«Психологические аспекты ведения занятия»
автор:
Даниэль Мухабович Капов
педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский
Ученик никогда не превзойдет учителя,
если видит в нем образец, а не соперника.
Виссарион Белинский
Каждый педагог стремится к максимально эффективной реализации своего профессионального потенциала в процессе организации и проведения занятий. Несмотря на широкое разнообразие источников информации по развивающему и личностноориентированному обучению, описывающих психологические факторы, влияющие на обучающий процесс, педагог осваивает, совершенствуется путем проб и ошибок.
Управлять деятельностью учащихся, ставить новые цели, развивать мотивацию к познавательной деятельности, способствовать саморазвитию, оценивать качество знаний и анализировать достижения - это лишь краткий перечень деятельности педагога.
Основываясь на ближайшем и актуальном развитии обучающихся на разных возрастных этапах, педагог ставит перед собой новые задачи. Учить ставить цели, планировать действия, оценивать результаты и продукты собственной деятельности – задача педагога при работе с младшими школьниками.
Развивать стремление к успеху, формирование навыка уверенного поведения, развитие чувства ответственности за свои действия, мотивация к самопознанию и саморазвитию – задача педагога при работе с подростками. Стать для учащегося человеком, мнение и знания которого помогут добиваться целей – задача при работе со старшими школьниками.
Критерием успешности своей деятельности педагог может считать актуализацию основных задач по отношению к обучающимся:
формировать навык уверенного поведения и развивать веру в успех;
воспринимать ошибки как нормальное и нужное явление;
акцентировать внимание на достижениях, как каждого ученика, так и класса в целом;
учить детей управлять собственной деятельностью.
Постановка целей занятия.
При грамотной постановке цели педагог сможет объяснить ученику, чему он должен научиться на занятии. Понимание цели учеником позволит ему стать активным участником процесса, самому организовывать свою деятельность, осознать значимость достигнутого результата. Для этого педагог должен уметь обосновать цель, активизировать и заинтересовать.
Цели бывают обобщенные и конкретные. Обобщенная цель описывает представления педагога о желательном развитии событий и результатах обучения. Конкретная цель описывает то, что обучающиеся будут делать , демонстрировать свои достижения, и как можно оценить качество своих умений.
Организация взаимодействия на занятии.
Без личного авторитета и заинтересованности педагог не может организовать продуктивную деятельность обучающихся на занятии. Личная заинтересованность очень важна, так как дает возможность ученику увидеть значимость своей деятельности. Не менее важен и личный авторитет, так как на нем основывается соблюдение всех установленных правил продуктивной работы обучающихся.
Организация взаимодействия на занятии на основе ранее согласованных правил воспитывает правовую культуру обучающихся, становится основой будущего бесконфликтного сотрудничества и поведения.
Установление правил – четырехэтапный процесс:
Определение самих правил.
Обсуждение правил. Важно понимать мнение обучающихся по этому вопросу, обсудить и заключить соглашение по выполнению установленных правил.
Определение последствий. Заранее установленные последствия нарушения правил позволяют обучающимся предвидеть ситуацию ответственности за свои действия.
Соблюдение правил. Добиться соблюдения модели правильного поведения, научить обучающихся соблюдать собственно установленные правила – задача педагога. Он должен подкреплять активность, соответствующую установленным правилам, и давать ясные ответные реакции на их нарушение.
Требуя соблюдения установленных правил, педагог придерживается определенного стиля поведения:
Уверенный стиль – педагог напоминает о правилах, ясно определяет, какого поведения он ждет, имеет зрительный контакт с обучающимися, не вовлекается в споры о справедливости правил. Такой стиль поведения педагога подталкивает обучающихся к необходимости осознанного выбора.
Пассивный стиль – педагог игнорирует поведение учащихся, или его ответная реакция слишком запаздывает, он комментирует «проблемное» поведение, но не объясняет модели желательного поведения.
Враждебный стиль – использование личной власти. Такие педагоги угрожают ученикам, но их угрозы расплывчаты или слишком суровы и поэтому не реализуемы. Основные методы воздействия в этом стиле – угрозы и шантаж, использование «Ты высказывание», без определения желаемого поведения.
Исходя из описанных стилей поведения, четко видно, какой из них является наиболее продуктивным.
Мотивация к познавательной деятельности.
Отсутствие мотивации к познавательной деятельности и личной заинтересованности педагога является основной причиной неудач на занятиях. Для повышения мотивации обучающихся, педагогам предлагается:
сформировать у обучающихся четкое ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
активизировать самостоятельное мышление детей;
быть лично заинтересованным в успехе каждого;
опираться на уже имеющиеся достижения и мотивы;
поощрять активность.
Это основные направления работы по развитию внутренней мотивации обучающихся с использованием системы стимулирования.
Вспомогательная литература:
Иванов А. Блуда и МУДО.
Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз.
Северина Г. Легенда об учителе.
Полонский Г. Доживем до понедельника.
Поляков Ю. Работа над ошибками.