Статья на тему «Психогимнастика — метод психологической коррекции в работе психолога»
Афанасьева Ирина Сергеевна
Педагог-психолог
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13
ПСИХОГИМНАСТИКА – МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
Аннотация: Статья посвящена психогимнастике, как методу психологической коррекции. Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка. Отмечается, что благодаря этому методу психологической коррекции преодолеваются барьеры в общении детей; снимается психическое напряжение; развивается лучшее понимание себя и других; создаются возможности для самовыражения ребёнка.
Метод психогимнастики появился в середине 1970-х гг. в системе приёмов чешского психолога Ганы Юновой и модифицирован М.И. Чистяковой.
Маргарита.Ивановна. Чистякова даёт следующее определение психогимнастики. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Задачи психогимнастики:
развивать и корректировать познавательную и эмоционально-личностную сферу психики ребёнка;
развивать память, внимание, волю, воображение, творческие способности;
создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, усталость;
развивать навыки концентрации, пластику, координацию движений.
Как правило, психогимнастика используется, если проявляются: нарушения психомоторики, расстройства эмоциональной сферы (дети с чрезмерной утомляемостью, замкнутостью), детские страхи, трудности характера и поведения легкие задержки психического развития и другие нервно-психические расстройства, находящиеся на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки
Психогимнастика ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Занятие длится от 25 мин до 1 ч 30 мин.
Продолжительность занятия зависит:
от возраста,
качества внимания,
поведения детей.
Каждое занятие состоит из ряда этюдов. Этюды должны быть коротки, разнообразны, доступны по содержанию(принцип от простого – к сложному). Количество детей в группе - не более 6.
Схема занятия по психогимнастике/
1. Мимические и пантомимические этюды.
Цель - выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства. Модель выражения основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций.
Цель - моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности, привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
3.Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом.
Цель - коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
4. Фаза психомышечной тренировки.
Цель - снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.
Во время занятий по психогимнастике используются: музыка, разные виды игр, разные виды этюдов, тематическое и свободное рисование, сочинение историй, элементы театрализованной деятельности.
Таким образом психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Благодаря этому методу психологической коррекции:
-преодолеваются барьеры в общении детей;
-снимается психическое напряжение;
-развивается лучшее понимание себя и других;
- создаются возможности для самовыражения ребёнка.
В настоящее время метод психогимнастики можно применять в тренинге
Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных.
Все психогимнастические упражнения, объединены в три подраздела:
1. Упражнения, которые преимущественно воздействуют на состояние группы как целого и/или на каждого ее участника в отдельности (упражнения на создание работоспособности).
2. Упражнения, направленные преимущественно на содержательную сторону работы (упражнения содержательного плана).
3. Упражнения для получения личностной обратной связи.
Упражнение 1 «Преодоление трудностей» Изобразите как вы справляетесь с трудностями, стрессом»
Упражнение 2
Все участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать („вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».
Упражнение 3 «Аплодисменты».
Апплодируем друг другу. Все участники повторяют вслед за одним человеком ритм, хлопая в ладоши.
Библиографический список
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88с.
. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88с.
Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 64с.
4. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.