12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николай Вологин1034
Россия, Саратовская обл., Саратов

Программа

эколого-географического спецкурса "Юный исследователь"

для 6-х классов


Пояснительная записка

Спецкурс «Юный исследователь» рассчитан на обучающихся среднего звена (6 кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.

Цель спецкурса: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задача спецкурса: последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания; развитие навыков исследовательской деятельности.

Важное место на занятиях уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение-1 час.

II. Оформление исследовательских работ-3 час.

III. Исследования в области экологии- 4 час

IV. Исследовательская работа в природе- 4 час.

V. Изучение своего края -6 час.

На занятиях спецкурса используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, возможности мультимедийного кабинета и интернет-ресурсы, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

Программа рассчитана на 18 часов (0,5 часа в неделю). Однако руководитель вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно- методическими и материально- техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение (1 час.)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

Учащиеся должны знать:

формы и методы исследовательской деятельности;

правила работы с источниками получения информации;

особенности чтения научно- популярной литературы;

особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

анализировать научно-популярную литературу;

2. Оформление исследовательских работ (3 час.)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические работы: 1. Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы. 3.Конспектирование научно- популярной статьи.

Учащиеся должны знать:

требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;

вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;

логически выстраивать текстовой материал;

обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

3. Исследования в области экологии (4 час.)

Предмет и задачи экологии. Экология - синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в РФ, Саратовской области, городе Саратов. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Нормативно- правовые документы, действующие на территории Российской Федерации в области экологии. «Красная книга Саратовской области». Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.

2. Сбор материалов по охране природы своего края.

3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими и сельскими школьниками.

5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха.

6. Подготовка сообщений о растениях и животных «Красной книги».

7. Обработка результатов исследований.

Учащиеся должны знать:

экологическое состояние природной среды в Российской Федерации, своем крае;

основные нормативно- правовые документы в области экологии;

растения и животных своего края, находящихся под охраной;

понятия «ноосфера», «биосфера», границы биосферы;

основные формы организации жизни;

влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;

новые типы загрязнений;

особенности охраны природы в городах и сельской местности;

виды исследований;

главные источники загрязнения воздуха;

меры по предотвращению загрязнения воздуха;

роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

давать характеристику экологической ситуации в Российской Федерации, своем крае;

приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;

прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;

осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;

обладать навыками исследовательской деятельности;

выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

4. Исследовательская работа в природе (4 час.)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практические работы:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края.

2. Изучение физических и химических свойств воды.

3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений.

4. Изучение режима реки по сезонам года.

5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.

6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

7. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.

8. Сбор образцов полезных ископаемых.

Экскурсии на местный водоем; на метеостанцию своего района, на производства по добыче и переработке горных пород.

Учащиеся должны знать:

гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;

меры по охране вод от загрязнения;

состояние численности водных организмов на водоемах своего края;

метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;

влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;

преобладающие виды осадков по сезонам года;

особенности рельефа своей местности;

свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;

процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;

определять физические и химические свойства воды;

давать краткосрочные прогнозы погоды;

проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными

средствами;

обрабатывать результаты наблюдений и измерений;

строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;

определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;

прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.

5. Изучение своего края (6 ч.)

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Практические работы:

1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.

2. Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).

3.Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

4.Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.

5. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий).

Экскурсия в краеведческий музей.

Учащиеся должны знать:

особенности географического положения и природы своего населенного пункта;

состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;

основные демографические характеристики населения своей местности;

традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

определять географическое положение своего населенного пункта;

принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.


























Календарный план

эколого-географического спецкурса "Юный исследователь"

для 6-х классов на 2022-2023 учебный год.




Подготовил: Вологин Н.В. – учитель географии

МОУ «СОШ №63 с УИП», г.Саратов.

профессор Московской Международной академии

детско-юношеского туризма и краеведения.






















г.Саратов – 2022 г.

Пояснительная записка

Спецкурс “Юный исследователь” рассчитан на обучающихся среднего звена (6 кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.

Цель спецкурса: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задача спецкурса: последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания; развитие навыков исследовательской деятельности.

Важное место на занятиях уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение-1 час.

II. Оформление исследовательских работ-3 час.

III. Исследования в области экологии- 4 час

IV. Исследовательская работа в природе- 4 час.

V. Изучение своего края -6 час.

На занятиях спецкурса используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, возможности мультимедийного кабинета и интернет-ресурсы, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

Программа рассчитана на 18 часов (0,5 часа в неделю). Однако руководитель вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно-методическими и материально- техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

Календарный план

эколого-географического спецкурса "Юный исследователь"

для 6-х классов на 2022-2023 учебный год.


Дни занятий


Наименование темы, раздела.

Коли-чество часов.


1-5.09





5-12.09






13-19.09







20-26.09






27.09-3.10







4-10.10




11-17.10







18-24.10













25-31.10

1-7.11







8-14.11







15-21.11

















22-28.11


29.11-5.12



6-12.12




13-19.12





20-26.12



27-30.12

1. Введение (1 час.)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.

2. Оформление исследовательских работ (3 час.)

Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические работы: 1. Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы. 3.Конспектирование научно- популярной статьи.

3. Исследования в области экологии (4 час.)

Предмет и задачи экологии. Краткая характеристика экологической ситуации в Российской Федерации, Саратовской области, городе Саратов. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование. Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Саратовской области. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.

2. Сбор материалов по охране природы своего края.

3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими и сельскими школьниками.

5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха. 6. Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги”. 7. Обработка результатов исследований.

4. Исследовательская работа в природе (4 час.)

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований. Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения. Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды. Практические работа (см.ниже).

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года. Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений. Практические работа (см.ниже).

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы. Практические работа (см.ниже).

Содержание практических работ:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края.

2. Изучение физических и химических свойств воды.

3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений.

4. Изучение режима реки по сезонам года.

5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.

6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

7. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.

8. Сбор образцов полезных ископаемых.

5. Изучение своего края (6 ч.)

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Практические работа. 1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.2. Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).

Практические работа. 3.Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея. 4.Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.

Практические работа. 5. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий).Экскурсия в краеведческий музей села.


Итого:





1 час







1 час







1 час





1 час








1 час




1 час







1 час











1 час










2 час







1 час




1 час















1 час



1 час




1 час





1 час




1 час



1 час


18 час





























Программа эколого-географического спецкурса

"Юный исследователь"

для 6-х классов






на 2011-2012 учебный год







подготовил: Вологин Н.В.














Таскала - 2011 г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.