Психолого-педагогическая характеристика безречевых детей
Тема: Психолого-педагогическая характеристика безречевых детей
Безречевые дети – условно выделяемая полиморфная группа детей с неспособностью пользоваться средствами языка
Для полноценного развития речи необходимы:
-врожденная языковая способность,
-первично сохранный интеллект,
-стимулы из внешней среды,
-полноценное общение со взрослым
-мотивация к речи,
-сохранные анализаторы и полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами
Нормальное психическое развитие по А.Р.Лурия
Сохранность речевых систем входит в нормальное психическое развитие. У ребенка с ЗРР, у неговорящего ребенка часто возможна вторичная задержка психического развития.
Первичные и вторичные нарушения
Первичные нарушения речи:
ЗРР, ОНР I уровня, алалия
Вторичные нарушения речи
Системное недоразвитие речи при умственной отсталости, ТМНР,
НОДА, глухота; искаженное речевое развитие при РАС
ЗРР – главным образом обусловлена перинатальной патологией ЦНС и остаточными явлениями органического поражения нервной системы, при которой отмечаются различные недостатки речевого развития на довербальной стадии, приводящие в дальнейшем к различным вариантам дизонтогенеза речи
ЗРР (Ю.А. Разенкова и Е.А. Стребелева):
-Легкая задержка развития речи у ребенка с….(указание клинического диагноза): выражается в запаздывании становления возрастных навыков не более, чем на 1-2 эпикризных срока
-Значительная задержка развития речи у ребенка с….(указание клинического диагноза): ЗРР средней степени тяжести выражается в отставании на 2-4 эпикризных срока.
-Грубая задержка развития речи у ребенка с….(указание клинического диагноза): ЗРР тяжелой степени выражается временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим 5-6 эпикризных сроков
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций
Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом
ТНР - это стойкие специфические отклонения формировании всех компонентов речевой системы (лексического компонента, грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодики) у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте
ОНР I уровня:
-Отсутствие полноценной речи
-Средства коммуникации:
Мимика, жесты, телодвижения;
Звукокомплексы, восклицания, звукоподражания
Простые слова и их части (слог)
-Отсутсвие фразы
Н.С. Жукова выделила несколько уровней понимания речи:
- Нулевой: ребенок почти не реагирует на речь окружающих, иногда окликается на свое имя и воспринимает интонации порицания и одобрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени.
- Ситуативный: понимает обращенную речь, связанную с обиходным предметным миром. Знает имена близких, названия игрушек, показывает части тела у себя и у других, но не различает по вербальной инструкции изображения предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
- Номинативный: знает названия предметов, находит их изображения, но плохо ориентируется в названиях действий, не понимает вопросов косвенных падежей.
- Предикативный: знает много названий действий, понимает вопросы косвенных падежей, понимает и дифференцирует значение простых предлогов, но не различает грамматические формы слов.
Признаки безречевых детей
-позднее формирование речи (первые слова появляются к 3—4, а иногда и к 5 годам).
-пассивный словарь по объему значительно превышает активный
-относительно благоприятное, на первый взгляд, понимание обращенной речи при существенном отставании экспрессивной речи
-отсутствие общеупотребительной речи
-отсутствие мотивации к общению (нет желания, интереса)
-слоговая структура сильно нарушена, преобладают в основном одно- двухсложные слова. При попытке повторить слова более сложной слоговой структуры количество слогов сокращается
-вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, — не может служить для полноценного общения
-«речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения»
-отсутствие или недостаточность мотивационно-потребностного компонента речи (нет потребности)
Мышление и речь в онтогенезе и филогенезе человека постепенно соединяются, и их синтез образует словесно-логическое мышление
Речь нарушена + специфические нарушения речи, характерные для различных нозологических групп детей с ОВЗ
Следствие или вторичные нарушения:
-отсутствие вербальных средств общения ограничивает взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми, как следствие обедняет их чувственный и практический опыт
-речевой негативизм
Активный негативизм: не только не выполняет то, что от него требуют, но и делает все совершенно наоборот.
Пассивный негативизм – отказ совершать требуемое
-патологические качества личности, невротические черты характера
-недоразвитие высших психических функций: трудности пространственного гнозиса, недостаточность процессов памяти, произвольного внимания, вербального интеллекта (лингвистические навыки, способность оперировать языком), вербального мышления (грамотное использование слов для выражения чувств и эмоций). Если вербальный интеллект не развит – затруднены восприятие, анализ и применение информации в реальной жизни.
Невербальный интеллект – способность распознавать/отличать (видит разницу между жестами пока и привет), понимать и использовать невербальные сигналы и коммуникативные элементы – жесты, мимика, тон.
несоответствие между уровнем речевого и умственного развития
Вывод:
Самостоятельное развитие речи для них невозможно, поэтому для преодоления речевого недоразвития требуется специально организованная коррекционно-логопедическая работа