Статья «Психологическая дуэль как эмоциональная составляющая сюжета в столкновении героев-антагонистов»
Психологическая дуэль как эмоциональная составляющая сюжета в столкновении героев-антагонистов
Подскребалина Е.А.
При слове «дуэль» в воображении большинства читателей сразу же возникают шпаги, оружие, шляпы с перьями, плащи, брошенная перчатка. Кто-то вспоминает поединки Пушкина с Дантесом, Лермонтова с Мартыновым, Онегина с Ленским, Базарова с Кирсановым и т.д.
Большая часть дуэлей начиналась так: оскорбленная сторона имела право вызвать обидчика на дуэль. Иногда вызов получал человек, задевший другого словом или жестом. К оскорблению могло быть приравнено почти все, даже косой взгляд, брошенный на соседа и сопровождаемый усмешкой (это послужило вызовом на дуэль Лермонтова), иногда не имевшей к нему никакого отношения. Чаще всего, конечно же, дуэли возникали из-за женщин (вспомните дуэль Ленского и Онегина: поводом для нее послужило подчеркнутое внимание, которое на балу Онегин оказал невесте своего ближайшего друга; Печорина и Грушницкого). Восхищенный взгляд на чью-то даму сердца, любой жест, подчеркивающий красоту дамы, ее привлекательность были чреваты немедленным выяснением отношений и вызовом. Так же случались дуэли на идейной почве (Базаров и Кирсанов).
На дуэль выходят антагонисты: «циник» Печорин и «романтик» Грушницкий, «лед» — Онегин и «пламень» — Ленский, нигилист Базаров и «ортодокс» Кирсанов.
Если во всем этом разобраться, то предотвратить дуэль и не довести до трагического исхода реально, ведь причина всему – вспыльчивость, эгоцентризм, собственная глупость – эмоции – отсутствие желания разобраться в ситуации, проанализировать ее. Психологическая составляющая таких поступков основывается на изображении персонажей с позиции как внешнего, так и внутреннего психологизма.
Дуэль, прежде всего, столкновение различных точек зрения. Различных авторитетов. Каждый из участников дуэли нацелен на отстаивание своей правоты, но не всегда подобное столкновение сопровождается фехтованием или стрельбой из пистолетов.
В литературоведении подобное столкновение характеров называют конфликтом1, но конфликт этот разрешается в сознании героя по всем правилам дуэли: неприязнь противника заставляет держаться на определенном расстоянии, в ходе развития сюжета происходит их постепенное сближение (ради отстаивания собственной позиции) и «выстрел» - тот пиковый момент, приводящий к «ликвидации» одного из противостоящих, и, конечно же, наличие секундант (персонажа, следящего за накалом отношений между противниками), поэтому рассмотрим такое противоборство как психологическую дуэль.
Психологическая дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым началась с их первой встречи. Кирсанов даже не пожал руку Базарову, когда они в первый раз встретились. У них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всём, презирали друг друга. Часто между ними происходили столкновения, ссоры. С течением времени ссориться они стали меньше, но душевное противостояние оставалось. Бомба была заложена, оставалось только её сдетанировать. Сделал это случай с Фенечкой. Павел Петрович приревновал Фенечку к Базарову, когда увидел их целующимися в беседке, и на следующий день вызвал его на дуэль. Насчёт причины он сказал так: «Полагаю… неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения. Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?». Базаров согласился, но назвал дуэль «глупой», «необычайной». Базаров – рационалист по натуре, вспыльчивость и эмоциональная несдержанность противника придают ему уверенность в себе.
В романе И.С. Тургенева «Отцы дети» мы наблюдаем психологическую дуэль Базаровым и Павлом Петровичем, она предшествует дуэльному поединку (в традиционном понимании). Но почему авторы доводят до него своих героев, почему не приостановят раздор на этапе размышлений над предстоящим событием.
В поведении Евгения Онегина перед дуэлью с Ленским улавливаются рациональные нотки, но эмоции на позволяют ему отказаться от поединка. А ведь исход был известен, и Онегина начинают терзать муки совести. Онегин уезжает из деревни в глубокой депрессии, он уже никогда не будет скучающе и свысока оценивать человеческие чувства. После дуэли Онегин начинает рефлексировать, в его сознании происходит переоценка жизненных ориентиров. В психологическом поединке с самим собой побеждает Онегин – человек чувственный, страдающий, потерянный.
Дуэль как нельзя ярче раскрывает и обнажает характеры героев романа: мы убеждаемся, что Евгений вовсе не каменный и бесчувственный ханжа и удивляемся естественному обреченному поведению Ленского. Перед дуэлью «сжалось В нем сердце, полное тоской». Пушкин не зря делает акцент на сердечности Ленского: поэт должен жить сердцем, порывом чувства и страстей. Поэтому, прежде всего, сердце выдает его душевные переживания («сердце, полное тоской», «сердце грустное не дремлет»).
Дуэль – всегда противоречие. Роман Пушкина тоже можно назвать дуэлью: между разумом и сердцем, между Онегиным и Татьяной, между Татьяной и Ольгой (антитеза «внутреннего» и «внешнего»), идеологическая дуэль между автором и Онегиным, Онегиным и Ленским, героями и светом, наконец, дуэль происходит в душах каждого из участников романа.
Уникальным при рассмоторении дуэли как психологического приема следует считать образ Печорина («Герой нашего времени»). Противоборство и двойственность его натуры проявляется не столько в схватке с Грушницким, сколько при самоанализе. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: «...один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...» Происходит распадение личности на «внутреннего» и «внешнего» человека. Не случайно в первой же рецензии на «Героя нашего времени» В.Г. Белинский отмечал: «В основной идее романа Лермонтова лежит важный вопрос о внутреннем человеке, вопрос на который откликнутся все»2. Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: «Я не помню утра более голубого и свежего...». И под дулом пистолета его не покидают выдержка и самообладание: он чувствует смерть, но готов простить оскорбившего его Грушницкого, стрелявшего в безоружного. Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его — не маска, а действительное состояние души.
Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.
Рассмотренные нами дуэли имеют разный исход: от трагического исхода поединка между Онегиным и Ленским до трагикомической развязки дуэли Базарова с Кирсановым. Но все они происходят потому, что их действующие лица внутренне противоречивы. На дуэль людей толкает не только (и не столько) оскорбление, нанесенное будущим противником, но отсутствие мира и согласия внутри самого себя. Все инициаторы дуэлей — люди, сомневающиеся в собственной правоте, колеблющиеся. Можно даже сказать, что они идут на дуэль, чтобы каким-то образом утвердить себя в своей правоте.
Дуэль подталкивает героя к рефлексии. Он начитает сомневаться в своей важности в жизни, в своем неоспоримом влиянии на судьбы других людей. Он начинает задумываться, уходит в себя: «Зачем я жил, для какой цели я родился?» - задается вопросом герой Лермонтова. Ответ на этот вопрос звучит по—разному в устах романтически влюбленного поэта Ленского и «заблудившегося в жизни» Кирсанова.
Использованная литература
Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. – М., Худ. лит ., 1979. Т. 4.
Выготский Л.С. Психология искусства. – СПб., Азбука, 2000.
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., Худ. лит., 1971.
Словарь литературоведческих терминов. Под ред. С.П. Белокурова, © 2005.
Дуэль жизни. http://www.psichology.vuzlib.net/book_o167_page_26.html
2 В.Г. Белинский. Т. IV. С. 146.