Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе» (1–4 класс)

2
0
Материал опубликован 28 March 2019 в группе

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе»

В современной системе образования особое место занимает личностно - ориентированный подход  к ребенку. Сегодня недостаточно просто передать стандартный объем знаний подрастающему поколению. Важно способствовать становлению гармоничной личности ребенка. Для реализации такой задачи требуется внимательно исследовать желания и возможности, способности каждого ученика. В связи с развитием таких тенденций в мировом обществе, появилось и повышенное внимание психологов, педагогов к вопросу одаренности детей.

Исследователи предположили, что одаренный ребенок - это не дар природы или божественных сил. Авторы идеи «чистого листа» («табулы расы») утверждают, что дети рождаются без наследственных способностей, какой-либо предрасположенности к неординарной мыслительной деятельности. А на формирование гениальности влияют социальная среда и воспитание. Такие взгляды имеют место и в современном обществе. И в них есть определенная доля правды - действительно, окружающая среда оказывает большое влияние на развитие способностей детей, но исключать природные задатки человека, генетическую предрасположенность никак нельзя.

Интересны идеи К. Сототина: этот автор утверждает, что одаренным может стать каждый человек в результате проведения регулярных упражнений. И, наоборот, врожденные способности могут бесследно исчезнуть, если их не развивать.

В своей педагогической работе с детьми я использую исследовательский метод обучения. Детям нравится быть участниками исследовательской работы. Ребята с разным уровнем подготовки становятся участниками исследовательской работы. Начиная с первого класса, ученики становятся «юными исследователями» той или иной проблемы. Ребятам нравится искать пути решения кого- либо вопроса, раскрывая тему исследования. Отвечать на вопросы, составлять анкеты для одноклассников, родителей, учителей. Им интересно быть в роли учителя, раскрывая тему своей исследовательской деятельности.

Талантливый ребенок часто создает собственный стиль выполнения какой-либо деятельности, владеет навыками структурирования, обобщения, анализа, а также отличается особым типом обучаемости. Поэтому работа с одаренными детьми на уроке требует индивидуально-личностного подхода. Мотивационный аспект проявляется в следующем:

у ребенка отмечается повышенный интерес к каким-либо видам деятельности;

малыш отличается познавательной активностью, склонностью к исследованию, анализу явлений;

стремление к самосовершенствованию, неприятие готовых стандартных ответов на поставленную задачу;

повышенная избирательность (например, к предметам художественного искусства, музыки, технологии и т.д.)

Нередко одаренные дети младшего школьного возраста выявляются педагогом именно по мотивационным признакам — такие дети отличаются высоким стремлением к познанию окружающего мира, готовы к экспериментированию, поиску нестандартных путей решения проблемных ситуаций. Но не всегда у ребенка возникает интерес к учебе, и тут должен учитель помочь ребенку раскрыть свой потенциал. Например, на уроках изобразительного искусства учитель видит у ребенка способности к живописи, но у малыша нет желания раскрывать свои способности, или нет возможности у родителей записать ребенка в школу искусств. В данной ситуации я, как учитель поступаю следующим образом. В ГПД провожу тематическое занятие по изобразительному искусству. Предлагаю ребятам сделать выставку работ по заданной тематике. Дети выполняют работу, делают выставку, обсуждают свои работы. Что получилось, а что нет. Ребенка захватывает творческий процесс. Ему нравятся положительные отзывы о своей работе. А дальше учитель предлагает участвовать в различных муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах. Учитель заранее объясняет ребенку, о том, что цель участия в конкурсах показать свои работы, услышать мнение окружающих, взвесить все «за» и «против». И идти дальше. Стремиться к лучшим результатам. Говорить ребенку, что он способный, у него всё получится! Ребенок начинает верить в себя, в свои способности.

Кузьмин Артём (7 лет)

В каждом классе всегда встречается ребенок, который не всегда проявляет активность, молчит, не стремится быть замеченным. Среди таких детей есть одаренные дети. В своей работе я стараюсь  таких детей увидеть, раскрыть их  способности. Такие дети, часто не верят в себя, иногда можно услышать от родителей не лестные отзывы о своих детях. Поэтому, я для себя ставлю главную задачу, раскрыть потенциал у ребенка т.к. не только ребенок, но и родные ему люди не верят в него. Например, ученик смущается, когда рассказывает стихотворение наизусть. Чтобы исчезло смущение, боязнь аудитории, я начинаю работать с ребенком. Проявляю к нему внимание и заботу, стараюсь уделять больше внимания, поощрять. Давать задания на аудиторию. Ребенок привыкает к публичным выступлениям, теряется страх перед аудиторией класса. У него появляется интерес к публичному выступлению. В дальнейшем ребенок сам предлагает участие в конкурсах, праздниках, выступлениях. Самое главное у детей, получается, проявить себя, они с желанием участвуют в различных мероприятиях, активно начинают работать на уроке.

В каждом классе есть творческие дети, которые хорошо поют, читают стихи, увлекаются шитьем. Почему бы не заинтересовать детей, не рассказать окружающим о их способностях, показать на что способны ребята.

Совместно с ребятами я готовила праздник для мам. Ребенок сочинил стихотворение о маме, прочитал мне. Совместно с автором стихотворения мы приняли решение прочитать стихотворение на празднике, в дальнейшем появилось стихотворение о России, которое мы отправили на дистанционный конкурс, где заняли первое место. Ребенок понял, что у него получается сочинять стихи, они нравятся окружающим. 

Мама

Я маме своей букет подарю.

Признаюсь, что очень ее я люблю.

Во всем на нее хочу быть похожа,

Она носит форму, и я ношу тоже.

Ведь это почетно случить в МЧС,

И с детства я знаю про доблесть и честь.

Железная леди, а дома принцесса,

Нежна и скромна и готовит прелестно.

Любимой мамочке все по плечу,

На ушко ей сладенько я прошепчу:

«Ты самая лучшая мама моя,

Спасибо за то, что ты есть у меня».

Ильина Ангелина (7 лет)

***

Россия – Родина моя!

Нет на свете краше уголка,

Чем Россия-Родина моя!

Где трепещет на ветру трава,

Где традиции хранятся на века.

Каждый знает здесь и стар и млад,

Что пережила Россия – Мать.

Войны, революции, застой,

Не сломили дух наш боевой.

Наши деды, прадеды, отцы,

Жизнь отдали, чтобы мы росли.

Чтобы мирно было на Земле,

В нашей замечательной стране!

Вот что значит Родину любить,

Будем помнить и достойно чтить!

Ильина Ангелина (7 лет)

Не всегда удается в рамках урочной деятельности раскрыть способности. Поэтому на помощь приходят занятия внеурочной деятельности: в кружках, группе продленного дня. Так на уроке технологии я узнала из беседы с детьми, что в классе есть дети, которые шьют куклы – обереги. Я заинтересовала ребят этой темой. В результате появился исследовательский проект о куклах – оберегах. Дети проводили анкетирование, показали одноклассникам мастер- класс по изготовлению кукол в группе продленного дня, выступили с данным проектом на муниципальном и региональном уровне.

https://cloud.mail.ru/public/N7ZS/mUJg6kvgP

Существуют особенности работы с одаренными детьми. Дети, обладающие талантом, нуждаются в постоянной помощи старших наставников. Так, одаренные дети вовсе не понимают своего «статуса», который присвоили им взрослые. Только под непосредственным руководством педагога можно развивать, раскрывать новые горизонты таланта. Работа с одаренными детьми в классе состоит в том, чтобы найти правильный подход к ученику, стать старшим товарищем, помощником в реализации задуманных проектов.

Особенности работы с одаренными детьми заключаются также в том, чтобы продолжить развивать их способности в рамках дополнительного образования. Так, указанная система на сегодняшний день стала не вспомогательным методом воспитания школьников, а полноценным самостоятельным направлением, занимающимся выявлением и развитием способностей детей.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие стратегии обучения одаренных детей:

углубление знаний;

изучение учебного материала ускоренными темпами;

создание проблемных ситуаций для самостоятельного решения их детьми;

обогащение материала;

государственная поддержка одаренных детей.

С учетом психолого-педагогических особенностей работы с одаренными детьми была разработана целевая программа РФ «Дети России». В ее содержание входит подпрограмма «Одаренные дети», целью которой является создание условий для выявления и развития талантливых детей на государственном уровне. В рамках данной подпрограммы проводятся мной следующие мероприятия: всероссийские олимпиады по отдельным учебным предметам; олимпиады, конкурсы, соревнования в рамках дополнительного образования. Я стараюсь, построить свою работу так, чтобы инициатива шла от детей. Дети участвуют в дистанционных олимпиадах, муниципальных. Принимают активное участие в исследовательских проектах и конкурсах.

Считаю, что выявление и развитие одаренных детей – одна из задач учителя. Ведь в руках талантливых, людей находится будущее развитие цивилизованного современного общества.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации