Психология и педагогика в современном мире: теоретические и практические исследования

5
0
Материал опубликован 27 May 2022 в группе

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью: Психология и педагогика в современном мире: теоретические и практические исследования

Психология и педагогика неразрывно связаны между собой. Если рассматривать педагогическую психологию-это отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса; разрабатывает психологические основы обучения и воспитания. Наиболее типичным методом исследования для педагогической психологии является метод « преобразующего эксперимента» ( обучающего или воспитывающего), то есть изучение тех изменений, которые происходят в психике ребенка в течение и в результате экспериментально организованного педагогического процесса. Такого рода исследование имеет целью выделить из многих факторов, одновременно воздействующих на подрастающего человека в реальном процессе воспитания и обучения, те которые оказали решающее влияние на ход формирования изучаемых сторон личности.

В 2021 году мною были проведены исследования по теме: особенности эмоциональной сферы детей 3-го и 4-го года жизни, посещающих детский сад. Эта тема была выбрана не случайно, так как многие дети имеют проблемы в эмоциональном развитии, а именно - не умеют откликаться на чувства и состояния других. В исследовании использовалось небольшое количество методик в виду того, что применение тестов при обследовании детей раннего возраста затруднено в силу психологических особенностей этих детей, поэтому были подобраны методики, подходящие как для детей 3-го, так и 4-го года жизни, чтобы провести исследование с каждой группой комплексно. Выборка составила 26 детей. Для изучения эмоциональной сферы были применены следующие методики:

1) опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений Й. Шванцары»,

2) опросник « Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей А. М. Щетининой,

3) методика « Паровозик» С. В. Велиевой.

По опроснику эмоциональных проявлений путем сравнительного анализа были получены следующие результаты: дети 3-го года жизни более капризны, боязливы, плаксивы, но при этом более веселые и ласковые, чем на 4-ом году, то есть их эмоциональная сфера менее устойчива. У детей 4-го года жизни более выражено сочувствие. Таким образом, мы можем сказать, что эмоциональные проявления детей 3-го года жизни по сравнению с детьми 4-го года жизни сильно выражены, что говорит о высокой эмоциональной лабильности детей раннего возраста как особенности эмоциональной сферы. У детей 4-го года жизни наоборот показатель сочувствия выше, что говорит об усложнении эстетических чувств, их дальнейшим формированием.

По опроснику эмпатических проявлений А.М.Щетининой можно сказать, что преобладают различные типы эмпатии, у детей 3-го года жизни преобладает средний (смешанный) тип эмпатии (61,5%), у детей 4-го года жизни также эмпатия больше выражена в смешанных формах (53,8%). Несмотря на то, что высокий уровень эмпатии (30,7%) у детей 4-го года жизни выражен больше, чем у детей 3-го года жизни, в целом мы можем сказать, что различия в уровне эмпатических проявлений имеются, но они незначительные, статистически не подтверждены.

По методике С. В. Велиевой « Паровозик» что у детей 4-го года жизни преобладает негативное психическое состояние разной степени (69,2%), в то время у детей 3-го года жизни отмечается больше позитивное психическое состояние (69,2%). Различия были подтверждены статистически с использованием критерия U-Манна-Уитни, достоверность подтверждена при помощи φ критерия Фишера.

По результатам методики « Паровозик» можно сказать, что посещение детского сада для многих детей является стрессовой ситуацией: свой вклад в повышение тревожности вносит необходимость рано вставать, каждодневно расставаться с родителями, невозможность выбрать питание и т.д. Разумеется, во многом уровень тревожности зависит от воспитателей в группе детского сада.

Полученные результаты позволяют заключить, что необходимо создавать для детей 4-го года жизни благоприятные условия для того, чтобы они испытывали больше позитивных эмоциональных состояний. Коррекцию эмоциональной сферы детей 3-го года жизни мы провести не сможем, так как дети еще маленькие и их эмоциональная сфера еще не сформирована. Поэтому можно спланировать работу в следующих направлениях: развитие опыта эмоционального реагирования, развитие эмоциональной экспрессии, развитие представлений об эмоциях. Это все нужно делать постепенно; и педагогу-психологу, да и воспитателю без знаний возрастных особенностей детей, психологических аспектов будет очень сложно выстроить работу по улучшению той или иной сферы ребенка. Дети все разные, к каждому необходим индивидуальный подход. Главное, вовремя заметить отставание или запаздывание развития и просто не ошибиться. Поэтому психология и педагогика неразрывно взаимодействуют между собой и помогают друг другу. Помогли и мне заключить вывод в своих исследованиях - поставленная гипотеза о существовании различий в особенностях эмоциональной сферы детей 3-го и 4-го года жизни была подтверждена статистически при помощи U – критерия Манна – Уитни, достоверность различий оценена, используя φ- критерий Фишера.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации