Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (2 класс)

4
0
Материал опубликован 18 August 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Юный исследователь» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой (далее Программа). Программа реализуется с 2020 г., имеет базовый уровень обучения и предназначена для работы с детьми от 8 до 15 лет.

Программа составлена с учетом методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Приложение к письму Министерства образования Московской области № Исх-3597/21в от 24.03.2016), а также в соответствии с обновлением нормативно-правовой базы и тенденций развития дополнительного образования согласно Приказу Министерства просвещения

РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации иОб утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

Представленная программа «Юный исследователь» направлена на формирование умений будущего исследователя и развитие его познавательных способностей.

Направленность программы.

Одним из направлений программы «Юный исследователь» является компетентностный подход. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения цели. Компетенция позволяет субъекту в связи с собственными представлениями о желаемом будущем (о дoлжном) очертитьлжном) очертить ситуацию, оказаться в активной позиции в отношении к ней. Речь идет об управлении ситуацией, которое основывается на готовности идентифицировать проблему и разрешить ее. Компетенция позволяет выполнять неалгоритмизированные действия, конструировать или присваивать новые алгоритмы, способы деятельности. Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, выпускник приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий.

Актуальность программы.

В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р, сказано, что «приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа».

Одной из задач Концепция ставит задачу «интеграции дополнительного и общего образования, направленную на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом». Программа решает данную задачу, используя групповую и индивидуальную формы работы с учащимися.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р (далее Стратегия) одним из основных направлений развития воспитания считает «обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций». В этой связи ставится задача развития в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности. Программа, используя форму коллективной деятельности, способствует сплочению участников, повышает ответственность каждого за общее дело, способствует воспитанию сознательной дисциплины и самодисциплины. В Стратегии отмечается: «развитие воспитания в системе образования, совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей». В этой связи Программа ставит своей задачей поддержку талантливых детей в реализации их творческих замыслов.

Организации исследовательской деятельности младших школьников обусловлена необходимостью, поиском направлений совершенствования организации творческой деятельности учащихся, недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике педагогики.

Ни для кого не секрет, что современные подростки достаточно динамичны, обладают активной жизненной позицией. Однако в наш век информатизации дети пресыщены потоками информации, обладают широким кругозором. И не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного материала современными детьми. Основная задача педагогов не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.

Цель формирование и развитие исследовательского поведения и навыков учащихся, расширение и интегрирование знаний, вовлечение учащихся в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Личностные

Развивать умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования,

Развивать ответственность за результаты собственной деятельности.

Воспитывать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Воспитывать уважительное отношение к иному мнению.

Формировать компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Метапредметные:

Учить анализировать собственную творческую деятельность.

Учить проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения исследовательскими навыками.

Учить применять полученные знания для решения творческих задач.

Учить анализировать собственную деятельность, вносить необходимые коррективы.

Учить владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в практической деятельности.

Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

Предметные:

Формировать умение вести исследовательскую деятельность.

Добывать новые знания.

Объяснять приобретенные знания и описывать их.

Формировать разработку предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.

Формировать навыки презентации результатов своего труда.

Новизна заключается в дифференцированном подходе и индивидуализации обучения: учащиеся по желанию и в соответствии с индивидуальными способностями могут осваивать несколько направлений исследований. Программа предусматривает включение учащихся в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и другие.

Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что музыкальный репертуар отбирается строго в соответствии с целью обучения, учащиеся изучают лучшие образцы классического, эстрадно-джазового направления, а также современной рок-культуры. Методы развития детского творчества: творческие задания, метод активизации творческих проявлений, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод импровизации, метод оценки и самооценки творческого продукта, используемые на занятиях способствуют развитию детского творчества. Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения, коллективных форм работы способствует подъему общей музыкальной культуры, развивают творческий потенциал каждого учащегося, а также формирует чувство коллективизма, ответственности, нравственные и музыкально – эстетические взгляды, мировоззрение учащихся.

Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности программы «Юный исследователь» от вышеперечисленных программ заключается в том, что приоритетным направлением системы обучения и воспитания по данной программе является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Проведение занятия рассматривается как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесно связанное с учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков по предметам гуманитарного цикла.

Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволит сформировать устойчивый интерес к определенной области знаний.

Данный элективный курс имеет большие возможности для повышения самообразовательной деятельности школьников. Программа «Юный исследователь» существенно повлияет на научную организацию труда школьников, научит структурно и лаконично представлять информацию, четко и доказательно излагать свои мысли, окажет существенную помощь в дальнейшем самоопределении старшеклассника.

Данная программа показывает значимость развития исследовательских умений школьников, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы. Дальнейшее изучение вопроса может проводиться в следующих направлениях:

Выявление детей с творческим потенциалом путем психологопедагогических исследований.

Развитие творческих способностей детей.

3.Исследование влияния развития творческих способностей на нравственные качества личности.

Дальнейшее совершенствование программы «Одаренные дети».

Дальнейшее внедрение методик исследовательской деятельности в учебные занятия по предметам

Адресат программы.

Программа предусматривает работу с детьми младшего школьного возраста и предполагает получение детьми образования.

В период младшего школьного возраста (8 – 9 лет) продолжается развитие индивидуальных познавательных способностей, что требует дифференцированного и индивидуального подхода в воспитании детей. Недопустимы выбор объекта исследования, с которыми ребенок не справится.

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте подкрепляется в исследованиях.

Огромное значение для формирования личности ребенка в возрасте 8-9 лет имеет коллектив, мнение сверстников. В младшем школьном возрасте, желая поскорее стать взрослыми, дети во многом охотно подражают родителям, учителям, старшим братьям и сестрам. Для детей этого возраста очень важна успешность в деятельности, а также чувство комфорта. Дети должны чувствовать себя комфортно на занятиях, поэтому педагогу необходимо ориентироваться на личность каждого ребенка. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Используя коллективные формы обучения, Программа решает воспитательные задачи, учитывая данные возрастные особенности.

Формы обучения.

Формы обучения – очная.

Педагог может пересматривать, изменять, дополнять содержание программы, разрабатывать игровые ситуации, творческие задания и т.д.

Использование на занятиях различных форм и методов работы позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий.

Программой предусмотрено проведение диагностической работы по выявлению уровня усвоения знаний, умений и навыков в учебной деятельности.

Технология работы над научно-исследовательским проектом заключается в том, что деятельность ребенка состоит из нескольких этапов.

Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Особенности организации образовательного процесса.

При организации данной работы в начальной школе учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно:

темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним; проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития; руководство исследованием осуществляется учителем, куратором по исследовательской деятельности начального образования, старшеклассниками.

В процессе работы над темой включаются экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентация (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Презентация результатов проектирования или исследования проводится в классе, на параллели, школьной конференции или соответствующей возрасту конференции городского, регионального, всероссийского уровней.

Объем и срок освоения программы.

Объем Программы базового уровня – 72 часа (групповых и индивидуальных занятий), срок освоения - 1 года.

Режим занятий:

Занятия проводятся во второй половине дня после уроков (для детей, обучающихся во вторую смену, занятия организуются в первой половине дня до уроков).

Группы учащихся занимаются 2 академических часа в неделю (два групповых занятий по 45 минут с 10-ти минутным перерывом

Планируемые результаты.

По окончании занятий по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся должны знать:

—основные этапы истории туризма;

—основные виды туризма;

—основные социальные функции туризма и краеведения;

—ведущие музеи, исторические и памятные места своего микрорайона и города;

—историю своей школы, её традиции;

—основные вехи истории родного края;

—жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие туризма, для Победы страны;

—азбуку туристско-краеведческой деятельности;

—правила поведения в музеях и других общественных местах;

—сущность и специфические особенности организации путешествий;

—основы методики проведения поисково-исследовательской работы;

—основы методики оформления краеведческого исследования;

—основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;

—основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

—основные виды растительного и животного мира своего края; —способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях; —способы охраны природы в туристском путешествии.

Обучающиеся должны уметь:

—общаться с людьми;

—вести исследовательские краеведческие записи;

—систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;

—составлять справочную картотеку;

—вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;

—выступать с докладами;

—оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;

—работать с научно-популярной литературой;

—осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;

—соблюдать правила личной гигиены;

—овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;

—ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;

—рисовать планы местности;

—выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

—владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузомрюкзачком;

—владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.

Обучающиеся должны обладать следующими качествами:

—инициативностью;

—аккуратностью;

—коммуникабельностью;

—целеустремлённостью;

—самокритичностью;

—творческой активностью;

—способностью к оказанию взаимопомощи;

—самостоятельностью;

—исполнительностью;

—способностью к взаимодействию в команде;

—физической активностью;

—выносливостью;

—упорством в достижении поставленных целей;

—уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

—милосердием, заботой о старших и младших;

—экологической культурой; —любовью к своей малой родине; —трудолюбием.

Учащийся приобретает опыт:

- работы с различными информационными ресурсами;

- анализа и конспектирования литературы;

- постановки проблемы, обоснования актуальности исследования,

определения целей и задач исследования

- самостоятельной организации исследовательской деятельности;  - рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности  публичной защиты результатов собственного исследования.

Формы аттестации.

Для определения результативности освоения программы используются следующие формы аттестации и контроля: конкурс, зачет, творческая работа, практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, опрос.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал входного, текущего и итогового контроля, материал тестирования, грамота или диплом, практическая работа, журнал посещаемости, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения диагностики, защита творческих работ, выставка, конкурс, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио.

Материально-техническое обеспечение:

Учебная аудитория для проведения занятий

Аудитория для практических занятий

Актовый зал для проведения семинаров, конференций

Библиотека

Компьютер с выходом в интернет.

Материальная развивающая среда включает: Содержание деятельности учащихся

приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, сообщения, ролевые игры, эксперименты. развитие определять тему исследователя; анализировать; сравнивать; формулировать выводы, оформлять результаты исследования экспресс-исследование, мини-исследование, мини-проект. Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. Результатами работ могут быть и сочинения-исследования, считающей как творческой работой. Со 2 класса с детьми организуются тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы. поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполненных операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Духовная развивающая среда предполагает создание комфортного психологического климата в группах для плодотворного творческого сотрудничества, ситуации «успешности» для каждого ребенка.

Кадровое обеспечение:

Занятия по программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Содержание

1. Вводная часть. 8 часов

Вводное. Организация эксперимента. Дать представление о том, кто такие ученые, о назначении детской лаборатории; о способе познания мира – эксперименте (опыте), познакомить с приборами для наблюдения и опытов, дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

2. «Почва» 21 час.

Формирование представлений об особенностях почвы при разных температурах и степени увлажнённости.

Познакомить детей с понятием "кристалл", учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли, развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.

Развивать у детей познавательную активность, познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах песка. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка.

Активизировать речь и обогащать словарь детей: пустыня, караван, барханы, песчаная буря.

Учить создавать новые виды песка (закрашивать, смешивать, просеивать, лепить). Познакомить детей с отличительными особенностями песка и глины, сравнить, в чем они различаются, определить и наглядно показать, как свойства этих веществ проявляются в природе (сочетание эксперимента и наблюдения).

Учить детей делать выводы, умозаключения, развивать логическое мышление.

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать по разным признакам.

Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле, его свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.), применение и его в жизни и деятельности людей. Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества мела через проведение опытов. Закреплять правила безопасности при проведении опытов (с использованием алгоритмов) Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ. Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

3. Блок «Космос» 5 часов

Формировать представления о свойствах солнечных лучей. Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр; показать несколько способов обнаружения радуги. Способствовать развитию познавательного интереса; воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми возможными доступными способами

4. Блок «Вода» 13 часов

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; дать понятие о значимости воды в жизни человека; воспитывать бережное отношение к воде.

Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса), определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет.

Вода может нагреваться и нагревать другие предметы.

Дать представление о том, как вода попадает в растение, как она передвигается к его органам.

Развить у детей представления о взаимодействии веществ при соединении и их влияние на свойства других предметов. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью.

Познакомить детей с нетрадиционным материалом - пеной. Формировать представления о свойствах пены: «белая», «воздушная», «легкая». Развивать навыки экспериментальной деятельности, тактильные ощущения, воображение и фантазию, эмоциональную отзывчивость. Продолжать знакомить детей с взаимодействием воды с другими предметами: мылом. Формировать представления о материалах ингредиентах необходимых для получения мыльного раствора. Развивать умения приобретать знания по средствам проверки практических опытов, делать выводы, обобщения, упражнять в умении пользоваться схемой алгоритмом. Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность. делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой .

Познакомиться со свойствами воды, льда, пара, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

  Познакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том,  где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой.

Научить практическому исследованию природных явлений.  помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Способствовать формированию собственного познавательного опыта у детей через практическую деятельность. Познакомить со способом изготовления искусственного снега.

Выяснить, почему Дед Мороз в помещении не снимает шубу. Формировать умение проводить опыт с опорой на схему, самостоятельно делать выводы. 5 Блок «Воздух» 6 часов

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения, с его значением для всего живого. Развивать познавательную активность во время экспериментирования, активизировать речь детей, обогащать словарь.

Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воздуха, формировать представления о ветре и его свойстве, расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте.

Расширять  представления детей о правилах поведения в природе; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха. Формировать интерес к эксперименталь-ной работе. Развивать аналитическое мышление в ходе поисковой деятельности. Расширять знания об источниках загрязнения.

Воспитывать заботливое отношение к природе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воздуха, в жизни человека. Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха.

6.Очевидное – невероятное 12 часов

Познакомить детей со свойствами тени через опытно-экспериментальную деятельность. Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; формировать навыки сотрудничества.

Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле, его свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.), применение и его в жизни и деятельности людей. Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества мела через проведение опытов. Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

7. ПДД 7 часов

Форма и цвет знаков дорожного движения. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

1. Методическое обеспечение программы.


Используемые современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Технология развития критического мышления (ТРКМ).

Проектная деятельность.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Коллективные творческие дела (КТД).

Технология проблемного обучения.

Технология французских демаршей.

Технология «Дебаты».

Когнитивная технология обучения (КТО).

Обучение в сотрудничестве.

Технология уровневой дифференциации.

Групповые технологии.

Технология поэтапного формирования умственных действий.

Технология коллективного взаимодействия.

Технология модульного обучения.

Основные методы и технологии

Для организации учебного процесса используются такие методы как: Методы обучения (по характеру деятельности обучающихся):

Информационно-рецептивные.

Объяснительно-иллюстративные.

Репродуктивные методы.

Частично-поисковые.

Проблемные.

Исследовательские методы.

Методы обучения (по способу подачи материала), в основе которых лежит способ организации занятий:

Словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение, анализ и т.д.).

Наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов, фотографий, наблюдение и т.д.).

Практические (создание творческих, научно-исследовательских работ, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.).

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении исследовательских работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, исследовательских работ, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы, научно-практические конференции. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах.

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблеми др.

К практическим методам относятся упражнения (имитационные, творческие).

Игровые методы и приемы: дидактическая игра, воображаемая ситуация, игры со словом, элементы соревнования, создание игровой ситуации и т.д.

Проблемные методы (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании обучающихся под руководством педагога проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов – наглядный, словесный, практический – должен применяться с нарастанием проблемности – от прямого воздействия через воспроизводящие и творческие задания, создание поисковых ситуаций (найти вариант решения задачи) к проблемному обучению (самостоятельному поиску путей решения задачи). Степень нарастания проблемности зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. Проблемные методы развивают творческое мышление и, соответственно, творчество в том виде деятельности, на который оно направлено (в данном случае художественное творчество).

Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических подходов:

Индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей воспитанников (темперамента, характера, склонностей, интересов и т.д.).

Дифференцированный подход: определение конкретным детям задач в соответствии с их личностными характеристиками, постоянный анализ итогов работы, своевременное внесение корректив в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка.

Опора на положительное в личности и группе: изучение и знание индивидуальных положительных и социально-психологических качеств детей, подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания, умелое использование положительного примера, побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию, терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе.

Алгоритм учебного занятия:

Знакомство класса с темой.

Выбор подтем (областей знания).

Сбор информации.

Выбор проектов.

Работа над проектами.

Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Дидактические материалы.

«Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» - под ред. О. В. Дыбиной.

О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»

– « – «Творим, измеряем, преобразуем»

В. Н. Волчкова «Познавательное развитие. Конспекты занятий в старшей группе детского сада».

А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений».

А. А. Грибовской «Коллективное творчество дошкольников».

Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу».

Т. Н. Карачунская «Музейная педагогика и ИЗО в ДОУ».

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации».

М. А. Рукова, А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение.

Интегрированное занятие для работы с детьми 5-7 лет».

Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка. Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром детей 5-7 лет».

«Вместе веселее. Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет».

«Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ».

«Живая экология».

«Мир дошкольника. Вещи и свойства».

«Развитие социальной уверенности у дошкольников».

«Воспитание дошкольников через приобщение к природе».

«Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста».

Бурдин «Байкал. Мой взгляд» - альбом.



Т С О

Компьютерная техника.

Телевизор.

DVD.

Видеотека.

Магнитофон.

Аудиотека.

Фотоаппарат.

Видеокамера

Мультимедийная

Оборудование для проведения исследований

Детская лаборатория.

Исследовательские уголки (песокотерапия) в группах.

Уголок науки и природы в своей группе.

Мини-музеи

Воздуха.

Подводный мир.

Космос.

4.. Волшебный мир камней

Наглядно-дидактический материал

Фотоальбомы и фотовыставки.

Стенд «Мой край родной».

Предметные картинки.

Барельефы ландшафта (связь со школой).

Сюжетные картинки.

Оборудование для занятий

Лупы.

Магнит.

Природные материалы – объекты исследования.

Трубочки для коктейля.

Посуда для проведения опытов и экспериментов.

Зеркала.

Тканевые салфетки (белые и чёрные).

Воздушные шары, прозрачные пакеты и др. предметы для исследования вещей и явлений.

Механизм оценки результативности освоения программы.

Для определения результативности освоения программы используются следующие формы аттестации и контроля: конкурс, зачет, творческая работа, практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, опрос. Все эти формы предполагают оценку теоретического или практического задания.

Критерии оценки теоретического задания

Оценка

Критерии оценки

«Отлично»

Учащийся выполняет задание самостоятельно, без ошибок. Ответ полный. Вносит дополнения, использует распространенный ответ на вопрос. Отвечает на дополнительные вопросы (при необходимости). Делает правильные, обоснованные выводы. Соблюдает нормы литературной речи. Количество правильных ответов > 90%.

«Хорошо»

Учащийся выполняет задание самостоятельно, с незначительными ошибками. Ответ не полный. Делает правильные выводы. Соблюдает нормы литературной речи. Количество правильных ответов > 70%.

«Удовлетворительно »

Учащийся выполняет задание с помощью педагога, допускает ошибки. Ответ не полный. Не всегда может сформулировать вывод. Допускает нарушения последовательности изложения, норм литературной речи. Количество правильных ответов > 50%.

«Плохо»

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Не раскрываются причинноследственные связи между явлениями и событиями. Выводы отсутствуют. Имеются заметные нарушения норм литературной речи.

Количество правильных ответов < 50%.

Критерии оценки практического задания

Оценка

Критерии оценки

«Отлично»

Учащийся выполняет задание самостоятельно, без ошибок. Проявляет творчество, импровизирует.


Количество правильных действий > 90%.

«Хорошо»

Учащийся выполняет задание самостоятельно, с незначительными ошибками. Проявляет элементы творчества. Количество правильных действий > 70%.

«Удовлетворительно »

Учащийся выполняет задание с незначительной помощью педагога, допускает ошибки. Использует репродуктивный повтор образца действия.

Количество правильных действий > 50%.

«Плохо»

Учащийся выполняет задание со значительной помощью педагога, допускает серьезные ошибки. Не может повторить образец действия. Количество правильных действий < 50%.

Тесты, контрольные теоретические и практические задания используются при осуществлении входного, текущего и итогового контроля, которые оформляются с помощью диагностических таблиц. При проведении диагностики 1 балл ставится, если ребенок не справляется с заданием. 2 балла ставится, если ребенок выполняет задание с ошибками. 3 балла ставится, если ребенок справляется с заданием без ошибок. Диагностика проводится в начале, середине и конце учебного года (сентябрь, декабрь, май). В конце каждого года обучения (май) проводится промежуточная или итоговая аттестация.

Примерные диагностические таблицы итоговой аттестации базового уровня:

Таблица №1

Показатели уровня усвоения умений и навыков по музыкальной грамоте.

Фамилия, имя

Теоретически е понятия

Практически е понятия

Сумма баллов









Низкий уровень – 3 – 4 балла (… человека, …%).

Средний уровень – 5 – 7 баллов (… человека, …%).

Высокий уровень – 8 – 9 баллов (… человека, …%).

Нормативно-правовая база.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации иОб утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”,

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),

Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),

О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи

Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),

Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),

10.Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо

Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).

Информационное обеспечение рабочей учебной программы

Список литературы

Учим задавать вопросы

1. Зорина Т.П. Зачем и как учить младших школьников задавать вопросы. //Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №9. – 37с.

Логика

Баракина Т.В. Формирование научных понятий у младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №10. – с.30-35.

Богданец Т.П. Характеристика природоведческих понятий.//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – 39с

Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.//Начальная школа.. – 2008, - №4. – 63с.

Савкуева В.Ю. Развитие творческих задач как условие развития креативности мышления. //Начальная школа плюс До и После. – 2004, - №7.

– с. 33-35

5. Саненко Н.И. Информационные технологии и формирование умения учиться у младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2006, - №6. – с.42-48.

Учим выдвигать гипотезы

Бушуева Л.С., Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2003, - №8. – 52с.

Васютинская О.В. «Знайкины посиделки». //Начальная школа плюс До и

После. – 2008, - №8. – 50с

Кулешова Е.И. Воспитание самостоятельности младшего школьника. //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №11. – 42с.

Маланов С.В.Гипотезы в мышлении и учебной деятельности. //Начальная школа плюс До и После. – 2001, - №1. – с.39-42

Экскурсии, эксперименты, опыты, наблюдения

1. Бакулин В.М.. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности. //Начальная школа плюс До и После. – 2001, - №5. – с.12-17 2. Богданец Т.П. Изучение свойств льда в экологическом аспекте.//Начальная школа. – 2008, - №1. – с.38-42

Иволина Н.В.Как мы воспринимаем окружающий мир. //Начальная школа. – 2009, - №9. – с.16-20.

Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. //Начальная школа. – 2007, - № 11. – с.48-53.

Лебедева Н.А. Использование средств музея при изучении курса «Мы и окружающий мир». //Начальная школа. – 2003, - №2. – 113с.

Миронов А.В.Ещё раз о наблюдениях в природе. //Начальная школа. – 2009, - №9. – с.56-61.

Шатилина Г.З. Детское экспериментирование возраста «почемучек». //Начальная школа плюс До и После. – 2003, - №8. – с. 65-67

Умение работать с информацией

Курносенко В.И. Обучение работе со словарями. //Управление начальной школой.- 2010, - №3. – с.68-70.

Организация проектных и исследовательских работ. Урок-исследование 1. Белянкова Н.М. Исследовательская и проектная деятельность в младших классах. //Начальная школа . – 2001, - № 8 – с.24

Влащенко В.И.Исследовательская работа учителя и учеников на уроках чтения. //Начальная школа . – 1999, - № 12 – с.39-43

Воскобойникова Е.А. Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте. //Начальная школа . – 2007, - № 12 – с.20-22

Жулыбина Т.Д. Развитие исследовательских умений младших школьников.

. //Начальная школа . – 2007, - № 2 – с.81-84

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //Начальная школа . – 2005, - № 9 – с.55-58

Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников.

//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – с. 17-18

7.Ильиных Л.М.. Развитие исследовательских способностей школьников.

//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – с. 19-22

Кириллова О.Н.Проект «Любимые игры и игрушки». //Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – с. 10-12

Кольцова Т.А. Метод проектирования в начальной школе. //Начальная школа плюс До и После. – 2009, - №7. – с.18-19

Кропочева Т.Б. Проведение экологических исследований в начальной школе. //Начальная школа плюс До и После. – 2008, - №3. – 81-84с.

Курапова И.И. Организация проектной работы на уроке окружающего мира. //Начальная школа плюс До и После. – 2009, - №6. – с.58-63

Лушина Е.А. Уроки-исследования. //Начальная школа . – 2001, - № 8 – с.62-65

Мали Л.Д. Урок- лингвистическое исследование в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. – 2004, - №6. – 40с.

Маслов П.А. Самореализация младших школьников в проектной деятельности.//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №5. – 71с. 15. Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. //Начальная школа . – 2008, - № 5 – с.38

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы. //Управление начальной школой.- 2010, -№3.- с.4-17.

Родионова Е.В. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. //Начальная школа плюс До и После. – 2008, - №5. – 63-64с.

Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе. //Начальная школа . – 2000, - № 12 – с.101-108

Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа . – 2006, - № 2 – с.45-49

Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектноисследовательской деятельности. //Начальная школа плюс До и После. – 2004, - №11. – 53с.

Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения.//Начальная школа плюс До и После. – 2007, - №9. – с. 3-9

Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. //Начальная школа . – 2006, - № 2 – с.34-38

Методическая литература

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения:

Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.

Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр

«Aкадемия», 1999г. – 204с.кадемия», 1999г. – 204с.

Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: /Зиновьева

Е.Е., 2010, - 5с.

Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.кадемия», 1999г. – 224с.

Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе, М.: Академия, 2009 - 12с.

Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001, 240с.

Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.

Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Составитель О. М. Корчемлюк, М.: Баллас, 2013, 288с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула: М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе: М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

Литература для учащихся

Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. // Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2014

Савенков А.И. «Я - исследователь». //Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара, Издательский дом «Федоров», 2014г.

Учебный план

Название раздела, темы

теория

практика

всего

Формы аттестации/ контроля

Вводная часть. 8.



«Для чего выполняют исследования?» Знакомство с понятием «исследователь»

1

-

1



Тема, предмет, объект исследования.

1

-




Цели и задачи исследования.

1

-




Учимся выделять гипотезы.

1

-




Организация исследования. (практическое занятие.)

1

-




Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

1

-




Что такое эксперимент.

1





Сбор материала для исследования.

1




Блок «Почва» 21.



Почва

1





Выращиваем кристаллы


1




Песочная страна. Откуда берется песок.

1





Цветной песок


1




Песок и глина. Свойства


1




Игры с песком. Закрепление полученных знаний.


1




Удивительный камень

1





Драгоценные камни

1





Каменный уголь

1





Рассматривание камней через лупу.


1




Рассматривание камней через лупу.


1




Определение веса камней.


1





Магнитные камни


1




Действует ли магнит через другие материалы?»


1




Притягивается – не притягивается


1




Передвижение скрепок по столу


1




Магнитные ножницы


1




Танцующая фольга


1




Мел и его свойства


1




Соль на столе.


1




Вулканы


1



Блок «Космос» 5.


Свет и тень

1





Смена дня и ночи

1





Солнечные зайчики


1




Передача солнечного зайчика


1




Найди радугу


1



Блок «Вода» 13.


Вода – самое удивительное вещество на Земле.

1





Свойства воды


1




Опыты с пеной


1




Тонет - не тонет


1




Волны


1




Как получаются мыльные пузыри.


1




Мыльные пузыри


1




Три агрегатных состояния воды


1




Где рождаются снежинки

1






Снег и лед

1





Почему Дед Мороз не снимает шубу?

1





Путешествие капельки

1





Способы очистки воды


1



2Блок «Воздух» 6.


Поиски воздуха


1




В воде есть воздух


1




Воздух занимает место


1




Воздух имеет вес


1




Ветер-ветерок


1




Чистый воздух и вода — богатство страны

1




Блок «Очевидное-невероятное» 12.


Крашеные цветы


1




Чудеса в молоке


1




Сладкие опыты


1




Чудо-ягода лесная


1




Эксперименты с мукой


1




Делаем цветное тесто


1




Искусственный снег


1




Лед и соль


1




Секреты бумаги


1




Пластилин из крахмала


1




Делаем пластилин


1




Интересное рядом


1















ПДД 7.


Правила дорожного движения. Проезжая часть и тротуар.

1





Правила дорожного движения. Участники дорожного движения.

1





Правила дорожного

1






движения. Светофор. Пешеходный светофор.






Правила дорожного движения. Пешеходный переход, правила перехода проезжей части.

1





Правила дорожного движения. Транспорт. Виды пассажирского транспорта.

1





Правила дорожного движения. Правила пользования пассажирским транспортом.

1





Контрольные занятия. Итоговый контроль. Итоговая аттестация.

1





Итого



72


Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»

п/п

Месяц

Число

Форма организации занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.



фронтальное

1

«Для чего выполняют исследования?»

Знакомство с понятием «исследователь»


тестирование,

контрольная работа

2.



фронтальное

1

Тема, предмет, объект исследования.


опрос,

практическая работа

3.



фронтальное

1

Цели и задачи исследования.


опрос,

практическая работа

4.



фронтальное

1

Учимся выделять гипотезы.


практическая работа

(базовый уровень) год обучения: 1

Расписание занятий:_______________________________________________________________________________________


5.



фронтальное

1

Организация исследования. (практическое занятие.)


опрос

6.



фронтальное

1

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.


опрос

7.



фронтальное

1

Что такое эксперимент.


опрос

8.



фронтальное

1

Сбор материала для исследования.


опрос

9.



фронтальное

1

Почва


опрос

10.



фронтальное

1

Выращиваем кристаллы


практическая работа

11.



фронтальное

1

Песочная страна. Откуда берется песок.


практическая работа

12.



фронтальное

1

Цветной песок


контрольная работа

13.



фронтальное

1

Песок и глина. Свойства


опрос

14.



фронтальное

1

Игры с песком. Закрепление полученных знаний.


опрос

15.

.


фронтальное

1

Удивительный камень


опрос

16.



фронтальное

1

Драгоценные камни


практическая работа

17.



фронтальное

1

Каменный уголь


практическая работа

18.



фронтальное

1

Рассматривание камней через лупу.


практическая работа

19.



индивидуальное

,

групповое

1

Рассматривание камней через лупу.


зачет

20.



фронтальное

1

Определение веса камней.


опрос

21.



фронтальное

1

Магнитные камни


опрос


22.



фронтальное

1

Действует ли магнит через другие материалы?»


опрос

23.



фронтальное

1

Притягивается – не притягивается


практическая работа

24.



фронтальное

1

Передвижение скрепок по столу


практическая работа

25.



фронтальное

1

Магнитные ножницы


практическая работа

26.



фронтальное

1

Танцующая фольга


практическая работа

27.



фронтальное

1

Мел и его свойства


опрос

28.



фронтальное

1

Соль на столе.


опрос

29.



фронтальное

1

Вулканы


опрос

30.



фронтальное

1

Свет и тень


опрос

31.



групповое, индивидуальное

1

Смена дня и ночи


практическая работа

32.



групповое, индивидуальное

1

Солнечные зайчики


практическая работа

33.




фронтальное

1

Передача солнечного зайчика


тестирование,

контрольная работа

34.



фронтальное

1

Найди радугу


опрос

35.



фронтальное

1

Вода – самое удивительное вещество на Земле.


опрос

36.



фронтальное

1

Свойства воды


опрос


37.



фронтальное

1

Опыты с пеной


практическая работа

38.



фронтальное

1

Тонет - не тонет


практическая работа

39.



фронтальное

1

Волны


опрос

40.



групповое, индивидуальное

1

Как получаются мыльные пузыри.


практическая работа

41.



фронтальное

1

Мыльные пузыри


опрос

42.



фронтальное

1

Три агрегатных состояния воды


практическая работа

43.



фронтальное

1

Где рождаются снежинки


практическая работа

44.



фронтальное

1

Снег и лед


практическая работа

45.



фронтальное

1

Почему Дед Мороз не снимает шубу?


зачет

46.



фронтальное

1

Путешествие капельки


практическая работа

47.



фронтальное

1

Способы очистки воды


практическая работа

48.



фронтальное

1

Поиски воздуха


творческая работа

49.



фронтальное

1

В воде есть воздух


практическая работа

50.



фронтальное

1

Воздух занимает место


творческая









работа

51.



фронтальное

1

Воздух имеет вес


опрос

52.



фронтальное

1

Ветер-ветерок


опрос

53.



фронтальное

1

Чистый воздух и вода — богатство страны


опрос

54.



фронтальное

1

Крашеные цветы


опрос

55.



фронтальное

1

Чудеса в молоке


опрос, тестирование

56.



фронтальное

1

Сладкие опыты


тестирование,

контрольная работа

57.



фронтальное

1

Чудо-ягода лесная


тестирование,

контрольная работа

58.



фронтальное

1

Эксперименты с мукой


опрос,

практическая работа

59.



фронтальное

1

Делаем цветное тесто


опрос,

практическая работа

60.



групповое, индивидуальное

1

Искусственный снег


опрос,

практическая работа

61.



фронтальное

1

Лед и соль


опрос,

практическая работа

62.



фронтальное

1

Секреты бумаги


творческая









работа

63.



фронтальное

1

Пластилин из крахмала


практическая работа

64.



фронтальное

1

Делаем пластилин


контрольная работа

65.



фронтальное

1

Интересное рядом


опрос

66.



фронтальное

1

Правила дорожного движения. Проезжая часть и тротуар.


опрос

67.



фронтальное

1

Правила дорожного движения. Участники дорожного движения.


опрос

68.



фронтальное

1

Правила дорожного движения. Светофор. Пешеходный светофор.


практическая работа

69.



фронтальное

1

Правила дорожного движения. Пешеходный переход, правила перехода проезжей части.


практическая работа

70.



фронтальное

1

Правила дорожного движения. Транспорт. Виды пассажирского транспорта.


практическая работа

71.



фронтальное

1

Правила дорожного движения. Правила пользования пассажирским транспортом.


зачет

72.



фронтальное

1

Контрольные занятия. Итоговый контроль. Итоговая аттестация.


творческая работа

Итого: 72 ч.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.