Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей с высоким творческим потенциалом»

6
0
Материал опубликован 23 April 2021 в группе



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.


Педагог-психолог МОАУ «СОШ №5» г. Оренбурга

Неверова Светлана Александровна.


Федеральный государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка. Но первоначально необходимо установить уровень способностей и их разнообразие у учащихся, и затем правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.


Исследовательская работа учащихся, ее организационные формы и особенности.


Сегодня, очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только научным сотрудникам, они необходимы каждому человеку, недаром в ФГОС второго поколения внимание акцентировано на развитие исследовательских умений и навыков учащихся.

Под исследовательскими знаниями следует понимать знания о проведении исследований и действий механизмов исследовательского поиска.

Общие исследовательские умения и навыки:

-умение видеть проблему; умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение и навык наблюдения; умение и навык поведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умения навыки структурирования материала; умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Как нам, учителям, помочь ученикам находить новые знания? Проводить исследования?

Руководителю при организации ученической исследовательской работы необходимо оказать помощь:

в выборе темы;

в поэтапном планировании проведения работы;

в определении области применения результатов работы;

осуществление текущего руководства, методической помощь, консультирование учащихся.

Результативность работы будет зависеть от условий, которые мы создаем для ученика, работающего над исследованием:

создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

использование проблемных ситуаций;

практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

В процессе научно-исследовательской деятельности формируются УУД:

рефлексивные умения,

поисковые (исследовательские) умения,

менеджерские умения и навыки,

умение проектировать процесс,

умение планировать деятельность, время, ресурсы и др.,

коммуникативные умения,

презентационные умения и навыки.

На всех ступенях обучения стимулируется интерес к исследовательскому поиску. В начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

В 5-7 классах приобретаются простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Учащиеся обучаются основам самостоятельной деятельности, происходит развитие нестандартного мышления. На данном этапе важно научить детей ориентироваться в материале самостоятельно, выделять главное, оценивать и ставить вопросы. Важно развивать навыки решения проблемной ситуации, формированию критического мышления.

Для 8-9 классов характерно выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера, углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. На этом этапе усложня­ются формы исследовательской работы, увели­чивается их объем. Работа приобретает все бо­лее ярко выраженный научный характер. Задания приобретают четко выраженный сопоставительный, исследовательский характер:

Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования) должно достигаться к концу 10 класса. В 10-11 классах происходит дальнейшее развитие у обучающихся способностей, направлен­ности на исследовательскую работу, совершенствование творческих подходов к решению конкретных задач, умений самостоятельно реа­лизовывать полученные знания на практике.

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы).

3. Выбор темы исследования.

4. Выработка гипотезы.

5. Выявление и систематизация подходов к решению .

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

8. Анализ и обобщение полученных материалов .

9. Подготовка отчета.

10.Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Правила выбора темы:

Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.

Выбрана добровольно, навязанная тема, какой бы важной она нам ни казалась, должного эффекта не даст.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Наличие возможности найти нечто необычное, нестандартно посмотреть на традиционные, привычные предметы и явления.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Тема должна соответствовать возрасту, это относиться к уровню подхода к раскрытию темы. Дети разного возраста решают проблему с различной степенью глубины

Основные понятия исследовательской деятельности:

Актуальность исследования определяется потребностью в новых данных, потребностью в расширении знаний, потребностью в поисках нового, неизвестностью или в обобщении разрозненных знаний в целостное понятие и восприятие.

Объект исследования- своеобразный носитель проблемы

Предмет исследования – это явление в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между целым и отдельными сторонами.

Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод, устанавливаются связи и причины. Причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Цель исследования:

выявление взаимосвязи явлений;

изучение динамики явлений;

описание новой природы явлений;

обобщение, выявление общих закономерностей;

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения целей.

Этапы исследования – основные периоды работы.

Структура исследования количество глав, таблиц, исследуемых источников, предположений.

Практическая значимость – определяется влиянием полученных рекомендаций и предложений на решение практических вопросов.

Как провести исследование? Методы исследования: анкетирование, эксперимент, опыт, др. Возможно проведение мероприятий, бесед, конкурсов, создание листовок, буклетов.

Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита работы – публична. В ходе защиты ребёнок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Возможно, наши дети не станут великими учеными, но первые свои опыты и исследования они запомнят на всю жизнь, и полученные с их помощью знания – тоже.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации