12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ануфриенко Оксана Александровна122

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе»

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

Ж. Лабрюйер

В последнее время все чаще уделяют повышенное внимание проблеме целостности всестороннего развития личности ребенка. Поэтому достаточно активизировался интерес к одаренным детям, а также к организации процесса обучения таких талантливых ребят. Работа с одаренными детьми теперь проводиться во многих образовательных учреждениях.

В современных условиях одаренных детей можно выявить с помощью специальных психологических методов. Зачастую такие методы применяют непосредственно в школах.

Главная задача педагога, которой обеспечивается его эффективная работа с одаренными детьми, - это создание в рамках каждого урока необходимых условий для развития и формирования познавательной активности талантливых малышей. В таких случаях часто используется метод детского эксперимента. Он заключается в том, что ученики, сталкиваясь с какой-либо проблемной ситуацией, должны сами определить, что им еще неизвестно для решения данной проблемы, или, что они должны повторить.
Нередко одаренные дети младшего школьного возраста выявляются педагогом именно по мотивационным признакам — такие дети отличаются высоким стремлением к познанию окружающего мира, готовы к экспериментированию, поиску нестандартных путей решения проблемных ситуаций. Но не всегда у ребенка возникает интерес к учебе, и тут должен учитель помочь ребенку раскрыть свой потенциал.

Работа с одаренными детьми включает этап закрепления. Одаренным малышам нужно давать карточки с частными случаями. К примеру, задание на определение рода и числа некоторых слов. Школьнику предлагают на обратной стороне такой карточки написать о своих действиях по алгоритму выполнения данной задачи и сделать выводы. По окончанию урока или в начале следующего, а возможно, и при проверке домашнего задания ученик должен будет объяснить проведенную им работу всему классу.

Работа с одаренными детьми иногда проводиться в форме групповой работы для создания учебного содружества. При этом в группы входят школьники с разными уровнями обученности. Решая определенную задачу, учение должен исполнять роль консультанта, а также следить за тем, что остальные ребята высказывались по данному заданию. Одаренный ребенок анализирует предположения своих одноклассников и обобщает их. Он старается это делать таким образом, чтобы самые слабые ученики тоже имели возможность объяснять материал.

Педагогам нужно учитывать, работа с одаренными детьми неразрывно связано с изучением их способностей. Одаренность школьника зависит от типа его мышления. Ученик может иметь, как словесно-логический, так и образный тип мышления. Это и приводит к тому, что ребенок может считаться одаренным по одному предмету, а вот по другому - значительно отставать.
Работа с одаренными детьми предполагает применение дифференциальных домашних заданий, а также решение задач на логику или с несколькими вариантами решений.

Для того, чтобы внутренний потенциал одаренного ребенка был раскрыт максимально, нужно вести ежедневную, последовательную, индивидуальную работу на всех уровнях.

Как говорил, О.Бальзак: «Талант – это развитие природных способностей». И он совершенно прав, ведь у каждого ребенка есть талант, человек может жить и не подозревать что у него способности к какому-либо виду деятельности. Мы должны помочь ребенку найти свое Я, увлечь его в то занятие, которое ему по душе. Талантлив человек во всем, на уроках, особенно, в начальной школе легче выявить способности детей, его пристрастие к определенному виду деятельности. Мы должны работать с такими детьми, помогать ему развивать свой талант, но в классе есть и застенчивые дети. Например, у меня в классе один ребенок умеет хорошо рисовать, он справляется со своей работай на уроках изобразительного искусства быстрее, чем остальные ребята и чтобы этот ребенок не заскучал пока остальные делают, я прошу его помочь остальным детям. Помощь другим ребятам помогает раскрыться ребенку, поработать в новой форме на уроке, почувствовать себя не только учеником, но и в какой-то мере «учителем», «помощником».

Существуют особенности работы с одаренными и талантливыми детьми. Дети, обладающие талантом, нуждаются в постоянной помощи старших наставников. Так, одаренные дети вовсе не понимают своего «статуса», который присвоили им взрослые. Только под непосредственным руководством педагога можно развивать, раскрывать новые горизонты таланта. Работа с одаренными, талантливыми детьми в классе состоит в том, чтобы найти правильный подход к ученику, стать старшим товарищем, помощником в реализации задуманных проектов.

Особенности работы с одаренными, талантливыми детьми заключаются также в том, чтобы продолжить развивать их способности в рамках дополнительного образования. Так, указанная система на сегодняшний день стала не вспомогательным методом воспитания школьников, а полноценным самостоятельным направлением, занимающимся выявлением и развитием способностей детей.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие стратегии обучения одаренных детей:

углубление знаний;

изучение учебного материала ускоренными темпами;

создание проблемных ситуаций для самостоятельного решения их детьми;

обогащение материала;

государственная поддержка одаренных детей.

С учетом психолого-педагогических особенностей работы с одаренными детьми была разработана целевая программа РФ «Дети России». В ее содержание входит подпрограмма «Одаренные дети», целью которой является создание условий для выявления и развития талантливых детей на государственном уровне. Учителя должны строить свою работу так чтобы, дети сами желали развивать свои способности. Для этого мы должны помогать и вовлекать детей в участие олимпиадах, конкурсах, конференциях, проводить исследования, создавать проекты.

Считаю, что выявление и развитие одаренных и талантливых детей – одна из задач учителя. Талант, как известно, качество весьма неуловимое, летучее, изменчивое, его нельзя проверить алгеброй и можно разве что трудом, произведением — окончательным результатом творчества

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.