Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе»
«Психологические аспекты элективных курсов
в условиях профильного обучения математике»
Дашиева Баирма Долгорцыреновна
Муниципальное образовательное учреждение «Чиндалейская средняя общеобразовательная школа», село Чиндалей, Дульдургинского района, Забайкальского края, учитель физики и математики
687216, Забайкальский край, Дульдургинский район, село Чиндалей, улица Мижидона дом 7
8914-356-05-88
dbima76@mail.ru
Аннотация
В данной статье представлена целенаправленность профильного обучения математики, которая ориентирована на организацию процесса обучения математике путем гибкого наложения интересов общества и личности. Рассмотрены психологические аспекты элективных курсов в условиях профильного обучения математике. В ситуации выбора и разработки вариативного содержания профильного обучения учителям предлагаются составление программ элективных курсов профильного обучения и подбор различных технологий и методики.
Ключевые слова: профильное обучение, индивидуализация, элективный курс, мышление.
Вводная часть и новизна.
В связи с этим школам предлагается переход к профильной модели обучения в старших классах. Образование в школе с профильным обучением обеспечивает индивидуализацию обучения, функциональность школьных знаний, их применимость в жизненных ситуациях и будущей профессиональной деятельности.
Успешная реализация профильного обучения математики должна создавать условия для установления соответствия индивидуально-психологических особенностей старшеклассника в выборе будущей профессии и развития интересов, склонностей, способностей старшеклассника к различным видам деятельности, а значит, их психическое и физическое здоровье.
Основная часть.
Профессиональное развитие и становление нельзя искусственно отделить от жизненного пути человека в целом. Впервые это отражено в трудах Ш. Бюлер, отметившей, что значительное множество людей проходят через определенные стадии развития в сходные возрастные периоды, причем им соответствуют и стадии профессионального развития. В дальнейшем исследовании были выдвинуты следующие выводы:
- необходимость рассмотрения профессиональной готовности, который длится на протяжении всей жизни;
- профессиональный путь человека и этапы его становления неотделимо связаны с возрастным развитием и общим ростом личности.[4, с. 432]
Одна из нескольких периодизаций профессионального пути человека предложено Д. Сьюпером. Он выделил 5 этапов профессионального развития.
1 этап роста (от рождения до 14 лет) – Я – концепция, проявление интересов, которые повлияют на будущую профессиональную карьеру.
2 этап исследования (от 15 до 24 лет) – Юноши и девушки пробуют разобраться и самоутвердиться в своих интересах, потребностях, способностях, ценностях и возможностях.
3 этап самоутверждение в правильности выбора карьеры (от 25 до 44 лет) – они стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности, в первые годы могут менять место и специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается стремление к сохранению выбранного рода занятий. Наиболее творческий период.
4 этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет) – они стремятся к сохранению за собой достигнутого положения на производстве или службе.
5 этап снижение работоспособности (после 65 лет). Физические и умственные силы работников начинают убывать. Характер работы меняется, чтобы соответствовать снизившимся возможностям человека. [4, с. 433-434]
Для перехода к профильному обучению внедряются в практику идеи личностно-ориентированного образования, а также различные теории и подходы. При этом происходит расширение возможности составления учеником индивидуальной образовательной траектории. На третьем уровне рассматривается несколько учебных курсов независимо от того, как они связаны. Одновременно можно выделить следующие два направления по выбору: математику и литературу, что невозможно определить название профиля для такого старшеклассника. Такая организованная образовательная поддержка учителей приводит к использованию в обучении дифференцированного подхода. В дальнейшем при выборе профильных и элективных курсов наряду с базовыми общеобразовательными предметами можно составить индивидуальный образовательный маршрут для каждого школьника.
Под влиянием семьи создается первоначальное отношение на представление ребенка о профессиях и в дальнейшем себя как будущего профессионала. Огромное влияние оказывают для ребенка предъявляемые сценарии воспитания. Родители способны навязывать ребенку профессию, которая для него неинтересна или противопоказана, что наиболее часто приводит к торможению профессионального развития личности. [4, с. 435]
Учебно-методическое пособие Т.В. Черниковой «Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности» предложены различные по тематике: «Решения нестандартных задач по математике», «Процентные вычисления в жизненных ситуациях»; «Решение уравнений и неравенств с параметрами», «Функции и графики; «Примени математику», направленные на укрепление и развитие психического здоровья старшеклассников. При проведении таких курсов наиболее эффективно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это следует из-за большой заинтересованности школьников и малой наполненности групп. Элективные курсы носят важнейшую функцию – являясь некоторой площадкой для выявления и проверки на практике учебных материалов нового поколения. [3, с. 69-85]
Главная задача профильного обучения математики состоит в создании специальной образовательной подготовки, направленной на индивидуальное обучение и социализацию учащихся, с учетом жизненных потребностей рынка труда, гибкости выбора перечня профилей и преемственности третьего уровня с первым, вторым уровнями и высшим профессиональным образованием. Учебный предмет "Математика" как компонент среднего общего образования относится к каждому ученику и направлен на развитие мышления, формирование способности к абстрагированию и умению "работать" с абстрактными, "неосязаемыми" объектами. В процессе изучения математики проявляется формирование склонности старшеклассника к логическому и алгоритмическому мышлению, многих качеств мышления: конструктивность и критичность, сила и гибкость и т.д. [3, с. 9]
Выводы и рекомендации:
Доминирующая роль при профильном изучении математики отводится существенному изменению проектирования учителем своей деятельности. Наряду с новыми жизненными тенденциями учитель должен вносить корректировки и совершенствовать в работе отношение, содержание, подходы и поведение, в роли руководителя, тьютера образовательного процесса.
Первостепенными направлениями профильного обучения математике являются:
· формирование и развитие ключевых компетенций личности старшеклассника по предмету;
· деятельностный подход в обучении;
· подбор задач с практическим содержанием, решаемых на уроке приводят к формированию и развитию у школьников способов мышления, которые необходимы для социализации и благоприятного сотрудничества в обществе;
· создание специальных проектов, изменения методов обучения и формы работы должно обеспечивать повышение качества образования;
· современное программно-методическое обеспечение преподавания предмета;
· проектный и исследовательский методы как основа педагогики сотрудничества;
· информационно - коммуникативные образовательные технологии в организации освоения содержания учебной программы по математике;
· методы формирования духовно и интеллектуально-развитой личности в процессе урока.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413.
2. Примерная основная образовательная программа, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
3. Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности: Учебно-методическое пособие/ Под ред.Т.В. Черниковой. М.: ТЦ Сфера, 2006.- 304 с.
4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 544 с.