«Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать»
Уважаемые участники Семинара, сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить достаточно актуальную тему: «Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать».
Позвольте начать нашу работу с притчи:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики
говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в
процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе
атмосферы психологического комфорта.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Наличие или отсутствие психологического комфорта в школе оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Психологическая атмосфера или микроклимат урока – это эмоционально -психическое состояние обучающихся и учителя на уроке. Оно может характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке есть радость общения, доверия между учителем и учениками, бодрость и взаимопонимание. Такое состояние отношений в коллективе А.С. Макаренко называл мажорным. При этом у учащихся нет чувства страха, они уверены в себе, им присуща сознательная дисциплина. Хороший микроклимат урока характеризуется высокой требовательностью учителя к учащимся, а учащимися друг к другу.
Нездоровый климат на уроке – это неуверенность учащихся, скука, нервозность, боязнь, что спросят и т.д. Все это создает гнетущую атмосферу на уроке, что может вызвать психический стресс, влекущий за собой грубое нарушение дисциплины.
Сейчас выступит докладом на тему:
«Психологические основы формирования сознательной дисциплины на уроках»
Самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия "заработают" только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением. Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем.
Продуктивные стили педагогического общения:
- общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
- стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. Ведь дружеское расположение - важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом - стили общения, тесно связанные между собой. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности.
Необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.
Требовательность учителя должна быть доброжелательной требовательностью друга, заинтересованного в судьбе ученика. Требовательность должна быть реалистичной, выполнимой, понятной ученикам. Ученик, соблюдая требования, предъявляемые учителем, должен верить, что они справедливы. Ребенка, подростка легко обидеть, даже невзначай, ибо он склонен случайный и незначительный поступок, оценивать как преднамеренный и глубоко переживать кажущуюся ему недоброжелательность учителя. Поэтому в поведении учителя нет мелочей, ему не прощается никакая слабость случайного характера, плохое настроение, раздражительность. Учитель должен быть терпимым к неправильным поступкам, мнениям, убеждениям детей, уметь переубеждать и терпеливо разъяснять им их ошибки.
Ни один ответ ребят нельзя оставлять без какой-либо, хотя бы краткой рецензии, какого-либо оценочного суждения. Ибо без быстрой, объективной, точной, краткой, понятной и доброжелательной информации о результатах познавательных усилий детей процесс усвоения ими знаний, умений и навыков значительно затормаживается. Учитель должен быть как бы зеркалом познавательных усилий своих учеников. И как зеркало он должен быть объективен, точен и нелицеприятен в своей информации о том, правильно или неправильно что-то усваивает, осмысливает, делает школьник. Не зная этого, школьник недоумевает, отчего, например, недовольно поджала губы учительница и, не сказав ни слова, вызвала отвечать на тот же вопрос другого ученика. И этот другой старается уже не понять суть дела, а догадаться, какой формулировки ждет и добивается от них учительница.
Ученики ценят в учителе доброжелательность, честность, принципиальность, ответственность, деловитость. Но более всего они ценят в нем человечность. Учитель должен оставаться для учеников старшим товарищем, потребность в котором у них велика. И учителю не следует надевать на себя маску бесстрастности и равнодушия. Ученики должны видеть, что учитель, как и все, может радоваться и огорчаться, гневаться и страдать. Проявление учителем человеческих чувств, естественное поведение сближает его с учениками, формирует подлинно человеческие отношения между ними. Поэтому учителю следует по возможности чаще общаться с учениками - разговаривать, спорить, играть. Отношение учителя к ученику должно носить не просто официальный, но и товарищеский, дружеский характер. Чисто деловые отношения воспринимаются учениками как казенные, бездушные, а часто и как враждебные им. Человечность же учителя вызывает ответную человечность учеников, которые начинают понимать, что учитель так же, как и они переживает, радуется и огорчается.
- Выступление учителей:
Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником?
Каждый раз, когда вы входите в класс, помните несколько так называемых заповедей педагогического общения:
- Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе - без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей.
- Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
- Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся. Помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией - информацией.
- Умейте слушать детей. Надо выслушивать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени.
- Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение "по вертикали", снизу вверх. Помните, что даже малыш стремится в какой-то мере отстаивать собственную самостоятельность и значительность во взаимоотношениях.
- Учитель должен уметь выдерживать "паузу ожидания" между своим вопросом и ответами учащихся. Как показывает практика, эта "мелочь" является одной из важнейших задач, которые стоят перед учителем.
- Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение.
- В процессе педагогического общения могут возникать разнообразные конфликты. Решение конфликтной ситуации во многом зависит от выбора стиля поведения. Одним из эффективных стилей является стиль сотрудничества. Если в процессе общения с учащимися возникает потребность в дискуссии со школьниками, старайтесь не обидеть оппонентов.
- Выступление учителей:
Конфликт на уроке: можно ли его предотвратить, каким образом?
Небольшой тест Как вы действуете в условиях конфликта? Каждый из вас получит таблицу с пятибалльной шкалой. Я буду зачитывать утверждение, а вы определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 – весьма типично, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем не типично. Внесите номер утверждения в соответствующий столбец таблицы.
1 – совсем не типично | 2 – редко | 3 – иногда | 4 – часто | 5 – весьма типично |
Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: |
Утверждения:
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Если не можете другого заставить думать так, как хотите, заставьте его делать, как вы думаете.
- Рука руку моет.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
- Кто сильнее, тот и правее.
- Не подмажешь – не поедешь.
8. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают.
9. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
10. Слово «победа» чётко написано только на спинах врагов.
11. Убивай врагов своих добротой.
12. Честная сделка не вызывает ссоры.
13. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
14. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
15. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
16. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
17. Ты – мне, я – тебе.
18. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет влечь пользу из истин, которыми обладают другие.
19. Кто спорит – ни гроша не стоит.
20. Кто не отступает, тот обращается в бегство.
21. Кто дарит – друзей наживает.
22. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
23. Лучший способ решать конфликты – избегать их.
24. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
25. Кроткость торжествует над гневом.
26. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
27. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
28. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
29. В этом мире есть только две породы людей: победители и побеждённые.
30. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
31. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
32. Копай и копай без устали – докопаешься до истины.
А сейчас посчитайте общую сумму баллов. Самое большое количество баллов и определяет ваш тип поведенческой стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.
Тип 1-ый: «ЧЕРЕПАХА» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
Тип 2-ой: «АКУЛА» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Тип 3-ий: «МЕДВЕЖОНОК» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
Тип 4-ый: «ЛИСА» - стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип 5-ый: «СОВА» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский ученый-психолог Д.Карнеги:
1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
5.Желание понимать другого человека порождает сотрудничество
Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе - это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевлять их мечтой о будущем, научить их утверждать в настоящем идеалы будущего.
Уважаемые участники семинара! Повестка сегодняшнего семинара исчерпана. Благодарю за участие в семинаре!!!