12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Софья372
Сокольникова Софья Борисовна
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Психология и педагогика в современном мире: теоретические и практические исследования

Психология и педагогика - это, прежде всего научные дисциплины, включающие в себя теорию и практику. Психология изучает внутренний мир человека, процессы субъективного отражения объективной реальности. Педагогика – это наука о воспитании и обучении.

Без знаний о психических процессах невозможно построить процесс воспитания и образования на любом возрастном этапе. В то же время именно в процессе педагогического воздействия проявляются те или иные стороны психики, можно проследить за её развитием.

На рубеже 19-20 веков возникает течение в психологии и педагогике – педология, комплексная наука о детях, их развитии, обучении и воспитании.

Педология представляла собой совокупность психологических, педагогических, анатомо-физиологических, биологических концепций развития ребенка, но не являлась целостной теорией. В разработке ее проблем объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологи и другие ученые. Основоположником российской педологии явился А. П. Нечаев - один из основателей экспериментальной педагогики. Особое признание получили труды Выготского Л.С.

В современной психологии и педагогике всё большее значение приобретают теоретические и прикладные основы нейропсихологии и нейропедагогики. Так чем же полезны данные направления классических наук?

В современных условиях всё больше детей имеют те или иные особенности, которые ограничивают не только процесс усвоения материала, но адаптацию и социализацию в целом. Это могут быть, как ограниченные возможности здоровья, так и одарённость. Большинство нормотипичных детей имеют свои психологические нюансы. Учитель в начальной школе получает ребёнка со сложностями коммуникации, поведения, деятельности, которого нужно учить. Следовательно, современная педагогика нуждается в особых теоретических и практических знаниях, которые позволят сделать процесс образования эффективным, как для ученика, его родителей, так и понятным для педагога.

Нейропедагогика – наука о теории и технологиях воспитания, основанная на данных современных нейронаук. Она базируется на классических основах педагогики, психологии, неврологии и отражает личностно-ориентированный подход в образовании. Наука использует новые средства для исследования мозга, которые позволяют изучать педагогический процесс с позиции неврологических изменений.

Самое главное, законы нейропедагогики применимы для любой категории детей и взрослых, они универсальны. Обучение должно быть осмысленным, логичным, гибким и своевременным (по возрасту). Формирование базовых высших психических функций должно соответствовать внутренней логике. Навыки эффективной коммуникации помогают понять самого себя и окружающий мир.

Нейропсихология изучает мозговую организацию психических процессов, формирование и развитие высших психических функций человека. Полноценная личность не сформируется без адекватного функционирования познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

В основе нейропедагогики и психологии лежат общие законы развития головного мозга и формирования психики человека. Они помогают понять чему и как можно обучить на любом возрастном этапе. Чем больше таких знаний, тем эффективнее обучение.

В коррекционной практике психолога и логопеда эффективно использовать нейропсихологическую диагностику (А.Р. Лурия, Ж.М. Глозман). Она даёт представление об истоках нарушений гнозиса и праксиса, вербальных и невербальных компонентах.

В практической работе нейропсихологический подход предполагает повышение ресурсов нервной системы. Это технологии А.В. Семенович (метод обратного онтогенеза), М.М. Семаго и Н.Я. Семаго, использование БОС. На основе альбома А.Р. Лурия развитие зрительного и слухового гнозиса даёт высокие результаты в развитии восприятия. Использование различных упражнений на развитие межполушарного взаимодействия эффективно с раннего возраста. Преодоление нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса, а также конструктивной деятельности занимает длительное время. Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной даёт отличные результаты, начиная с дошкольного возраста.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.