Психолого-педагогическая характеристика безречевых детей

4
0
Материал опубликован 3 June

Тема: Психолого-педагогическая характеристика безречевых детей

Безречевые дети – условно выделяемая полиморфная группа детей с неспособностью пользоваться средствами языка

Для полноценного развития речи необходимы:

-врожденная языковая способность,

-первично сохранный интеллект,

-стимулы из внешней среды,

-полноценное общение со взрослым

-мотивация к речи,

-сохранные анализаторы и полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами



Нормальное психическое развитие по А.Р.Лурия

t1717443152aa.jpg

Сохранность речевых систем входит в нормальное психическое развитие. У ребенка с ЗРР, у неговорящего ребенка часто возможна вторичная задержка психического развития.

Первичные и вторичные нарушения

Первичные нарушения речи:

ЗРР, ОНР I уровня, алалия

Вторичные нарушения речи

Системное недоразвитие речи при умственной отсталости, ТМНР,

НОДА, глухота; искаженное речевое развитие при РАС


ЗРР главным образом обусловлена перинатальной патологией ЦНС и остаточными явлениями органического поражения нервной системы, при которой отмечаются различные недостатки речевого развития на довербальной стадии, приводящие в дальнейшем к различным вариантам дизонтогенеза речи


ЗРР (Ю.А. Разенкова и Е.А. Стребелева):

-Легкая задержка развития речи у ребенка с….(указание клинического диагноза): выражается в запаздывании становления возрастных навыков не более, чем на 1-2 эпикризных срока

-Значительная задержка развития речи у ребенка с….(указание клинического диагноза): ЗРР средней степени тяжести выражается в отставании на 2-4 эпикризных срока.

-Грубая задержка развития речи у ребенка с….(указание клинического диагноза): ЗРР тяжелой степени выражается временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим 5-6 эпикризных сроков



Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка


Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций



Сенсорная алалия -  нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом





ТНР - это стойкие специфические отклонения формировании всех компонентов речевой системы (лексического компонента, грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодики) у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте



ОНР I уровня:

-Отсутствие полноценной речи

-Средства коммуникации:

Мимика, жесты, телодвижения;

Звукокомплексы, восклицания, звукоподражания 

Простые слова и их части (слог)

-Отсутсвие фразы

Н.С. Жукова выделила несколько уровней понимания речи:

  • Нулевой: ребенок почти не реагирует на речь окружающих, иногда окликается на свое имя и воспринимает интонации порицания и одобрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени.
  •  Ситуативный: понимает обращенную речь, связанную с обиходным предметным миром. Знает имена близких, названия игрушек, показывает части тела у себя и у других, но не различает по вербальной инструкции изображения предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
  • Номинативный: знает названия предметов, находит их изображения, но плохо ориентируется в названиях действий, не понимает вопросов косвенных падежей.
  • Предикативный: знает много названий действий, понимает вопросы косвенных падежей, понимает и дифференцирует значение простых предлогов, но не различает грамматические формы слов.


Признаки безречевых детей ​​​​​​​

-позднее формирование речи (первые слова появляются к 3—4, а иногда и к 5 годам).

-пассивный словарь по объему значительно превышает активный

-относительно благоприятное, на первый взгляд, понимание обращенной речи при существенном отставании экспрессивной речи

-отсутствие общеупотребительной речи

-отсутствие мотивации к общению (нет желания, интереса)

-слоговая структура сильно нарушена, преобладают в основном одно- двухсложные слова. При попытке повторить слова более сложной слоговой структуры количество слогов сокращается

-вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, — не может служить для полноценного общения

-«речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения»

-отсутствие или недостаточность мотивационно-потребностного компонента речи (нет потребности)


Мышление и речь в онтогенезе и филогенезе человека постепенно соединяются, и их синтез образует словесно-логическое мышление


Речь нарушена + специфические нарушения речи, характерные для различных нозологических групп детей с ОВЗ



Следствие или вторичные нарушения:


-отсутствие вербальных средств общения ограничивает взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми, как следствие обедняет их чувственный и практический опыт

-речевой негативизм

Активный негативизм: не только не выполняет то, что от него требуют, но и делает все совершенно наоборот.

Пассивный негативизм – отказ совершать требуемое

-патологические качества личности, невротические черты характера

-недоразвитие высших психических функций: трудности пространственного гнозиса, недостаточность процессов памяти, произвольного внимания, вербального интеллекта (лингвистические навыки, способность оперировать языком), вербального мышления (грамотное использование слов для выражения чувств и эмоций). Если вербальный интеллект не развит – затруднены восприятие, анализ и применение информации в реальной жизни.

Невербальный интеллект – способность распознавать/отличать (видит разницу между жестами пока и привет), понимать и использовать невербальные сигналы и коммуникативные элементы – жесты, мимика, тон.

несоответствие между уровнем речевого и умственного развития

Вывод:

Самостоятельное развитие речи для них невозможно, поэтому для преодоления речевого недоразвития требуется специально организованная коррекционно-логопедическая работа


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.