Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе»
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе»
Одаренность это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Одаренный, талантливый, обладающий талантом, а талант, в свою очередь, - это выдающиеся врожденные способности.
(С.И. Ожегов).
В настоящее время становится все более актуальной проблема одаренности. И это безусловно связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Очень важный является раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей. Существует мнение, что одаренные дети совершенно не нуждаются в помощи взрослых. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны и восприимчивы к оценке их деятельности.
Для большинтва одаренных детей присуще такие качетва как любознательность, сверхчувствительность к проблемам, оригинальность и гибкость мышления, отличная память.
Требовательность к результатам собственной деятельности, способность противостоять мнению большинства - особенность психосоциального развития одаренных детей.
У одаренных детей сильно развиты лидерские качетва. Они довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора.Черты лидера проявляется в том, что ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается, проявляет инициативу, принимает на себя ответственность.
В учебной деятельности одаренный ребенок может столкнуться с рядом проблем. Учебная программа для одаренных детей скучна и неинтересна, и вследствие этого могут возникнуть нарушения в поведении. У одаренных детей проявляется интерес к сложным играм, но они чаще всего неинтересны их сверстникам. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми более старшего возраста. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.В обучении с одаренными детьми можно использовать различные технологии, методы и приемы.
Среди технологий можно выделить развивающего обучения, проблемно-поисковую, технологию групповой творческой деятельности (мозговой штурм), технологию исследовательского обучения коммуникативно-диалоговая технология, технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения и информационные технологии.
.