12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Cергеева Ирина Ивановна28 Россия, Орловская обл., п. Знаменка |
Простое глагольное сказуемое
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО
Дата:
Класс: 8
Тема урока: «Простое глагольное сказуемое».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с правилами согласования глагола – сказуемого с подлежащим в числе и роде; обучения
грамматическому соотнесению глагола – сказуемого с подлежащим, выраженным
существительными общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами,
согласованию глагола – сказуемого с подлежащим в трудных случаях. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию
уважительного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представление о том, какие сказуемые называются простыми
глагольными; как их отличить от других сказуемых, умеют находить их среди главных членов предложения, определять способы их выражения.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, постановка и
решение проблемы.
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку.
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, стремление к речевому самосовершенствованию
Оборудование: орфографические словари, учебники, рабочие листы
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. | Приветствие. Проверка подготовленности к уроку. Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! | Приветствуют учителя и одноклассников. Демонстрируют готовность к уроку. Рисуют своё настроение |
2. Мотивация. Актуализация знаний
| Включение в деловой ритм. Привели голову в порядок. ( Погладили, причесали себя пальчиками). Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули. Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо. Записывает дату. Классная работа. На прошлом уроке мы говорили о…? | Демонстрируют своё психическое и эмоциональное настроение. Включаются в ритм урока.
Записывают дату. Классная работа. |
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | - Совершенно верно, об основе предложения и о том, чем она может быть выражена. - Предлагаю проверить ваши знания по теме с помощью упражнения «Да /Нет». Подлежащее всегда выражено существительным. Сказуемое согласуется с подлежащим. Подлежащее выражено одним словом. Сказуемое и глагол – одно и то же. В предложении Мне не сказали всей правды. подлежащее мне. В предложении Я пересмотрю своё сочинение сказуемое пересмотрю. Сказуемое может отвечать на вопрос каков? Никогда не думайте, что вы уже все знаете. – Синтаксический разбор предложения. А как вы понимаете смысл данного высказывания? Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания. Организует проведение морфологического диктанта Диктует предложение, затем осуществляет фронтальную проверку. Где совесть с правдой обитают? Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало. Кроткое слово укрощает гнев. Какими частями речи выражены сказуемые? Сделайте вывод, что обозначает сказуемое - На этом уроке мы ….
|
Выполняют упражнение «Да/Нет». Отвечают на вопросы учителя.
Производят синтаксический разбор предложений
Высказывают свои предположения.
Записывают предложения, подчёркивают грамматическую основу; определяют части речи, которыми выражены главные члены предложения Работают в тетрадях.
Записывают тему урока, определяют задачи: Познакомиться с… Учиться находить… Правильно…. |
4.Формирование новых знаний | - На этом уроке мы рассмотрим, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое. Перед вами предложения: Белый пар по лугам расстилается. Белый пар по лугам расстилался. Белый пар по лугам будет расстилаться. Белый пар по лугам расстилался бы. Белый пар по лугам расстилайся. - Прочитайте первое, второе и третье предложения. Выделите в них сказуемое. Уточните, какой формой глагола выражены сказуемые. (Сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего времени.) - Прочитайте четвертое предложение. Выделите в нем сказуемое. Установите, чем оно выражено. (Глаголом в условном наклонении). - Выполните аналогичную работу с последним предложением. (Глаголом в повелительном наклонении). - Обобщим свои наблюдения и сделаем вывод. - Каким количеством слов выражается лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом? - Скажите, глаголами, в какой форме выражается простое глагольное сказуемое? - Дополните свой ответ сведениями со стр.58 учебника.
|
Находят грамматическую основу; определяют части речи, которыми выражены главные члены предложения. Делают вывод, что простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений.
Обобщают сведения, выясняют, что все сказуемые в предложениях выражены глаголами. Делают вывод, что сказуемое обозначает действие.
Читают теоретические сведения, выясняют, что сказуемое может также обозначать состояние или признак предмета и выражается не только глаголом |
Физкультпауза. Игра «Разминка» - Послушайте условия игры. Внимательно слушайте команды и выполняйте лишь те из них, в которых есть слово «пожалуйста». Если этого слова в команде нет, то выполнять ее не следует.
- Встаньте, пожалуйста. - Выйдите, пожалуйста, из-за парт. - Наклоните голову, пожалуйста. - Поднимите, пожалуйста, голову. - Поднимите руки вверх, пожалуйста. - Опустите руки. - Опустите, пожалуйста, руки. - Сделайте глубокий вдох. - Пожалуйста, поставьте руки на пояс. - Протяните правую руку вперед. - Протяните, пожалуйста, левую руку вперед. - Пожалуйста, протяните правую руку вперед. - Поставьте руки на пояс. - Пожалуйста, поставьте руки на пояс. - Опустите руки, пожалуйста. - Поздравляю тех, кто ни разу не ошибся.
| Выполняют элементарные движения. | |
5.Первичное закрепление и проговаривание вслух | - Рассмотрите схему на стр.58 учебника. - Чем отличаются два типа сказуемых? Прочитайте теоретические сведения на стр.59 и скажите, какой частью речи выражается простое глагольное сказуемое. | Анализируют схему, отвечают на вопросы учителя, работают с теоретическим материалом. |
6. Включение в систему знаний и повторение | Даёт задание: выполнить упр.96 - просмотрите предложения: С какими сложностями вы можете столкнуться? - Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к словарю. Даёт задание выполнить упр.99 Игра «Третий лишний». А. Медный ствол сосны порозовел на солнце. Дорожка была запружена людьми. Корабль был очень большой и очень прочный. | Вспоминают пройденный материал. Работают самостоятельно, готовясь к выступлению. Просматривают текст упражнения. Делают вывод, что нужно правильно определять род подлежащего, чтобы не ошибиться в выборе сказуемого. В случае затруднения следует обращаться к словарю. Выполняют упражнение.
Выполняют упражнение, анализируют таблицу, дополняют своими примерами. Подчёркивают сказуемое, определяют его тип, находят «лишнее» предложение, обосновывают свой ответ |
7. Рефлексия | Просит вспомнить, какие цели задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Определите предложение с простым глагольным сказуемым. Благодарит за работу. Оценивает ответы. Ученикам раздаются карточки: Нарисуйте своё настроение | Составляют внутреннюю речь. Оценивают свою работу. |
8.Домашнее задание | § 19, упр.101. Подготовиться к сочинению, продумать ответы на вопросы: Для кого предназначено твоё описание? О чём ты хочешь сказать в своём описании? Как связано это здание с окружающей местностью? Где оно расположено? Каковы особенности вертикального и горизонтального членения здания? Есть ли на нём украшения? | Записывают задание в дневник, задают уточняющие вопросы. Подают дневники для оценки учителю. |
Рабочий лист
Дата:
Класс:
ФИ _________________
Тема урока: Простое глагольное сказуемое
Нарисуйте своё настроение
| |
Упражнение «Да /Нет». Подлежащее всегда выражено существительным. Сказуемое согласуется с подлежащим. Подлежащее выражено одним словом. Сказуемое и глагол – одно и то же. В предложении Мне не сказали всей правды. подлежащее мне. В предложении Я пересмотрю своё сочинение сказуемое пересмотрю. Сказуемое может отвечать на вопрос каков? | |
Никогда не думайте, что вы уже все знаете. – Синтаксический разбор предложения. А как вы понимаете смысл данного высказывания? «Проверь себя» Где совесть с правдой обитают? Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало. Кроткое слово укрощает гнев. | |
Игра «Третий лишний». А. Медный ствол сосны порозовел на солнце. Дорожка была запружена людьми. Корабль был очень большой и очень прочный. | |
Определите предложение с простым глагольным сказуемым. | |
Нарисуй своё настроение
| Понравился ли мне урок… Что мне не понравилось на уроке… |
Дома продумайте ответы на вопросы: Для кого предназначено твоё описание? О чём ты хочешь сказать в своём описании? Как связано это здание с окружающей местностью? Где оно расположено? |