Статья «Психолого–педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе»

2
0
Материал опубликован 8 April 2019 в группе

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе

 

Нельзя кого – либо изменить,

передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу,

способствующую развитию человека.

К. Роджерс

 

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Работу по выявлению детей, обладающих выдающими способностями я начала в 1 классе. В этом мне помогает школьный психолог. В начале 1 класса психологом было проведено тестирование, в ходе которого был определен психологический уровень развития каждого ребенка. Мною был проведен входной мониторинг, который показал интеллектуальное развитие детей. Далее на уроках я наблюдала за деятельностью учащихся, исследовала потенциал, изучала каждого ученика. Использовала творческие домашние задания, в ходе выполнения которых проявлялись способности учащихся. Например, сочинить загадки по изученной теме, составить кроссворд с ключевым словом, ребус. Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, предлагала выполнить рисунки, комиксы по изученной теме. Таким образом, к концу первой четверти 1 класса обозначилась группа детей, обладающих выдающими способностями – 20 % детей от общего количества детей класса. Эти дети обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, умение задавать глубокие вопросы, склонны к размышлению.

Я поняла, что нужно не столько измерять одарённость детей, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Нельзя быть пассивным наблюдателем, нужно стараться раскрыть способности ребёнка в различных сферах. Ведь кто-то обладает математическим складом ума, другие - творческим талантом, а кто-то проявит себя, показав высокие достижения в гуманитарных науках.

 

Поэтому система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

выявление одаренных детей;

развитие творческих способностей на уроках;

развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектно - исследовательская работа);

создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 

Безусловно, первым звеном на пути к успеху является урок. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Главная моя задача, чтобы уроки были увлекательными, интересными для детей, чтобы каждый раз заставлять их удивляться, совершать новые открытия. Качественная подготовка к уроку способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует их самостоятельность в поисках нужной информации, дает одаренным ребятам возможность оценить свой уровень знаний, применить свои знания и умения в новых ситуациях. На уроках использую методы: исследовательский, частично – поисковый, проблемный; формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная; приемы:

прием «Привлекательная цель» или  «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда нахожу такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным. Например, урок технологии по теме: «Оригами». «Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать? А можно ли сделать из него счастье?».

прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера.

прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Использую технологию дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку. Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале учебного года я делю детей на три группы: 1 группа (А) – «сильные» дети, 2 группа (Б) – «средние», 3 группа (В) – «слабые». Распределение по группам провожу по результатам обучения предыдущего года, также учитываю результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

1. Опрос: при письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы различной степени сложности.

2. Объяснение нового материала: при объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объясненения нового материала. А детям группы В - найти толкование новых слов.

3. Закрепление нового материала: при закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.

4. Домашнее задание: детей группы А учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера (например: придумать сказку, а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д.) Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители.

Системное использование технологии дифференцированного обучения дает возможность развить способности и интересы всех учащихся, а одаренных детей в частности, повысить качество знаний, более рационально использовать учебное время каждого, вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность.

Для повышения мотивации и активности учащихся я широко использую в своей работе информационно-коммуникационные технологии, дистанционные технологии. Мой персональный сайт – эффективное средство обучения и получения важной информации, способствующий развитию интерактивных технологий и пользующийся популярностью среди моих обучающихся. Именно персональный сайт стал одним из эффективных направлений моей профессиональной деятельности по созданию информационной образовательной среды (адрес: http://nik1976oa.ucoz.ru). На сайте есть раздел «Сундучок для ребят», который включает в себя: интерактивные обучалки, созданные мною на сервисе https://learningapps.org/, дети с огромным увлечением выполняют интерактивные задания, закрепляя знания, полученные на уроках; интерактивные тесты (после выполнения детьми тестов могу сразу же просмотреть результаты выполнения); совместные презентации (учебные проекты). Совместные презентации - это совместная форма работы, позволяющая работать детям одновременно как на уроке, так и дома в одном документе при наличии сети Интернет.

Очень часто планирую и провожу уроки с использованием нетбуков (в кабинете имеется мобильный класс, количество нетбуков соответствует количеству учеников). Предлагаю детям найти необходимую информацию, тем самым у детей формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Предлагаю учащимся выполнение презентации на уроке: учебно-тренировочные и дома: для сопровождения сообщений, докладов, подготовки к конкурсам. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует коммуникативные компетенции. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, что позволяет им повысить свою самооценку, закрепить уверенность в собственных силах. В учебном процессе практикую следующие виды работы: одаренные дети на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучают новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая оценку за работу, проходя интерактивное тестирование. Провожу различные варианты опроса и контроля знаний учеников с использованием нетбуков: тематическое тестирование, итоговое тестирование с передачей данных тестирования на главный (учительский) компьютер. Все дети класса зарегистрированы и активно работают на онлайн – платформе Учи.ру. Учи.ру – это бесплатный сервис, на котором ученики из всех регионов России изучает школьные предметы в интерактивной форме. Дети используют средства Интернет и материалы мультимедийной продукции для творческой работы: написание проектных работ, создание презентаций, участие в дистанционных всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, марафонах.

Невозможно представить работу с одарёнными детьми без такой развивающей технологии, как метод проектов. Ребёнок вовлекается в активный познавательный процесс. Работу над проектом организовываю как индивидуально, так и в группе. Во время работы над проектом ребёнок закрепляет уже имеющиеся у него знания и добывает новые, учится составлять план своей работы, мыслить, предугадывать свой следующий шаг, дети могут определить верность или ошибочность выдвинутых ими гипотез, они ищут подтверждение своей точки зрения, используя различные источники (литературу, СМИ, Интернет-ресурсы). За три года дети выполнили огромное количество учебных проектов по русскому языку, математике, окружающему миру: «Тайна имени», «Города России», «Красная книга» и др. С некоторыми проектами можно ознакомиться на моем персональном сайте (адрес: http://nik1976oa.ucoz.ru), в разделе «Сундучок для ребят». Ребята с особым увлечением принимают участие в открытых сетевых телекоммуникационных учебных проектах. Во 2 классе: по русскому языку «Раз словечко, два словечко…», по математике «Путешествие с Вершком», в 3 классе: по литературному чтению «Клубок сказок». Когда ребёнок видит результаты своих одноклассников, их желание узнать что-то новое интересное, когда рядом есть активный, ищущий лидер, готовый прийти на помощь, сплотить коллектив, тогда и другие ученики стремятся добиться успеха, проявить себя. Коллективная работа сплачивает класс, даёт возможность раскрыться тем детям, которые ещё не проявили себя, а это уже первая ступенька к тому, что ребёнок и дальше будет развиваться, искать то направление, в котором сможет раскрыть свои таланты. Работа по данной технологии позволяет обрести всем ученикам ощущение успешности, научиться применять полученные знания на практике.

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов, технологий работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации