Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе»

2
2
Материал опубликован 10 April 2019 в группе

Скомолдинова Ю.А.,

 

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых 

учащихся в школе

 

Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Если еще 10 - 15 лет назад о детской одаренности чаще всего говорилось в связи с выдающимися успехами ребенка в какой-нибудь определенной сфере - в музыке, спорте, балете, то теперь уже никого не смущают слова об интеллектуальной и творческой одаренности. Несмотря на то, что в мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, остается определенный ряд вопросов, которые еще требуют поиска ответов на них. Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детей дошкольного возраста (в нашей стране - это возраст до 6 - 7 лет).

Одаренность - синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов [2].

Существует достаточно много определений самого понятия «одаренность». Для организации экспериментальной работы необходимо обратить особое внимание на интегративные качества, которые возможно развивать в процессе занятий с детьми.

Одаренность проявляется в опережающем развитии и физических данных ребенка. Американский профессор Кэрол Тэкэкс предлагает характеристику одаренных детей, которая призвана помочь взрослым понять меру одаренности ребенка, а также преодолеть те трудности, которые возникают в общении с ним [1].

Рассмотрим подробнее составляющие опережающего познавательного развития.

1. Одаренные дети остро реагируют на все изменения в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны к устройству того или иного предмета. Они отличаются широтой восприятия, постоянно хотят знать, почему мир устроен так, а не по–другому, что было бы, если бы что – то поменялось вокруг.

2.Дети легко воспринимают связи между предметами и явлениями, делают самостоятельно выводы, создают альтернативные системы в своем воображении.

3. Активное стремление к познанию у детей обусловлено наличием отличной памяти в сочетании с ранним языковым развитием, способности к классификации (выделению по определенному признаку) способствуют накоплению ребенком большого количества информации, а также интенсивному ее использованию.

4. Одаренные дети имеют большой словарный запас, что позволяет им свободно и ясно излагать свои мысли. Случается, что ради удовольствия они изобретают новые слова, которые точно передают события и явления, происходящие вокруг.

5. Детей отличает то, что наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, в течение долгого периода времени сохранять высокий уровень восприятия они не приемлют навязывания готового ответа на сложные вопросы.

6. Многие дети быстро обучаются чтению, потому что на это прямое влияние оказывает их способность к математическим вычислениям и логике рассуждений.

7. Одаренные дети отличаются длительной концентрацией внимания на решении каких – либо творческих задач и упорством в нахождении вариантов ответов на трудные вопросы.

8. Ребенок с высоким уровнем познавательной активности нуждается в поддержке и помощи, так как увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он не может верно рассчитать свои силы.

Психосоциальная чувствительность одаренных детей включает следующие моменты:

Они обнаруживают обостренное чувство справедливости, нравственное развитие, которое опережает восприятие и познание.

Дети предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Для одаренных детей весьма характерны живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчества, изобретательности и богатой фантазии (воображения).

Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

С раннего возраста одаренные дети нетерпеливы и порывисты, им недостает эмоционального баланса.

Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих, для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.

Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Кроме этого одаренные дети обладают и физическими особенностями. Этих детей отличает высокий энергетический уровень, они не нуждаются в длительном отдыхе. Зачастую их познавательные способности опережают их моторную координацию и владение руками.

Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях.

Например, в общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.

Многие исследователи выделяют в качестве одной из важных черт одаренных детей - склонность командовать другими детьми. Проявляемые таким образом организаторские способности одаренного ребенка в большинстве случаев основываются не на суггестивных возможностях (способности воздействовать на других людей), не на умении настоять на своем и даже не на способности ладить с другими людьми, как у взрослого.

Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками - его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера. Это довольно отчетливо проявляется на уровне старшего дошкольного возраста.

Литература:

Одаренные дети: Пер. с англ./ Под общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.

Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/ А.В. Хуторской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. ­­– 320 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Почитала с удовольствием.Мало внимания мы таким детям уделяем.Все больше на "середничка" работаем.Спасибо за статью.

10 April 2019

Похожие публикации