Публикация «Психогимнастика в системе дошкольного образования»
Психогимнастика в системе дошкольного образования
Н.Н. Соколова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Антошка» п. Октябрьское Красногвардейского района республики
Крым (п.Октябрьское, Россия)
nadya.sokolova.88@list.ru
Psychogymnastics in the system of preschool education
N.N. Sokolova
Municipal budgetary preschool educational institution
Kindergarten No. 5 «Antoshka» p. Oktyabrskoye, Krasnogvardeysky district of the Republic of
Crimea
nadya.sokolova.88@list.ru
Аннотация. В статье уделяется большое внимание использованию
психогимнастики в системе дошкольного образования. Даются ответы на вопросы: «Как работать с педагогами и родителями, чтобы добиться стойких положительных результатов у детей?» «Как обучать педагогов и родителей данному направлению, какие средства и формы работы необходимо использовать?»
Ключевые слова: психогимнастика, родители, дети, педагоги.
Annotation. The article pays great attention to the use of psychogympics in the system ofpre-school education. How to work with teachers and parents to achieve persistent positive resultsin children. How to teach teachers and parents to this area, what means and forms of work shouldbe used.
Key words: psychogympics, parents, children, teachers.
Суть психогимнастики – это стимуляция положительных сенсорных ощущений через воображение и движение. Это процесс взаимодействия, своего рода определенный
стандарт действий с предметами и объектами. Она может проводиться в форме увлекательного путешествия куда-то далеко за море, за горы и т.д. В психогимнастике предметы могут оживать, разговаривать и двигаться: «Где-то там греет теплое солнышко, оно согревает нас своим теплом, поделитесь теплом со своим другом. Солнышко пригревает, нам приятно, тепло и хорошо. Смотрите, здесь полянка с цветочками, чувствуете, какой аромат издают цветы. Мы с вами шагаем по утренней росе. Ножки немного намокли, ну да это не страшно. Какая же здесь шелковистая травка, так и хочется
на нее прилечь и отдохнуть».
Задача психогимнастики в первую очередь состоит в том, чтобы заложить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, поэтому ее необходимо использовать во всей системе дошкольного образования.
Разработкой методов психогимнастики занимались М. Чистякова, Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова, Г.Юнова и другие [3, с. 5]. М.И.Чистякова рассматривала психогимнастику как курс специальных занятий(этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью; а также детям с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни [2, с. 32].
Психогимнастика по методике М.И.Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений и в создании эмоций, и в воспитании высших чувств, и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций [2, с. 11].
Почему именно в системе дошкольного образования? Когда дошкольное
учреждение использует психогимнастику, используя комплексный подход, т.е. совместно с воспитателями, специалистами, родителями и детьми, можно добиться определенных желаемых результатов. Только при взаимодействии специалистов детского сада и
родителей работа может быть успешной. Практика показывает, что при целенаправленном использовании психогимнастики в системе дошкольного образования растет положительная динамика в развитии у детей физической активности, достигаются улучшения в речевом, познавательном, художественно-эстетическом и социально-коммуникативном развитии [3, с. 13].
Поскольку психогимнастику необходимо использовать всеми специалистами
дошкольного учреждения, необходимо ввести обучение по применению данного метода для специалистов широкого профиля, работающих с детьми дошкольного возраста. Дляэтого необходимо проводить:
- семинары (на которых педагоги будут знакомиться с теоретическй и практической частью использования психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста);
- консультации с педагогами по данной теме (необходимо знакомить педагогов с методикой проведения психогимнастики, с возрастными особенностями детей, актуальными комплексами психогимнастики для данного возраста);
-мастер-классы (обучать педагогов по данной теме, закреплять практические умения и навыки);
-знакомить педагогов с научно - методической литературой по данной теме;
- обязательно делиться друг с другом опытом (на педагогических советах, открытых занятиях, мастер-классах и. т. д.);
- разрабатывать новые комплексы психогимнастик и адаптировать к своим детямранее знакомые;
- развиваться и совершенствоваться вместе с детьми;
- постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Работать с родителями по следующим направлениям:
- беседы с родителями о психогимнастике, знакомить с поставленными целями и задачами, с ожидаемым результатом при использовании психогимнастики с детьми дошкольного возраста;
- консультации (необходимо знакомить родителей с методикой совместного
использования родителями и ребенком психогимнастики в домашних условиях);
- мастер-классы (необходимо обучать родителей психогимнастике, используя
программу мастер-классов);
- практические семинары (постоянно обучать родителей и вызывать интерес к психогимнастике);
- анкетирование (периодически проводить анкетирование с родителями с целью анализа результатов использования той или иной технологии и выявления положительной или отрицательной динамики в развитии и воспитании ребенка ).
Работу с детьми следует проводить по следующим направлениям:
- проводить беседы по соответствующей теме;
- проводить игры с элементами психогимнастики (это могут быть сами комплексы психогимнастики, так и элементы игр дидактических, сюжетно-ролевых, творческих, подвижных и. т. д.);
-занятия по психогимнастике (отдельный цикл занятий, касательно конкретно психогимнастики; элементы психогимнастики в стандартных занятиях);
- развлечения (обязательно с использованием элементов психогимнастики);
- утренняя гимнастика (обязательно с использованием элементов психогимнастики);
- самостоятельная двигательная деятельность (дети уже самостоятельно используют элементы психогимнастики).
При проведении психогимнастики необходимо учитывать:
- возраст детей;
-уровень развития детей;
-дозировку упражнений;
- музыкальное оформление;
-эмоциональное состояние и настроение детей [4, с. 13].
Работу по психогимнастике необходимо учитывать в календарном, перспективном и годовом планах. Необходимо ставить конкретные цели и задачи, планировать мероприятия и определять ответственных за них лица. Тогда можно контролировать весь процесс и
определить конкретные результаты каждого педагога и каждого специалиста в дошкольном учреждении.
Для использования данной методики нужно привлекать педагогов и специалистов дошкольного учреждения. Для этого нужно:
- вызвать интерес к психогимнастике (педагоги дошкольных учреждений люди очень творческие и креативные, им интересно будет изучать любое новое направление в педагогической деятельности);
- зарядить новой идеей, технологией (им будет интересно, они с удовольствием будут ее изучать и внедрять в свою педагогическую деятельность);
- создавать условия для развития творческого потенциала педагогов;
- обеспечить педагогов научно - методической литературой (педагогам необходимо изучить методическую литературу, прежде чем приступать к занятиям);
- обеспечить педагогов наглядными пособиями для работы с детьми дошкольноговозраста;
- систематически и беспрерывно обучать педагогов (направлять на всевозможныеобучающие курсы, семинары, конференции и.т. д).
Сказанное выше означает, что необходимо создавать все условия для
профессионального роста и развития педагогов. Творческий потенциал педагогов неиссякаемый. Педагоги, словно дети, постоянно тянутся к новым знаниям, методикам и технологиям.
Педагоги по своей природе люди творческие, а психогимнастика – это неиссякаемый источник творчества взрослого и ребенка. Продукт этого творчества –всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Это детские улыбки, огромный объем фантазии, положительные эмоции и, самое главное, – знания, которые ребенок получает благодаря психогимнастике. В рамках психогимнастики дети взаимодействует друг с другом, и получают от этого огромное удовольствие.
Мы наблюдаем, что у детей постепенно возрастает потребность в психогимнастике. Потребность в перевоплощении в того или иного героя или в предмет, возможность воображаемого перехода или перелета на одну или другую воображаемую планету или остров создают заинтересованность и развивают творческое начало в каждом ребенке.
Педагогам, использующим психогимнастику, необходимо:
-интересоваться новинками учебно-методической литературы;
- дальше развиваться, совершенствовать свой кругозор и знания;
-использовать и применять в своей работе различные педагогические методики и технологии;
- периодически делиться своим опытом и знаниями со своими коллегами;
-придерживаться определенной системы при использовании в работе с детьми психогимнастики;
- стратегически мыслить и видеть реальную картину дня с перспективой на будущее;
-реально оценивать возможности и способности каждого своего воспитанника;
-постоянно взаимодействовать с родителями и педагогами дошкольного
учреждения;
-использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Самое важное – получать удовольствие от своей работы. Когда видишь счастливые лица детей, улыбчивые лица родителей и педагогов, понимаешь, что методика работает. И каждый из участников получает самые яркие эмоции и море позитива. Необходимо в своей работе применять те технологии, которые реально работают и имеют стабильный положительный результат. Необходимо их внедрять в практику. Однако надо понимать, что, применяя ту или иную технологию, необходимо прогнозировать
результат. Есть много реально продуктивных технологий, которые следует применять в своей работе. При этом необходимо исходить из следующего: существует теория и практика, которые варьируются и творчески перерабатываются, исходя из поставленных целей и задач. И каждый педагог подходит к данному вопросу индивидуально, исходя из своего опыта, знаний и индивидуальности детей, с которыми работает. Замечательному
отечественному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежат такие слова: «Есть два способа жизни – гниение и горение». Каждый педагог сам выбирает свой способ профессиональной жизни. Педагогу необходимо постоянно находится в творческом поиске новых методик и технологий. Изучать методики и технологии, анализировать, сравнивать и делать
обобщающие выводы, которые ему в дальнейшем помогут в работе.
Литература
1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
2. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова, 2-е изд. – М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
3. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии. – Вопросы
психологии, 1985, 6.
4. Журнал «Дошкольная педагогика» №1 (116)/январь/2016. Методический кабинет. Н.Н.Соколова «Знакомим малышей с окружающим миром с помощью психогимнастики».