12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Петрова Эльвира Александровна151 Россия, Тамбовская обл., Бондари Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Просто о сложном или цифровые образовательные ресурсы в методической работе с одаренными детьми
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бондарская средняя общеобразовательная школа
Бондарского района Тамбовской области
Просто о сложном
или цифровые образовательные ресурсы
в методической работе с одаренными детьми
Автор:
Петрова Эльвира Александровна,
учитель английского языка
МБОУ Бондарской СОШ Тамбовской области
Современная ситуация в нашей стране диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как творческой личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. В соответствии с ФГОС развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования.
«Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий характерный признак нового социального заказа. Методическая работа с одаренными детьми позволит создать условия для социального воспитания одаренных детей, их самореализации в различных видах деятельности, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Проблема выявления, сопровождения и развития одаренных детей связана с развитием и благополучием общества. Сегодня, когда значение интеллектуального и творческого потенциала человека постоянно возрастает, методическая работа с одаренными детьми приобретает особую актуальность. В связи с этим в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме сопровождения одаренных детей со стороны государства, учебных заведений, родителей.
Как определить, является ли ребенок одаренным? На помощь приходят различные методики. Выявить область одаренности может как психолог, так и учитель-предметник. Н.С. Лейтес — известный специалист в области детской одаренности выделяет три группы детей, которых обычно называют одаренными:
учащиеся с высоким уровнем интеллекта;
учащиеся, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;
учащиеся с высоким уровнем креативности, т.е. ученик показал высокие результаты, хотя бы по одному из параметров.
Любой учитель-предметник путем наблюдений может выделить ряд признаков, позволяющих судить, есть ли у ученика признаки одаренности в той или иной области:
отличная память, легкость усвоения учебного материала;
хорошо развитая речь, длительная концентрация внимания;
способность к абстрактному мышлению;
склонность вести дискуссию;
любознательность, изобретательность, цельность.
Анкетирование или тестирование по А. Хану и Г. Кафу позволяет выявить общую одаренность ребенка; лингвистическую одаренность можно выявить с помощью теста на вербальные способности по Г. Айзенку; тест по Торренсу способен выявить креативную одаренность ребенка.
Методическая работа с одаренными детьми имеет две формы — урочную и внеурочную. Успешность работы зависит от соблюдения следующих принципов:
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности учащихся (доступ к различным источникам информации, обучающие он-лайн сервисы, организация общения с англоговорящими сверстниками и т.д.);
Принцип возрастающей роли внеурочной деятельности;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (разработка индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка);
Принцип создания условий для совместной деятельности учащихся (проектная деятельность);
Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Современные цифровые образовательные ресурсы активно используются в обучении английскому языку. Прежде всего, они выступают как источник информации, что позволяет одаренному ребенку получить дополнительную информацию, которую не может дать учебник английского языка.
Разнообразные он-лайн сервисы для изучения английского языка способствуют самостоятельному углубленному изучению языка.
Работа с подобными сайтами позволяет реализовать два важных аспекта индивидуализации обучения: учащийся самостоятельно выбирает тематику своих занятий, формы и способы осуществления познавательной деятельности. Во-вторых, ученик не зависит от учителя, а значит, повышает свой уровень самостоятельности и уверенности в себе.
ЦОР могут быть представлены в виде образовательных комплексов, например; веб-квестов по английскому языку. Веб-квест является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий в обучении, ориентированного в первую очередь на учеников, увлеченных учебным процессом. Использование веб-квестов в обучении реализует две основные цели обучения языку – коммуникация и обмен информацией. Веб-квесты развивают критическое мышление учащихся, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Веб-квест способствует поиску интернет-информации по заданию учителя, развитию компьютерных навыков учащихся и расширению их кругозора, поощряет учиться независимо от учителя.
Мной разработаны следующие веб-квесты в соответствии с рабочей программой по английскому языку:
«В мире английского языка» (
«Таинственный мир» для учащихся 7 класса (
Межпредметный веб-квест «Чудес Земли не перечесть» (
«Время — праздновать» (
Использование веб-квестов в урочной деятельности позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.
Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.
Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео, анимационных эффектов.
Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно-ориентированного обучения, предоставляет возможность одаренным учащимся в полной мере проявить свои способности.
Цифровой образовательный ресурс "Английский язык от 8 до 18" (
вести обучение английскому языку в условиях дистанционного образования;
улучшить качество и эффективность преподавания;
ориентироваться на запросы в получении образования со стороны учащихся и их родителей;
повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка;
развить самостоятельность учащихся;
изменить характер взаимодействия учеников и педагогов;
повысить качество наглядного материала;
объективно оценивать знания учащихся;
формировать ключевые компетенции учащихся и развивать УУД.
Материалы, представленные в данном ЦОР, позволят одаренным учащимся расширить свои знания по предмету за счет использования широкого спектра теоретического и практического материала.
Использование тренажеров и упражнений, выполненных в сервисах Web 2.0 и представленных в данном ЦОР, позволяет учащимся закрепить пройденный материал, осуществить самоконтроль полученных знаний. Создавая тренажеры, упражнения или игры, можно выбирать уровни сложности и принимать во внимание интересы учащихся. Дополнительно учащиеся могут выполнить задания по английскому языку, размещенные на моем персональном сайте: (
Для подготовки к итоговой аттестации используем возможности сайта «Федерального института педагогических измерений» (
Цифровые образовательные ресурсы используются во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. Именно в рамках внеурочной деятельности происходит основная подготовка учащихся к олимпиадам, в том числе он-лайн, и конкурсам различного уровня. Мои учащиеся — неоднократные призеры и победители этих олимпиад и конкурсов.
В МБОУ Бондарской СОШ функционирует «Клуб любителей английского языка «ЛИНГВИСТ.ру» (
«Проектно-исследовательская деятельность» в рамках которой учащиеся создают различные проекты, пишут научно-исследовательские работы. Наибольший интерес за последние годы вызвал у учащихся веб-квест «Уильям Шекспир: скрытая правда» (
«Клубная деятельность», которая предполагает постановку и написание скетчей, спектаклей, мюзиклов. Именно в рамках этого направления в полной мере реализуются творческие способности одаренных детей.
«Друзья по переписке» - организация общения посредством электронных писем с англоговорящими сверстниками из разных стран. В ходе этой деятельности учащиеся находят себе друзей в разных частях света, узнают об их жизни, увлечениях, совершенствуют навыки иноязычной коммуникации.
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов в методической работе с одаренными детьми позволяет:
повысить качество знаний учащихся;
ориентироваться на современные цели обучения;
повысить мотивацию учащихся и индивидуализировать обучение.
Информационные источники
Анастази А.С., Урбина С.И. Психологическое тестирование.- СПб., 2004. - с. 134
Андреев А.А. Основы Интернет-обучения: Лекции. - М., 2003. - с.214
Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование - 2005, №9, с.113-122.
Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе, № 4, 2005.- с.45-57
Коломиец В.А. Интернет ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного образования учителей иностранного языка/ // Иностранные языки в школе -2005, №3, с.86-90.
Миролюбова А.А. Аудио-визуальный метод. Справочные материалы по ЦОР "Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине "Английский язык (основная школа)" в составе ЦОР. // Иностранные языки в школе.- 2005.-№5, с.22-24.
Никитенко С.Г. Интернет для учителей иностранного языка.// Народное образование - 2007.-№5.-С.217-222.
Соломахина И.А. Мультимедийные средства в обучении иностранным языкам //Школьные технологии -2004.-№5.-С.198-202.
6