Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе»

3
0
Материал опубликован 16 May 2019 в группе

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе

Одаренность : иллюзия или реальность?

Вредные стереотипы с которыми приходится сталкиваться в процессе работы:

1.      Нет неспособных детей, а есть лишь неспособные учителя;

Но 80% детей учатся, не умея учиться. Успевающий ученик тратит на подготовку домашних заданий от 2 до 5 часов. Как правило, у этих детей способности не развиты, хотя до какого-то класса они могут учиться совсем неплохо. При других обстоятельствах они могли бы стать способными, но не стали.

2.      Учить одаренных детей - одно сплошное удовольствие

Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих одаренных учеников (по результатам опроса учителей ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

·         Дисциплинированный.

·         Неровно успевающий.

·         Организованный.

·         Выбивающийся из общего темпа.

·         Странный в поведении, непонятный.

·         Умеющий поддержать общее дело.

·         Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

·         Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

·         Занятый своими делами (индивидуалист).

·         Быстро, «на лету» схватывающий.

·         Не умеющий общаться, конфликтный.

·         Общающийся легко, приятный в общении.

·         Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

·         Ясно,  понятно для всех выражающий свои мысли.

·         Эрудированный.

·         Не всегда желающий подчиняться большинству

·         или официальному руководителю.

3.      Одаренные – те, кто учатся легко и быстро.

Легкая обучаемость относится к одному из видов одаренности (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни).    Например: великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость      он был исключен из гимназии.

Тогда кого считают одаренным?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными:

·         дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

·         дети с высоким уровнем творческих способностей;

·         дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности

·         дети, хорошо обучающиеся в школе

·         дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

 

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию  одаренности как психического  явления.

Из ведущей концепции одаренности

Одарённость - понимают  как системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённость - понимают  как системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённость - понимают  как системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Виды одаренности:

·         В практической деятельности - одарённость в ремеслах, спортивная и организационная одарённость.

·         В познавательной деятельности - интеллектуальная одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.

·         В коммуникативной деятельности-  лидерская и аттрактивная одарённость.
В духовно-ценностной - -одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям

·         В художественно-эстетической - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость.

Немного о проблемах:

Проблемы одаренных детей

 

Проблемы родителей одаренных детей

 

Проблемы педагогов, связанные с одаренными детьми

 

1. Неприязнь к школе;

2. Специфика игровых интересов;

3. Неконформность;

4. Погружение в философские проблемы;

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;

6. Перфекионизм;

7. Ощущение неудовлетворенности;

8. Нереалистичные цели;

9. Сверхчувствительность;

10. Нетерпимость;

11. Гипертрофированная потребность во внимании взрослых;

12. Болезненное переживание неудач;

13. Дисбаланс соревновательности и сотрудничества.

 

1. Отказ признавать одаренность ребенка;

2. Гипертрофированное представление об одаренности ребенка;

3. Родительская гиперответственность за талант ребенка;

4. Незнание как строить отношения с непонятными проблемами;

5. Отсутствие финансовых возможностей дать ребенку образование;

6. Незнание, куда обратиться за помощью.

 

1. Неготовность учителя признать факт одаренности;

2. Отсутствие в арсенале необходимых для работы с такими детьми средств;

3. Неосознанная установка на «эксплуатацию» детского таланта.

 

 

 

 

 

Специфика одаренности в детском возрасте

Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.  Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития.  Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире— степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе

Акме -(от греческого Akme – вершина, цветущая гора) – высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, максимальное развитие способностей и дарований.

Акмеологическое воздействие - это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность и направленное прежде всего на прогрессивное развитие

Школа акмеологического становления личности

·         Здоровьеформирующая среда

·         Движение учащихся к вершинам: здоровье, нравственность, интеллект.

·         Достижение профессиональных вершин педагогами (акме - учитель).

·         Непрерывное  совершенствование стиля руководства

Со стороны Родителей

·         Контроль за нервно-психической нагрузкой, выработка эффективного стиля общения;

·         Обеспечение целостного развития личности (удовлетворение потребностей, интересов)

Со стороны педагогов

·         Создание оптимальных (психологически благоприятных) условий для учёбы;

·         Дополнительные занятия по индивидуальной программе;

·         Подготовка к олимпиадам.

Психолог

Повышение психологической компетентности родителей;

·         ознакомление с возрастно-психологической характеристикой;

·         консультации по результатам психологической диагностики

·         помощь педагогам в поиске эффективных форм общения;

·         разработка рекомендаций по индивидуальному подходу;

·         методическая помощь по составлению индивидуальных  программ обучения;

·         психологическая диагностика одарённости;                         

·         психогигиена общения;

·         наблюдение;                                                                      

·         консультации учащихся;

·         составление психологических характеристик;                   

·         тренинги личностного роста;

·         обучение социально-психологическим навыкам и умениям;                 

·         выводы и рекомендации по организации  благоприятного микроклимата.

Диагностическое направление

·         Ознакомление педагогов с приемами педагогического наблюдения за обучающимися

·         Обсуждение критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;

·         Сбор сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

·         Лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;

·         Подбор диагностических  материалов для выявления одаренных детей, составление банка данных;

·         Определение критериев эффективности работы с одаренными детьми;

·         Выявление мнения родителей о склонностях, областях наибольшей успешности и круге интересов,  об особенностях личностного развития их ребенка.

Методы исследования:

·         Тест - опросник для родителей «Способности ребенка» (А.А. Метлицкая //Управление начальной школой №12/2010).

·         Тест для учителей  «Определение креативности ребенка» (методика составлена по материалам Е.Туник. Опрсник  креативности Джонсона //Школьный психолог.2000 №47).

·         Экспертная оценка одаренности (Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн.).

·         Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант). Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

·         Методика изучения концентрации и устойчивости внимания («Шифровка» субтест Векслера).

·         Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов (методика «Запомни пару»)

·         С помощью методики "Оперативная память" изучается уровень развития кратковременной памяти.

·         Методики для определения уровня умственного развития школьников  Векслер, Э.Ф. Замбацявичене, ГИТ,  ШТУР…

·         Методика М.И. Рожкова «Социализированность личности учащегося».

·         Анкета «Готовность работать с информацией и информационными источниками».

·         “Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме” Е.В. Коротаевой.

·         Методика - опросник В.Б. Успенского «Готовность подростков к выбору профессии»;

·         Методика  ДДО Климова;

·         Анкета «Вектор интересов» (ПМСС – центр «Позитив»);

·         «Шкала настроения» (ПМСС – центр «Позитив»).

Направления работы:

1.       Диагностическое  направление

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов (см ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2.6)

Индивидуальная диагностика

Способы оценивания достижений одаренных обучающихся

·         Тестирование.

·         Результаты участия в конкурсах и олимпиадах.

·         Составление рейтинга учащихся (по итогам детей в различных видах деятельности.

·         Мониторинг результативности работы с учащимися:

o   пед. диагностика развития  аналитического мышления, творческого потенциала

o   изучение структуры интеллекта детей;

o   отслеживание уровней умственного развития, развития творческого мышления учащихся;

o   отслеживание успешности индивидуального роста и развития детей в учебной деятельности.

При работе с одаренными детьми целесообразно учитывать:

·         принципы индивидуализации, дифференциации, исследовательского обучения,

·         особенности мышления левополушарных и правополушарных учащихся

2.       Развивающее направление

·         Индивидуальная, групповая  работа с  участниками образовательного процесса ( ПРИЛОЖЕНИЕ 3,4,5);

·         Занятия по программе «Мой мир»;

·         Тренинги личностного роста

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета:

1.Много ли одаренных детей среди ваших учеников?

( варианты ответов- хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость и др.)

·         Много,

·         мало,

·         от1 до 5,

·         от 5 до 10,

·         нет,

·         почти нет.

2. Количество детей по параллелям (1-11 класс)

3. Нужны ли классы для одаренных детей?

·         Да,

·         нет,

·         без ответа.

4. Какими особенностями на ваш взгляд обладают одаренные дети?

( варианты ответов - Нестандартное мышление, высокий познавательный интерес, любознательность и тд)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в этом исследовании и ответить на вопросы анкеты.

Опросник для родителей учащихся начальной школы.

ФИО ребенка_______________________________________________________________

Школа____________________________ Класс____________________________________

Подчеркните или впишите свой вариант ответа.

  1. Может ли Ваш ребенок длительное время чем-то увлечённо заниматься? Да, нет
  2. Чем именно?______________________________________________________________
  3. Как долго?

·         в течение часа

·         2-3 часа

·         весь день, если не остановить

  1. Как давно держится этот интерес у ребенка?

·         неделю

·         месяц

·          годё

·         более года

  1. Есть ли какие-либо результаты, достижения, успехи в области этого интереса? Да, нет
  2. Если да, то какие? (Поделки, рисунки, картины, участие в конкурсах, спортив.достижения и т.п.                                                                                                  )
  3. Достаточно ли возможностей предоставляет школа  для развития данных интересов?
  • Достаточно
  • Частично
  • Таких возможностей нет
  1. Кто или что могло бы помочь вашему ребёнку в реализации его способностей и интересов?_______________________________________________________________ 
  2. Какого рода помощь вы хотели бы получить от школы в этой связи?
  • Индивидуальные занятия педагога, тренера (др. специалиста с моим ребёнком)
  • Работа кружков, спорт. секций, факультативов…
  • Содействие в организации выставок, концертов, соревнований…
  • Участие в предметных олимпиадах 
  • Участие во внеклассных мероприятиях и праздниках
  • Что-то ещё________________________________________________________________

10. Укажите, какие специализированные учреждения или секции посещает ваш ребёнок, помимо общеобразовательной    школы (муз.школа, спортивная, школа искусств), что еще_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какова успеваемость вашего ребёнка в общеобразовательной школе?

Учится на одни «пятерки»,                  на 4-5,                       на  4-3,                    на 3-2

12. Испытывает ли ваш ребёнок трудности:

·         В обучении

·         В общении со сверстниками

·         В общении с педагогами

·         Проблемы со здоровьем

·         Укажите, какие ещё_____________________________________________________

13. Укажите причины, которые, по вашему мнению, препятствуют развитию способностей у вашего ребёнка _________________________________________________

14. Есть ли какие-либо стойкие интересы у отдельных членов Вашей семьи или в семье в целом? (спорт, научно-познавательные, художественные, музыкальные, рукоделие и ручной труд, какие-то другие______________________________________________).

Уважаемые педагоги!

Комитет по образованию и молодежной политике проводит исследование, направленное на  выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Просим Вас принять участие в этом исследовании и ответить на вопросы анкеты.

Опросник для педагогов

Школа____________________________ Класс____________________________________

ФИО учителя________________________________________________________________

Отметьте наличие каких-либо ярко выраженных стойких интересов у детей к определенным видам деятельности (т.е. ребенок самостоятельно, подолгу и без принуждения занимается этим видом деятельности, задает вопросы, получает от этого удовольствие, при трудностях не бросает сразу и добивается хороших результатов)

Список обучающихся

Академическая и интеллектуальная способность, умение учиться

или яркие способности по отдельным предметам (укажите по каким именно)

Спортивные и физические виды деятельности

Художественно-эстетические виды деятельности

Социально-коммуникативные взаимодействия

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Профилактическое занятие «Время восполнения ресурсов».

Оборудование: варианты раскрасок, музыкальное сопровождение, широкий выбор карандашей, мелков, гелиевых ручек, фломастеров, шарф, бумажный мяч.

Цель: снизить тревожность. Гармонизировать эмоциональное состояние первоклассников, участвующих в конкурсах, концертных мероприятиях. Возвратить в ресурсное состояние

Задачи: создание социально-психологических условий для снятия тревожности, повышения уверенности в себе у учащихся первых классов, после конкурса, концерта.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

 - Здравствуйте, ребята.

2.      Мотивация обучающихся и подготовка к предстоящей деятельности

- Ребята, улыбнитесь друг другу.  Садитесь.

-Вы сей час были (принимали участие) на очень интересном мероприятии. Вас переполняют чувства и эмоции, которые могут отвлекать от дальнейших занятий. На этой встрече мы будем выравнивать ваше внутреннее самочувствие, делиться своими чувствами необычными способами, которые помогут нам справиться с волнением и продолжить работу.

- предлагаю начать с задания №1.

3. Задание №1. Игра «Футболист» (идея игры взята из книги Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.,1997 ).

«Внимание! Пожалуйста, выберите футболиста, пусть он выйдет на середину комнаты. Сейчас мы ему завяжем глаза, недалеко положим мяч. Кое-кто из вас будет направляющим для футболиста, будет словами вести его к мячу и объяснить, что нужно сделать, чтобы попасть точно по мячу».

Рекомендации: нужно приблизительно наметить ворота, в которые должен попасть мяч. Если ребенок, направляющий футболиста, теряется при объяснении пути к мячу, нужно помочь ему правильно объяснить. Футболиста также следует поддерживать одобрительными словами. Игра проходит не более 4 раз. Затем выбираются лучшие футболисты и их направляющие.

4. Задание №2 «Штирлиц» (идея игры взята из книги Никольской И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе.СПб., 1998)

- а сей час мы с вами поиграем в задание №2.

В игре принимают участие 5—6 учеников, водящий и Штирлиц. Штирлиц выходит из класса, а водящий придумывает позы для учеников. После этого приглашается Штирлиц, задача которого — в точности запомнить, как расположены ученики и в каких позах. Потом он снова выходит из класса, а водящий меняет позы учеников. Штирлиц возвращается, и он должен указать учеников, которые поменяли позы, и показать, как было.

По итогам игры, проходящей в несколько раундов с разными учениками, водящими и Штирлицами, определяется лучший Штирлиц.

Рекомендации: следует отметить детей, которым удалось запомнить правильно. Игру повторить не более 4-х раз.

5. Игра №3.  Раскраска «Драконовы ключи» ( Авторы:

Арт-группа «Атриум - Драконовы Ключи» (Семья Рокамболь, С-Пб) Концепт-дизайнер: Сергей де Рокамболь, Художница: Анна Николаева) ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

- а теперь, ребята, давайте порисуем, выполним задание №3.

1.Предложить детям варианты раскрасок.

2.Дать время для осуществления выбора конкретной одной раскраски.

3. Предложить широкий выбор карандашей, мелков, гелиевых ручек, фломастеров.

4. Время для работы не ограничивается.

5. Рисунок не обсуждать, стараться меньше разговаривать.

6. Можно поставить спокойную музыку.

7. Предложить вырезать картинку и прикрепить на своем теле.

 Рекомендации: Когда раскраска Драконовы ключи будет завершена, нужно предложить ребенку рассказать о ней, придерживаясь следующего плана

- почему ты выбрал именно эту картинку?

-что привлекло в этой картинке?

-почему ты использовал именно эти цвета?

-нравится ли работа?

-какие чувства и эмоции возникали во время работы?

-твое отношение к результату после того как работа вырезана и закреплена на теле?

-назови свою работу.

Работая над такой схемой, мы активизируем внимание, интуицию, повышаем активность головного мозга, улучшаются межполушарные связи.

6. Рефлексия.

Все участники урока отвечают по очереди на вопрос:
Что мне показалось наиболее интересным на сегодняшнем занятии?

 

Приложение4:

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Тренинг  «Школьная медиация»

 (подготовка школьников-волонтёров для работы в Школьной службе медиации).

 

Цель тренинга: обучить школьников проведению процедуры восстановительной медиации.

 

Задачи тренинга:

Ознакомление обучающихся с понятием «медиация» и основными принципами восстановительной медиации;

Ознакомление обучающихся с порядком проведения процедуры медиации;

Ознакомление обучающихся с позицией медиатора и методах его работы;

Обучение школьников приёмам взаимодействия и методам восстановительной коммуникации, применяемым в процедуре медиации;

Обучение школьников проведению примирительных встреч;

Обучение школьников составлению отчёта о проведении примирительной встречи.

 

Продолжительность тренинга: 4 дня (1 час в день)

 

Целевая аудитория: предпочтительно проводить данный тренинг с обучающимися, имеющими интеллектуальную и социально-коммуникативную одарённость.

 

Техническое оснащение: компьютер, проектор (для просмотра презентации и учебного фильма)

 

Структура тренинга

 

№ п/п

Форма работы

Задачи

Содержание

День 1

информационный семинар

Ознакомление обучающихся с понятием «медиация» и основными принципами восстановительной медиации;

Ознакомление обучающихся с позицией медиатора и методах его работы;

 

просмотр и обсуждение презентации «Школьная медиация» (Составитель Челюканова Е. А.)

День 2

информационно-аналитический семинар

Ознакомление обучающихся с порядком проведения процедуры медиации

Просмотр учебного фильма «Восстановитель-ная медиация»

Анализ просмотренного фильма

День 3

семинар-практикум

Обучение школьников приёмам взаимодействия и методам восстановительной коммуникации, применяемым в процедуре медиации;

Обучение школьников проведению примирительных встреч

Проигрывание обучающимися конфликтных ситуаций с разных позиций:

- медиатор

- сторона обидчика

- сторона обиженного.

Каждый из участников обязательно должен побывать во всех ролях.

День 4

семинар- практикум

Обучение школьников составлению отчёта о проведении примирительной встречи.

 

Заполнение отчётной документации по одной из проигранных на предыдущем занятии ситуаций.

 

Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по

Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.

Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.

Возможные формы занятий для одаренных воспитанников.

1.           Игра.

2.           Беседа.

3.           Экскурсия.

4.           Бенефис.

5.           Наблюдение.

6.           Практическое занятие.

7.           Размышление.

8.           Тренинг.

9.           Творческая мастерская.

10.Творческий отчет.

11. Эксперимент.

12.Беда эвристическая.

13.Круиз.

14.Мозговой штурм.

15. «Фабрика».

16.Урок погружение.

Возможные формы подведения итогов.

1.           Концерт.

2.           Открытое занятие.

3.           Показ достижений.

4.           Зачетная работа.

5.           Экзамен.

6.           Тест.

7.           Рефлексия.

8.           Персональная выставка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Примерная справка по результатам диагностического исследования, направленного на выявление способных и одаренных детей.

 

Цель исследования: выявить способных и одаренных учащихся на ранних этапах развития, реализации их потенциальных возможностей.

Объект исследования: 42 учащихся 1-х классов и 25 родителей.

Дата исследования: декабрь 2012 года.

Методы исследования: анкеты для учителей и родителей первоклассников

(ПМСС – центр «Позитив»).

По результатам анкетирования  педагогов были получены следующие результаты:

 

 

Вопросы

Общее

кол-во

21 чел

21чел

42 чел

1.а

Академические или интеллектуальные способности, умение учиться

-

3

3 / 7%

   б

Яркие способности по отдельным предметам

3

-

3 / 7%

2.

Спортивные и физические виды деятельности

3

2

5 / 12%

3.

Художественно - эстетические виды деятельности

7

10

17 / 40%

4

Социально – коммуникативные взаимодействия

-

-

-

По результатам анкетирования 25 родителей первоклассников были получены следующие результаты:

 

 

Вопросы

 

Общее

кол-во

13 чел

12 чел

 

25 чел

1.

Кол-во детей, которые могут длительное время чем-то увлеченно заниматься.

13

12

 

25 / 100%

2.

Чем именно увлеченно занимаются дети:

 

3

Как долго:

 

- в течение часа

5

7

12/21%

 

- от 2 до 3 часов

6

2

8 / 32%

 

- весь день, если не остановить

2

2

4/16%

4

Как давно держится этот интерес у ребенка:

 

- неделю

-

-

-

 

- месяц

1

-

                   1 /4%

 

- год

3

2

5/ 20%

 

- более года

8

9

17 / 68%

5

Кол-во детей, имеющих какие-либо результаты, достижения, успехи в области этого интереса

 

12

 

8

 

20 / 80%

6

Какие именно:

 

- поделки

3

3

6 / 24%

 

- рисунки

6

4

10 / 40%

 

- участие в конкурсах

2

1

3/ 12%

 

- спортивные достижения

1

-

1 / 4%

7

Достаточно ли возможностей предоставляет школа для развития данных интересов:

 

- достаточно

10

6

16/ 64%

 

- частично

2

3

5 / 20%

 

- таких возможностей нет

1

2

3 / 12%

8

Кто или что могло бы помочь вашему ребенку в реализации его способностей и интересов:

 

 

9

Какого рода помощь хотели бы получить от школы в этой связи:

 

- индивидуальные занятия педагога, тренера, другого специалиста с моим ребенком

2

2

4 / 16%

 

- кружок, спортивная секция, факультатив…

6

8

14 / 56%

 

- содействие в организации выставок, концертов, соревнований

 

1

1 / 4%

 

- участие в предметных олимпиадах

-

-

-

 

- участие во внеклассных мероприятиях и праздниках

2

2

4 / 16%

10

Специализированные учреждения или секции, которые посещает ребенок помимо общеобразовательной школы:

 

- музыкальная школа

8

5

13/ 52%

 

- спортивная школа

1

-

1 / 4%

 

- школа искусств

4

3

7/ 28%

 

-другие

-

-

-

11

Ребенок испытывает трудности:

 

- в обучении

1

2

3 / 12%

 

- в общении со сверстниками

-

3

                  3/12%

 

- в общении с педагогом

-

1

                   1/4 %

 

- проблемы со здоровьем

1

3

 4 / 16%

12

Причины, препятствующие развитию способностей у ребенка

 

13

Интересы у членов семьи или семьи в целом

 

 

Рекомендации:

  1. Выявление  педагогом - психологом психических состояний и свойств личности одаренных учащихся; исследование самооценки, тревожности, связанной с учебными ситуациями.
  2. Исследование интеллектуальных способностей одаренных первоклассников.
  3. Составление совместно с педагогами индивидуальных маршрутов обучения для детей повышенного уровня обучаемости.
  4. Индивидуальные занятия, факультативы с одаренными учащимися.
  5.  Внедрение элементов и систем обучения разного уровня сложности.
  6. Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
  7. Активизация разносторонней работы с одаренными учащимися через систему дополнительного образования  (кружки, секции, творческие коллективы).
  8. Проведение выставок детского творчества, предметных олимпиад, конкурсов, концертов, соревнований и т.п.
  9. Проведение методического семинара «Система работы с одаренными детьми», изучение и распространение опыта работы со способными детьми.

 

 

Педагог-психолог                                                        ФИО _______________________________

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации