Статья на тему «Учитель-фасилитатор, как фундаментальная составляющая мотивации старших школьников»
Учитель-фасилитатор, как фундаментальная составляющая мотивации старших школьников.
Елена АлександровнаНесветаева
учитель английского языкавысшей квалификационной категории
ЧОУ «Гимназия №1» г. Новороссийск
nesvlena@mail.ru
Светлана Николаевна Коробова
Канд.пед.наук, доцент, учитель английского языка
ЧОУ «Гимназия №1» г. Новороссийск
korobova2002@mail.ru
Обучение ИЯ, возможно, в большей степени, отражает время, в которое происходит этот процесс. Обучая языку, мы все время переосмысливаем и интерпретируем по-новому вещи, которые, казалось бы стали неоспоримым фактом.
Социальный заказ нашего общества в воспитании конкурентно-способной, достойной личности. Из факторов, ослабляющих мотивацию и обесценивающих труд учителя в школе, можно назвать путешествия, свободный доступ аутентичных материалов, общение с носителями языка, как в формальной, так и неформальной обстановке. Трудно замотивировать ребят работать на уроке, поэтому проблема повышения мотивации стоит довольно-таки остро.
Решение проблемы под силу только учителю-фасилитатору – органичной, высокопрофессиональной личности, обладающей современным набором передовых педагогических технологий, а владеющей психо-педагогическим инструментарием воздействия на Я-концепцию ученика и способным взаимодействовать и развиваться с обучающимися на принципах другодоминантного общения. В процессе обучения происходят интегральные процессы, дающие набор личностного-ценностных характеристик, как преподавателю, так и ученику.
Разнообразие факторов способно создать желание учиться. Поскольку большинство обучаемых преследуют практическую цель для обучения: они хотят выучить иностранный язык, чтобы смотреть аутентичное телевидение или понимать руководства, написанные на иностранном языке, пройти кулинарные уроки у носителей языка, чтобы готовить блюда других народов. Это желание достичь какой-то цели является основой мотивации, и, если оно достаточно сильное, оно побуждает принять решение действовать. Одним из приоритетных критериев для подростка, является отношение общества, семьи и сверстников к предмету, о котором идет речь.
Одна из главных целей учителя должна состоять в том, чтобы помочь учащимся поддерживать свою мотивацию. Это можно сделать несколькими способами: воспитать в студентах вторичную языковую личность, вовлекая их в деятельность на ИЯ, вызывая любопытство, провоцируя заинтересованность в предмете. Для решения данной задачи учитель должен демонстрировать соответствующие качества при наличии которых, ученики могли бы быть уверены в его профессионализме. Более того, студенты должны чувствовать, что учитель действительно заботится о них, поскольку, если ученики чувствуют поддержку, у них гораздо больше шансов на учебу. Один из способов помочь студентам поддержать их мотивацию, дать им, насколько это возможно некоторую власть в принятии решения, возможно, в отношении выбора того, что делать дальше или как. Если учащиеся чувствуют, что они имеют какое-то влияние на происходящее на уроке, они часто более мотивированы.
Рефлексия, как основа совместной учебно-педагогической деятельности может способствовать интенсификации мотивационно-синергетических процессов. Соответственно, создание эмпатической, другодоминантной обстановки на уроке по иностранному языку является неотъемлемой составляющей решения задачи, выполняемой учителем-фасилитатором, выполняющим основную мотивирующую функцию при обучении ИЯ.
Список литературы
1. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий:в2т. –М.:НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
2. Гальскова Н. Д. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.:АРКТИ, 2003.– 192 с.
3. Куликова Л. Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы. –Хабаровск: Изд-во ХТПУ, 2005. – 232 с.
4. Рубцова И. С. Психологические особенности фасилитационного взаимодействия педагога и учащегося. – Екатеринбург: РГППУ, 2009. – 163 с.
5. Jeremy Harmer How to teach English, Pearson Education Limited, Longman,
2012, page 9-20.