Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей в МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

1
0
Материал опубликован 12 January 2022 в группе

«Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей в МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»



  ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).

 Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения (или имеют потенциальные возможности) в одной или нескольких сферах деятельности.

  Существует 3 закона развития способностей.

 Закон 1. Необходимость выраженных положительных эмоций для развития любых способностей.

    Если ребенок не любит то, что он делает, способности развиваться не будут. Ещё Сухомлинский говорил, что «я не оставляю на дополнительные занятия детей, которые не хотят учиться. Это бесполезно. Мне важно, чтобы они развивались, а не просто выучили». Деятельность должна нравиться. Хотите, чтобы ребенок развивал свои способности, сделайте так, чтобы деятельность нравилась. Присматриваться к ним во время деятельности.

   Специальная деятельность – основа для развития. Бывает, что-то не нравилось – получилось, вдруг понравилось. Стали развиваться способности.


Закон 2. Необходимость повышения уровня оптимальной сложности.

   Развивает не только любимая деятельность, она развивает, если достаточно сложная. Лёгкая деятельность не развивает. Слишком трудная деятельность тоже вредна, У ребенка теряется вера в себя. Талантливые педагоги видят границы, чувствуют интуитивно.

       

Для детей младшего возраста достаточно соблюдения двух законов.

       Для подросткового возраста, действует и третий закон.


Закон 3. Высокая ценность той деятельности, которую ребенок выполняет в общей системе ценностей личности.

  Ребенок должен знать, как это важно для него.

 

 Если соблюдать 3 закона, можно у каждого здорового ребенка развить высокие способности.

   

Большую роль в развитии способностей играют потребности.

Потребности ребенка:

- познавательная потребность  (ребёнок с ней рождается, потребность осваивать мир, любопытство, любознательность, потребность к новым знаниям);

- потребность в интеллектуальной сложности (потребность в повышении трудности умственной деятельности, хочется самим справиться с трудным заданием, нравится напряжение);

- увлеченность каким-либо делом;

- потребность в креативности (творческой деятельности - хочется как-то необычно себя проявить);

- включенность в задачу;

- стремление к самоопределению и самореализации.

Признаки одаренного ребенка, которые можно наблюдать в детских объединениях МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»:

ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности,

проявление чувства удовольствия при занятии любимым делом;

огромная любознательность, готовность по собственной инициативе выйти за пределы требований;

упорство и трудолюбие;

неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;

высокая требовательность к результатам собственного труда;

склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении;

стремление к совершенству.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.



Задача образовательного учреждения: создание условий, необходимых для саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальных способностей.

Задачи педагога:

Вовремя заметить и развить эти качества, а для этого необходимо достижение ребенком определенного уровня соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит их освоить, как одаренность становится явной и очевидной для педагога.

Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, поощрение его интересов, даже если они не всегда понятны взрослым, - вот основная задача педагогов и родителей.

Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми:

- Знание возрастной психологии,

- Профессиональная компетентность,

- Стремление к самообразованию и самосовершенствованию,

- Доброжелательность, чуткость, педагогический такт,

- Умение найти подход к нестандартным детям,

- Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей.

Формы работы с одаренными обучающимися:


творческие мастерские;

занятия в сводных группах с более опытными обучающимися;

мастер-классы;

индивидуальные выставки и концерты;

занятия исследовательской деятельностью;

участие в конкурсах, соревнованиях и фестивалях;

интеллектуальный марафон и другие интеллектуальные игры;

участие в научно-практических конференциях и олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

сотрудничество с другими образовательными учреждениями, ВУЗами и т.д.

Одной из педагогических форм поддержки одаренных детей является привлечение их к участию в конкурсах и соревнованиях различного уровня. За 1 полугодие этого учебного года детские объединения МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» приняли участие в 116 мероприятиях, из них: в 65 муниципальных, 1 зональном, 22 республиканских, 16 всероссийских и 14 международных.

Количество мероприятий по сравнению с прошлым годом уменьшилось, но повысилось качество результатов. Возросло количество победителей и призеров конкурсов международного уровня (64), всероссийского (39), республиканского (68), муниципального (136), всего – 304.

С целью своевременного выявления одаренных детей, получения оперативной и достоверной информации о результативности участия обучающихся в мероприятиях (конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях) различного уровня в в МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» сформирована единая база данных «Одаренность».

Основной состав – 75 человек,

Дополнительный состав – 61 человек,

Всего – 136 человек.

Сертификаты о внесении в банк данных «Одаренность» детям были вручены на фестивале «Одаренность». Также поощрительные грамоты были вручены педагогам – наставникам.



Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании).

Исходя из дополнительных общеобразовательных программ МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» можно выделить следующие виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить:

одаренность в ремеслах - 20 %,

Спортивная – 33 % ,

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность – 16 %

Научно-исследовательская – 1,5 %

В художественно-эстетической деятельности:

Хореографическая – 10 %,

Изобразительная и фото – 12 %,

музыкальная - 1,5 %.

В коммуникативной деятельности — лидерскую – 6 %.

В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям - 0 %.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Увеличение количества мероприятий муниципального, регионального и всероссийского, международного уровней, в которых приняли участие;

Увеличение числа обучающихся, принявших участие в конкурсах различной направленности.

Увеличение количества победителей и призеров в мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского, международного уровней.

Для того, чтобы одаренному ребенку вырасти в одаренного взрослого, педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку прав:

1) приобретать собственный познавательный опыт,

2) быть субъектом собственной деятельности (то есть управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий).

 Т.е. приобретать собственный жизненный опыт, попросту предоставлять право быть и становиться Самим Собой.

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием. Н.С.Лейтес

«Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и

требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод»

В.А.Сухомлинский

Использованные источники: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/11/27/rabota-s-odarennymi-detmi

Бессарабова Т.А., методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации