Магнитные силы | 1 | Выявить свойства магнита, особенности взаимодействия; познакомить с действием магнитных сил, развивать логическое мышление, речь. | нет |
24 | Путешествие капельки | 1 | Систематизировать знания детей о трёх агрегатных состояниях вещества. Показать, что любое вещество может перейти из одного состояния в другое, через моделирование маленькими человечками. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе». Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов. Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов. | нет |
25 | Чистый воздух и вода – богатство страны | 1 | Дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды. | нет |
26 | Свойства крахмала | 1 | Познакомить со свойствами крахмала, учить проводить опыты с крахмалом, формулировать выводы по результатам экспериментов. Развивать познавательный интерес к экспериментированию. | нет |
27 | Пластилин из крахмала | 1 | Активизировать познавательно-исследовательские действия детей на примере проведения опытов и экспериментов из подручных материалов. Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками в творческой игровой деятельности с самостоятельно изготовленными игрушками, вызываем радость открытий полученных из экспериментальных опытов. | нет |
28 | Делаем пластилин | 1 | Научить технологической последовательности изготовления пластилина из клея ПВА, развивать творческое мышление, самостоятельность, мелкую моторику пальцев рук, воспитывать творческое начало личности, эстетический вкус. | нет |
29 | Песочная страна | 1 | Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | нет |
30 | Цветной песок | 1 | Познакомить со способами изготовления цветного песка разными способами и изготовления из него рисунка. Продолжать способствовать проведению опытно-экспериментальной деятельности под руководством педагога. Развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта», творческие способности. | нет |
31 | Свет и тень | 1 | Познакомить детей со свойствами тени через опытно-экспериментальную деятельность. Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; формировать навыки сотрудничества. | нет |
32 | Песок и глина | 1 | Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявить прочему песок и глина по-разному впитывают воду. | нет |
33 | Мел и его свойства | 1 | Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле, его свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.), применение и его в жизни и деятельности людей. Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества мела через проведение опытов. Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов. | нет |
34 | Вулканы | 1 | Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. | нет |
35 | «Солнечные зайчики». Передача солнечного зайчика | 1 | Формировать представления о свойствах солнечных лучей. Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. | нет |
36 | Юные исследователи | 1 | Обобщить знания и умения детей. | нет |
| Итого | 36 ч | - | |
2.2.Календарный учебный график.
№ пп | месяц | время проведения занятия | форма занятия | кол-во часов* | тема занятия | место проведения | форма контроля |
1 | Сентябрь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента. | Групповое помещение | нет |
2 | Сентябрь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Вода – самое удивительное вещество на Земле | Групповое помещение | нет |
3 | Сентябрь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Свойства воды. | Групповое помещение | нет |
4 | Октябрь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Крашеные цветы | Групповое помещение | нет |
5 | Октябрь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Опыты с пеной | Групповое помещение | нет |
6 | Октябрь | 1 половина дня | Проведение опытов | 1 | Мыльные пузыри | Групповое помещение | нет |
7 | Октябрь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Чудеса в молоке | Групповое помещение | нет |
8 | Октябрь | 1 половина дня | Проведение опыта | 1 | Сладкие опыты | Групповое помещение | нет |
9 | Ноябрь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Чудо-ягода лесная | Групповое помещение | нет |
10 | Ноябрь | 1 половина дня | Проведение опыта | 1 | Эксперименты с мукой | Групповое помещение | нет |
11 | Ноябрь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Делаем цветное тесто | Групповое помещение | нет |
12 | Ноябрь | 1 половина дня | Совместная и самостоятельная деятельность | 1 | Поиски воздуха | Групповое помещение | нет |
13 | Декабрь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Ветер-ветерок | Групповое помещение | нет |
14 | Декабрь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Теплая капелька | Групповое помещение | нет |
15 | Декабрь | 1 половина дня | Проведение опытов | 1 | Три агрегатных состояния воды | Групповое помещение | нет |
16 | Декабрь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Где рождаются снежинки | Групповое помещение | нет |
17 | Январь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Снег | Групповое помещение | нет |
18 | Январь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Снег и лед | Групповое помещение | нет |
19 | Январь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Цветные льдинки | Групповое помещение | нет |
20 | Январь | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Искусственный снег | Групповое помещение | нет |
21 | Февраль | 1 половина дня | Проведение опытов | 1 | Соль на столе | Групповое помещение | нет |
22 | Февраль | 1 половина дня | Проведение опытов | 1 | Выращиваем кристаллы | Групповое помещение | нет |
23 | Февраль | 1 половина дня | Совместная и самостоятельная деятельность | 1 | Магнитные силы | Групповое помещение | нет |
24 | Февраль | 1 половина дня | Совместная и самостоятельная деятельность | 1 | Путешествие капельки | Групповое помещение | нет |
25 | Март | 1 половина дня | Совместная и самостоятельная деятельность | 1 | Чистый воздух и вода – богатство страны | Групповое помещение | нет |
26 | Март | 1 половина дня | Проведение опытов | 1 | Свойства крахмала | Групповое помещение | нет |
27 | Март | 1 половина дня | Проведение опытов | 1 | Пластилин из крахмала | Групповое помещение | нет |
28 | Март | 1 половина дня | Проведение опытов | 1 | Делаем пластилин | Групповое помещение | нет |
29 | Апрель | 1 половина дня | Игра-путешествие | 1 | Песочная страна | Групповое помещение | нет |
30 | Апрель | 1 половина дня | Совместная и самостоятельная деятельность | 1 | Цветной песок | Групповое помещение | нет |
31 | Апрель | 1 половина дня | Совместная и самостоятельная деятельность | 1 | Свет и тень | Групповое помещение | нет |
32 | Апрель | 1 половина дня | Проведение опытов | 1 | Песок и глина | Групповое помещение | нет |
33 | Май | 1 половина дня | Проведение опытов | 1 | Мел и его свойства | Групповое помещение | нет |
34 | Май | 1 половина дня | Совместная и самостоятельная деятельность | 1 | Вулканы | Групповое помещение | нет |
35 | Май | 1 половина дня | Совместная и самостоятельная деятельность | 1 | «Солнечные зайчики». Передача солнечного зайчика | Групповое помещение | нет |
36 | Май | 1 половина дня | Проведение опытов | 1 | Юные исследователи | Групповое помещение | нет |
*количество часов – 1 академический час, что составляет 25 минут (п 11.10, СанПиН 2.4.1.3049-13)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
Кадровые условия.
Педагог Столярова Анастасия Владимировнаю
Воспитатель.
Образование: Чебоксарский профессиональный колледж им Н.В. Никольского
Педагогический стаж 1 год.
Курсовая подготовка:
Сертификат о прохождении курсов повышения квалификации «Экономика и основы финансовой грамотности для дошкольников» № 354685743 от 11.10.2019
Выполняет следующие функции педагога дополнительного образования:
- осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность,
- формирует состав воспитанников кружка по дополнительной образовательной программе,
- принимает меры по сохранению контингента воспитанников детского сада в течение всего срока их обучения,
- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения), исходящий из психофизиологической и педагогической целесообразности, применяя при этом современные технологии, включая информационные, а так же цифровые образовательные ресурсы.
- проводит дополнительные занятия с воспитанниками детского сада, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
- обеспечивает строгое соблюдение всех прав и свобод воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
- ведет установленную документацию и отчетность.
- способствует развитию воспитанников, ориентируясь при этом на личность каждого из них, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов и способностей.
- обеспечивает и анализирует достижения воспитанников.
- контролирует самочувствие воспитанников ДОУ в процессе проведения занятий.
- обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.
- обеспечивает во время проведения занятий строгое соблюдение всех правил охраны труда и противопожарной защиты.
- соблюдает должностную инструкцию педагога дополнительного образования ДОУ, своевременно проходит периодические медицинские обследования.
- своевременно оповещает администрацию дошкольного образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает все возможные меры по оказанию первой неотложной медицинской помощи пострадавшим.
Вспомогательный и обслуживающий персонал не задействованы.
Материально-техническое обеспечение программы.
Кабинет для проведения занятий оснащен следующим оборудованием:
Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги, ткани;
Медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Спецодежда на каждого ребенка
Учебно-методическое обеспечение программы.
Учебные и наглядные средства.
Литература:
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтенз, 2015. – 80 с.
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
Дыбина О.В. Рукотворный мир: игры-занятия для дошкольников. –19М.: ТЦ Сфера,
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера,
Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова.– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
Нищева Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост.– СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
ПРЕСС», 2016. – 128 с.
Электронные образовательные ресурсы:
Мульти Россия – http://www.multirussia.ru
Малышман-тв - https://www.youtube.com/channel/UCrV3j4NsS3Jbggys-flVSDA
Уроки тетушки Совы - https://www.youtube.com/playlist?list=PLYjQr8vff1JxA3J1Oz-jLqD3Aow-pdz-i
Шишкина школа - https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpFxaEzbMVZDnE5YBEtOB5dLmN0Te
Мульт-сериал «Домики» - https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpFxaEzbMVZDnE5YBEtOB5dLmN0
Мульт-сериал «Фиксики» - https://www.youtube.com/playlist?list=PL0C60546EB06D619A
Модная география - http://kapukikanuki.ru/?p=6884
Кругосветное путешествия вместе Хрюшей и Степашкой - https://www.youtube.com/watch?v=7VRWosbPMI8
Колыбельные мира. - https://www.youtube.com/watch?v=ChOZRKqA02Y
Виртуальные путешествия вокруг света - https://www.airpano.ru
Ресурсы глобальной сети Интернет (в обработке, адаптированные для детского восприятия)
3.2.2.Расходные материалы: нет.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Закон об образовании не обязывает проводить контроль знаний и умений по дополнительным общеразвыивающим программам, но и не запрещает его проводить. Образовательная организация может установить предварительный, текущий и итоговый контроль. Формы, порядок и периодичность проведения контроля разработчики вправе определить самостоятельно (п. 18 Порядка, утв. приказом Мин просвещения № 196).
Итогом усвоения дополнительной общеобразовательной программы является:
- итоговые занятия;
- открытые мероприятия для родителей;
- итоговое занятие;
- отчетные мероприятия по итогам года.